Служба иеромонаха Петра в Новгородской епархии
Учитывая столь ревностное служение иеромонаха Петра, его проповедническую деятельность, Митрополит Владимир рекомендовал его на должность инспектора Новгородской духовной семинарии. 1 июля 1906 г. Святейший Синод своим определением назначил московского епархиального миссионера иеромонаха Петра (Зверева) на эту должность.
Это были годы революционного подъема в среде молодежи. Прошел только год, как совершилась первая революция 1905 г., и понятна была устремленность некоторых семинаристов к преобразованиям и прогрессивным теориям. Новый инспектор — иеромонах Петр — был требовательным, не допускал халатности и нерадения в изучении Священного Писания. Он считал, что будущие священнослужители, которые должны нести окружающим Свет Христов, сами должны прекрасно знать Святое Евангелие и жить по нему. Он требовал, чтобы семинаристы неукоснительно посещали все богослужения, а также требовал, чтобы они вели себя в храме благоговейно и не допускали никаких шалостей.
Однажды в храме во время богослужения один семинарист, наблюдая проделки своего товарища, громко захохотал. Надзиратель сделал ему замечание, а после службы
отвел его к инспектору. Впоследствии этот семинарист вспоминал: „Помню полумрак, только у иконы горит лампада. Длинную черную фигуру, бледное продолговатое лицо, обрамленное прямыми спадающими волосами". Инспектор отец Петр тихим голосом долго убеждал семинариста, объясняя, что его искушает лукавый. Потом он приказал ему стать на колени и делать поклоны, принося покаяние за свой омерзительный поступок в храме. Все это необходимо было для вразумления и исправления провинившегося воспитанника.
Да, строг был инспектор с нарушителями, да и как мог оставаться равнодушным к таким безобразиям ревностный инспектор-иеромонах. Он ведь понимал, что все начинается с малого и стоит упустить какой-то момент в воспитании молодых людей, как все перерастет в гору гнуснейших пороков: дерзости, непослушания, уничижительного презрения к преподавателям и старшим наставникам. Такие поступки под влиянием различных политических прокламаций приводили к революционным волнениям.
Революционные волнения в семинарии выражались в срыве учебных занятий, участии в революционных шествиях и манифестациях, подаче петиций разного рода и т. п. В петициях выражались не какие-либо политические требования, выдвигаемые революционной печатью, а требования по улучшению жизни и работы учащихся. Хотя куда лучше было желать, если в семинарии „все помещения... классные комнаты, спальни были просто превосходными по обилию в них света, по высоте потолков,
по простору помещений". Но несмотря на это, революционный дух будоражил неутвержденные души семинаристов. „Смешно сказать «бунтовали», например, из-за того, что на второе в посты давали манную кашу, политую сверху киселем".
Иеромонах Петр, только недавно столкнувшийся со следствиями революционного движения, убийством прекрасного человека, ревностного христианина великого князя Сергея Александровича, старался сделать все необходимое, чтобы в семинарии не распространялись революционные идеи, которые растлевали еще не окрепшие души юных воспитанников.
Из среды таких „бунтовщиков" вышли безбожники, передовые деятели революции, такие как Петр Балыков, сын священника, „революционно настроенный юноша и прирожденный агитатор". Он уже после революции играл какую-то не последнюю роль в военной организации Петрограда. А так как в Петрограде в то время Военный Революционный комитет возглавлял П.П. Подвойский, бывший учащийся Черниговской духовной семинарии, то и Балыков мог быть среди его помощников.
Такая строгость по отношению к нарушителям дисциплины была вынуждена, и она увенчалась успехом. Нравственная обстановка в семинарии старанием ее инспектора иеромонаха Петра изменилась к лучшему. Служащие семинарии уже в марте 1908 г. писали в Новгородских епархиальных ведомостях: „...в последний год благодарили Бога за то, что в семинарии не замечается никаких нежелательных течений, все семинаристы принялись за свое дело и в некоторых классах с поразительным усердием. Заметно было, что к увлечениям ближайшего прошлого некоторых из своих товарищей семинаристы относятся не только без сочувствия, но и с насмешкой... Благодарение Богу! Новгородской семинарией без особых потрясений пережиты самые черные годы в жизни наших духовно-учебных
заведений. В настоящее время в семинарии все спокойно, и последняя в лице служащих, а равно, надеемся, и всех воспитанников, надеется спокойно закончит свой годовой труд".
