Слово, произнесённое паломникам— трезвенникам за Божественной Литургией в Старорусском городском соборе
Во имя Отца и Сына и Св. Духа.
В нынешнем году, православные, вы предприняли уже второе путешествие с благочестивой целью побыватъ в Савво- Вишерском монастыре в день Вознесения Господня и, помолившись там угоднику Божию пр. Савве, вы теперь прибыли сюда, чтобы здесь вместе с единомысленными вам членами Серафимовского общества трезвости вознести свои горячие молитвы ко Господу и Его Пречистой Матери за себя и друг за друга и помолиться о том, чтобы Господь ниспослал всем Свою всесильную благодать и помощь в борьбе со страшным недугом, разъедающим общественную и семейную жизнь и губящим душу человека, недугом и пороком нетрезвости. И благо вам, что возлагаете печаль свою на Бога, на Него уповаете, к Нему прибегаете в своей нужде, так как без Него мы ничего не можем истинно доброго творить, как Сам Он благоволил сказать: „Без Мене не можете творити ничесоже" (Иоан. XV. гл. 5).
По вере вашей да будет вам, и да исполнятся все прошения сердца вашего!
Напоив душу свою из неоскудеваемого источника благодати, которая обильно изливается на верующих, особенно за Божественной Литургией, когда мы все очами веры можем созерцать присутствующего среди нас на престоле во святых Тайнах Сладчайшего Спасителя нашего, напитаем душу свою еще и благочестивыми размышлениями, заимствовав для себя назидательный урок из ныне чтенного Евангелия.
Однажды, говорится в св. Евангелие, Иисус Христос пришел в Свой город. И вот к Нему тотчас принесли на постели расслабленного, который сам не мог двинуться. Господь, видя веру больного и его принесших, сказал расслабленному:
„Дерзай, чадо, отпущаются ти грехи твои". Некоторые из бывших при этом надменных и гордых книжников подумали про себя — Он богохульствует. Провидев их сердечные помышления, Иисус Христос сказал: „Зачем вы мыслите лукавое в сердцах своих? Что легче оказать: отпускаются ти грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле отпускать грехи", — тогда Он обратился к расслабленному и сказал ему: Встань, возьми постель твою и иди в дом твой". И встав, расслабленный взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, увидев это, удивился и прославил Бога, даровавшего такую власть людям.
Обратите, благочестивые слушатели, свое внимание на слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им расслабленному: „Дерзай, чадо, отпущаются ти грехи твои". Когда слышишь эти слова, то невольно приходит в голову мысль о том, что Спаситель, по-видимому, не исполнил желания и не осуществил надежды как самого больного, так и тех, которые его принесли. Ведь в самом деле, они просят исцеления болезни телесной, а Он подает исцеление от болезни душевной; они просят видимого, а Он подает болящему невидимое; они просят укрепления физических сил страждущего, а Он дарует ему крепость душевных сил! Для чего же так именно поступает Господь наш? А вот для чего, православные: Он этим самым желает нам показать, что корень всех наших болезней, несчастий, страданий и даже самой смерти есть — грех. Что грех именно есть первая причина всех страданий земных, в этом удостоверяет нас слово Божие. Вам хорошо известно, что Бог сотворил человека для вечно радостного пребывания в раю в общении с Богом, источником всякого блага, радости и блаженства. Поэтому грех не является какою-либо существенною принадлежностью природы человека, напротив, он совершенно чужд ей. И природа не знала бы его, если бы наши прародители не нарушили данной им Богом заповеди и сами таким образом не ввели грех в природу человеческую. Что же случилось после этого? Как только праотцы наши преступили заповедь Божию, тотчас раздал-
ся грозный голос Божий к Адаму: „Проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего; терние и волчцы возрастить тебе, в поте лица твоего снеси хлеб твой" (Быт. III, 17—19). Видите, что наказанием за грех являются печали, скорби и часто неблагодарные труды человека, которому проклятая Богом земля приносит терния и волчцы? Грозный голос услышала и Ева: „Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя; в болезнех родиши чада" (Быт. III, 16). Отсюда с плачем и слезами родится человек в мир сей, нередко слезы проливает в жизни, со слезами отходит он из этого мира, ибо в момент смерти из глаз умирающего текут слезы. Припомните теперь, как однажды Спаситель с учениками Своими встретил слепорожденного, и ученики спросили Его: „Равви, кто согрешил, сей ли, или родители его, яко слеп родися?" (Ин. IX, 2).
