Церковное пение как средство борьбы с сектантами и раскольниками

Господь попускает народу страдания за то, что он отходит от Бога, теряет веру. Так и в начале прошлого века Бог послал испытания русскому народу: „Кого я люблю, тех обличаю и на­казываю" (Откр.3.19). Лучшие сыны Церкви призывали людей не оставлять Матери-Церкви. Священномученик Илларион (Троицкий) говорил: „Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь", а значит нет спасения. Спасение мо­жет быть только в лоне Православной Церкви.

Священномученик Петр также в своих проповедях призы­вал всех объединяться вокруг Матери-Церкви, поддерживать своих пастырей и архипастырей. Распространение в те годы безверия и сектантства очень беспокоило Владыку. Он гово­рил: „Неверие и сектантство поднимает голову, пробирается в самые глухие уголки и, по-моему, сейчас неотложная нужда посещать сельские приходы и поддерживать как пастырей, так и пасомых". Епископ Петр видит, что в это непростое время во многих деревнях у людей нет даже самого насущного — хле­ба. Они заколачивают свои избы и уезжают в другие губернии, где хлеб уродился, где можно выжить. Владыка подчеркивает: „Настроение народа весьма тяжелое от всех условий современ­ного положения; он исстрадался, измучился и не видит спо­соба улучшить свой быт... Народ жаждет ласки, привета, со­чувствия и на всякое приветливое слово горячо отзывается". Поэтому-то и потянулся народ к Преосвященному Петру Епи­скопу Балахнинскому, что он не скупился на доброе слово. Он всеми силами старался привлечь народ в храмы, а для этого старался вводить в храмах общенародное церковное пение. И таким образом показать людям красоту православного бо­гослужения и дать почувствовать, какая благодать Божия

сходит на молящихся в православных храмах, где присутству­ет Господь, Матерь Божия и все святые. А это значит — не дать сектантам овладеть их душами.

Но если вовремя не обратить внимание на нужды народа, не протянуть им руку, не сказать им ласковое слово, то эти слова могут сказать им сектантские проповедники. И тогда уже горе тем священникам, которые являются только наемниками, по­тому что уведут их паству в секты или в раскол. А в помощь священникам должны прийти миссионеры из народа, которые смогут объяснить людям учение Православной Церкви.

Сначала Владыка Петр ввел общенародное пение в Печер­ском монастыре. Затем по благословению Архиепископа Евдо­кима он написал обращение к благочинным Нижегородской епархии о введении общенародного пения во всех храмах. Епи­скоп Петр писал: „Общенародное церковное пение является одним из могучих средств против сектантства, религиозного индифферентизма и неверия; оно способствует укреплению в сердцах истин веры Христовой, православной". Владыка Петр понимал, что народное пение „будет сначала робкое, не­смелое и даже нестройное. С течением времени оно несомнен­но выльется в могучий стройный хор и сладость церковную, лишь бы неослабно петь и петь Господу и призывать к славос­ловию имени Его всех верующих братьев и сестер наших". На сельских приходах народ в ожидании приезда Епископа Петра заранее делал спевки. На службах некоторые извест­ные молитвы пел сам народ. Молебны и акафисты также пе­лись всем народом.

На службах священномученика Петра народа было столь­ко, что храм не мог вместить всех желающих. „Пели все друж­но, стройно и воодушевленно". А на прощание просили люди, чтобы Владыка не забывал их и еще приезжал к ним. Вот та­кие службы Преосвященного Петра привлекли старообрядцев и раскрылись их сердца навстречу благодатному Владыке.

Часто служил Владыка Петр молебны с акафистами Ма­тери Божией „Всех Скорбящих Радосте“, преподобному Сера­фиму Саровскому и др. святым в больших селах и в малень­ких деревнях. Не жалея себя шел пешком от одной деревни к другой, и во время этих переходов люди также пели различ­ные духовные песнопения: „Пою Богу моему дондеже есмь“ (Пс. 130.34). Это объединяло народ между собой и с архиере­ем, который был с ними прост и добр, который понимал их за­боты и помогал как мог преодолевать им все тяготы и словом, и делом. Любовь Владыки Петра к своим пасомым перешла в сердца его паствы, и они ответили ему тем же. Сердце серд­цу весть подает. Многие стали духовными чадами Владыки и среди них Татьяна Мельникова, ее ближайшая подруга Соня Булгакова, ее мама и другие.

Наши рекомендации