Помимо своих прямых обязанностей инспектора иеромонах Петр неустанно участвовал и в церковной жизни Новгородской епархии. В 1907-1909 гг. жители Новгорода организовывали крестные ходы на праздник Вознесения Господня в Савво-Вышерский монастырь. Крестный ход был разрешен по ходатайству председателя Иоанна-Предтеченского общества трезвости, священника Александра Ваучского. Задача его заключалась в объединении всех давших обет трезвости в едином религиозном торжестве. Представители духовенства понимали, что ввиду очевидного зла, наносимого пьянством, стала падать нравственность, действительная жизнь была далека от идеалов Евангелия, а самое страшное было то, что пила почти вся молодежь, необходимо было всем вместе выступить на борьбу с ним. И это являлось одной из неотложных основных задач Церкви. Они организовывали у себя на приходах общества трезвости, объясняли, какой вред несет народу пьянство.
В Новгороде, на приходе церкви Иоанна Предтечи, для борьбы с пьянством по воскресным дням устраивались религиознонравственные беседы с общенародным пением и чтением акафистов. А 31 мая 1907 г. был устроен крестный ход — всеобщее народное торжество, которое явилось не просто увеселительной прогулкой, а настоящим молитвенным подвигом. О крестном ходе в Савво-Вышерскую обитель, отстоящую от Новгорода в 10 верстах, было известно еще за несколько недель. Был составлен специальный церемониал, где было расписано, кому и о чем сказать в поучениях. Торжество началось с ранней
Божественной литургии в храме Иоанна Предтечи. Служили ее инспектор семинарии иеромонах Петр, епархиальный миссионер иеромонах Варсонофий и духовник семинарии священник Дмитрий Устрицкий. После литургии были освящены хоругви и отец Петр произнес простое и в то же время весьма поучительное слово, в котором он раскрыл значение освящения хоругвей, призывал всех, даже и не состоящих в Обществе трезвости, стать под этими священными знаменами. В заключение, уже после самого обряда освещения, объяснил также, какое великое значение имеет устроенный крестный ход и как должно вести себя каждому участнику его. По окончании этой речи в 7 часов утра крестный ход под звон колоколов медленно направился по улицам Новгорода. Это шествие представляло собой чудную и величественную картину. Яркое весеннее солнце освещало многочисленные хоругви, иконы и громадный образ св. Иоанна Предтечи, а также священнические облачения.
При подходе к Савво-Вышерской обители участники крестного хода услышали праздничный трезвон, приветливо встречающий паломников, а затем показались и иноки с братским хором во главе с настоятелем Феодосием, несущие икону преподобного Саввы. Сама обитель красовалась среди зелени, дремучего леса, окружающего ее со всех сторон. Маковки церквей дивно отражались в воде канала, на берегу которого располагалась обитель. У стен монастыря разместилась ярмарка, которую крестный ход миновал и вошел в святые ворота обители. Весь путь от Новгорода до Савво-Вышерского монастыря занял примерно 4 часа. И уже в 11 часов началась поздняя литургия в соборном Вознесенском храме. После литургии был отслужен молебен преподобному Савве Вышерскому. Перед началом молебна иеромонах Петр вторично сказал проповедь, обращенную к трезвенникам, „с увещанием жить всегда трезво и помнить слезы матерей, которыми орошена эта святая рака в минуты, когда их сыновья и мужья предаются распутной жизни“.
Около 4-х часов дня крестный ход вернулся в Новгород. Здесь его встречало население города. Вдоль улиц выстроилась многочисленная вереница встречавшего народа, чтобы над ними была пронесена чудотворная икона св. Иоанна Предтечи. Уже в городе был закончен начатый в пути молебен. В заключение всего торжества иеромонах Петр сказал „в высшей степени сердечное слово, в котором он выражал свою радость, что все так благополучно окончилось. Здесь же он благодарил и от своего лица и от имени всего народа главного виновника торжества о. Александра Ваучского и просил всех трезвенников помнить, как много потрудился для них их добрый пастырь. Слово отца Петра, сказанное так живо и так просто, пало на добрую почву так, что на глазах у многих виднелись даже слезы...“ Через несколько дней одна старушка, кланяясь знакомому священнику, от всего своего бесхитростного сердца благодарила всех батюшек, потрудившихся для всего народа и поучавших всех своим пастырским словом.
