Дарование Пресвятой Богородице

Первой явилась Святая Богородица, Мать нашего Господа Иисуса Христа. Тотчас Господь, сняв с пречистой главы Своей чудный венец, возложил на Ее главу и сказал: «Прими, Мать, сию славу, которую даровал Мне Отец Мой, победу над диаволом и смерти одоление, которое Я совершил, приняв плоть от Тебя». Затем дал Ей первую одежду – багряницу, в которую Сам одевался, будучи Богочеловеком, и много еще дал Ей от всяких различных цветов и предметов невещественных. Словом, почтил Ее как Мать. Она опять приблизилась к Нему, и Господь посадил Ее на престоле Своем Божественном. Этим Он возвеличил Ее над всеми святыми. Господь похвалил Ее душевную и телесную чистоту, припомнил все Ее теплые слезы и усердные молитвы, которые Она возносила к Нему за всех христиан. Тут же, открывши перед Ней бессмертные сокровища благих, Господь поставил Ее Госпожой и Владычицей над всеми Небесными Силами, поэтому-то и воспели Ее с радостью все Небесные Силы.

Дарование двенадцати апостолам

После сего призвал Господь Своих святых учеников и апостолов и дал им царские одежды, украшенные разными драгоценностями. И дал им двенадцать престолов, устроенных из чистого золота и украшенных драгоценными камнями и бисером; затем, взяв венцы, сияющие солнечным светом, возложил на главах их, венчая их, как царей. Господь посадил их на престолах и назначил судьями над двенадцатью коленами израилевыми, то есть Он назначил владыками и показал их всем спасшимся, ибо говорит Святое Писание, что святые апостолы сядут судить в величестве и славе двенадцать колен израилевых и получат в этой жизни вечные блага, превосходящие блага всех.

Дарование ученикам

После сих были призваны Господом ученики и апостолы. Господь и им дал бессмертные дары, наградив их неувядающими венцами. Господь даровал каждому из них почести по мере добродетели их.

