Митрополита Владимира (Богоявленского)
Как уже говорилось выше, в архивных документах Казани указано, что иеромонах Петр (Зверев) был направлен в Московскую консисторию. В послужном списке архимандрита Петра отмечено, что по окончании Казанской д. а. иеромонах по резолюции Митрополита Московского Владимира был зачислен в число братии Саввинского Звенигородского монастыря. Однако первым решением Святейшего Синода было направление иеромонаха Петра преподавателем Священного Писания Нового Завета в Орловскую духовную семинарию. Но потом по ходатайству Высокопреосвященнейшего Владимира Указом Святейшего Синода от 30 сентября 1902 г. при Московской епархии была утверждена должность епархиального миссионера. На эту должность и был назначен иеромонах Петр (Зверев) с причислением его к братству Троицкого Митрополичьего подворья. Этим же Указом было отменено раннее определение Синода от 4 сентября 1902 г. о назначении иеромонаха Петра (Зверева) в Орловскую духовную семинарию.
30 декабря 1902 г. Митрополит Владимир назначил иеромонаха Петра настоятелем церкви святого князя Владимира при Московском епархиальном доме в Лиховом переулке.
В этот же день было совершено торжественное освящение храма. Чин освящения храма совершил Митрополит Владимир в сослужении со многими священниками, в числе которых был и настоятель храма иеромонах Петр (Зверев). На службе среди гостей присутствовали Великий Князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
К лету 1904 г. в храме был установлен металлический трехъярусный иконостас чеканной работы в древнерусском стиле. Святые иконы были написаны Гурьяновым, Тюлиным и другими иконописцами. Иконостас был освящен иеромонахом Петром в присутствии большого количества молящихся. В честь рождения наследника престола цесаревича Алексия во многих храмах Москвы были освящены иконы. В епархиальном доме во Владимирской церкви иеромонах Петр совершил освящение икон святителя Алексия Московского и
мученика Иоанна Воина. Как видно, Господь таким образом дал предзнаменование еще только родившемуся цесаревичу о его грядущем мученичестве.
Иеромонах Петр стал достойным последователем лучших проповедников Москвы. В обязанности епархиального миссионера входило периодическое посещение зараженных лжеучениями местностей для проповеди и собеседования с лжеучителями и их последователями, а также и с православными. Отец Петр говорил проповеди в разных местах Московской губернии, зараженных расколом и сектантством. Бывал он на Коломенском машиностроительном заводе г. Струве, где ему пришлось вступить в беседу с сектантом штундистом Иваном Архиповым. Результаты этой беседы были довольно ощутимы; она оказала благотворное влияние на местных сектантов. В июле 1904 г. в
городе Бронницах было проведено пастырско-миссионерское собрание под председательством священника И. Полянского с участием иеромонаха Петра. На собрании была отмечена предыдущая проповедническая деятельность иеромонаха Петра. Участники собрания выразили всеобщее желание, чтобы „подобные беседы чаще проводились отцом Петром".
Зная московских прихожан не только по приходам своего отца, но и общаясь во время своей учебы в университете со многими студентами, иеромонах Петр понимал, что далеко не все знают истинное вероучение Православной Церкви. Еще обучаясь в университете, Василий был свидетелем того, как студенты участвовали в политических кружках, в борьбе за свои права. Сам же Василий, воспитанный в любви к Родине и верности монарху и святой Православной Церкви, никогда и ни во что не вникал. При переходе из университета в Казанскую духовную академию ему выдали справку о его политической благонадежности. Иеромонах Петр понимал, что все это происходит с людьми по их маловерию, их безразличию к делам и жизни Православной Церкви, их невежеству в вопросах веры и благочестия, которое господствовало в высшем образованном обществе. Они были любителями помечтать на досуге о Христе, и для этого им не нужна была Церковь, можно было и без нее обойтись. Но только невозможна без Церкви жизнь христианская, „а ревнителей этой жизни находится мало, — писал священномученик Илларион (Троицкий), — большинству более приятна жизнь полуязыческая". Немногие чувствовали
живую потребность сердца принадлежать к единому телу Православной Церкви, Глава которой есть Христос. Мало кого занимали вопросы веры, вопросы спасения души. Но они легко отрицали церковное учение, уставы церковные, глумились над ними, не подчинялись церковной власти. Эти люди считали, что повиноваться беспрекословно не за гнев, а за совесть — это признак отсталости, верили заведомой лжи, распространяемой в разных газетах и книжках против монашества, иереев и архиереев. Для них оставалось важным лишь исполнение некоторых обрядов. Поэтому и возможна стала пашковщина, которая началась именно с высшего общества.