В 1908 г. иеромонах Петр также участвовал в крестном ходе в Савво-Вышерский монастырь и снова сказал проповедь перед паломниками, которая с благодарностью была принята участниками этого крестного хода.
Русский народ всегда любил и будет любить своих пастырей, если они служат усердно. Пастырство состоит в полном самоотречении, в забвении своего эгоцентричного „я“, в деятельной любви к простому народу. Когда пастырь твердо стоит на этом, он совершает установленное с древних времен богослужение не внешним образом, а заботится подобно святителю Иоанну Златоусту о создании новых форм, вызванных потребностями времени, в т. ч. о молебнах, крестных ходах и прочем. И в этих случаях народ идет за своим пастырем и ради Господа становится верным его последователем. Так, на протяжении своего недолгого служения отец Петр был всегда любим своей паствой за его самоотречение и неутомимость, за его беспредельную любовь к людям, за его милосердие.
Начиная с июля 1906 г., когда в Московских газетах появилось известие о назначении иеромонаха Петра на должность инспектора в Новгородскую семинарию, на него посыпались анонимные письма в адрес обер-прокурора Святейшего Синода. Нам известно, как враг рода человеческого мстит подвижникам благочестия, восстанавливая против них кого- нибудь из окружающих их людей. Иеромонах Петр объяснял возникновение этих писем тем, что это могло произойти „на почве враждебных отношений к нему одного, а может быть нескольких лиц“. Недоброжелатели иеромонаха Петра на протяжении двух лет писали клеветнические письма, очень часто обвиняя его во всевозможных грехах и недостатках. В подтверждение своей настойчивости и неотступности они писали: „Всегда будем присылать Вам напоминания об этой личности, достойной наименования «святого монаха»", „мы добьемся оглашения позорной жизни этого «кланяющегося до земли» монаха". Писали о нем, что он живет не по-монашески, что он низкий подлец, развратник и лжец, скрывающийся под личиной святости. А чтобы придать достоверность своим обвинениям, клеветники послали подложное письмо от имени женщины, хорошо известной отцу Петру. Они стремились, как сами указывали, не допустить продвижения его по иерархической лестнице. Клеветники писали: „С него снимем митру, собьем ее в церкви, потому что он не прав,... потому что он хотел... надеть золотую шапку, но этого не позволим, не допустим — мы доставим ему счастье проехаться на Соловки". Анонимные доносы были переданы Новгородскому Архиепископу Гурию (Охотину), чтобы он разобрался. Но разбираться по данным анонимкам Владыка Гурий не мог, так как все заявители проживали в Москве, и события, о которых они писали, также происходили в Москве до перехода иеромонаха Петра в Новгородскую семинарию. Поэтому он написал: „Я не считаю себя в праве по анонимным доносам собирать от них таковые сведения". После беседы с иеромонахом Петром, Архиепископ Гурий пришел к заключению: „... не есть ли все, сообщаемое в заявлениях, одна клевета, выдуманная на почве враждебных отношений к нему некоторых лиц или под влиянием так называемого освободительного движения, вследствие которого часто выдумывают ложь против духовенства вообще и в частности монашествующего". Об этом он сообщил оберпрокурору и Митрополиту Московскому Владимиру (Богоявленскому) и отправил ему копию письма женщины, от имени которой клеветниками было представлено ложное заявление обер-прокурору. В своем письме обер-прокурору Архиепископ Гурий приводит текст этого письма. В письме от 5 июля 1907 г. эта женщина писала иеромонаху Петру: „Добрейший отец Петр! Вашим известием крайне поражена; ни в Святейший Синод, ни Обер-Прокурору и никому другому решительно не писала никаких заявлений, тем более гнусного содержания, да и не имею к тому никаких оснований. Видно, враги Ваши всячески стараются повредить Вам, раз решились на подлог, — вот до чего доводит злоба людей. Надеюсь, Вы уверены в добрых моих к Вам чувствах и никогда не поверите клевете. Скорблю, что враги Ваши пользуются моим именем для причинения вам горечи и нравственных страданий". Иеромонах Петр объяснил, что его знакомство с этой женщиной было „...на почве миссионерства, когда по долгу службы он обязан был принимать всех приходивших к нему".