Божия церковь

Потом я увидел перед церковью Божией преддверие, помост которого светился чистым золотом. По этому помосту ходили юноши, имеющие очень привлекательный вид. Они были в сане диаконском, обязанность их была приготовить церковь. Широта церкви была приблизительно около трех тысяч стадий. Церковь имела вид креста и представляла собой громаднейшее здание с четырьмя куполами, внутри ее было три алтаря, по сторонам ее четыре улицы. Все здание ее было невещественно, но было создано рукою Божией, все здесь было сделано из чистого золота и дорогих камней, блиставших как солнце. Прозрачность стен церкви давала возможность находящимся внутри видеть всех тех, которые были вне, а находящимся вне можно было видеть всех стоявших внутри. Помост в церкви и все то, что находилось внутри алтаря, завесы и трапезы – словом, все было такое, что невозможно описать, но можно сказать, что вся церковь была исполнена Духом Святым. Вместо обыкновенных мраморных столбов поддерживали церковь облака. Юноши, приготовив все, громко возгласили: «Благослови, Владыко!» Господь сидел на своем дивном престоле, а двенадцать Ангелов, по шести с правой и по шести с левой стороны, сидели на своих престолах. Господь, обратившись к дьяконам, сказал: «Призовите сюда всех избранных Моих». И тотчас Ангел вострубил, голос трубы говорил: «Придите, благословенные Отца Моего, в церковь славы святой Моей, да совершим новую жертву веселия». В этот же момент все святые начали входить в церковь. Пресвятая Владычица наша Богородица, встав с чудного престола Своего, подошла к Сыну Своему, Господу нашему Иисусу Христу. На Ней были дивные одежды и венец, дарованный Господом, покрывал Ее голову, как Святое Писание говорит: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна и преукрашена. Потом пришли семьдесят апостолов, сияя неподражаемым светом, а за ними и все преподобные и праведные, которые удостоились сей великой славы. Воздав хвалу Богу, каждый из них стал на свое место во святой церкви, ибо все места были с надписью, кому из преподобных или праведных они назначены. Тотчас воссиял необыкновенный свет в сердцах их, многие из них не могли воздержаться от радости и воспели благодарственные песни. Вдруг я вижу: Господь восстает со Своего чудного престола, желая совершить тайную службу. Херувимы и Серафимы со страхом и трепетом, паря вокруг Него, служили Ему и пели Трисвятую песню. Прочие же Ангелы, которых было бесчисленное множество, стояли вокруг престола Господа. Двенадцать апостолов тоже служили с Господом и произносили возгласы, после которых пели Ангелы… Когда Ангелы окончили пение, то святые отвечали им. Когда пришло время общения святого, то Господь причастился от духовной манны живота Своего. И тогда открыл страшные тайны Своего присносущия всем избранным Своим. Тотчас все уразумели всю сокровенную мудрость непостижимого учения, и прославили все, и сопричастники и братья, Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, и снова испытали новое торжество. После сего ушли оттуда все святые и все дочери нового Сиона, града Иерусалима. Когда Господь наш Иисус Христос направился в свои чудные палаты, которые находились на востоке от Святого града Сиона, то Херувимы и Серафимы в ожидании стояли пред необыкновенными и величественными вратами, ведущими в них. В этом дивном чертоге раздалось пение ангельское. Пред чертогом стояло несколько трапез, на которых находилась разная пища невещественная. Была здесь трапеза для двенадцати апостолов, были трапезы и для праведников и для святых; словом, место было назначено каждому. Господь вышел из Своего чудного чертога, в который никто не может никогда войти. Он был окружен бесчисленным множеством Ангелов, которые пели хвалебные песни. Господь сел за трапезу, а за ним уселись все, каждый на своем месте. Святые юноши прислуживали за трапезой. Святые Ангелы пели радостные песни в продолжение всего обеда. Господь, обратившись ко всем святым, сказал: «Братия мои и друзья, и все угодившие Отцу Моему и Мне, обедайте и насытьтесь вечных Моих благ, которые приготовлены вам от сложения мира». Все, услышав это, возвеселились радостью великой. Все ели эту невещественную пищу и пили невещественное вино. Все поставленное на трапезе не убывало, как это обыкновенно бывает на земных столах, но было так же в целости, как будто никто и не прикасался.





Эдемский рай

Насытившись духовным веселием, первым поднялся Господь, за Ним и все святые. Господь взял с Собой всех святых и отправился в чудный и дивный сад, находящийся на востоке, который и есть рай Эдемский, Богом насажденный, из которого изгнан был Адам за то, что не исполнил заповеди Божией. Войдя внутрь, все изумились виденному и, испытавши великую радость, веселились и наслаждались благовонными, чудными и неизреченными райскими цветами. Ангелы же дивно, несказанно пели «Аллилуиа» и другие Божественные песни. Слушая их, я изумился, как и преподобным, певшим благодарственные песни Богу. Они все больше и больше радовались, видя обширность и красоту рая. Показавши им все Богосозданное, и жилища, и обещанное святым отечество, Господь возвратился в город, из которого пришел.

О прошении святых у Господа

И сказали святые Господу: «Ниспошли на нас благодать Свою, устрой и здесь, в нетленной и блаженной жизни, церкви святого имени Твоего, чтобы мы, как и прежде, на том свете, могли сходиться в церквах и славить Тебя вместе с Отцом и Святым Духом; устрой селения и покои, чтобы мы могли хвалить Тебя и пресвятое имя Твое. Господь простер Свою Божественную руку, благословил крестообразно на все четыре стороны и сказал во всеуслышание: «Придите с высот Моих в преблагие селения, приготовленные для Моих избранников». Тотчас вся земля и весь воздух загорелись пламенем ярким, как свет. Когда пламя поднялось к небу, по всей земле явились церкви, палаты, дома, хоромы и чертоги, чудные здания с честными обителями, скинии святых, престолы драгоценные, сады с непостижимыми для человека плодами. Все это Господь раздал святым Своим, каждому по числу добродетелей. Имея обители на земле кротких, они праздновали духовно и достойно веселились.

