Письма, написанные архиепископом петром своим чадам из соловецкого лагеря
7 августа 1927 года. Да хранит Господь всех вас в мире, здравии и благополучии. Всех с любовью помню, за всех молюсь. Всем кланяюсь и всех благословляю. Мы пока по милости Божией живы, здоровы и благополучны. Я состою на должности сторожа вместе с Курским архиепископом. Слава, слава Богу! За всё благодарю Господа! Мне можно писать кому и сколько угодно, на город „Соловки". Не забывай молиться о грешном архиепископе Петре...
24 августа 1927 года. Часто пишу тебе, любезное о Господе чадо мое, надеюсь, что авось какое-либо письмо дойдет до тебя. Ни от тебя, ни от других никого не получал еще я писем, а потому не знаю, как вы живете и спасаетесь. Писал кое-кому к праздникам, но не знаю, получили ли они. Я пока по милости Божией жив и здоров, духом всегда пребываю со всеми вами
и молюсь за вас непрестанно. Хочется думать, что и меня не забыли и что и за меня молятся, хотя втайне поминая мою худость. Знаю, что у вас был и служил преосвященный Алексий и что теперь временно назначен к вам митрополит Нафанаил. Прибыл ли, и как его встретили, и каково к нему отношение? Дай Бог ему право править слово истины Христовой... Господь да благословит тебя и всех. Поклон всем...
19 сентября 1927 года... Живу воспоминаниями и храню в своем сердце Богом данную мне паству, за которую молюсь и которую благословляю. Слава Богу за всё ниспосланное! Мы за ваши молитвы здоровы и бодры духом. Господь да благословит вас и да благопоспешит вам всем.
Ваш богомолец и благожелатель, грешный архиепископ Петр.
6 октября 1927 года. Возлюбленное о Господе чадо мое отец Митрофан! С праздником в честь Покрова Пресвятой Богородицы поздравляю тебя и всех помнящих. Вспоминаю всех постоянно и молюсь за всех своими слабыми и грешными молитвами. Владычица Сама по Своей милости да воздаст вам всем за все милости, которые вы оказываете мне недостойному. Не присылай мне образов и книг без моего запроса, так как они могут затеряться, да и при передвижениях составят лишнюю тяжесть. Последнюю посылку вчера получил; на этот раз она дошла с изъяном, потому что банка с медом прохудилась и мед вышел, усладивши все остальные предметы. Спаси Господи за усердие, заботы и внимание...
...Поздравляю вас, любезная о Господе А. Л., с наступающими праздниками Рождества Христова, Обрезания и Крещения Господня. Молитвенно желаю вам от Господа всяких милостей и спасения душевного — последнее самое главное: будет оно, будет и все остальное, только сумейте полюбить Христа, сумейте Им единым дышать, жить, о Нем лишь думать, к Нему стремиться, о Нем беседовать, Его слова в Евангелии читать, заучи-
вать и воплощать в жизни. Сумейте полюбить Христа, и всем около вас будет тепло, покойно и не тесно. Помолитесь, чтобы и меня Господь научил этой единственно нужной науке. Благодарю вас и всех, особенно помолившихся и воздохнувших обо мне в годовщину моей разлуки с вами. Этот год и дальность расстояния не только не охладили моего сердца, но я еще более люблю всех вас о Господе и всем благожелаю. Будьте здоровы, мирны и благополучны, и да хранит вас всех Матерь Божия и святые святители наши. Мир всем и Божие благословение.
Грешный архиепископ Петр.
Отец Иннокентий плох, если скончается, пришлю телеграмму, и вы все тогда помолитесь об упокоении души его, все почитайте о нем Псалтирь, хотя по одной кафизме в день в течение шести недель, а усердные и до году.
27 декабря 1927 года. Пишу вам, добрейшая В. А., не только по своему желанию, но и по просьбе умирающего отца Иннокентия, которого только что навещал. Исхудал он до неузнаваемости и говорит еле слышно, положение его безнадежное... Духом он бодр, со всеми примирен, предался воле Божией, по-христиански ожидает смерть, а когда я уходил, то он, не будучи в состоянии поклониться, сделал руками жест, говоря: „прошу вас от меня передать поклон всем", — что я и спешу исполнить. Да укрепит его Господь! Прихворнул и я немного от простуды. Поболело горло, теперь лучше. Пусть никто не гневается за редкое получение от нас писем — теперь почта будет ходить реже и к нам и к вам: больше месяца нет у нас писем. Болит сердце за всех вас. Всей вашей семье... всем верным Божие благословение и поклон.
Архиепископ Петр.
