Ревность об укреплении веры православной
В Нижегородской епархии действовало братство Святого Креста. Располагалось оно в доме Братств св. Георгия Победоносца в Малой Печерке. В нем было несколько отделов. Председателем Совета братства Святого Креста был Епископ Петр. При братстве Святого Креста был открыт законоучительский отдел, куда священники могли обращаться за всеми справками, разъяснениями, указаниями по проведению занятий с детьми по Закону Божию.
При братстве также был миссионерский отдел. Епархиальный противосектантский миссионер Степан Костров направлял свои отчеты Епископу Петру, а с декабря 1920 г. он стал посылать свои отчеты уже непосредственно Архиепископу Евдокиму. Степан Костров был из крестьян с. Сиухи Нижегородского уезда. Помогали ему Ф.Д. Круглов из Нижнего Новгорода и потомственный почетный гражданин И.П. Ламакин из села Городец Балахнинского уезда. Были также и уездные епархиальные миссионеры.
Согласно распоряжению Архиепископа Евдокима на приходах предлагалось создавать братства благовестников. Но не везде создавались такие братства, да и уездные миссионеры бездействовали — страх сковал их. Сами верующие выражали желание, чтобы скорее бы издавался какой-либо духовнонравственный журнал, из которого можно было бы узнать верные сведения о современных событиях и правильное освещение их. „И действительно, народ жаждет книг и, конечно, главным образом, книг „божественных", „душеспасительных", — делает заключение Владыка Петр после посещения сельских приходов. И далее продолжает, что очень важно и „крайне необходимо при первой возможности дать верующим то, в чем у них такая насущная потребность".
Объезжая сельские приходы, Епископ Петр всегда экзаменовал детей по Закону Божию и столкнулся с отсутствием у детей познаний о Боге и с совершенным безразличием к этим знаниям. Его настолько поразило это явление, что он пишет об этом в докладе Архиепископу Евдокиму: „Самое ужасное — это то, что дети повсюду абсолютно не имеют никаких познаний по Закону Божию, мало есть таких, которые знают такие употребительные молитвы, как «Отче наш» и «Богородице Дева, радуйся». Повсюду я наблюдал такое явление: пока совершается Богослужение в храме, дети бегают вне храма, даже на паперти, играют, смеются, кричат или спят на траве под деревьями".
Помимо такой теплохладности, равнодушия к познаниям о Боге, стала распространяться „наивозмутительнейшая брошюрка". Такая брошюрка попала в руки Епископа Петра, и он направил ее Владыке Евдокиму, указывая, что она может пригодиться для законоучителей. Сама брошюра не сохранилась, но, скорее всего, это была какая-то атеистическая брошюра, раз ее содержание так возмутило Владыку Петра.
Учитывая все увиденное, Преосвященный Петр отмечает, к чему может привести такое безразличие в духовном воспитании детей: „Когда я смотрел на это подрастающее поколение, не имеющее равно никакого понятия о Боге, ни о религии, ни о духовной, конечно, жизни, не умеющее ни правильно перекреститься, ни подойти под благословение, я приходил в ужас при мысли, что ведь они в громадном большинстве погибнут, отойдя от Церкви, от веры, сделавшись безбожниками, неверами". Владыка говорил пророчески о том, что постигло нашу страну в годы советской власти, в годы гонения на веру, когда многие стали „безбожниками, неверами". Его беспокоило такое положение дел, и он прикладывал все свои усилия, чтобы возобновить на приходах занятия с детьми по Закону Божию. Он говорил, что духовенство не должно оставаться равнодушным, но должно приложить все старания в преподавании Закона Божия и христианского вероучения, в поднятии нравственного уровня.
Однажды, будучи в селе Мокрое Нижегородского уезда, Епископ Петр в храме на службе увидел много детей. По окончании службы Владыка провел с ними беседу „О Боге — Творце мира и о некоторых свойствах Божиих". В этой беседе Владыка сравнивал творение мира Богом и творение некоторых вещей руками человека. Задавая вопросы, он привел детей к понятию, что предметы домашнего обихода были сделаны мастерами, что сами по себе они не могли ниоткуда появиться, так как никто и никогда не видел, чтобы стол, табуретка, санки, сапоги делались сами по себе без рук человеческих.
