Ученика преподобного Василия
В ту же самую ночь, когда я почивал на ложе своем, вдруг увидел себя на каком-то плодородном, светлом и прохладном поле, украшенном всевозможными прекрасными цветами. Тихий и прохладный ветерок веял по этому полю, над которым носился какой-то светлый дым, испускающий благоухание и ароматы. Когда я стоял там и дивился на все кругом, радуясь в сердце своем, вдруг подошел ко мне какой-то муж светлый и прекрасный, в белой одежде, имевший в руке своей жезл, и, приблизившись ко мне, спросил: «Что стоишь здесь и удивляешься, смотря на все?» Я отвечал ему, что не знаю, как я вдруг очутился здесь. Тогда он мне сказал: «Это молитва отца твоего духовного привела тебя сюда, чтобы ты увидел то, о чем спросил». «Что же я просил, Господи?» Он ответил: «Когда ты говорил, что глубока и искренна вера евреев, а угодник Христов Василий на это ответил, что они отвержены Богом, то ты просил показать тебе какое-нибудь знамение, и вот Господь исполняет твое желание. Следуй теперь за мной, и я тебе покажу веру каждого народа и какая из них какую силу имеет перед Богом». Затем, взявши меня, пошел на восток.
Вдруг появилось облако, подняло нас и вознесло на высоту неимоверную, и казалось мне, что все это не во сне, а наяву. Тогда увидел я какую-то страну дивную, странную и непонятную, и пока я удивлялся ей, облако отступило от нас и мы очутились на каком-то непонятном поле, светлом и прекрасном. Земля на этом поле была чистая и прозрачная, как лед или стекло, и видны были оттуда все концы мира сего. Там были юноши с огненными лицами, сладко и благозвучно поющие и пением своим славящие в Троице Единого Бога. После этого пришли мы на какое-то место страшное, как будто объятое огнем Божиим. Увидя это место, я пришел в ужас, и мне казалось, что меня привели сюда, чтобы сжечь здесь, но потом я заметил, что место это не горит, а только светится светом пламенным. Затем увидел я тут юношей крылатых, дивно красивых и светлых; они двигались при помощи крыльев, куда хотели, летали на высоту, и были они в белых как снег одеждах. И подумал я о них, что это Ангелы Божии, невещественно ходящие и кадящие высший жертвенник, то есть место духовного огня, от которого огонь для службы Божией. Пока я думал об этом, вдруг очутился у какой-то страшно высокой горы, на которую мы с большим трудом поднялись. Тогда повелел мне светоносный муж посмотреть к востоку, где я увидел другое поле, необъятно большое и страшное, блестящее, как золото. Когда увидел я это, сердце мое наполнилось неизреченной радостью. Затем увидел я какой-то город, чудный и обширный, от которого я пришел в умиление и простоял несколько часов, как будто в забытьи. Когда стоял я на вершине этой горы, удивляясь и умиляясь всему увиденному мною, то спросил своего проводника: «Господи, что это за город, такой обширный и странный, при виде которого ум мой помрачился?» Тогда он ответил мне: «Это вышний Иерусалим, это есть Сион нерукотворный, он так же велик, как свод небесный в ширину и длину. Построен он не из смолы, не из мрамора, не из дерева или стекла, так как все это тайные вещи, ты же видишь, что он кажется чистым и блестящим, как золото, а построен он из двенадцати каменьев. Красота и благолепие города таковы, что их глаз человеческий не видел и ухо не слышало, и мысль не может представить, и ни человеческий, ни ангельский ум не в состоянии постигнуть. Высота стены его, мне кажется, не менее двухсот локтей, или даже более, но никак не меньше этого. Ворот в нем двенадцать, прочно построенных и крепко запертых; каждые из этих ворот одинаковы, каждые из двенадцати честных камней и блестят, как лучи солнечные». Размышляя об этом чудном и дивном видении, я невольно сказал сам себе: «Если город этот снаружи представляется таким дивным и чудесным, то кто может описать и кто может себе представить то, что находится внутри его!» И, придя в удивление и ужас от этого видения, я невольно спросил провожавшего меня Ангела Господня: «Господи, какой это город и кто живет в нем, кто царь в этом городе и кто построил его, как он называется и какая