Бисмилляхи ар-рахмани ар-рахиим, альхамдулиллях ва саляту ва саляму аля-расулиллях

ВВЕДЕНИЕ

БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Тема этой книги чрезвычайно важна, потому что некоторые черты эпохи невежества сохранились, по сей день. Есть много людей, призывающих к этим ошибочным верованиям и обычаям, например, вводящих религиозные новшества и потакающих своим желаниям.

Слово “масаиль” здесь обозначает различные аспекты верований, деяний, высказываний, идеологий и обычаев, которых придерживались люди периода невежества.

Слово “джахилийа” обозначает период, предшествовавший появлению Ислама. Это понятие произошло от слова “джахль”, означающего “невежество”, потому что взгляды, которых придерживались люди в тот период либо вообще не опирались на небесное руководство, либо основывались на искаженных представлениях о прежних писаниях. Аллах назвал так-тот период, подчеркивая Свое недовольство верованиями, деяниями

И принципами этих людей. Он осудил и отверг эти заблуждения в Своем писании, что видно в следующих четырёх аятах, в которых употребляется слово “джахилийа”.

Всевышний Аллах сказал: «Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества» (Семейство Имрана, 154).

Всевышний сказал: «Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (Трапеза, 50).

Также Он сказал: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества» (Сонмы, 33).

И еще Он сказал: «Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость – заносчивость времен невежества» (Победа, 26).

Эпоха пришествия посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и его окружение характеризовались невежеством.

Это было время, когда жители Аравийского полуострова поклонялись идолам и истуканам, обращали свои молитвы усопшим, закапывали живьём своих новорожденных дочерей, когда кланы вели многолетние междоусобные войны, а рабовладельцы жестоко избивали своих рабов.

Это было время, когда не было руководства к прямому пути, а те, у кого были ниспосланные Аллахом писания, изменили их, чтобы получить ничтожную прибыль в мирской жизни.

Люди не могли отличить правду ото лжи, и по этой причине они выдумали множество обычаев верований, по поводу которых Аллах ничего не ниспослал. Именно против этих обычаев и верований выступил пророк (да благословит его Аллах и приветствует), пришедший с верным руководством и религией истины.

Аллах приказал ему бороться против верований и деяний неверующих, за исключением некоторых из них.

Таким образом, период невежества стал своего рода противоположностью Исламу.

Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб отмечает это в своем введении: “Это потому, что (пониманием) противоположной стороны какого-либо вопроса, его хорошая сторона становится явной. И вопросы становятся ясными путём выявления их противоположных сторон”.

Поэтому, изучая противоположную сторону какого-либо вопроса (в данном случае это – период невежества), можно лучше оценить и понять другую сторону, которой является Ислам.

Эта религия была ниспослана для уничтожения многих ложных обычаев и верований, распространённых среди людей того времени и места.

Поэтому мы надеемся, что читатель лучше поймёт суть Ислама, узнав его противоположную сторону – т.е. период невежества. Хотя период невежества был характерен для неверующих в связи с тем, что в то время еще не было Ислама, верования и обычаи того периода являются общераспространёнными. Даже сегодня мы можем встретить людей приписывающих себя к мусульманам, придерживающихся верований и обычаев, которых придерживались неверующие до появления Ислама.

В этом хадисе содержится ясное свидетельство против одного из обычаев периода невежества, однако автор не привел его в своей книге. Возможно, причина этого заключалась в том, что люди его времени, как правило, следовали этой пророческой сунне, и необходимости предупреждать их об этом не было.

А лучше всего об этом известно Аллаху.

Следовательно, эта книга сохраняет свою актуальность и в наши дни, потому что многие черты периода невежества сохраняются в Умме и в наши дни.

Мы просим Всевышнего позволить читающим этой книге, поразмыслить над этими чертами периода невежества, которые Ислам был призван уничтожить.

От редакции.