После этого Епископ Петр перешел ко всему миру — небу, земле со всем, что есть на ней и показал, что должен быть Великий Мастер, Который все это устроил. И устроил их прекрасно. Имя этому Мастеру — Бог. Далее Владыка рассказал о всемогуществе Божием, о Премудрости Его и о других свойствах Божиих. Несмотря на то, что было уже ю часов вечера, никто не уходил из храма, все слушали беседу.
Затем Епископ Петр собрал церковный совет и поднял вопрос о преподавании детям Закона Божия, что особенно было дорого и близко сердцу каждого. Епископ объяснил, что во многих храмах Нижнего Новгорода ведутся такие занятия. Рассказал о том, в каком положении находится этот вопрос в настоящее время, сообщил о том, что при Братстве Св. Креста создан законоучительский отдел, где они могут получить ответы на все свои вопросы. Члены приходского совета сообщили, что по их ходатайству советская власть разрешила обучение детей Закону Божию, но только не в школе. Для этого нужно найти какое-то частное помещение. Владыка тут же помог найти помещение для занятий с детьми и предложил воспользоваться той беседой о Боге — Творце, которую он провел в этот день в храме, как началом будущих занятий.
Посещая сельские храмы, Епископ Петр рекомендовал духовенству не терять времени и немедленно приступить к занятиям с детьми. А родителям внушал и объяснял, что они должны дорожить занятиями детей по Закону Божию, а потому должны обязательно посылать их на уроки и при этом содействовать духовенству, чтобы уроки шли успешно, так как они сами видят, к чему приводит безбожие. Народ близко к сердцу принимал наставления Владыки Петра и выражал печаль свою, что дети их не учатся Закону Божию.
Так, Епископ Петр организовал обучение детей Закону Божию не только в Печерском монастыре, но и в других храмах Нижегородской епархии. Посещая приходские храмы, Епископ Петр остался очень доволен теми, где услышал проповеди местных священников, где дети дружно отвечали на все вопросы и пели некоторые молитвы. Когда в январе
1921 г. Владыка посетил село Городец Балахнинского уезда, он остался очень доволен уроками Закона Божия, проводимыми с детьми при Городецком соборе.
Но не только о детях беспокоился Преосвященный Петр. Много внимания он уделял и миссионерской деятельности, так как в Нижегородской губернии было много раскольников и нужно было вернуть их в Православную Церковь. А кроме того очень сильно распространялось сектантство и безверие. Он говорил: „В данное время было бы вполне благовременно, если бы духовенство теперь же начало занятия по Закону Божию и со взрослыми, т. к. и взрослые весьма нуждаются в катихизации". Владыка отмечает, что как у детей перед первой исповедью необходимо спрашивать начальные понятия о Боге, Церкви, знание самых важных молитв, так и от взрослых требуются более широкие познания о православной вере, и советует проверять эти познания перед венчанием.
Священник Сергей Любимов написал донесение Епископу Петру о проведении противосектантских бесед в г. Семенове и селах Семеновского уезда. Он указал, что его приход очень большой, и в нем имеется большое количество сектантов и раскольников, и проповедники их свободно разъезжают по селам Семеновского уезда. Поэтому священник просил выдать ему походный антиминс, чтобы он имел возможность в необходимых случаях совершать Божественную литургию в отдаленных селениях. Основные темы миссионерских бесед: о почитании Св. Креста, Пресвятой Богородицы, святых икон и мощей, о клятве и присяге, о посте, о прославлении святых угодников Божиих, о священстве, о непосещении сект толстовцев и молокан.