Стало быть, иудеи твердо верили, что несчастье человека бывает непременным следствием чьего-либо греха. Затем вспомните, что сказал Господь наш Иисус Христос расслабленному, после того как исцелил его от его болезни при ов- чей купели: „Се здрав еси, к тому не согрешай, да не горше ти что будет" (Ин. V, 14). Этим Спаситель ясно показывает всем, что болезни — суть естественные последствия греха. А что и сама смерть является следствием греха, о сем св. Ап. Павел пишет: „Оброцы греха — смерть". Если хотите уничтожить в себе последствия греха, уничтожьте сначала самый грех. Подобно тому, как дерево будет расти и давать побеги, пока не погубите вы корня, а когда погубите корень — засохнет дерево, так точно исчезнут и последствия греха, как только уничтожите вы грех. А кто не желает избавиться от ненавистного греха, который терзает природу нашу, мучит душу и делает жизнь тяжелою, невыносимою, горькою?! Конечно, избавиться, всякий, я думаю, желает: но как избавиться? Что для этого нужно? Где найти верные средства?
Кто хочет победить живущий в нем грех, тот пусть неизменно пребывает в общении с единой, святой, соборной и апостольской церковью, которую основал Господь наш Иисус
Христос и в которую Он, как в богатую сокровищницу, вложил все благодатные средства, необходимые нам для святой богоугодной жизни. Иди всякий, бери в свои руки эти благодатные средства, и ими поражай непрестанно грех в самую голову.
Отправляя учеников Своих на всемирную проповедь, Спаситель сказал им: „Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа" , и св. апостолы крестили уверовавших во Иисуса-Христа „во оставление грехов" (Деян. II, 38). Благодать, сообщаемая в таинстве св. Крещения, уничтожает первородный грех в нас, хотя не уничтожает в нашей природе силы, влекущей нас ко греху. Только сила эта до крещения была госпожою и властительницею в природе нашей, а после св. крещения она теряет свою власть и уступает ее божественной благодати. Св. Диадох, объясняя силу Крещения, говорит, что до крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует, после же сего благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне.
Но скажите, кто после крещения не поддался этому влечению греха? Кто не вкусил его всепогубляющего смертоносного яда? Кто сохранит благодать св. крещения незапятнанной, неоскверненной, светлой, чистой, не говорю день один в своей жизни, а хотя бы один только единственный час? Воистину мы добровольно словом, делом и помышлением вытесняли из своего сердца благодать божественную и снова вводили внутрь столь ненавистный нам грех. Лишившись произвольно благодатной помощи, мы бы навсегда остались снова в самом бедственном состоянии и неминуемо погибли бы, если бы всещедрый и многомилостивый Бог не даровал нам другого средства — таинства покаяния, через которое мы снова можем вернуть себе ту чистоту и светлость, которая сообщается в таинстве крещения. Как только истинно кающийся Богу пред свидетелем-священником грешник разрешается от грехов своих священником, в этот самый момент он невидимо получает совершенное прощение от Господа и ему возвращается благодать, которая снова снисходит в его
сердце. Только теперь эта божественная благодать часто не дает человеку ощутить ясно, что она низошла в сердце. Теперь человек должен принести плоды, достойные покаяния. Он должен на самом деле показать, что возненавидел грех и возлюбил святыню, он должен принести в дар Богу слезы, пост, молитву и дела милосердия. Вместе с тем он зорко должен следить за собой, как бы снова не поддаться влечению греха и снова не лишиться благоволения Божия.
Наконец, еще одним самым могучим средством борьбьг со грехом есть возможно частое причащение св. Христовых Таин, ибо тогда Господь всецело вселяется в душу, достойно Его принимающую: „Ядый Мою плоть, и ядый Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем“(Ин. VI, 56). А где Господь, место ли там диаволу? Где Господь, что может сделать там исконный враг наш?
Внимательный к своей духовной жизни, вооружась столь великими средствами, может легко отразить всякое нападенье лукавого и совершено победит его. Посему чаще приступайте к таинствам исповеди и св. причащения; вспоминайте все, чем прогневали вы Бога во всей вашей жизни, слезно кайтесь и решайтесь отныне всячески стараться вести борьбу со грехом. В частности вспомните, сколько слез быть может пролито вашими родителями, женами, детьми, соседями, ближними и дальними, когда вы, упившись вином, вместо ласки и любви причиняли им скорби, неприятности, обиды, оскорбления, часто даже побои! Вспомните сейчас все это и принесите чистосердечное покаяние свое Богу. Вот Он присутствует среди нас в св. Тайнах, слышит каждый вздох ваш, видит каждую слезу вашу, радуется каждому помышлению вашему и готов Своею щедрою рукою излить на вас богатые милости Свои, лишь бы вы прониклись решимостью возлюбить Его и жить свято. Вы собрались сюда, чтобы вознести свои молитвы Богу и испросить себе благодатной помощи в борьбе с грехом — по вере вашей да будет вам, православные, и да исполнит Господь все прошения сердца вашего. Аминь.
Новгород, 1909 г.