ТЕКСТ КНИГИ

Это признаки, которые были характерны людям периода невежества и, которым посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), противостоял. Они относятся к тем вопросам, о которых каждый мусульманин должен знать. Это потому, что с (пониманием) противоположной стороны какого-либо вопроса, его хорошая сторона становится явной. И вопросы становятся ясными путём выявления их противоположных сторон.

Самым важным из этих аспектов (периода невежества) и самым суровым по своей опасности является отсутствие веры (иман) в сердцах, ради чего пришел посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

И если к этому (отсутствию веры) прибавить оправдание того, чего придерживались люди периода невежества (т.е. оправдание ширка), то в результате будет полный крах, как Всевышний Аллах сказал: «Те же, которые уверовали в ложь и не уверовали в Аллаха, непременно окажутся в убытке» (Паук, 52).

Они совершали поклонение, смешивая праведников в своих молитвах и поклонении Аллаху. Они это делали только из желания, чтобы эти (праведные люди) выступали заступниками для них перед Аллахом, основываясь на том, что Аллах любил их, и эти праведные люди любили Его. Всевышний сказал: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: “Они – наши заступники перед Аллахом”» (Йунус, 18).

Всевышний также сказал: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”» (Толпы,3).

И по этой причине Джихад был узаконен, как Аллах Всевышний об этом сказал: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху» (Добыча, 39).

Их религия была построена на определённых принципах, величайшим из которых был такълид (слепое следование). Это было главным принципом для всех неверующих, как первых, так и последних из них. Как Всевышний об этом сказал: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: “Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы, верно, следуем по их стопам”» (Украшения, 23).

Он также говорит: «Когда им говорят: “Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!” – они говорят: “О нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы”. А если сатана позовет их к мучениям в Пламени?» (Лукман, 21).

Для объявления лживости чего-либо они также использовали как доказательство, тот факт, что это было странным и, что его последователи были малочисленны. Аллах же предписал противоположное этому, и Он разъяснил это во многих местах Корана.

В качестве доказательства они основывались на утверждении, что они были народом, которому была дарована сила в понимании и работе, и также во владычестве, богатстве и статусе. Аллах опроверг это, сказав: «Мы укрепили их в том, в чем не укрепляли вас» (Пески, 26).

Они отвергли прямой и правильный путь объяснений. Причиной существования этого и предыдущего аспектов является отсутствие с их стороны понимания сходств и различий (т.е. сходств и различий между пророками и нормальными людьми).

13. Они пошли на крайности в отношении своих ученых и праведных людей, как это выражено в Его словах: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду» (Женщины, 171).

Они использовали утверждение, что они “не понимали” как повод, чтобы не следовать тому, что Аллах им ниспослал, как Всевышний сказал: «Они сказали: “Сердца наши покрыты завесой (или переполнены знаниями)”» (Корова, 88).

Всевышний Аллах также сказал: «Они сказали: «О Шуайб! Многое из того, что ты говоришь, нам непонятно» (Худ, 91).

Они приписывали свою ложь и пророкам, как это выражено в словах Всевышнего: «Сулейман не был неверующим» (Корова, 102). И также в Его речах: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином» (Семейство Имрана, 67).

[прим. Здесь Аллах опровергает притязания иудеев и христиан. Каждый из них придумал свою религию и затем приписал её к определенным пророкам, например, когда иудеи приписали своё колдовство Сулейману (мир ему) и, когда христиане приписали свою ложную религию Ибрахиму (мир ему), поэтому Аллах разъяснил суть дела в этих аятах.]

Они отказывались следовать правде из-за гордыни и надменности, когда видели, что их в этом уже опередили слабые и бедные, и Аллах сказал: «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику» (Скот, 52).

[прим. После утверждения этого аята Аллах говорит: «Таким образом, Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: “Не уже ли среди нас Аллах оказал милость только этим?” Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (Скот, 53).]