Епархиальный миссионер С. Костров в своем докладе сообщает о проведении бесед, как частных, так и публичных. Беседы проводились в здании Ломковской народной школы, на постоялом дворе в с. Елховне и в с. Сунееве, при водяной мельнице в с. Лопатине, на базарной площади с. Гагано, с. Большой Якшени, в Сиухинской церковной сторожке между службами.
Однажды при проведении С. Кастровым публичной беседы в школьном помещении деревни Касанихи Сиухинского прихода ему пришлось вступить в разговор с местным “невером" И.О. Ми- норовым и бывшим членом Нижегородского уездного совета Н.Е. Кондрашовым, которые задавали много вопросов. „Вопросами желалось подорвать значение миссионерской беседы, но достичь этого совершенно не удалось". Беседы на постоялых дворах и на мельницах были вызваны пребыванием здесь большого количества людей, приезжающих сюда из разных мест.
С. Кастров пришел к заключению, что существует острая необходимость в посещении епархиальным миссионером разных мест епархии, т. к. местные миссионеры запуганы и не решаются действовать, поэтому их необходимо воодушевлять своим примером. Он сообщил о деятельности уездного миссионера И.Ф. Ерофеева, который не проводил публичных бесед, а ограничивался частными беседами в своем селе, да и то редкими и с большой осторожностью. Ерофеев согласен был проводить публичные беседы, но лишь после официального указания из Совета Братства Святого Креста.
Как видим, деятельность Братства Святого Креста была вызвана необходимостью того времени, когда не только дети, но и многие взрослые не всегда знали основные молитвы, не умели правильно креститься, не имели правильных понятий о Боге. И если деятельность раскольников стала затихать, то сектантские проповедники усилили свою проповедь и нужно было противостоять им. Нужно было усилить деятельность Братства Св. Креста. А для этого нужны были деньги, которые жертвовали доброхоты в пользу Братства Св. Креста.
Для укрепления веры и усиления молитвенного подвига народа Владыка Петр организовывал крестные ходы к местным святыням. Любовь к паломничеству у Преосвященного Петра сохранилась еще с юных лет, когда студентом много раз посещал святые места в Дивееве и Сарове.
14 апреля 1919 г. в субботу на светлой седмице должен был состояться крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Оранской из Оранок в Нижний Новгород. Чтобы сопровождать икону крестным ходом, Преосвященный Петр в понедельник Светлой седмицы 9 апреля 1919 г. отправился из Нижнего Новгорода в село Оранки. На следующий день Владыка прибыл в Оранский монастырь, где при большом стечении народа совместно с наместником архимандритом Аркадием и пятью иеромонахами служил пасхальную вечерню с утреней. На другой день он служил Божественную литургию. После окончания службы Епископ Петр произнес проповедь, которую собравшийся в большом количестве народ слушал очень внимательно. Каждый день на Светлой седмице
Владыка Петр служил всенощное бдение и литургию и говорил поучения. В четверг после литургии был отслужен молебен перед чудотворной Оранской иконой и крестный ход отправился из Оранского монастыря до села Каменка. А перед отправлением крестного хода Епископ Балахнинский сказал проповедь „О значении крестного хода" с объяснением, как надо себя держать во время паломничества.
За время пребывания в Оранском монастыре Владыка посетил братские кельи, ризницу, библиотеку, братскую трапезную и другие монастырские помещения. Он остался очень доволен тем, что кругом были чистота и порядок, которые редко встречались в мужских монастырях. Братья выглядели чисто, опрятно и вели себя достойно. Богослужения в Оранском монастыре проходили по уставу, пели на два клироса стройно и неспешно.
