Свидетельство генерала С. С. Апраксина о явлениях умершего друга
В 1831 году 28 февраля скончался в Москве генерал от инфантерии Степан Степанович Апраксин. В молодых летах он коротко познакомился с князем Василием Владимирович Долгоруковым. Оба они служили в одном полку: первый в чине полковника, второй – майора. Долгоруков умер в 1789 году в совершенной бедности, так что не было средств похоронить его. Друг его Степан Степанович Апраксин устроил за свой счет погребение и поминовение князя. Казалось, он отдал последний долг как бы родному брату.
На третий день после похорон Долгоруков явился к своему благодетелю с тем, чтобы принести ему свою благодарность.
Таинственный гость предсказал неизменному и сердобольному другу долгую и благополучную жизнь на земле, обещал явиться незадолго до его кончины. После того добрый Апраксин был особенно внимателен к нуждам бедных и радовался всякий раз, когда представлялся ему случай к благотворительности.
Прошло сорок два года, и верный своему обещанию князь Долгоруков вторично посетил старца генерала в десять часов вечера. Прежде всего, князь счел нужным напомнить о себе и о том благодеянии, какое ему было оказано много лет тому назад, потом увещевал своего друга готовиться к смерти, которая наступит через двадцать дней, обещался еще раз посетить его за три дня до его кончины и вдруг вышел из комнаты. Апраксин поверил словам загробного вестника: исповедался, причастился и освятился елеем. За три дня до смерти он пригласил к себе на ночь одного своего друга. В одиннадцать часов ночи явился Долгоруков и вступил в беседу со старцем Апраксиным. Присутствовавший его друг после рассказывал многим, что во время разговора Апраксина с Долгоруковым он ощущал невольный страх, хотя явившегося князя не видал, но голос его слышал. Через три дня Апраксин скончался. После его смерти в Москве долго носилась молва о его свиданиях с покойным Долгоруковым15.
Свидетельство афонского подвижника
Один из афонских подвижников открыл известному отцу Серафиму, святогорцу, следующее: «Причиною моего вступления в монашество было видение во сне загробной участи грешников. После двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение. В этом состоянии я вижу двух юношей, вошедших ко мне. Они взяли меня за руки и сказали: "Следуй за нами!" Я, не чувствуя болезни, встал, оглянулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало спокойно на постели. Тогда я понял, что оставил земную жизнь и должен явиться в загробный мир.
В лице юношей я узнал Ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были огненные места мучений; слышал там вопли страдальцев. Ангелы, показывая мне, за какой грех какое назначено огненное место, прибавили: "Если и ты не бросишь своих привычек к греховной жизни, то вот и твое место наказания!"
Вслед за тем один из Ангелов восхитил из пламени одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и с ног до головы окован. Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы, и вместе с ними исчезла вся его чернота: он стал чист и светел, как Ангел. Потом Ангелы облекли его в блестящее одеяние, подобное свету.
"Что значит это изменение сего человека?" – решился я спросить Ангелов. "Это грешная душа, – отвечали Ангелы, – будучи отлученной от Бога за свои грехи, должна вечно гореть в этом пламени. Между тем, родители этой души подавали много милостыни, делали частые поминовения за литургиями, отправляли панихиды, и вот ради родительских молитв и молитв святой Церкви Бог умилостивился, и грешной душе даровано совершенное прощение.
Она избавлена от вечного мучения и теперь предстанет пред лице своего Господа и будет радоваться со всеми Его святыми". Когда видение кончилось, я пришел в себя. И что же увидел? Вокруг меня стояли и плакали, приготовляя тело мое к погребению» [6].
Поучительное видение
Когда я был на Новом Афоне (на Кавказе), мне пришлось исповедовать одного мещанина, А. П. Писаревского. В беседе со мною после исповеди он рассказал мне замечательный случай, бывший с ним, и уполномочил меня объявить о нем во всеобщее свидетельство к пользе единоверной собратии. «Однажды, – говорил он, – ехал я на паре лошадей, в повозке с кладью пудов пятьдесят и заснул. Лошади, спускаясь под гору рысью, опрокинули повозку, которая всей тяжестью придавила меня. К счастью, случилось это в селении. Четверо человек с трудом высвободили меня из-под тяжести и, так как я был без сознания, стали обливать меня холодной водой, чтобы привести в чувство.
Когда я был без чувств, я увидал двух страшных эфиопов, приблизившихся ко мне и говоривших: "Это душа наша, потому что она умерла без покаяния". К великому утешению своему, я увидал в другой стороне двух Ангелов в белом одеянии, которые сказали эфиопам: "Какое вы имеете право говорить, что душа ваша?" – и начали спорить с ними. Эфиопы представляли Ангелам все грехи, мною содеянные от юности и до настоящего дня, даже забытые мною грехи воспомянули и особенно сильно осуждали меня за сквернословие. Все, что говорили они, была сущая правда. Ангелы в защиту меня представляли мои добрые дела, но эфиопы переспорили. Я ощущал страх и ужас, все думал: "Вот сейчас ввергнут меня в бездну ада". Тогда сказал Ангел: "Вот какое доброе дело сделал этот человек: однажды ночью он привез хлеба, крупы и муки одному бедному семейству и подал все тайно это в окно, говоря в себе: "Примите Господа ради", а сам поспешно скрылся. Это семейство до сих пор молит Бога о нем". Милостыня бедным и молитва их спасли и оправдали меня. Эфиопы сказали только на это: "Если он останется жить, еще более согрешит". "Не ваше дело, – отвечали Ангелы, – касаться этого. Если согрешит, то и покается", – и отогнали эфиопов. Более этого ничего я не видал и не слыхал; я пришел в сознание».
С тех пор прошло уже четыре года, но видение это, глубоко запавшее в душу Писаревского, всякий раз, как он впадает в какой-либо грех, возбуждает в нем сердечное раскаяние, и он старается загладить его исповедью, молитвою и милостыней[7].