Они называли правду ложью, основываясь на том, что эту правду приняли слабые и бедные люди. Всевышний сказал: «Неверующие сказали верующим: “Если бы это было благом, то они не опередили бы нас в этом”» (Пески, 11).

26. Они исказили писание Аллаха после того, как поняли его, и делали это сознательно (т.е. намеренно и не из-за невежества).

[прим. Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к Писанию. Они говорят: “Это– от Аллаха”. А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят навет на Аллаха» (СемействоИмрана, 78).]

Они принимали только ту правду, которая соответствовала их собственным воззрениям. Всевышний Аллах сказал: «Когда им говорят: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Мы веруем в то, что было ниспослано нам». Они отвергают то, что явилось впоследствии, хотя это является истиной, подтверждающей правдивость того, что есть у них» (Корова, 91).

Но, несмотря на это, они даже не знали, во что верит это партия/группа (которой они следовали), как Аллах подчеркнул это в Своём высказывании: «Почему же раньше вы убивали пророков Аллаха, если вы являетесь верующими?» (Корова, 91).

30. Изумительным знамением Аллаха является то, что когда эти люди оставили приказ Аллаха объединиться и начали совершать то, что Аллах запретил им из числа злых деяний, положение стало таковым: «…каждая секта радуется тому, что имеет…».

31. Изумительным знамением Аллаха также является то, что эти люди сильно ненавидели религию, к которой они себя относили, в то время как любили религию неверующих – тех, которые были врагами им и их пророку. Их испытание было выражено в степени их любви (к религии их врагов). Как это было в случае с пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), когда они пришли к нему с религией Мусы,(мир ему),в то время как (на самом деле), они следовали магическим книгам. А эта магия была религией народа фараона.

Они не веровали в правду, если она была с кем-либо из тех, кто им не нравился, или с кем они не были согласны. Аллах Всевышний сказал: «Иудеи сказали: “Христиане не следуют прямым путем”. А христиане сказали: “Иудеи не следуют прямым путем”» (Корова, 113).

33. Они отвергли то, что считали частью своей религии, как они это сделали во время хаджа (т.е. паломничества) к Дому (т.е. Каабе).

[ Многобожники совершали хадж, но в неправильном виде, чем их праотец Ибрахим. Поэтому, делая это они, отвергли правильную форму хаджа, которую они считали частью своей религии, в пользу собственной манеры совершения хаджа. Это включало установление идолов вокруг Каабы и в местах Сафа и Маруа, совершение тауафа вокруг Каабы, будучи голыми, подсвистывая и хлопая в ладони во время молитвы в Каабе. Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), противостоял им во всех этих действиях хаджа и установил правильную форму его совершения согласно Сунне.]

Всевышний Аллах сказал: «Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама), кроме глупца?» (Корова, 130).

34. Каждая из их групп заявляла, что именно она является спасшейся общиной. [прим. Как это выражено в их словах: «Не войдет в Рай никто, кроме иудеев или христиан» (Корова, 111).]

Они совершали обряды поклонения, обнажая свои срамные места, как Аллах об этом сказал: «Когда они совершают мерзость, они оправдываются так: “Мы видели, что наши отцы поступали таким образом”» (Преграды, 28).

36. Они совершали поклонение, запрещая разрешённое, а также поклонялись, придавая сотоварищей Аллаху. [прим. Всевышний Аллах сказал: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (Пчёлы, 116).]

37. Они совершали поклонение, превознося своих раввинов и монахов (т.е. знающих людей) как господ помимо Аллаха. [прим. Этот пункт связан с предыдущим тем, что в предыдущем пункте речь шла о знающих учёных среди Людей Писания, которые сделали разрешённое запретным и запрещенное разрешённым. Следующий пункт обращен к тем из Людей Писания, которые настолько последовали за этими злыми учёными, что, повинуясь им в их изменении приказов Аллаха, они, на самом деле, сделали их божествами наравне с Аллахом.