13 января 1928 года. Вступая в новолетие, приветствую вас и всех, посылаю вам благословение и искренние пожелания всего лучшего в этой многоскорбной земной жизни. Благодарю вас за заботы в уверенности, что Господь сам воздаст вам Своими
богатыми милостями. Камилавки в свое время получил, благодарю тех, кто соорудил их так хорошо, и благодарность немедленно послал с извещением. Мы пока живы и здоровы, но вестей не имеем почти два месяца, так как доставка почты еще не наладилась, а на аэроплане еще, по-видимому, не надумали. Отца Иннокентия похоронили, горько оплакав потерю его. Но на все воля Божия. Он умер примиренный со всем и со всеми, не произнося ни одного слова ропота или злобы. Мир и благословение вам...
20 января 1928 года. Только теперь имею возможность отправить вам желаемую вами открытку с видом Варваринской часовни. Не могу словами выразить моей глубочайшей благодарности за все решительно, и могу лишь молиться за вас, пока Господь даст жизни. Да хранит вас Бог от всех козней дьявольских ради вашего чистого и бескорыстного усердия! За молитвы многих я пока жив и здоров. Особенно по сердцу пришлось мне ваше пожелание к празднику не чувствовать острой боли и тоски. Спаси Господь... Я же кровно соединен со своей паствой и не могу не молиться за нее и не беспокоиться о ее благополучии, мире, здравии, спасении. Вам, вашим родным и всем мир и Божие благословение. Благодарность. Сана на адресах никто не пишите...
13 февраля 1928 года. Грустно, что никто из вас не получает от меня писем, но это происходит лишь оттого, что теперь зима, и почта не может ходить аккуратно. Но вот меня удивляет, что вы до сих пор еще не знаете о кончине отца Иннокентия, почившего в самый сочельник, 24 декабря в три часа утра, а я извещал его родных телеграммой. Завтра уже сороковой день справляем молитвенно. За ваши молитвы я, по милости Божией, жив и здоров, как и прочие, всем пишу при всякой возможности. Сердечно благодарю за присланные 20 рублей от 1/14 января. Мои мирские именины будут 28 февраля, а день рождения 18 февраля. От вас также мало доходит вестей, хотя знаю, что вы все пишете, и помните, и молитесь. Если не получаете писем от меня, то никто да не думает, будто я кого извлек из своего сердца или памяти: всех о Госпо-
де люблю, помню и благодарю, и благословляю. Дай Бог вам всем всякого благополучия. Всегдашний богомолец...
2 марта 1928 года. Вот и первая неделя Великого поста приходит к концу, и теперь надо уже поздравлять с праздником Благовещения, и я поздравляю тебя и всех решительно, молитвенно желаю всем проникнуться небесной радостью и еще большей любовью к Виновнице нашего спасения, нашей Заступнице и Покровительнице. По милости Божией я жив и здоров и бодр духом, все упование мое возлагаю на Господа. Как-то Господь вас милует? Здоровы ли? Благополучны ли? Давно от вас получены еще декабрьские письма, а за это время ничего нет. Видимо, вы еще не получили извещения телеграфного о кончине 24 декабря отца Иннокентия, которому справили уже и сороковой день 1 февраля. Я буду писать теперь лишь раз в неделю, а потому и не ждите чаще и не думайте, что я не пишу, если не будете получать. Всех благодарю за память и молитвы и за поддержку. Все это ободряет и утешает в далекой разлуке. Но любовь нельзя связать, и она действует на расстоянии и молитвенно соединяет людей воедино, и перед Богом мы всегда вместе. Когда откроется навигация, то вы каждую неделю высылайте по пять дикириев и трикириев свечей: стеарин не надо, также не надо мыла, но в первой посылке пришли клобук, лишь уложи его получше, чтобы не помять его. Прошу молитв. Тебя и всех благословляю. Господь да хранит всех во здравии и благополучии.
С любовью, архиепископ Петр.