Архиепископ Гурий отметил: „Что касается личного моего взгляда на эти анонимные доносы о развратной будто бы жизни иеромонаха Петра (Зверева), то, судя по тону этих доносов, дышащих ненавистью и злобой, а не святой ревностью о чистоте служителей Православной Церкви, а также принимая во внимание, что доносчики скрывают свои имена и не указывают определенного места своего жительства, я полагаю, что отношения иеромонаха Петра... представлены в ложном свете и искажены в дурную сторону,... чтобы очернить иеромонаха Петра в глазах начальства. Что касается до жизни иеромонаха Петра в Новгороде со времени прибытия его на должность инспектора Новгородской семинарии, то могу свидетельствовать, что жизнь его вполне приличная, соответственная его иноческому званию, и никаких неблагоприятных для него слухов я не слышал".
5 декабря 1907 г. клеветники написали отцу Петру: „Если хотите прикончить это дело, то пришлите триста рублей денег... К полиции не обращайтесь". Иеромонах Петр передал это письмо Архиепископу Гурию, и тот переслал его Митрополиту Владимиру. Митрополит Владимир на запрос оберпрокурора ответил: „По упомянутой переписке не было назначено расследование в виду анонимного ее характера".
Учитывая, что поток грязных писем не прекращался, иеромонах Петр 15 декабря 1907 г. написал в Синод прошение об освобождении его от должности инспектора семинарии:
„Смиренно подчиняясь воле Божией, теснотою и скорбью влекущей худость мою по пути временной сей жизни, нижайше прошу Ваше Святейшество уволить меня от должности Инспектора Новгородской Духовной Семинарии и определить в число братии Юрьева монастыря Новгородской Епархии, если на сие есть изволение Вашего Святейшества".
14 января иеромонах Петр был уволен с занимаемой должности и определен в Новгородский Юрьев монастырь простым иеромонахом. По монастырскому Уставу все монашествующие должны были заниматься не только богослужением, но
и чтением душеполезных книг, а главное — Священного Писания и строго исполнять его для „вящего преуспеяния в делах духовных". Согласно Уставу, „каждый из чреды священнослужителей, вступив в седмичное служение, должен был отправлять его со всей по Уставу точностью и благоговением". В монастырском уставе указаны были „Кия средства к достижению совершенства монашеского". Устав гласил:
1. Мир и любовь со всеми.
2. Пред всеми кротость и тихость.
3. Неослабное к добродетельному подвигу нудничество.
4. Отвержение себя со страстьми и похотьми.
5. Присномолитвенность.
6. Великодушное враждующих любление.
7. Ненавидящим творение добра.
8. Клянущих благословение.
9. За творящих напасть молитва.
ю. Без противления всяких озлоблений и бед, что есть крест Христов, до конца терпения Бога ради.
Устав читался каждые 3 месяца за братской трапезой. Как видим из жизнеописания Владыки Петра, он оставался верным этому уставу до конца дней своих. Был он великодушен к враждующим, терпел все ради Христа, отвергал себя, творил добро ненавидящим его и только к врагам Церкви был непримирим.
Кроме выполнения основных своих обязанностей в монастыре, отец Петр являлся еще и членом Новгородского отдела Православного Миссионерского Общества. 8 февраля 1908 г. на первом заседании Миссионерской Комиссии было принято постановление об учреждении в Новгородской епархии должности постоянного противосектантского миссионера. Временно дело противосектантской миссии было поручено иеромонаху Юрьева монастыря Петру. И снова, как в Москве, иеромонах Петр полностью посвящает себя и все свое время делу проповеди, служению Слову Божию, противосектант- ским беседам. Не жалеет себя, жертвует собой ради ближних, заблудших овец приводит к их Пастырю.
Для поднятия нравственности с 1908 г. в Новгороде стали устраиваться религиозно-нравственные чтения. Велись они по воскресным дням в зимний период. Всего с 13 января по март 1908 г. было проведено 6 чтений. В день открытия этих чтений иеромонах Петр провел беседу на тему: „Секта пашковцев и краткий разбор главных пунктов ее лжеучения". В ней отец Петр очень доходчиво и подробно познакомил слушателей с основными позициями этой секты и привел православные понятия об истинах христианской веры.
Каждое учение сопровождалось пением, в котором принимали участие архиерейский хор и хор духовной семинарии. Дважды было общенародное пение. Беседы давали слушателям ответы на те вопросы, которые беспокоили их души. По окончании чтений один из простых слушателей просил Новгородского архиерея продолжать чтения и в летнее время — это свидетельствовало о том, что народу пришлись по душе эти религиозно-нравственные чтения, они заполняли досуг приятным духовным общением.