Аллах Всевышний говорит: «(Иудеи и христиане) призывали богами помимо Аллаха своих ученых и монахов» (Покаяние, 31).]

38. Они отрицали атрибуты Аллаха (ألاحاد في الصفات), как Аллах сказал: «…вы предполагали, что Аллах не знает многого из того, что вы совершали» (Разъяснены, 22). [прим. Атрибутом Аллаха, который они отрицали в этом аяте, было Его знание.]

39. Они отрицали имена Аллаха (ألاحاد في الاسما&# 1569;), как Всевышний сказал: «…но они не уверовали в Милостивого» (Гром, 30). [прим. Имя Аллаха, которое они отрицали согласно этому аяту, было ар-Рахман.]

40. Они совершали “та’тиль” (التعطيل) (отрицание имён и атрибутов Аллах), как это выражено в заявлении народа фараона.

[прим. Шейх имеет в виду высказывание Аллаха, относя это к фараону, который сказал: «Я не знаю для вас иного бога, кроме меня» (Рассказ, 38). А также, заключая Худайбийский договор, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал Али написать «Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим». Но неверующие воспротивились и сказали ему написать только «Бисмиллях» и, что они не знали, кто был «ар-Рахман» и «ар-Рахим». Это пример их (та’тиля), или отрицания тех имён и атрибутов, которые Аллах утвердил для себя. ]

41. Они приписали Аллаху недостатки такие, как ребенок, (иметь) нужду и усталость, в то время как (с другой стороны) они отвергали некоторые из этих недостатков от их религиозных лидеров (т.е. монахов).

[прим. Одним из недостатков, который неверующие приписывали Аллаху, было то, что Он якобы имел ребёнка, как это видно в утверждении Иудеев о том, что ‘Узейр Его сын, и утверждении христиан от том, что ‘Иса Его сын. Даже многобожники заявляли, что ангелы являются дочерьми Аллаха! Другим недостатком является их утверждение, что Аллах устал и отдохнул после того, как создал небеса и землю. Но Аллах не уставал, как Он опровергает это утверждение: «Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и Нас ничуть не коснулась усталость» (Каф, 38).

И в нижеследующем аяте Аллах приводит то, как иудеи приписали Ему жадность: «Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали (или да будут скованы их руки, и да будут они прокляты за то, что они сказали)» (Трапеза, 64). Аллаху принадлежат самые совершенные имена и атрибуты и Он превыше всего, что неверующие ложно и безосновательно приписывали Ему.]

42. Они совершали ширк в отношении власти (мульк) Аллаха, как это выражено в вероубеждении маджусов. [прим. Маджусы верили, что тьма и свет являются двумя божествами тогда, как они являются двумя созданиями и находятся под властью Аллаха, так как Он единственный повелевает над днём и ночью. Поэтому то, что они сделали тьму и свет божествами помимо Аллаха является ширком в отношении мулька Аллаха. ]

43. Они отрицали «аль-Къадар» (Божественное Предопределение). [прим. Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если кто-либо бьет по своим щекам, рвёт на себе одежду и призывает призывом “джахилии”(периода невежества), то он не из нас». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Поэтому отрицание (къадар) было одним из призывов периода Невежества, потому что в период невежества люди били по своим щекам, рвали на себе одежду, услышав известия о несчастье. Но Ислам предписал уверовать в (къадар), который обязывает соблюдать терпение во время несчастий. ]

Они прибегали к различным интригам как скрытым, так и явным, чтобы отвергнуть то, с чем пришли посланники. Это выражено в Его высказывании: «Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил» (Семейство Имрана, 54).

Они фанатично придерживались определенного мазхаба, как это выражено в Его высказывании касательно этого (цитируя неверующих): «Верьте только тем, кто последовал вашей религии» (Семейство Имрана, 73).

Они считали, что следование исламу является формой ширка (придание сотоварищей в поклонении Аллаху). Это упомянуто Аллахом в Его высказывании: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решения) и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху». Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его. Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами» (Семейство Имрана, 79-80).