4 марта 1928 года. Вы, наверное, удивитесь, получивши эту открытку — первую от меня в ряду других вам и другим. Но не удивляйтесь, а примите за необходимость только. И открытку, и письмо ваше получил. За все глубоко благодарю вас. Не могу выразить словами, как я ценю ваши заботы и как горячо благодарен вам. Ваше участие и ваше попечение скрашивает нашу жизнь и подбодряет дух наш. Если я стал дорог и близок вам оттого, что много выстрадали за меня, то что сказать
мне о том, как вы все мне дороги и близки, когда я и страдал, и страдаю за вас всех, да вы спасены будете, но я не унываю и за все Господа благодарю, хотя и не знаю, увижу ли вас или мне придется сложить свои кости около нашего почившего. Да будет воля Господня! Весьма утешен известием о том, как вы молитесь за почившего, что подаете милостыню и читаете Псалтирь. Все это — самое нужное для почивших, все это — насущное питание их душ. За все воздаст вам Господь. Слава Богу, жив и здоров. Зима у нас сиротская, холодов больших не бывает вследствие близости моря; у вас холоднее. Но сырость и влажность воздуха неблагоприятно отзываются на организме — ноют кости, часто простуживаюсь, немного опухают ноги от ослабления сердечной деятельности. Сколько возможно, подлечиваюсь и, конечно, берегусь... Теперь открытки с видами отменены, и я могу писать лишь раз в неделю кому-либо. Прошу вас всем передать мой привет, поклон и прочее. За всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие. Попросите молитв Феоктисты Михайловны...
9 марта 1928 года. Сердечно благодарю вас всех за память моей хиротонии и рождения, а главное, за ваши молитвы и за то, что сердцем не разлучаетесь со мною. Но не смог исполнить вашего поручения и передать отцу Иннокентию вашего привета, так как незабвенный для меня отец Иннокентий предстоит уже Престолу Божию и, освободившись от всякия болезни, печали и воздыхания, молится за всех его поминающих и любящих. Я до прибытия сюда никак не предполагал столь быстрого течения его болезни, но здесь для меня стало ясно, чем он болен и что дни его сочтены. С этого момента я стал готовить его к исходу, не скрывая от него. Сначала тяжела была для него мысль о смерти, но затем он вполне примирился с нею и покорился воле Божией... Я по милости Божией пока жив и здоров. Работаю по счетоводству в продовольственном складе, где занимаются одни священники. Тут же живу в малой комнатке вместе с преосвященным Григорием, епископом Печерским из
Нижнего. Но здесь пребываю лишь телом, духом же всегда с вами и среди вас, всегда благословляю вас и благожелаю вам. Всех, конечно, помню и всем прошу передать мои поклоны и благожелания. Господь да поможет вам во всем... Надеюсь, что и впредь вы будете писать мне о себе и о своих...
24 марта 1928 года. Глубокоуважаемая и предобрая наша печальница и благодетельница. Если я от юности приучал себя с любовью относиться даже и к тем, кто питал ко мне враждебные и неприязненные чувства, то отсюда можете заключить, какою благодарностью и благорасположенностью наполнено мое сердце к тем, кои и любят меня, и творят мне добро, хотя и не заслуженное с моей стороны. Но если бы и сего не было, то все равно мое сердце было бы полно любовью, как и есть это, так как духовная связь крепче всяких других отношений, ибо мои чувства диктуются мне моим долгом и моими обязанностями. И как вам, так и мне не придется доказывать мои чувства, ибо вы все хорошо знаете, что переживал и переживаю я ради вашего истинного и вечного благополучия. По любви к вам я и ехал к вам, зная точно, что предстоит мне, любовь же к вам ко всем и разлучила нас, дав вам возможность своими заботами и попечениями соучаствовать мне в настоящем положении. Но, зная расположение ко мне и любовь многих, я не обольщал себя мыслью о любви хотя бы большинства. Но я всех люблю и о всех скорблю, и всем желаю полного благополучия и духовного, и душевного, и просто телесного. Хотя я и интересуюсь вашей жизнью, но я ничего не знаю и за многое тревожусь, хотя теперь и ни за что и не отвечаю. А вы неопытны, и многое вам неизвестно, вследствие чего и ошибки ваши не столь преступны могут быть. Те же, кои должны были бы указать вам правильный путь, кое о чем умалчивают по личным соображениям. Вас и всех приветствую пасхальным приветствием, храня всех в моем искренне любящем сердце.
3(16) июля 1928 г. „Скорби сердца моего умножишася, мене сташа и нуждахуся ищущие душу мою. Аз же незлобою моею
ходих и, на ближнии мои отдалече Господа уповая, не изнемогу". Такими словами или, вернее, чувствованиями от сердца пишу тебе, получив письмо от арх. Михаила и от других. Меня считают еретиком, обновленцем Благо мне, яко смирил мя Господь, приемлю эту клевету и поношение, как от руки Господа, во избавление от множества грехов моих. Буди имя Господне благословенно отныне и до века. Но болит душа моя смертельно о тех, кто так дьявольски хитро обманут и разделен, и поставлен на ложный и опасный путь, совершенно не церковный, хотя и прикрываются как будто чем-то церковным. Мне не следовало бы себя оправдывать в глазах тех, которые и со слезами любви и скорби все же нашли в себе возможность допустить, будто я со всеми прочими братьями отступил от истины и в чем-либо, хотя и в малом, перекинулся на сторону лжи, обмана, ереси или раскола. Благодарю Господа за то, что благодатью Его есмь то, что был и что есмь; да если бы я и в малом самом чем поступился бы, то давно был бы со своими детьми, а сего нет. Я никого не упрекаю. Наоборот, вседушно скорблю, что детей обманули и восстановили против отца, им самоотверженно служившего и за свое служение надолго от них оторванного. Наша совесть спокойна, мы сделали все, что требовалось, и пусть никто не верит никаким наветам вражи- им и не сомневается в чистоте моего православия. Молю Бога открыть глаза искренне верующим и собрать всех воедино. Тебе и родным привет и поклон.