Наблюдая за поведением иеромонаха Петра, Владыка Гурий пришел к выводу, что его поведение остается безупречным. А 2 апреля 1908 г. Архиепископ Гурий предложил Святейшему Синоду трех кандидатов на замещение должности настоятеля Николаевского Моденского общежительного монастыря Устюжского уезда Новгородской епархии. Отдавая предпочтение иеромонаху Петру (Звереву), он пишет, что иеромонах Петр „как кандидат богословия и имеющий душевное влечение к уединенной монастырской жизни, был бы наиболее полезен для Моденского монастыря..." Но Синод на эту должность назначил другого кандидата — игумена Сергия.
А в своем письме обер-прокурору Архиепископ Гурий дал свою характеристику поведения иеромонаха Петра: „...бывший инспектор Новгородской духовной семинарии иеромонах Петр, состоящий ныне рядовым иеромонахом в Юрьевом монастыре, во все время проживания в Новгороде, как при семинарии, так и в Юрьевом монастыре, ни в чем предосудительном не был замечен и никаких неодобрительных слухов о нем в Новгороде нет и не было; вследствие чего он мною представлен Святейшему Синоду от 2-го апреля сего года как первый кандидат на свободную вакансию настоятеля в Устюжском уезде, Новгородской епархии".
Епископ Саратовский Гермоген (Долганов) 21 апреля того же года также написал представление о назначении иеромонаха Петра настоятелем Саратовского Спасо-Преображенского монастыря, с возведением его в сан архимандрита. Святейший Синод постановил: „повременить".
Слухи о возможном назначении иеромонаха Петра настоятелем монастыря вызвали новые анонимные доносы, в которых авторы угрожали все свои вымыслы опубликовать в газетах.
Епископ Тульский Парфений направил в Синод представление об увольнении настоятеля Белевского Спасо- Преображенского монастыря Иннокентия по слабости здоровья и о назначении на эту должность иеромонаха Петра (Зверева) 27 мая 1909 г. Новгородский архиерей на запрос Тульской духовной консистории дал согласие на перемещение иеромонаха Петра на службу в Тульскую епархию.
Указом Святейшего Синода от 3 июля 1909 г. настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря игумен Иннокентий был уволен по болезни согласно его прошению от должности настоятеля и отправлен на покой в Донской монастырь. А на эту должность был назначен иеромонах Юрьева монастыря Новгородской епархии Петр. В это время управляющим Тульской епархией был Епископ Парфений (Левицкий), который хорошо знал иеромонаха Петра еще по службе в Московской епархии, когда Преосвященный был Епископом Можайским.
Когда иеромонах Петр прибыл в Спасо Преображенский монастырь, он увидел полную разруху. Храмы нуждались в сроч-
ном ремонте. Здания, в которых жила братия, а также каменная ограда монастыря пришли в ветхое состояние. Часть стены с северной стороны от ветхости завалилась еще в июне 1908 г. И принялся отец-настоятель не покладая рук за восстановление монастыря. В местах, где ограда была совершенно разрушена, временно был поставлен деревянный тесовый забор. Начат был ремонт храмов и других зданий монастыря.
Через год, 17 июля, в монастырь с проверкой прибыл благочинный монастырей иеромонах Лазарь. После проверки он пишет рапорт на имя Епископа Парфения. В нем сказано: „Храмы монастыря представляют благолепный вид: соборный во имя Преображения Господня снаружи оштукатурен и обелен; Введенский храм внутри весь ремонтируется; Алексеевский тоже; колокольня штукатурится и красится, вообще за этот год монастырь представляется в цветущем состоянии.
Монастырское хозяйство ведется прекрасно... Порядок по монастырю примерный". Храмы ремонтировались, а некоторые уже были отремонтированы и представляли „благолепный вид". Ремонтные работы в храмах были произведены на деньги купеческих вдов Кудрявцевой М.Г. и Андросовой А.Ф. и других жертвователей. Кудрявцева М.Г. уже несколько лет жила в монастырском здании у ворот Спасо-Преораженского монастыря, ежедневно посещала все продолжительные монастырские службы, выстаивая их до конца.