Будучи не только миссионером, но и настоятелем храма, иеромонах Петр с усердием исполнял свои пастырские обязанности. Уже в Москве у отца Петра появляются духовные чада, которые остаются верными ему до самого конца. До поздней ночи ревностный служитель Божий беседует с ними, наставляет на истинный путь, а утром он снова в храме, снова возносит свои молитвы за всех, за царя, за отечество.
Кроме того иеромонах Петр пишет различные небольшие книжки духовно-нравственного содержания. Он призывает всех: „Ходите в храм Божий". И отмечает: „Здесь не только предлагается нам ясное, полное и определенное учение о Боге, Его свойствах бесконечных, о Его отношении к миру и к человеку, не только читается нам Закон Божий, научающий нас тому, «что есть воля Божия, благая и угодная», но и обильно преподаются силы для выполнения этой воли Божественной и для достижения нравственного совершенства".
Особенно отца Петра поразил рассказ одной из его духовных чад о молодом студенте, умершем без напутствия, без приобщения святых Христовых Тайн. Он написал об этом небольшую поучительную историю „Смерть студента". В этой истории он показал, что ожидает человека, потерявшего связь с Церковью.
Не остался равнодушным отец Петр и к начавшейся в России первой русской революции. Он, как верноподанный своего государя, призывает народ быть верным присяге и своим благочестивым поведением не мешать, а помагать тем, кто защищает Родину на войне с Японией. Иеромонах Петр пишет „Доброе слово к царелюбивому народу русскому". Может быть, эта преданность царю и была причиной будущих лживых доносов на него.
Уже будучи в Юрьевом монастыре он продолжает свою творческую деятельность. По рассказу одного из прихожан, от его имени отец Петр описывает поучительную историю дедушки Пахома, как он захотел „поправить" свои дела за счет церковных денег и как вовремя был вразумлен святителем Николаем. Особенно плодотворной была его творческая деятельность в период его настоятельства в Белевском Спасо-Преображенском монастыре. Он писал и для взрослых, и для детей. Писал отец Петр о благочестивых христианских подвижниках, о сектантах, о повышении нравственности, о пользе чтения Евангелия и других душеспасительных книг и многое другое.
В 1904 г. за ревностное служение, пламенное проповедание слова Божия и заботу о просвещении народа светом евангельского учения иеромонах Петр по представлению Митрополита Владимира был награжден синодальным наперсным крестом.
Но не только радостные события были в жизни иеромонаха Петра в этот период. Пришлось ему выполнять и печальные требы — совершать панихиды по убиенному Великому Князю Сергею Александровичу, которого он знал с детства. И эта утрата не могла оставить его равнодушным. Отец Петр служил панихиду 6 февраля 1905 г. в 7 часов вечера совместно с архимандритом Анастасией. Во время совершения панихиды пел хор рабочих.
В эти годы о. Петр не оставлял свои паломничества в Саров и Дивеево. Часто бывал у Паши Саровской. Он с большим
Архимандрит Серафим (Чичагов) часто бывал у нее и хорошо изучил. Он рассказывал своим знакомым: „Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и поста она имела вид Марии Египетской — худая, высокая, совсем сожженная солнцем и потому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как все поражались ее длинными до земли волосами, придававшими ей красоту, которые мешали ей теперь в лесу и не соответствовали тайному постригу. Босая, в мужской рубашке- свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серьезным выражением лица, она приходила в монастырь и наводила страх на всех не зна
уважением относился к блаженной Прасковье Ивановне. Ее келейницы рассказывали: „Так и сидел у ее ножек". И она отвечала ему тем же. Блаженная даже подарила отцу Петру холст своей работы, из которого впоследствии ему сшили свитку, и он был похоронен в ней. Иеромонах Петр вместе с дивеевскими сестрами переживал около блаженной то тяжелое время, когда задерживалось открытие святых мощей преподобного Серафима Саровского.