Для отшедших в жизнь вечную нет ни лета, ни зимы, ни дня, ни ночи. Времена не изменяются, ни дождь, ни снег, ни теплота солнечная не нужны. Они не чувствуют ни голода, ни жажды, ни печали, ни воздыхания, не нуждаются в возделывании земли, ибо все изменилось и стало новым: небо, и земля, и человек.

Житие их мирно и беспечально, ибо им чужды всякие телесные похоти. Они не знают ни гнева, ни ревности, ни лихоимства, ни злобы, ни гордости – все это попрано с диаволом и ввержено в преисподнюю. Они наслаждаются вечными благами, вечно сияющим светом и подобно Ангелам не изменяются. Все это сказал мне святой проводник.

Я видел, как Ангелы выходили из Святого града и раздавали святым селения, скинии, столы и престолы, каждому по заслугам: одним на земле, другим в воздухе, и ходившие по земле, и летавшие в воздухе – все духовно веселились. На все это я со вниманием смотрел и изумлялся.

О великих праведниках,

Подобных Серафимам

После этого вострубил Царь Христос Бог страшно и грозно, и от голоса Его сотрясалась вся земля, на востоке отверзлись врата небесные, сохраняемые строгими Серафимами. Сияя чистыми, как свет, лучами, вышел Господь из чертога славы Своей, окруженный небесными Ангелами, певшими Божественные песни, и приблизился к отверзшимся вратам. С ним вошли и некоторые святые, имевшие великие добродетели; им даны были крепкие крылья, на которых они могли летать куда хотели. Прежде всех вошла с Сыном Своим Пречистая Богородица, прекрасная, как молния. Они невидимо для других достигли врат небесных и неизвестно куда пошли. Я обратился к водившему меня Ангелу, и он сказал: «В Царствие Небесное вошли».