Но не только хозяйством был занят новый настоятель монастыря. Он с усердием заботился и о духовном возрастании братии. До прибытия иеромонаха Петра в монастыре совсем отсутствовала библиотека, даже не хватало богослужебных книг. По прибытии в Белевский монастырь отец Петр сразу же занялся собиранием библиотеки. Белев находится недалеко от Оптиной пустыни, и настоятель монастыря имел возможность постоянно общаться с Оптинскими старцами, которые, в свою очередь, были к нему очень расположены, ценили его высоко и направляли к нему многих для духовного руководства. В Оптине, где братия готовила разные издания богослужебной и духовной литературы, отец Петр приобретал необходимые для монастыря книги. Как и в Новгородском Юрьевом монастыре, помимо посещения богослужений, братия занималась в кельях чтением духовно-нравственных книг и частично рукоделием.
Бывал отец Петр и у отца Иоанна Кронштадтского и рассказывал о том, как отец Иоанн кормил его с матушкой схии- гуменией Фамарью — сначала ее, потом его.
Заботился настоятель и о мире духовном в монастыре. Так, иеромонах Лазарь в своем рапорте замечает, что о. Петр „заботится об умиротворении братии, что и достигается с помощью Божией". Как видно, до иеромонаха Петра в монастыре была нездоровая обстановка, если благочинный считает нужным выделить этот момент.
Настоятель Спасо-Преображенского монастыря с любовью и уважением относился как к простому народу, так и к братии монастыря. В послужных списках братии о способности их к послушанию везде отмечено, что они „весьма способны", „отлично хорошего поведения". В сведениях о монастыре за 1910 г. настоятель о. Петр пишет о братии: „Послушания по церкви и монастырю исполняли усердно. В отношении к посторонним лицам вели себя прилично своему званию". Только о некоторых он пишет, что „к послушанию не способны по старости". Братия отвечала взаимной любовью к своему настоятелю. Когда архимандрита Петра перевели в Тверь, некоторые переехали вместе с ним. О самом архимандрите Петре иеромонах Лазарь пишет в его послужном списке: „отлично хороших [качеств] очень способный, прилежный, усердный и ревностный проповедник слова Божия".
Братия заботилась не только о своем духовном совершенстве, они исполняли и общественное служение. В России в среде рабочих сильно распространялось пьянство и Церковь не осталась равнодушной к этому бичу. В Москве было создано Общество трезвости.
В Тульской епархии по благословению Владыки Парфения также было создано Общество трезвости. 13 ноября 1911г. состоялось открытие Тульского Общества трезвости при Николо-Часовенском храме. Вечером 12 ноября 1911 г. на всенощном бдении отец Петр между кафизмами сказал глубоко прочувствованную, вызвавшую у многих слезы речь о пьянстве и трезвости. На следующий день на литургии архимандрит Петр произнес проповедь „О послушании, как обязательной добродетели не только для иноков, но и для мирян“. В Белевском монастыре старанием настоятеля о. Петра еще раньше было организовано братство трезвости во имя святителя Николая Чудотворца. В официальной части Тульских епархиальных ведомостей за 22 июля 1911 г. сообщается о высочайшей благодарности императрицы Александры Федоровны членам братства трезвости при Белевском Спасо-Преображенском мужском монастыре. При этом братстве существовал издательский отдел, где трудами архимандрита Петра и его помощников готовились к изданию брошюры о вреде пьянства и другие небольшие книжки духовно-нравственного содержания.
Кроме того, при монастыре были организованы общество хоругвеносцев, Алексеевское братство призрения и воспитания бесприютных и нравственно покинутых детей. Настоятель монастыря о. Петр был учредителем и председателем всех этих обществ. Архимандрит Петр открыл и устроил при монастыре церковно-приходскую школу, в которой сам преподавал детям Закон Божий. Он же писал для них небольшие книжки, в том числе „Деткам на праздник Рождества Христова,,.
В1914 г. началась Первая мировая война и Русская Православная Церковь приняла участие в организации медицинских лазаретов, помощи раненым и их семьям. В Тульской епархии было организовано пять таких лазаретов, в т. ч. при монастырях — 4 на 54 кровати: при Белевском Спасо- Преображенском, Белевском, Щегловском Крестовоздвиженском, и Новосельском монастырях. В Спасо- Преображенском монастыре лазарет был устроен почти с начала военных действий на 12 кроватей, из которых
5 было на полном обеспечении монастыря. Кроме вышесказанного, при Спасо-Преображенском монастыре отпускали бесплатные обеды нищенствующим и семьям солдат, служащих на фронте, а также вдовам и сиротам. Еще в 1909 г. в монастыре было отпущено 947 бесплатных обедов. С 1911 г. ежегодно и октября в монастыре устраивали панихиды с поминальной трапезой по Белевскому блаженному Никифору и его родителям Алексию и Татиане.