Петр.
25 декабря 1928 года. От всего сердца приветствую вас, преподобнейшая, а через вас без исключения всех моих о Господе чад духовных с праздниками Рождества Христова и Крещения. Непрестанно молю Господа нашего, да хранит Он вас всех в правой вере, в мире, в здравии и благополучии и да благословит Своим небесным благословением. Искренне благодарю вас и всех за молитвы, память и поддержку. Мысленно всегда с вами и среди вас, особенно в дни наших праздников, когда вы собираетесь в храме, где некогда бывал и я с вами
и утешался во взаимном общении о Господе. Несмотря на то, что я давно уже выбыл от вас, ваша жизнь и ваши интересы по-прежнему близки и дороги моему сердцу, как собственные, если не больше, так как из-за служения моего вашему спасению я нахожусь в настоящем положении и месте. Всегда хочется писать каждому из вас, но я могу писать лишь два письма в неделю, а потому приходится и в этом иметь воздержание, прося вас всех не огорчаться на меня за неписание всем, хотя всех содержу в моей молитвенной памяти и в моем сердце... Я за ваши святые молитвы пока жив и здоров и на новом своем уединенном и пустынном местожительстве. Бодр духом, покоряюсь воле Господней, меня не оставляющей скорбями и испытаниями. Теперь навигация закрылась, и почта будет реже еще. Если будете писать, то присылайте открытки на ответ, так как нам трудно доставать открытки... Все присланное получил с благодарностью. Не ослабевайте в молитвах и до- броделании, да сподобимся все в свое время милости Господней. Поклон и просьбы о молитвах Феоктисты Михайловны. Предаю вас всех Господу и Его Пречистой Матери.
С любовью о Господе грешный архиепископ Петр.
15 января 1929 года. Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники, как никогда раньше, — ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. Но все это решительно надо терпеть. Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит. Писем ни от кого давно не получаю, наверное вследствие закрытия навигации и сообщения на лодках, которые не могут часто курсировать. Наверное, и от меня стали реже приходить, хотя могут быть и другие, не зависящие от нас причины. Я пока за ваши молитвы жив и здоров... У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями, так что ветер едва не валит с ног... Живу в уединенном и пустынном месте на берегу глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать себя пустынножителем...
Февраль 1929 г. (незадолго перед кончиной). Поздравляю тебя, отец Митрофан, и всех с праздником Сретения Господня и молитвенно желаю всем здравия, спасения и всяких милостей Божиих. В этот день исполнится уже десять лет со дня моей хиротонии, а потому в этот день прошу особенно помолиться за меня, да сотворит Господь со мною Свою милость, да дарует мне еще послужить святой Церкви терпением, перенесением безропотным всех скорбей и напастей, покорностью воле Божией, смирением, любовью к ближним, наипаче к моей пастве, и молитвами за нее. А если Бог пошлет по мою душу, то и смертью вдали от близких сердцу. Много мыслей теснится в моей душе, но тесна и мала для них открытка, а потому я и не делюсь ими с вами, хотя бы и желалось. По милости Божией за молитвы многих я пока жив и сравнительно здоров, если не считать ревматических болей в костях. А тяжело и грустно вдали от могилки отца Иннокентия. Молитвенно вспоминал я его, благодаря Господа за то, что Он избавил его от этой жизни и вселил его там, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание... По случаю зимы почта еще не наладилась, и я не получаю давно писем ни от кого. Наверное, и вы также, хотя я каждую неделю кому-либо пишу по письму. У нас начались порядочные морозы, и зима вступила в свои права. Как-то вас Господь милует? Всем без исключения верным Господу прошу передать мир, благословение и поклон. Всех да хранят молитвы Матери Божией и святых Митрофана, Тихона и Антония, великих святителей Воронежских. Я по-прежнему живу в уединенном и пустынном месте, за все благодаря Господа и во всем смиренно покоряясь воле Его. Прошу тебя быть смиренным, не думать о себе высоко, молиться Господу и не впадать в обольщение и прелесть лукавого, который силится прельстить, аще возможно, и избранных, по слову Господа. Мир ти и всем.
