Из писаний св. Ермы — мужа апостольского
Мужами Апостольскими называются те лица, которые научились христианской вере от самих св. Апостолов и затем сами потрудились в проповедании Евангелия. Таким мужем Апостольским и был Св. Ерма. Ему однажды явился
его Ангел Хранитель и дал 12 заповедей, сказав: „Если от чистого сердца будешь сохранять все, открываемое тебе, то получишь от Господа все блага, какие обетовал Он верным Своим. Если же, выслушав мои наставления, ты не только не исправишься, а, напротив, станешь прилагать грехи ко грехам, то беду за бедою пошлет на тебя Господь, пока не сокрушит или сердца твоего, или костей твоих“.
Выслушай, христианин, внимательно эти заповеди, запомни их хорошенько и при помощи Божией постарайся исполнять их.
„г.Веруй во единого Бога, в Троице поклоняемого, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым, Который из ничего воззвал к бытию все твари и даровал им столько совершенств, сколько каждая из них вместить может.
2. Живя в простоте и непорочности, не вреди ближнему даже словом, напротив, помогай всем в нуждах их, не разбирая, кто просит и кому даешь.
3. Слово гнило да не исходить из уст твоих: люби истину и убегай лжи.
4. Как зеницу ока, храни супружескую верность, ибо это непреложный закон Творца, быть чистым и непорочным пред лицем Его или в девстве, или в честно хранимом супружестве. Женился, не ищи разрешения, или другой жены; положил быть в девстве, не ищи жены. То же, когда умрет муж или жена, пережившая половину не грешит, когда вступает во второй брак; но большей сподобляется чести от Бога, когда решается хранить вдовство, в чистоте и непорочности.
5. Идя путем заповедей, не можешь миновать препятствий и трудов. Мужайся, и да крепится сердце твое: терпи в делании добрых дел и перенесении всех на пути сем неприятностей.
6. Помня, что при каждом человеке есть два ангела; добрый и злой. Один влечет его к делам добрым, а другой — к грехам и порокам. Внимай же себе, и к первому склоняйся, а второго отрывай, по внутренним помыслам сердца догадываясь, какой из них дает тебе в ту пору уроки и хочет властвовать над тобою.
7- Единого Бога-Творца и Промыслителя и Спасителя твоего бойся и пустою страшливостью темных сил не унижай своей детской Ему преданности и своего крепкого на Него упования.
8. Попекись явить себя ревностным исполнителем всех без исключения заповедей Божиих и тщательным творцом всех дел, какие Ангел внушит сердцу твоему или укажет сочетание обстоятельств жизни твоей, и будешь сын в дому Божием, а не раб.
д. Молись, преутруждай себя в молитве, непрестанно молясь, чтоб всякий раз, как нужно, свыше сходила на тебя сила творить добро, и помощь уклоняться от зла. Молитва делает земнородного небожителем и одевает его небесною чистотою и святостью.
ю. Бегай ложных пророков — гадателей и волхвов, чрез коих враг губит рабов Божиих. Слабые в вере обращаются к этим обманщикам, а они, отвечая им по желанию сердца их, наполняют головы их мечтательными надеждами. Тут же, к капле истины примешивая море лжи, они обольщают их и снова увлекают к язычеству. Кто искренно верует и предал себя Богу, тот не пойдет к ним. Таковый неба ищет; а гадают обычно об одном земном.
11. Учительницею, единственною учительницею, да будет тебе Церковь Бога жива — столп и утверждение истины. В ней свет непреложно истинного ведения. Вне ее мрак и тьма. Там князь мира поставил учительскую кафедру свою и ослепляет разум внимающих ему и не хотящих слушать голоса Церкви, ради того, что они светские. Вот тебе проба: что разногласит с учением Церкви, то есть голос отца лжи. Внимай и блюди себя чистым от сего падения. Вот и еще признак: слово истины водворяет глубокий мир, покой и сладость в верующем сердце; слово же лживых воздымает мечты и сомнения, и, как соленая вода, разжигает жажду знания, запирая ум, как пленника, в неопределенной мрачной пустыне.
12. Без ближайших руководителей нельзя прожить свято на земле. Ты найдешь их в Церкви, где Дух Святый постав ля-
ет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного. В час нужный, и без спроса твоего, он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что хочет от тебя Бог. Берегись, однако ж, и здесь духов лестчих. Смирение и тихость украшают истинного руководителя. Где же напыщенность в слове и жизни, там лесть. Внимай сему и спасешься".
Белев, 1915 г.