После рапорта благочинного иеромонаха Лазаря о посещении Спасо-Преображенского монастыря Владыка Парфений, видя такое усердие иеромонаха Петра, направляет в Святейший Синод представление о возведении его в сан архимандрита. Святейший Синод выносит определение о возведении „Настоятеля Белевского Спасо-Преображенского монастыря иеромонаха Петра в сан архимандрита".8 августа 1910 г. Епископ Парфений служил литургию в Крестовой церкви. На литургии ему сослужили, кроме крестового монаха, ключаря собора, настоятель Спассо-Преображенского монастыря иеромонах Петр
и его отец — митрофорный протоиерей К. Зверев. На малом входе о. Петр возведен был в сан архимандрита. На запричастном стихе архимандрит Петр сказал проповедь „О средствах к тесному общению с нашим Спасителем".
19 октября 1910 г. в г. Белев прибыл Епископ Парфений для ревизии церквей и учебных заведений, а также и для освящения отремонтированной трапезной церкви Спасо- Преображенского собора мужского монастыря. Старанием настоятеля архимандрита Петра и братии монастыря собор был отделан так замечательно, что вполне мог бы украсить собой даже столичные города. Обширный храм не мог вместить молящихся, которые любовались благолепием храма, горячо молились о здравии и долголетии щедрых благотворителей и строителей храма, а также за настоятеля монастыря с братией, так много потрудившихся для восстановления храма.
Но еще задолго до прибытия архиерея жители города Беле- ва усердно готовились достойно встретить всеми почитаемого архипастыря. Молва о его доброте, ласке, обходительности, о его сострадании шла впереди него и влекла пасомых принять от святителя благословение, или хотя бы просто взглянуть на него. В Спасо-Преображенском монастыре в день, в который ждали Владыку, уже с утра братья вместе с богомольцами старались украсить святые ворота, дорогу к храму, сам храм и покои, где для Владыки были приготовлены помещения. Из еловых веток были сделаны арки, убранные цветами. Над святыми воротами красовалась надпись из роз: „Ис пола эти деспота". Путь весь устлан был зеленью и цветами. Так настоятель с братией монастыря с помощью богомольцев, не жалея своих сил, приготовились к встрече горячо любимого всеми Владыки Парфения.
За полчаса до прибытия поезда из Тулы, в котором ехал Преосвященный Владыка Парфений, раздался благовест с монастырской колокольни, оповещая всех о прибытии любимого Владыки. Народ со всего города устремился к обители, где уже собралось все духовенство города Белева с настоятелем монастыря архимандритом Петром и благочинным во главе. В 3 часа по полудню прибыл в г. Белев Епископ Тульский Парфений. Духовенство города встречало Владыку крестным ходом у святых ворот обители, откуда Епископ Парфений при звоне колоколов проследовал в храм. Здесь он обратился ко всем присутствующим с теплым задушевным словом, вызвавшим искренние слезы слушателей. Для всех это было большим утешением.
Вечером этого же дня Преосвященный присутствовал на лекции архимандрита Петра в зале общественного собрания. Лекция на тему „Старчество и старец Амвросий Оптинский, как главный его представитель", была устроена по инициативе председателя отделения епархиального учительного совета в пользу церковных школ города и уезда. Лекция привлекла многих интересующихся, она сопровождалась церковными песнопениями. Владыка Парфений остался очень доволен столь многолюдным собранием, что свидетельствовало о том, что в Белеве люди живут не одними только земными интересами, заботятся не только о хлебе насущном, но и интересуются духовными вопросами и стараются разобраться в них. Лекция имела большой успех моральный и материальный. Были внесены большие пожертвования в пользу церковноприходских школ.