это страна, и зачем мы пришли сюда?» Тогда ответил мне сей светлый юноша: «Этот город Великого Царя, о котором чудесно предсказал Давид. Создал его Господь наш Иисус Христос по окончании своей земной жизни и после Своей чудесной смерти, а по вознесении Своем на небеса к Богу, Отцу Своему, приготовил его святым Своим ученикам и апостолам и тем, кто через проповеди их уверовал в Него, как сказал Сам Господь в Евангелии Своем: В доме Отца Моего обители много суть, если же нет, пойду и уготовлю вам место. Это вот и есть то обширное и дивное жилище, которое Он обещал им и всем возлюбленным Его и с усердием хранившим Его заповеди. Имя ему – Новый Сион, град христианский, град высшей митрополии. Немного обождав, увидишь ты и живущих в нем, и не только людей, но и Царя их, ради Которого ты пришел сюда. Тогда узнаешь обо всем и увидишь, как всякий верующий в Сына Божия жив будет учением святых Его учеников, повелениями и заповедями святых и богоносных отцов и верою во Святую Соборную Церковь Божию. Неверующий же в это не будет пользоваться жизнью вечной, а будет предан вечному огню». Пока мы говорили это, вдруг явился посередине города холм высокий, как гора; вершина этого холма казалась блестящей, как раскаленное железо, и на ней сиял крест дивный, освещая все кругом, а на кресте – голубь, белый как снег и сияющий светом неописанным. Видя это, я удивился. Тогда с неимоверной высоты, блестя как молния, спустился на этот город юноша и начал все приготовлять и украшать, как будто готовясь к встрече Царя. Вслед за ним на город спустился другой юноша, который нес престол чудный и поставил его на вершине того холма, для ожидаемого Царя, а после этого послышался громкий голос, говорящий: «Вот Царь хочет прийти в град сей с силою и славою великою». Вслед затем спустились с высоты четверо юношей, светлых и благолепных, держащих в руках по большой свече, сильным и невещественным огнем горящей, и запели согласно: «Возсия благодать Твоя, Господи, прииде слава святых Твоих, Вышний Сын Живого Бога». После них еще юноша спустился на город, говоря: «Вот суд и воскресение мертвых будет и воздаяние каждому от Праведного Судии наступит». Вслед за тем с высоты спустился столп огненный, из которого был слышен голос грозный, и пламень огненный разливался по всему воздуху; столп этот не остановился над городом, но опустился на мир и рассеялся на все четыре конца земли и объял всю вселенную. После этого был слышен голос, говорящий: «Вот содетельная сила Вышнего, которая соберет всякое творение», и раздался голос этот над всеми костями человеческими, и стали собираться кость к кости, сустав к суставу, член к члену. Затем еще спустился юноша, держа в руке своей свиток огненный, послание Господне к сатане, в котором сказано: «Окончилось владычество твое, ибо прошли уже три года, которые даны были тебе царствовать по всей земле». Стал юноша тот пред сатаною и прочитал это послание, а затем с гневом повлек его из царских дворов и положил голову его на краю земли, чтобы изверг он из себя всю злобу, погибель, гнев, неистовство, ярость, весь яд злой, всякую нечистоту, всякую неправду и всякие ереси, так как приблизился конец его, и он будет сожжен со всем своим воинством. Потом видел я, как полки Сил Небесных на конях огненных по воздуху разъезжали, и послышался вопль мучительный, плач и рыдания многочисленные и ужасные: эти огненные всадники, гоня пред собою, убивали всех тех, которые прельщались учением антихриста, во время его владычества на земле. Затем видел я, как полки воинов благообразных сошли на землю и стали приготовлять ее к пришествию Господню. Среди них был один юноша, отличавшийся благообразием и державший в руке трубу золотую, а с ним двенадцать других юношей с такими же золотыми трубами. Когда они сошли на землю, затрубил пред ними их главный начальник, и звук трубы его раздавался от одного до другого конца вселенной, за ним затрубили двенадцать других юношей, и такой раздался гром от звука труб их, что земля заколебалась, как море. Тогда тела облекли собою кости, лежащие в земле, но жизни не было в них.