Документы разных лет
В Святейший
Правительствующий Синод Инспектора Новгородской Духовной семинарии Иеромонаха Петра.
Покорнейшее прошение.
Смиренно подчиняясь воле Божией, теснотою и скорбью влекущей худость мою по пути временной сей жизни, нижайше прошу Ваше Святейшество уволить меня от должности Инспектора Новгородской Духовной Семинарии и определить в число братии Юрьева монастыря Новгородской Епархии, если на сие есть изволение Вашего Святейшества.
Вашего Святейшества нижайший послушник Инспектор Новгородской Духовной семинарии Иеромонах Петр.
Декабря 15 дня 1907 г.
В Святейший
Правительствующий Синод Состоящего в распоряжении Преосвященного Алеутского Архимандрита Петра.
Покорнейшее прошение.
Указом Святейшего Синода от 18-го, 20 октября 1916 г. за № 7686 я назначен в распоряжение Преосвященного Алеутского для миссионерской службы. Мне всегда было желательно послужить для родного русского православного народа и особенно желательно в настоящее время, когда он страждет
под бременем беспримерной брани. Вследствие сего я осмеливаюсь смиреннейше просить Ваше Святейшество, не признаете ли Вы возможным освободить меня от назначения в распоряжение Преосвященнейшего Алеутского и предоставить мне потрудиться где-либо в России.
Вашего Святейшества нижайший послушник Архимандрит Петр.
1916 года ноября 12-ГО дня
Его Высокопреподобию Отцу
Протопресвитеру
Военного и Морского духовенства
Проповедника в Особой армии
Архимандрита Петра.
Рапорт.
Имею честь донести Вашему Высокопреподобию, что в мае и июне сего года мною посещены 39 и 46 корпуса. В 39 корпусе в 102 дивизии — 613 и 616 полки, стоящие в резервах, передовые окопы 614 полка и вторая линия окопов 615 полка; в первую же, к сожалению, нельзя было пройти, несмотря на попытку, вследствие начавшегося обстрела неприятельской батареей; в 53 дивизии — 498 полк, стоящий в резерве. В 407 полку в день полкового праздника мною отслужен молебен соборно с отцом благочинным, а у-го мая с ним же Божественная литургия в лесу под открытым небом. При Штадиве 154 около перевязочного пункта Красного Креста 11-го мая отслужен молебен с водосвятием. В селе Хорохорине в месте расположения штаба 53 дивизии в уцелевшем сельском храме отслужено было 13 мая всенощное бдение, а 14-го в том же храме Божественная литургия вместе со священником 53 артиллерийской бригады. Всего в 39 корпусе проведено было мною 42 беседы.
В 46 корпусе в 100 дивизии — 398 и 400 полки, стоящие в резерве и окопы 397 и 99 полков, в Пограничной дивизии — 2
и 1 полки, стоящие в резерве, окопы 4-го полка, высота 72,2, где в мае было произведено несколько ружейных выстрелов, когда мы пытались пройти в выдвинутое вперед сторожевое охранение, а также 3-й полк в 173 дивизии — окопы 691 и 692 полков, в последнем полку окопы находятся в 180 шагах от неприятельского сторожевого охранения; во время беседы неприятель произвел несколько ружейных выстрелов разрывными пулями, по милости Божией не причинивших никому вреда; затем посещены в разрыве 689 и 690 полки. В 400 полку 28 мая совершил Божественную литургию, а накануне в соседнем селе служил всенощное бдение. Во 2-м полку 30 мая служил молебен, а вечером того числа в храме при штабе пограничной дивизии служил всенощное бдение. В том же храме 31 мая совершил Божественную литургию. В 1-м и 3-м полках 1-го июня служил молебен. В 690 полку 3-го мая служил всенощное бдение. По желанию и приглашению стрелкового дивизиона 5 стрелковой Донской Дивизии служил в месте расположения молебен с водосвятием при дружном и воодушевленном пении любителей г.г. офицеров и солдат и под обстрелом неприятелем нашей батареи вблизи расположения дивизиона. Всего в 46 корпусе мною было сказано 36 речей.