Накануне праздника Казанской Божией Матери 21 октября Владыка Парфений служил всенощное бдение. А на следующий день 22 октября он служил литургию в монастырском Спасо-Преображенском храме. Перед литургией Владыка освятил придел в честь Скорбящей Божией Матери. 23 октября Епископ вновь служил всенощное бдение в новоосвящен- ном приделе. „Всенощное бдение, начавшись в 5 часов вечера, окончилось в половине 12-го часа ночи. На службе пел хор монашествующей братии, некоторые песнопения, и в том числе псалмы 134 и 135, пелись без пропусков всеми присутствующими. Народ пел с такой душой, с таким захватывающим воодушевлением, что, несмотря на продолжительность службы, не чувствовалось почти никакой усталости. Во время полиелея
все стояли с зажженными свечами, и все это умиляло душу и приводило ее в какой-то восторг и трепет“.
Богомольцы, посещающие Спасо-Преображенский монастырь, уже привыкли к таким службам, когда, с приходом нового настоятеля, во время службы народ участвовал в церковных песнопениях. Все богослужения в монастырских храмах совершались „без всяких упущений чинно, неспешно и весьма благолепно". Службы совершались ежедневно. В 3 часа утра — утреня, ранняя литургия — в 5 часов 30 мин., поздняя — в 9 часов. Кроме того, после малой вечерни служились молебны: по субботам Божией Матери „Всех Скорбящих Радости" с чтением акафиста святителю Феодосию Черниговскому и преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу. По воскресеньям служили молебен с акафистом Спасителю и преподобному Макарию Жабинскому и Белевскому чудотворцу. В Никольской церкви на ул. Берестовой службы также совершались ежедневно и всегда по церковному Уставу. В Скорбященской часовне каждый вторник служили водосвятный молебен с акафистом Божией Матери. В Тихвинской часовне такой же молебен служили по четвергам. На службах употреблялось древнецерковное пение. На литургии ежедневно читались проповеди. Монашествующие и послушники посещали богослужения „неукоснительно".
Один очевидец священник описывает службу в Спасо-Пре- ображенском монастыре в день памяти преподобного Серафима Саровского, 2/15 января 1912 г.: „Накануне приснопамятного дня, 2-го января, памяти блаженной кончины преподобного, богомольцы из окрестностей и города Белева, в большом количестве стеклись в Спасо-Преображенский монастырь, запрудивши не только храм, но и монастырский двор.
Началось торжественное богослужение малой вечерней (в 3 часа), а затем бдением (в 5 часов), совершенным соборно настоятелем с братией.
Уставная боголепная, истовая служба, введенная архимандритом Петром, привлекает массу богомольцев-горожан и с окрестных деревень. Отрадно, любопытно и интересно молиться за такой службой! Девять часов пробыть в храме (с получасовым перерывом: между малой вечерней и бдением) в наше время, время крайнего индифферентизма, неверия, теплохлад- ности, малодушия и изнеженности организма — да ведь это подвиг изрядный!.. Для городской же публики это неслыханное — невозможное обременение. А ведь за богослужением (всегда до самого конца) стоят дети с 5-летнего возраста и учащиеся!
На величание вынесли святую икону Преподобного, освященную на его мощах, в киоте, в которой находились некоторые драгоценные реликвии: несколько камешков с могилы Угодника Божия и другие. Эта же св. икона оставлена была для преклонения и за литургией, которую на другой день совершали также торжественно, соборно при еще большем стечении народа. По обычаю, перед благословением народа (после псалма 33-го «Благословлю Господа, на всякое время»), архимандрит Петр сказал соответствующее празднику слово- назидание, посвященное памяти преподобного, а затем перед
вышеупомянутой св. иконой начали совершать молебен с акафистом. Во время чтения Евангелия среди толпы, вблизи св. иконы, со страшным, душераздирающим криком-стоном поверглась на пол женщина, извиваясь в ужасных неестественно- уродливых судорогах (корчах) беснования. С пеною у рта, скрежеща зубами, дико озираясь, кусая себе язык и икая на всю церковь, она с трудом была выведена в притвор. Когда я к ней подошел, она неестественно икала и плевала на пол, приговаривая: «Ой, тяжко мне, невтерпеж, сейчас выйду!..» У меня на груди, под рясой, были приготовлены для благословения маленькие образки Преподобного Серафима. Вынувши один из них, я поднес ко рту больной и сказал: «Угодник Божий Серафим повелевает тебе изыти... уходи же!» Больная — одержимая — нагнулась к земле и делала потуги к рвоте. Затем из ее рт