Потом затрубил во второй раз их начальник, и тотчас же открылись гробы, и все от начала мира умершие вышли из гробов. И вот спустилось бесчисленное, как песок на берегу моря, множество юношей, которые направились к восставшим из мертвых, чтобы душу каждого человека направить в свое тело. После этого раздался в третий раз звук трубный, от чего ужаснулось небо и земля, и все мертвые стали живы, и каждый из них осенен был той добродетелью, которой был славен на земле. Тогда моря, реки, озера, болота, леса и чащи со страхом возвратили целыми всех тех, которые погибли в них, от чего появилось бесчисленное множество человеческих существ, как песок морской. Возрастом все были равны между собою, муж стоял вместе со своей женою, и всякий народ, каждое колено и каждый род были соединены между собою. Не понимая таинства воскресения, я был объят страхом и с трепетом думал: «Были в перст превращены и вдруг стали целы», и удивлялся, видя, как у некоторых из них лица сияли, как звезды, а у других сияние было меньше, чем у первых, подобно тому как сказал Божественный апостол: «Звезда от звезды отличается славою». У одних лица сияли как луна в темную ночь, у других – как дневной свет; у тех – как железо раскаленное, искры рассыпающее, у этих – как солнце. У одних лица были как снег, у других же – как волна морская, а у иных – белые и румяные, как цвет. У каждого из них была книга в руке, а на челе каждого была надпись. У одних было написано: «пророк Господень», у других – «проповедник Господень», у тех – «апостол Христов», у этих – «мученик Господень», кто – «евангелист», кто – «исповедник Господень», один – «воздержавшийся Господа ради», другой – «святитель Господень», тот – «праведник», тот – «преподобный Иисуса Христа», и много всяких надписей было видно, указывающих на добродетели восставших из мертвых: «нищий духом», «смирен сердцем», «претерпевший Господа ради в пустыне», «кроток Господа ради», «милостив и добр», «чист сердцем», «миротворец», «изгнанный правды ради», «зависти ради и лести пострадавший», «нищету и напасти претерпевший Господа ради», «праведный пресвитер Господень», «честно послуживший службу духовную», «девственник Господень чистый», «положивший душу за ближнего своего», «сотворивший правду», «научивший добру», «сохранивший ложе неоскверненным», «покаянием Господу угодивший» – и много других различных добродетелей написано было на челе у восставших из мертвых. Также написаны были и пороки каждого из восставших: «злоба», «лукавство», «нечистота», «скаредство» и разные другие грехи и беззакония. У одних было написано на темени, а у других казалось написанным в воздухе над головою, чтобы всем были видны грехи и беззакония их. Согрешившие же в христианстве и без исповеди скончавшиеся казались скверными и нечистыми, с темными мрачными лицами, и было их много. У одних лица были как земля с пеплом смешанная, у тех – как гной, у этих казались изгнившими до конца и черви кишели на лицах их; у одних лица были черные, как у самого сатаны, у тех – как кожа аспидова, у этих – как кожа ехиднина, а у некоторых – как кожа ослиная; одни были покрыты с головы до ног гноем смердящим. Все они, друг к другу обращаясь, говорили: «О, горе нам! Ибо это есть последний день пришествия Христова, про которое мы знали еще до кончины нашей и теперь восстали, чтобы получить каждому из нас по делам нашим. О, горе нам несчастным и грешным, ибо мы осквернены и помрачены. Господь накажет нас! О, горе нам, ибо мы только теперь познали стыд и позор наш».
И много говорили они, укоряя себя и проклиная день и час своего рождения, и стояли, ожидая с поникшей головой приговора Праведного Судьи.
Многие стояли, говоря: «Кто есть Бог и кто Христос? Мы не знаем, мы многих богов имеем. Мы угодили им, и они должны почтить нас», – говорили они самонадеянно. Множество других стояли, говоря: «Если Бог закона Моисея воскресит нас, мы получим от него много добра, так как мы рассеяны были по всей вселенной, потому что кроме этого Бога иного не хотели признать. Если Сын Человеческий придет судить нас, горе нам будет: мы возненавидели Его, хулили, ругали, делали Ему много зла и предали смерти, учеников Его убивали, не веря им и не признавая их Учителя. Теперь мы тоже сомневаемся, может ли Он прийти судить, как Бог. Вместе с нами и Он будет судим за то, что говорил: Я Сын Божий и равен Ему. Хорошо было бы, если бы мы видели Его здесь и обличили Его во лжи, ибо Он считал Себя нашим Судьею. Господь же сказал, что никого не будет судить, но суд даст Сыну Своему. И не раз Он называл Себя Сыном Божиим, но мы хорошо знаем, что Бог говорил Моисею на горе Синайской. Тот же никогда не видел Бога». Когда иудеи разговаривали между собою об этом, ждали Праведного Судию и хотели Его видеть, они просили друг друга: «Если кто увидит здесь Христа, возьмите Его, и мы представим Его пред Богом». Другие израильтяне стояли во множестве и говорили: «Горе нам, верующим не в признаваемого Законом Бога, но в алгуя, астартия, старофу, в двух златых тельцов и прочих богов языческих. Мы не знали, откуда приключилось с нами несчастие».