57. Они исказили слова (Аллаха) от их оригинального вида (т.е. значения).

Они не уверовали в правду.

Они придерживались той позиции, что если они были одолены твердым доказательством (против них), то они шли жаловаться правителю, как Аллах Всевышний говорит: «Знатные люди из народа фараона сказали: “Неужели ты позволишь Мусе (Моисею) и его народу распространять на земле нечестие?”» (Преграды, 127).

Они обвиняли их в порочении и принижении религии правителя, как Всевышний Аллах сказал: «Знатные люди из народа Фараона сказали: “Неужели ты позволишь Мусе (Моисею) и его народу распространять на земле нечестие и отречься от тебя и твоих богов”» (Преграды, 127).

Всевышний также говорит (цитируя слова фараона): «Я опасаюсь, что он заменит вашу религию» (Верующий, 26).

[прим. Это то, что фараон сказал своему народу, когда Муса,(мир ему),пришел к нему с правдой от своего Господа. Поэтому он предостерегал их от него, обвиняя его в желании изменить религию, которой придерживался их правитель.]

Они обвиняли их в порочении и принижении правителя, как Аллах Всевышний говорит: «Знатные люди из народа Фараона сказали: “Неужели ты позволишь Мусе (Моисею) и его народу распространять на земле нечестие и отречься от тебя и твоих богов”» (Преграды, 127).

68. Они заявляли, что действуют на основе того, что у них было от правды, как это выражено в Его высказывании:

«Они отвечают: “Мы веруем в то, что было ниспослано нам”» (Корова, 91), в то время как (на самом деле) они оставили это.

69. Они вводили дополнения в свои обряды поклонения (вводя новшества), как это было сделано ими в день Ашура.

Их руководители были двух типов: либо это был скверный ученый, либо это был невежественный монах. Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл? Когда они встречали верующих, они говорили: “Мы уверовали”. Когда же они оставались наедине друг с другом, то говорили: “Неужели вы расскажете им о том, что открыл вам Аллах, чтобы они могли препираться с вами посредством этого перед вашим Господом? Неужели вы не уразумеете этого?” Неужели они не знают, что Аллаху ведомо все, что они скрывают и обнародуют? Среди них есть неграмотные люди, которые не знают Писания, а лишь верят пустым мечтам и делают предположения» (Корова, 75-78).

Они заявляли, что любили Аллаха в то время, как они оставили Его Божественные Законы. Поэтому Аллах испытал их, сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи”»

(Семейство Имрана, 31). [прим. Здесь, в отношении любви к Нему, Аллах ставит условие, что все те, кто заявляет о своей любви к Нему, должны быть правдивыми в своих словах и показать это на деле. Действием, с которым Он связывает демонстрацию искренней любви к Нему, является следование Сунне Его посланника, которое фактически является Его предписанным законом. ]

Они обвиняли тех, кто последовал за посланниками в отсутствии искренности и в желании достичь мирских целей. Аллах ответил им сказав: «Ты нисколько не в ответе за них» (Скот, 52), и другие подобные аяты.

Они не верили в ангелов.

А также Его слова: «Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества» (Корова, 254), и Его высказывания: «Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину» (Украшения, 86).

Они покрыли правду ложью.

Они столкнулись с явным противоречием, когда решили не уверовать в правду, как Всевышний Аллах сказал:«Но они сочли ложью истину, когда она явилась к ним, и теперь они находятся в замешательстве» (Каф, 5).

Они взывали к тагъуту за решением. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него?» (Женщины, 60).

ВВЕДЕНИЕ

БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Тема этой книги чрезвычайно важна, потому что некоторые черты эпохи невежества сохранились, по сей день. Есть много людей, призывающих к этим ошибочным верованиям и обычаям, например, вводящих религиозные новшества и потакающих своим желаниям.

Наши рекомендации