При беседах замечается внимание солдат, которые иногда задают вопросы религиозного характера. Был случай, когда один солдат из „евангельских христиан", достав брошюрку, просил объяснить ему вторую заповедь, что мною и было исполнено. По окончанию беседы он сказал, что понял, а присутствующие солдаты благодарили. Особенное внимательное и усердное отношение встречаю в окопах, где пред лицом явной опасности сердце умягчается и бывает более готово слышать и принять в себя слово Божие. Всюду старался расположить солдат к Матери нашей Церкви Православной, поддержать, а кое-где и возбудить любовь к отечеству, сознание долга, взаимную любовь, уважение друг к другу, к чужой собственности, необходимость защищать родину и сограждан и во всем поступать согласно закону Божию, повинуясь старшим и почитая их не за страх, а за совесть. Во многих местах рекомендовал устройство Братства
для борьбы с бранью гнилыми словами и с азартною картежною игрою, чем повально заражены воинские части. Эти Братства могли бы служить и вообще для поднятия нравственного уровня в полках и этим путем несомненно благотворно действовали бы не только на своих членов, но и на окружающих.
Проповедник в Особой Армии Архимандрит Петр.
24 июля 1917 г.
Его Высокопреподобию Отцу Протопресвитеру
Военного и Морского духовенства Проповедника в Особой армии Архимандрита Петра.
Рапорт.
Имею честь донести Вашему Высокопреподобию, что за июль и август месяц мною посещены в армии: 257 пехотный запасной полк, в 11 дивизии полки 443 и 444, стоящие на позиции и 441, 442 — в резерве, а также лазарет № 2; в 442 и 444 полках мною отслужены молебны; в 192-й дивизии — 765, 767, 768 полки, стоящие в резервах, ударный батальон и лазарет № 1; в 765 и 767 полках мною отслужены молебны, в 766 полку — всенощное бдение, а в 768 — Божественная литургия; в 57-й дивизии — окопы 227 и 228 полков, а также 225 и 226 полки, стоящие в резерве и перевязочный отряд; в 225 полку мною отслужен молебен, в 226 — Божественная литургия, в перевязочном отряде — всенощное бдение и Божественная литургия; 2-я и 8-я пулеметные запасные роты, при чем во 2-й роте отслужен молебен; 265 пехотный запасной полк в городе Овруч, где для солдат совершил две Божественные литургии и всенощное бдение; 27-й пехотный запасной полк в Новгород-Волынском, где совершено всенощное бдение; 292-й пехотный запасной полк, расположенный в Коростине, при чем в двух селах служил молебны; 766-ой полк, стоящий в резерве, куда ездил совершать
литургию и беседовать по приглашению полкового священника согласно желанию солдат. Всего за это время проведено 42 беседы. В лазаретах раздавались мною крестики, образки, листки религиозно-нравственного содержания и распространялись св. Евангелие, псалтири, молитвословы и брошюрки религиозно-нравственного содержания. Беседы солдатами посещались весьма охотно и выслушивались с напряжением внимания, что заставляет верить, что текущие чрезвычайные события в нашей истории не заглушили окончательно в душах солдат потребностей веры и желания послушать что-либо „Божественное"; книги же и брошюрки приобретаются солдатами с живейшим интересом. У солдат замечается доброе отношение к своим священникам, которые ревностно трудятся. Священник 225 полка сообщил мне, что солдаты этого полка решили разобрать устроенное для них здание театра и сделать из этого материала храм, которого у них не было, говоря, что не такое время, чтобы веселиться. Храм устроен просто, но производит хорошее впечатление своим незатейливым убранством и порядком. Это весьма отрадное явление. Приходиться наблюдать — в некоторых местах есть хорошо устроенное здание театра, а дома Божьего нет, и, конечно, в зимнее холодное время мало найдется охотников стоять на открытом воздухе и слушать Божественные службы, тогда как театры будут переполняться. Замечается значительная пониженность религиозного настроения среди офицерства, которое в малом количестве посещает Богослужения и в религиозном отношении нуждается в поддержке, чтобы и с этой едва ли не самой важной стороны служить добрым примером для солдат. Настроение солдат в отношении войны составляет желать много лучшего. Часто при разъездах по железным дорогам, да и на местах приходится слышать горячие речи за то, чтобы нам не оставаться на позициях, а заключить мир во что бы то ни стало. Частные смены начальствующих лиц заставляют уже солдат не с таким доверием относиться и к своим прямым начальникам, причем они готовы при всяком случае обвинять их в измене, предательстве, приверженности к старому режиму, хотя бы к тому не
было решительно никаких разумных оснований. А это приводит иногда к крайне горьким последствиям.
Проповедник в Особой Армии Архимандрит Петр.
11 сент. 1917 г.
Дежурный генерал штаба Особой Армии 18 сентября 1917 г.
№ 29490 / 2 Действующая армия.