На некоторых из стоящих явились червленые слова: на мужчинах – «муж-убийца», на женщинах – «женщина-убийца». На других написано было: «тать» или «татица» (то есть вор или воровка), «блудник» или «блудница», «идолослужитель» или «идолослужительница», «мытарь» или «хищник», «детогубец» или «детогубица», «завистник» и «гневный». На некоторых написано было: «суров» и «сердит», «злосердый» и «немилостивый», «жадный» и «сребролюбивый». На других: «еретик», «духоборец», «манихей», «савелиан», «павликиан», «яковитин», «оригенит», «маркионит», «богомил» и вообще придерживающиеся какой-нибудь ереси, изобличаемой надписью. И все некрещеные, или после христианского Крещения согрешившие, или умершие без исповеди стыдились, видя на себе обличения, и плакали горько, стеная. Все смотрели на это и изумлялись. И вот являются Ангелы с сияющим Крестом, поющие Божественную песнь, они поставили Крест на престол в виду всех воскресших из мертвых. Народ изумлялся красоте Креста, иудеи же молча смотрели на него и трепетали от страха, на лицах их виден был стыд. Ударяя себя по лицу, они говорили: «Недоброе знамение видим мы в Явившемся во славе, это знамение Распятого! Если Он придет судить нас, как мы встретим Его или где скроем себя: мы ведь много зла сделали не только Ему Самому, но и верующим в Него?» И вот когда иудеи, рыдая, говорили это, водивший меня Ангел сказал: «Видишь ли, как они начали трепетать, смотря на Честный Крест?» Я стоял на высоком месте, и мне казалось, будто я носился в воздухе, видел все от края вселенной; все слышал, даже то, о чем говорили где-нибудь лишь шепотом, доносилось до моих ушей; я все помнил, что бы кто ни говорил. После этого я услышал говор, большой шум и страшный звук и испугался. Но водивший меня Ангел святой сказал мне: «Не бойся, еще больше этого увидишь». И вот святые Ангелы расступились перед Судьею, Который шел судить и воздать каждому за беззаконие, обличаемое надписью на челе. Начали являться страшные бесчисленные силы пред престолом Судии. Видя это, я еще более устрашился. Но святой Ангел снова ободрил меня, сказавши, что я должен внимать всему разумно, ибо происходившее пред моими глазами послужит в пользу мне. Не успел он окончить своих слов, как вдруг блеснула молния, послышался свыше страшный голос, и земля затряслась. Те, на которых были светлые лица, не только не устрашились, но еще больше стали радоваться и веселиться: они тихо и молча приблизились к престолу Судии, сияя красотой, которой удивился бы всякий человек. На идолопоклонниках же и неверных виден был страх, и мрачны были их лица. Когда явился Крест и они поняли, что Христос хочет судить всех, упали духом и устыдились, тогда как все верные от Авраама до Христа не боялись, а радовались. Израильтяне до появления Креста называли какого-то великого бога, но увидевши сияющий паче солнца Крест Господень и понявши, какой веры он служит знамением, возопили: «О, горе нам! Иисус Христос, Которого прославляют христиане, хочет судить всех!» И лица их омрачились и исполнились стыда, а верующие радовались и кланялись Кресту, зная, что он есть именно тот, на котором Господь пригвожден был по Своей воле. В это время вдруг явилось светлое облако с молнией и, осенивши Божественный Крест, долго оставалось на нем, как только оно поднялось туда же, откуда снизошло, вокруг Креста обвился пречудный украшенный венец. Иудеи и агаряне при виде его удивились и вострепетали, идолослужители, мучившие святых, от страха и изумления не могли слова произнести. Христиане же исполнились великою радостью и, поднявши руки вверх, прославляли Господа. И вот заблистала молния, послышался шум, гром, явились Ангелы и Архангелы, весь воздух наполнился ими, – всех объял трепет. Ангелы с благоговением пришли и остановились на приготовленном для судилища месте. Грешники поняли, что все их тайные помышления сделаются известными. Ибо Господь сказал: «Нет такой тайны, которая не будет обнаружена». Престол Божий не на земле стоял, но в воздухе, на высоте около сорока локтей, и Ангелы ходили не по земле, а носились в воздухе. Одни из них стояли на восточной стороне, а другие – на южной, третьи – на северной, четвертые – на западной. Все они отличались один от другого: одни были белые, как свет солнечный, другие были подобны пламени или золоту блестящему, или красному цвету. Разделившись на четыре части, они наполнили всю поднебесную; земля же наполнена была людьми. За ними появилась огненная колесница, вокруг которой шли шестокрылатые, многоочитые Херувимы, взывавшие: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и землю славы Твоей». Ангелы воскликнули: «Благослови, Отче Вседержителю, благословен Грядый во имя Господне Иисус Христос, Слово Соприсносущное Отцу». От их славословия содрогнулись небо и земля. Пришедшие с колесницей окружили престол Божий. Евреи и агаряне, слыша, что Ангелы наравне с Богом Отцом славят и Господа нашего Иисуса Христа, начали рыдать, говоря: «О, горе нам! Мы не ждали Его, и Он пришел».
Страшный Суд Божий.