Епископ в полном облачении проводил крестный ход до границы деревни. Затем он разоблачился и отправился со всеми вместе простым паломником. К д часам вечера крестный ход, пройдя 20 верст, пришел в село Каменку, и сразу начали всенощное бдение. В Каменке до этого бывали архиереи, но службы они никогда не служили, поэтому для людей было радостно молиться вместе с архиереем на Пасхальной седмице. Они с величайшим вниманием следили за службой. На другой день после литургии крестный ход отправился через село Вязовку, где был отслужен молебен. В 7 часов вечера крестный ход прибыл в с. Борисовское, находящееся в 15 верстах от Каменки. И сразу Владыка Петр начал служить всенощное бдение, которое закончилось в 11 часов вечера. Всенощное бдение совершалось при общем народном пении. В субботу 14 апреля после литургии крестный ход отправился в Нижний Новгород. Не доходя до Нижнего Новгорода 7 верст, Епископ облачился в архиерейские одежды, и до самого Кре- стовоздвиженского монастыря шел в полном облачении. На протяжении всего пути народ пел различные молитвы и песнопения. Народным хором управлял избранный руководитель, который сам без устали пел со всеми вместе.
Крестным ходом вместе с Владыкой Петром шли два миссионера — Степан Костров и его помощник. Во время этого перехода они много беседовали с людьми, говорили как на религиозные, так и на бытовые темы. Владыка объяснял людям современное положение Церкви, говорил о необходимости поднятия нравственного уровня христиан, беседовал с членами приходских советов. И люди отзывались своим радушием, просили Владыку приезжать еще.
По окончании пребывания чудотворной Оранской иконы в храмах Нижнего Новгорода 19 июня Епископ Петр отправился с крестным ходом в Оранский монастырь сопровождать икону. Шли тем же путем через с. Каменку. 20 июня прибыли в Оранский монастырь. До 22 июня Владыка служил в монастыре и ближайших селах. 23 июня он посетил село Вязовку, где служил всенощное бдение. Утром отслужив литургию, Епископ Петр служил великую панихиду на местном кладбище. Затем по просьбе крестьян Владыка на середине села отслужил молебен о даровании дождя.
Крестные ходы Епископ Петр устраивал и в другое время: вокруг храмов, на местные сельские кладбища, при переходе от одной деревни или села в другую. Это происходило произвольно: с одной деревни народ шел провожать Владыку в ближайшую деревню. Распространялось известие, что архиерей идет пешком, тогда из другой деревни народ шел навстречу, и все вместе шли к храму. Ходили и на большие расстояния — от села Рожнова до села Бор крестный ход шел около 20 верст. После крестного хода Преосвященный служил всенощное бдение. В докладе Архиепископу Евдокиму он пишет: „Кроме сел, я посетил многие деревни, служил в них молебны, навещал больных и заходил в избы благочестивых христиан. Повсюду знакомился с деятельностью духовенства, укладом жизни и настроением христиан, раздавал листочки религиознонравственного содержания и отвечал на разные предлагаемые мне вопросы касательно внутренней и внешней жизни".
Как уже отмечалось выше, на службах Епископа Балахнинского было всегда много народа. Они шли, чтобы помолиться вместе с любимым архиереем и послушать его проповеди, которые были известны как в Нижнем Новгороде, так и во всех селах и деревнях. Владыка Петр хорошо понимал, какое значение имеет дело проповеди — благовестил христианской веры, как необходимо нести людям познания о Боге, об истинной вере, о почитании Божией Матери, о Св. Кресте и св. иконах, о святых мощах, дать людям понятие о вреде сект и раскола и таким образом укрепить веру людей, объединить их вокруг Матери-Церкви, сблизить с ее пастырями.
Говорил Владыка проповеди за каждым богослужением, а иногда и по 2-3 проповеди. На одном из богослужений было много раскольников, которые утверждали, что в Православной Церкви после Патриарха Никона не может быть никаких святых мощей. После изъятия по приказу большевиков мощей и распространения ними клеветы, старообрядцы говорили: „Вот-де какие-то мощи у вас оказываются после Патриарха Никона, нет мощей у вас, потому что вера ваша неправая". И Владыка Петр сказал проповедь о святых мощах, чтобы показать старообрядцам, что их мнение ошибочное и слова „вера ваша неправая", сказанные ими, совершенно не имеют смысла. Говорил Епископ и другие проповеди: „О бытии Божием", „Иисус Христос — лицо историческое", „О Матери Божией", о необходимости преподавания детям Закона Божия, о повышении нравственного уровня христиан и пр.