Проповеднику Особой Армии архимандриту о. Петру Звереву.
По приказанию Командующего Армией Вам надлежит отправиться в город Брянск и посетить 257 пехотный запасной полк для проповеди слова Божия чинам полка.
Генерал-майор Петров.
И.д. старшего адъютанта,
Подъесаул
Сергеев.
Архив УФСБ по Тверской области. Д.6540-С. Л.6.
Его Высокопреосвященству Высокопреосвященному Серафиму, Архиепископу Тверскому и Кашинскому Настоятеля Тверского Успенского Желтикова монастыря Архимандрита Петра
Рапорт.
Во втором часу ночи на 17 июля сего года к воротам обители подъехали автомобили — грузовики с вооруженными людь-
ми в солдатской и гражданской одежде, которые потребовали у моих сторожей немедленно отворить им ворота. Один из привратников вступил с ними в переговоры, а другой тем временем увестил меня и всю братию. Мы просили прибывших подождать утра, но когда они произвели выстрел, очевидно для устрашения, братия ударила в набат. Затем небла- говренные посетители вступили со мной в переговоры через закрытые ворота, читая ордер Советской власти о производстве в монастыре обыска. Я ответил им, что так как в настоящее время многие являются вооруженными и в солдатской форме и с разными ордерами, написанными лицами, часто неизвестными [...], то я прошу их, если они люди добрые и не злонамеренные и действительно явившиеся по распоряжению власти, подождать до утра, когда у нас монастырь открывается по устроенному богослужению и тогда исполнить все, что им поручено. Так как в это время стал стекаться народ из близлежащих деревень, то они вынуждены были с большою неохотою [ожидать] утра. Тогда звон был прекращен, по монастырю были расставлены сторожа из числа братии, а все остальные направились в [собор] к св. мощам Святителя Арсения, у которых и начали петь молебен Пресвятой Богородице и Святителю Арсению с акафистом. За [несколько] минут до 4 часов мною было сделано распоряжение отворить ворота, но в это время [некоторые] из прибывших перелезли через ограду и привратник при них отпер ворота. Толпа прибывших вместе с крестьянами вошли в монастырь. Когда они все столпились вокруг старшего посреди монастырского двора, я вышел к ним из собора и они сообщили мне распоряжение Советской власти о производстве обыска. После этого они начали осмотр всего монастыря, начиная с настоятельских покоев, в которые вошли в шапках. Я остановил их и попросил снять шапки, так как в покоях имеются иконы. Часть беспрекословно повиновалась, а несколько человек вступили со мной в пререкания, говорили: „Кто верует, тот пусть и снимает, а мы не веруем, и потому это к нам не относится". Я сказал им, что в свободной стране [провозглашена]
свобода совести и вероисповедания, [поэтому] должно быть оказываемо уважение к религиозным убеждениям и чувство верующих не должно быть никем возмущаемо и оскорбляемо. На эти слова мои один из них, лет 35-40, грубо сказал: „Нечего нам бабьи сказки рассказывать, это нас не касается. Шапок не снимать, начинай, товарищи, обыск", — и всей гурьбой пошли по комнатам. Я попросил представителей из местного населения, чтобы они были свидетелями. В помещении было все перевернуто и перерыто, причем не раз отпускались грубые насмешки и обращения. Так напр., увидавши флакон с одеколоном, один взял его в руки и потрясая им обратился ко мне: „О! Одеколон! Употребляете? Попиваете?" Другой, взявши бинокль и вешая его себе через плечо, сказал: „Советской власти не подчиняется, декретов не читает, бинокля не представил в комитет", причем не оставили они без внимания и просмотра переписки и бумаги, но ничего из них не взяли. Пройдя по всему помещению и не найдя в них никакого оружия, они намеривались, было, идти дальше, как в комнату ворвался какой-то 45 лет штатский в шапке и со сжатыми кулаками, подойдя вплотную ко мне, во всю мочь закричал: „Как ты смеешь столько времени не пускать нас? Какое право ты имел звонить в набат?! Вон отсюда! Сию же минуту убирайся вон из помещения на улицу!" При этих словах он затопал ногами. На это я ему сказал: „Во-первых, прошу Вас на меня не кричать и быть повежливее, а во-вторых, прошу вас показать мне ваши документы?" Тут он снова закричал на меня: „Как ты смеешь спрашивать у меня документы? Я — начальник и состою членом Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией". Я снова попросил его быть потише, не кричать и все-таки показать мне документы, т.к. мне отнюдь неизвестно, начальник ли он и имеет ли сам на это право. После этого он отвернулся к окну, долго рылся в боковых карманах, вытаскивая разные бумаги, раскладывая их на подоконнике и, наконец, подал мне удостоверение в том, что он — Шибаев — состоит членом Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией.