Слова Господни Григорию

После этого я опять увидел Господа со всеми небесными Ангелами и святыми. И все вошедшие с Господом в Небесный город сошли с Ним прославленными больше прежнего; не согрешу, сказавши, что они были подобны Божеству: радость была видна в них и веселье. И вот Господь, стоя у врат Святого города, обратился к нам тихим и кротким взором и подозвал к Себе. Мы скоро сошли со своего высокого места и, со страхом приблизившись к Нему, поклонились пречистым Его стопам. Господь сказал мне тихими и кроткими Божественными устами: «Вот, Григорий, по молитве угодника Моего Василия Я показал тебе все, и ты постарайся другим передать, чтобы и им это послужило на пользу и на спасение. Я говорю тебе: если кто не последует Моему Святому Евангелию и всему тому, что написано в нем, не будет жить во веки, но будет мерзок и возненавиден будет Отцом Моим и Мною. Кто не захочет Меня слушать и Мне служить, тот окажется сыном геенны огненной. Если кто трудами, постом и другими добродетелями будет подвизаться, но не войдет дверьми Евангелия Моего, тот вор и разбойник. Ты же сознательно посмотри на все и подробно обо всем тебе показанном передумай, постарайся умножить полученный талант, и спасти свою душу, и сделать другим пользу, не скрой землю доброты своей сердечной, духовного серебра Моего, но сообщи многим верующим. Многие, услышав от тебя все это, спасутся, убоятся злых, будут стремиться ко всему доброму и благому. Весь мир и все то, что в мире, все временное и доставляющее только одно удовольствие греховное, они всею душою возненавидят, а, напротив, постараются выполнить все Мои заповеди, наиболее же все пожелают вечных благ и совершат все для своего спасения. Если же, все это услышав, они не постараются покаяться, то ты, конечно, не будешь виноват, а они по делам своим будут судимы». И я ответил: «Владыка Господи, как я смогу это исполнить, будучи нечист душой, скверен сердцем, помрачен умом? Как я смогу рассказать для меня непонятные и неизреченные тайны, если Ты не дашь мне ни херувимских уст, ни серафимского разума: ведь всего этого и ум небесных и земных сил постигнуть не может!…» Со страхом и трепетом произнес я эти слова. И сказал Господь: «Я знаю, что ты не можешь этого сделать, но я пошлю благодать Мою, которая вселится в тебя, просветит сердце твое, возбудит желание любви ко Мне и подаст силу и память, чтобы все подробно постигнуть и потом написать обо всем этом для свидетельства всем церквам и на пользу всех язычников. Блажен тот, который простым умом и чистым сердцем это поймет и постарается избегать всего злого, прилепляться ко всему благому, что уготовано от века праведным. Горе тому, кто не радеет о благом, кто не верует во все это, кто не слышит всего сказанного. Горе тому, кто сомневается: он не будет причастником всех спасаемых. Сыновья и наследники Царствия Небесного те, которых имена написаны в книгах жизни, они примут с радостью и чистым сердцем, с любовью прочитают, постараются выполнить написанное, передадут другим; пользу сделают себе и другим принесут пользу. Те же, которые в мире только заботятся о мирском, которые побеждены суетными мыслями, в которых царствуют одни плотские похоти, те, наверно, не только не примут его, но еще посмеются и поругаются. Кто же осмелится оклеветать Бога, будучи сам очевидцем такого откровения, какого никто из святых не видел и в Писании нет? "Но, – скажут миролюбцы, – неужели этот более Петра и Павла, Моисея и Даниила и прочих всех святых великих и всех славных пророков, богоносных отцов и вселенских учителей, если от тех никто не узнал подобных неизреченных тайн, которые сокрыты от всех?" Будут поносить тебя, укорять, ты же оставь укоры без внимания, передай устно и письменно, передай потомству все показанное тебе, передай церквам Моим и всем верующим. Скажи представителям церкви: и большому, и среднему, и меньшему, – что Я скоро приду и должное воздаяние принесу с Собой. Блаженны те, которые направят жизнь ко спасению души. Горе тому, кто не сумеет уберечь порученного ему стада. Эту заповедь даю вам всем, щадя вас, чтобы вы не пострадали по неведению своему. Если вы всячески не постараетесь спасти души, но обратитесь к суетному и ко всем скоропреходящим прелестям жизни сей, полюбивши одни тленные и мирские вещи, пренебрегши врученными вашей заботливости и попечению душами людей, то в Царство Небесное не приму вас и благ вечных не дам вам. Избегайте страстей ваших, да не похитит вас смерть негодными и без покаяния, ибо тогда и вера мало пользы принесет. Вот Я, Господь Бог, Который любит правду, изливает милость и человеколюбие. Благодать Моя открыта созданию Моему, особенно тем из людей, которые веруют в Меня. Для спасения людей Я был распят, ради них Я много пострадал от непокорных иудеев. Я милостив ко всем искренно кающимся и отпускаю им все грехи. По смерти же нет уже больше покаяния, нет пользы в слезах и молениях. Что может тогда сделать для себя грешник, нераскаявшийся при жизни? На суде Своем Я строг и строго накажу согрешившего. Я об этом говорил раньше и теперь повторяю то же самое. Но Я обличаю в грехах ваших, но сами вы на Суде Моем посрамитесь. Я ничего не утаю от вас того, что могло бы послужить вам на пользу. Я дал вам свободную волю и предоставил вам добровольно избирать то, что вы пожелаете. Если хотите, избирайте жизнь вечную в Царствии Небесном или вечные муки в аду. Вот Я, Господь Иисус Христос, во веки живой с Отцом Моим и Святым Духом». Все это Господь сказал мне, чтобы я передал всем людям, которые не могут, нося еще тело, войти в жизнь вечную. Я размышлял и хотел уяснить себе, как же весь мир может измениться и стать нетленным, о чем мне сказал Господь, и каким церквам я должен засвидетельствовать обо всем слышанном от Господа. Мне казалось, что я это не во сне вижу, но будто на самом деле вижу уже окончание мира и Второе пришествие Христово. В это время я проснулся от поразившего меня страхом видения. «Что же это будет?.. Что же это будет?..» – повторяю я… И страх объял меня, и я долгое время находился в изумлении, и несколько дней я не выходил из кельи своей, припоминая все виденное и слышанное и желая все скорее написать, чтобы не растеряться и все не забыть… Я горячо молил Господа, чтобы Он просветил ум мой и дал мне возможность выполнить все повеления Его. Спустя несколько дней воссияла радость в сердце моем, лицо мое изменилось, грусть и задумчивость сменились веселым и радостным настроением духа, все мне пришло тогда на мысль, и я тотчас же вспомнил подробно обо всем виденном и слышанном. Мне казалось, что я вижу все особенно, умными глазами; я поспешил описать как можно подробнее, не хитро сплетенным словом, философским красноречием, но просто и понятно. Написанное, конечно, было плодом благодати Божией, осенившей меня. Когда я стал более свободен, то отправился к преподобному Василию, который после обычной молитвы велел мне присесть. Он начал вспоминать о моем видении. Трудно представить себе радость преподобного, когда он узнал, что Господь по его молитве удостоил меня видеть Феодору и слышать ее рассказы. Подробный рассказ святого о виденном мною вполне убедил меня, что это было действительно откровение Божие.

