Церковное пение как средство борьбы с сектантами и раскольниками
Господь попускает народу страдания за то, что он отходит от Бога, теряет веру. Так и в начале прошлого века Бог послал испытания русскому народу: „Кого я люблю, тех обличаю и наказываю" (Откр.3.19). Лучшие сыны Церкви призывали людей не оставлять Матери-Церкви. Священномученик Илларион (Троицкий) говорил: „Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь", а значит нет спасения. Спасение может быть только в лоне Православной Церкви.
Священномученик Петр также в своих проповедях призывал всех объединяться вокруг Матери-Церкви, поддерживать своих пастырей и архипастырей. Распространение в те годы безверия и сектантства очень беспокоило Владыку. Он говорил: „Неверие и сектантство поднимает голову, пробирается в самые глухие уголки и, по-моему, сейчас неотложная нужда посещать сельские приходы и поддерживать как пастырей, так и пасомых". Епископ Петр видит, что в это непростое время во многих деревнях у людей нет даже самого насущного — хлеба. Они заколачивают свои избы и уезжают в другие губернии, где хлеб уродился, где можно выжить. Владыка подчеркивает: „Настроение народа весьма тяжелое от всех условий современного положения; он исстрадался, измучился и не видит способа улучшить свой быт... Народ жаждет ласки, привета, сочувствия и на всякое приветливое слово горячо отзывается". Поэтому-то и потянулся народ к Преосвященному Петру Епископу Балахнинскому, что он не скупился на доброе слово. Он всеми силами старался привлечь народ в храмы, а для этого старался вводить в храмах общенародное церковное пение. И таким образом показать людям красоту православного богослужения и дать почувствовать, какая благодать Божия
сходит на молящихся в православных храмах, где присутствует Господь, Матерь Божия и все святые. А это значит — не дать сектантам овладеть их душами.
Но если вовремя не обратить внимание на нужды народа, не протянуть им руку, не сказать им ласковое слово, то эти слова могут сказать им сектантские проповедники. И тогда уже горе тем священникам, которые являются только наемниками, потому что уведут их паству в секты или в раскол. А в помощь священникам должны прийти миссионеры из народа, которые смогут объяснить людям учение Православной Церкви.
Сначала Владыка Петр ввел общенародное пение в Печерском монастыре. Затем по благословению Архиепископа Евдокима он написал обращение к благочинным Нижегородской епархии о введении общенародного пения во всех храмах. Епископ Петр писал: „Общенародное церковное пение является одним из могучих средств против сектантства, религиозного индифферентизма и неверия; оно способствует укреплению в сердцах истин веры Христовой, православной". Владыка Петр понимал, что народное пение „будет сначала робкое, несмелое и даже нестройное. С течением времени оно несомненно выльется в могучий стройный хор и сладость церковную, лишь бы неослабно петь и петь Господу и призывать к славословию имени Его всех верующих братьев и сестер наших". На сельских приходах народ в ожидании приезда Епископа Петра заранее делал спевки. На службах некоторые известные молитвы пел сам народ. Молебны и акафисты также пелись всем народом.
На службах священномученика Петра народа было столько, что храм не мог вместить всех желающих. „Пели все дружно, стройно и воодушевленно". А на прощание просили люди, чтобы Владыка не забывал их и еще приезжал к ним. Вот такие службы Преосвященного Петра привлекли старообрядцев и раскрылись их сердца навстречу благодатному Владыке.
Часто служил Владыка Петр молебны с акафистами Матери Божией „Всех Скорбящих Радосте“, преподобному Серафиму Саровскому и др. святым в больших селах и в маленьких деревнях. Не жалея себя шел пешком от одной деревни к другой, и во время этих переходов люди также пели различные духовные песнопения: „Пою Богу моему дондеже есмь“ (Пс. 130.34). Это объединяло народ между собой и с архиереем, который был с ними прост и добр, который понимал их заботы и помогал как мог преодолевать им все тяготы и словом, и делом. Любовь Владыки Петра к своим пасомым перешла в сердца его паствы, и они ответили ему тем же. Сердце сердцу весть подает. Многие стали духовными чадами Владыки и среди них Татьяна Мельникова, ее ближайшая подруга Соня Булгакова, ее мама и другие.