Когда я возвратил ему его документы, то он снова пошел производить у меня обыск, причем „реквизировал" принадлежащую мне пишущую машинку, не взятую первыми осматривавшими помещение (стало быть, в реквизиции ее не было нужды). Из моих покоев все они направились в ризницу, где были в шапках, курили, несмотря на мое предупреждение, своими руками касались облачений, крестов, Евангелий, сосудов, митр, наперсных крестов, панагий и других священных предметов, бывших в ризнице. При осмотре ризницы они позволили себе произносить кощунственные слова и издевательства над монашествующими. Так, в ризнице хранится железный ящик с вещами, оставшимися от покойного Преосвященного Епископа Гавриила и принадлежащими теперь его наследникам. Вскоре по кончине Преосвященного этот сундук был запечатан сургучной печатью, как раз затем была снята наследниками, причем от нее осталась лишь часть. Увидевши, что тут была печать, искатели контрреволюции с насмешкой стали говорить: „Отцы святые! Уже слазили в [ящик], очистили небось его! И печать сломали, у святых отцов какие ящики да сундуки. Золото храните! Ушли спасаться, а сами обирают!" Когда же они потребовали отпереть ящик, то надо было взять ключи у о. казначея, которому доверили насельники, но о. казначей был только что на дворе арестован Шибаевым за приказание бить в набат. На него наставили штыки, заставили сесть на лавочку и не двигаться и затем приставили двух „товарищей" караулить его. Когда я узнал, что о. казначей арестован, я потребовал у Шибаева немедленно освободить его, сказав, что в противном случае мы не можем ничего показывать, т. к. ключи у о. казначея. Шибаев сделал знак рукой и коротко сказал: „Приведи". О. казначей был приведен и освобожден. Прежде чем попросить его дать ключи, я спросил его при всех: „За что тебя, о. казначей, арестовали. „Не знаю", — ответил он. Тогда я обратился с вопросом к вооруженным: „Потрудитесь мне сообщить, за что арестовали о. казначея?" Тогда Шабаев, поддержанный товарищами, сказал: „Что ты нам допрос учиняешь? Отпирай ящик!" В ящике
лежали двое часов, которые вертели в руках „товарищи", крест архимандричий и панагия, которые были ими осмотрены и небрежно брошены снова в ящик. В несгораемом шкафу, где хранятся монастырские документы, заинтересовали их ренты, которые они до сего рассматривали, удивляясь тем [что] там написано „не по-нашему". Я поспешил разъяснить им, что теперь все эти бумаги аннулированы и не представляют ценности. „Да?!", — сказал Шибаев и бросил их на дно ящика. Из ризницы пошли все в храм преподобных Антония и Феодосия Печерских. Тут вооруженные разделились: Шибаев с несколькими в сопровождении меня и ризничного пошли в храм, часть отправилась с экономом по подвалам, часть перелезли в сад и стали обрывать яблоки, еще совсем зеленые, а часть пошла по келиям. При входе в храм я попросил Шибаева снять шапку, он снял сам и сказал своим: „Всем не ходить, идите двое, шапки снять". Осмотревши храм, он заинтересовался каменным гробом святителя Арсения, стоял около него и рассматривал и затем мирно спрашивал у меня объяснений, заявив, что он никогда его раньше не видел. В алтарь с Шибаевым вошли двое со штыками и ружьями. На просьбу не входить с оружием в алтарь, они отвечали: „Это не ваше дело, мы знаем, что делаем, мы при своей обязанности". В алтаре Шибаев сам поднимал одежду, как на жертвеннике, так и на св. престоле, ища не спрятано ли под ними какого оружия. Отсюда направились в храм св. Алексея — Человека Божия, где я уже сам спешил к св. престолу, чтобы приподнять немного одежду и не дать возможности им самим касаться св. престола. После этого храма были осмотрены покои Царевича Алексия Петровича и мы все вышли на монастырский двор. Тут Шибаев обратился ко мне с таким вопросом: „А можно мне осмотреть собор, где мощи?" Я сказал ему: „Можно и надо это сделать, чтобы не было никаких недоразумений, и подобные обыски не повторялись больше под предлогом, что не все осмотрено". Он снова отдал приказ не ходить больше двоих в собор никому, поставил караул у дверей, велел снять шапки, снял сам и направился прямо в алтарь, куда мы вошли вдво-
ем только. Тут он наедине очень просто и мирно спросил меня: „А что, бывает народ-то у вас?" — „Да, по милости Божией начинает