О кончине и погребении

Преподобного Василия

Преподобный Василий в это время достиг уже глубокой старости. Бывши приведен из пустыни в Царьград в среднем возрасте, он прожил здесь около пятидесяти лет и был уже близ ста лет от рождения. Свою кончину он предузнал по откровению и предсказал о ней ученику своему Григорию по следующему случаю. Григорий имел обычай на время всего Великого поста затворяться в своей келье, в которой и пребывал до Святой Пасхи, упражняясь в посте и молитвах, полагая множество поклонов и проводя ночи без сна. В последний год жизни преподобного Василия, именно в 944 после Рождества Христова, Григорий по обыкновению пришел к нему взять благословение затвориться на наступающий пост в келье. Преподобный много поучил его о пользе душевной и, подав благословение, наконец сказал: «Иди, чадо, с миром в дом твой, меня же телесными твоими очами ты более не увидишь в сей жизни». Сказавши это, старец прослезился и, обнявши Григория, любезно лобызал его. Он же, пав на честные ноги старца, омочил их слезами, плача и рыдая о разлучении со своим отцом и наставником. Старец поднял Григория и, утешая его, обещал и после телесного разлучения не оставлять его духом. Со слезами вышел Григорий от преподобного и затворился до Пасхи в своей келье. Предсказание святого Василия исполнилось, и Григорий, по наступлении праздника пошедши посетить своего отца, нашел его уже скончавшимся. На его вопросы о времени кончины и погребении преподобного бывшие при нем рассказали, что святой Василий скончался 26 марта, в праздник Благовещения, который тогда приходился на средопостной неделе. Причастившись святых Христовых Таин и мало поболев, святой в последние минуты благолепно опрятался и, крестообразно сложив руки на персях, предал дух свой в руки Божии. Множество народа стекалось поклониться останкам святого, которые с честью были провождены ко гробу с псалмами и песнями, со свечами и кадилами. Когда зашла речь о месте погребения преподобного, то прежде упомянутый Константин, который покоил преподобного в своем доме, хотел положить его на селе своем, в церкви Пресвятой Богородицы, но некий раб Божий Иоанн, которого преподобный Василий избавил от нечистого духа, вступил в благочестивое соревнование о мощах преподобного и говорил Константину: «Не хочет преподобный оставить Царьграда, где подвизался и множество чудес сотворил. Хотя он и упокоивался в твоем доме, но меня освободил от беса, как и сам знаешь. Должно и мне послужить общему нашему отцу». Много и других жителей Царьграда поддерживали Иоанна, не желая лишиться святых и чудотворных мощей преподобного Василия. Тогда оный Константин уступил желанию Иоанна и вместе с ним и прочим народом стал трудиться над устройством погребения. Мощи святого были положены в раку и перенесены в монастырь, называемый Хартофилаков, близ церкви святых мучеников Флора и Лавра и святого апостола Филиппа. Весь народ сопровождал погребальную процессию, прикасаясь и освящаясь от мощей преподобного, которые наконец и были положены в святом алтаре, где, почивая, подавали многие исцеления и чудеса с верою приходящим.

Откровение о посмертном

Наши рекомендации