Не только на службах и молебнах говорил поучения Владыка Петр, но и во время крестных ходов беседовал с людьми, и народ со вниманием слушал его. С любовью и вниманием беседовал Владыка с людьми на злободневные темы, говорил проповеди, служил молебны и великие панихиды, был прост в обращении с людьми. В одном из таких переходов какой-то крестьянин со слезами на глазах сказал Владыке Петру:
— Прытко трогательно, что ты идешь с нами и разговариваешь. Сначала мы боялись тебя, а как увидали, что ты с нами просто разговариваешь, перестали бояться.
Во время таких переходов Епископ Петр сближался со своей паствой, и они были признательны ему за его простоту и отзывчивость, на его любовь отвечали своей любовью и заботой.
Богомольцы часто просили Владыку сказать им, как надо жить в современных условиях, и он говорил им. Иногда проповеди Владыки прерывались „возгласами «верно, правильно» и горячими слезами многих". Несмотря на позднее время, никто не уходил с проповедей Владыки, слушали его с напряженным вниманием. Люди вместе со священниками сердечно и единодушно благодарили Владыку Петра за то внимание, которое он им оказывал.
Но не только службы и проповеди привлекали народ к Епископу Петру. Они видели, что он и сам выполняет то, чему учит других. От людей ничего нельзя скрыть, а Епископ Петр был „чистый, прямой, истово настроенный монах", вспоминала монахиня Серафима (Булгакова).
Благодарность старообрядцев
В 1709 г. в Нижегородской губернии скрывался мятежный диакон-раскольник Александр. Он укрывался в селе Воробьеве Семеновского уезда. Впоследствии его поймали и казнили в Нижнем Новгороде. Но он оставил после себя много своих последователей. Поэтому во всех селениях православные христиане жили рядом со старообрядцами. Владыка Петр посвятил этой теме целый доклад. „Православные крестятся двуперстно, имеют лестовки, а во многих избах я встречал в переднем углу старопечатные псалтири, по которым в семьях ежедневно по утрам читаются кафизмы. Тут же повсюду висят лестовки. „«Богородице Дево, радуйся» повсюду читается по-старообрядчески".
Популярность Балахнинского Епископа привела к тому, что на его службы стали приходить старообрядцы и молились вместе с православными. В докладе Владыка Петр пишет: „За вечерним богослужением и Литургией были старообрядцы Австрийского священства, приславшие мне через единоверца Китаева свою благодарность".
Одна старообрядка-поморка после службы пришла в дом, где она остановилась, села к столу и разрыдалась. На вопрос, что случилось, она ответила:
— Да как хорошо и торжественно у вас в церкви, священники служат, а у нас что?
Так действовала на старообрядцев торжественная архиерейская служба, за которой служил Епископ Петр. Такая служба производила на них сильное впечатление.
Владыка Петр подробно описывает свою встречу со старообрядцами-беспоповцами, у которых в г. Семенове был свой храм, но не было священника. Владыка решил посетить этот храм и сказал об этом черноризцу Феофилакту, который заведовал этим храмом и исполнял там службы. Феофилакт выразил свою радость и готовность принять Преосвященного у себя в храме. Когда Владыка Петр в сопровождении других священников посетил старообрядческий храм, его встретили там человек тридцать прихожан. Они сделали перед ним земной поклон, называя его „Преосвященный Владыка". Владыка Петр объяснил им, что в это тяжелое время им так же, как и всем, живется нелегко, и они нуждаются в словах утешения. А так как у них нет своего пастыря, то он и решил заехать к ним и сказать слова утешения и ободрения.
В благодарность прихожане стали просить Владыку перейти к ним и восстановить кафедру великих древних святителей. В ответ Епископ Петр сказал им, что он был бы счастлив и возблагодарил бы Бога, если бы ему пришлось когда-нибудь молиться с ними в их замечательном храме, но при условии, что они соединятся с православными на правах единоверия. При этом Владыка старался объяснить этим людям то странное положение, в которое они попадают, принимая „бывших
попов", т. е. покрививших душой, и не принимая тех, кого Церковь им может дать законно, и которые будут исполнять все их обряды и обычаи. Затем Владыка подчеркнул, что в данное время особенно важно единение православных и старообрядцев. Нужно забыть вражду и соединиться в мире и согласии через взаимопонимание. А закончил он словами:
— И дай Бог, чтобы скорее рухнули все преграды и мы — дети одного народа и когда-то дети одной истинной Церкви — едиными устами и единым сердцем славили Бога.
Как тут не вспомнить события 1918 г., когда архимандрит Петр хотел перейти в единоверие. Возможно, и тогда его службы посещали старообрядцы и просили его перейти к ним.
Несмотря на то, что Епископ Петр был, по мнению старообрядцев, представителем „еретиков", черноризец Феофилакт пригласил его в алтарь. По выходе из алтаря Преосвященный услышал слова черноризца:
— Прихожане нашего храма хотят подарить Вам в благодарность за Ваше внимание и слова утешения старинную икону „Печерская Божия Матерь" в старинной ризе.
При этом все снова сделали Владыке земной поклон и просили не забывать их. Впоследствии черноризец приходил к Епископу Петру для беседы. А купцы-старообрядцы прислали Владыке к столу разных припасов.
В другой раз при посещении с. Развилье Епископ Петр побывал в старообрядческом Малиновском Бугровском скиту, что в четырех верстах от Развилья. Там расположился комиссариат по социальному обеспечению. Все насельники скита ушли, за исключением слепого настоятеля иеромонаха Тихона. До него дошла добрая слава о службах Владыки Петра и о том, что старообрядцам очень нравятся эти службы. Иеромонах Тихон показал Епископу великолепный скитский храм, но просил не заходить в алтарь. Он также стал уговаривать Владыку перейти к ним, обещая принять его „вторым чином". На это Преосвященный объяснил ему, что в Православной Церкви не было и нет никакой ереси, и поэтому не нужно никакого даже „третьего" чина перехода. Между Владыкой и
иеромонахом состоялась беседа, в которой старообрядческий настоятель укорял Православную Церковь в склонности к католицизму, заявив, что в Церкви применяется крещение обливанием. Владыка указал ряд епископов, которые боролись с таким методом крещения. Он также сообщил скитскому настоятелю, что Всероссийским Собором было определено ввести во всех епархиях противокатолических миссионеров. Иеромонах Тихон остался доволен беседой и обещал хлопотать о принятии его паствы в единоверие.
В с. Василькове во время служения Епископом Петром молебна среди молящихся было много местных старообрядцев. Владыка обратился к ним с приветственным словом, отметив, что нынешнее время — самое благоприятное для возвращения их в лоно Святой Матери-Церкви. После окончания молебна в дом священника к Владыке пришли два видных деятеля старообряд ца-беспоповца за советом, как им организовать у себя преподавание детям Закона Божия, при этом они называли его „Преосвященным Владыкой". Епископ Петр объяснил им новое постановление Советской власти и предложил, если у них нет своего преподавателя, благословить им православного священника, который будет преподавать детям Закон Божий по старообрядческим книгам. А ко всему Преосвященный добавил:
— Но, заботясь о детях, не забывайте и самих себя. Подумайте, не пора ли и нам с вами окончательно разрушить преграду, мешавшую нашему соединению и снова составить одну Церковь.
В ответ старообрядцы объяснили Владыке, что в душе они уже имеют такое желание и заявили свое согласие на предложение Епископа позаботиться „о великом святом дне" единения старообрядцев с православными. Впоследствии Владыка Петр узнал от Васильковского священника, что один из старообрядцев, посетивших Владыку у него дома, рассказал ему о том, что слова Преосвященного пришлись им по сердцу, и они задумались над тем, что им пора бы просить себе единоверческого священника. А также сказал о том, что после разговора с Епископом Петром у них осталось хорошее настроение и доверие к Владыке.