Почему так много людей не идут далее в исповедании религии, но остаются только почти христианами?
ПРИЧИНА 1. Это происходит потому, что они обманывают себя в том, что касается их истинного состояния. Они думают, что их состояние хорошее и безопасное, в то время как оно плохое и опасное. Человек может считать себя членом Тела Христова, а Бог будет рассматривать его как сосуд гнева. Иногда дитя Божье, смотря больше на свои грехи, чем на свои добродетели, на свои ошибки, чем на свою веру, на живущие в нем похоти, чем на обновляющую благодать, может подумать, что его положение очень плохое. Но на самом деле оно хорошее. «Я смугла», – сказала Невеста Христа; и все же Христос ответил: «Прекраснейшая из женщин!» Так и грешник, взирая больше на свои обязанности, чем на свои грехи, может подумать, что его имя записано в книге Жизни, и все же в глазах Бога он – нечестивец.
Нет ничего более обычного для человека, чем думать о себе высоко, в то время когда он – ничто. В этом и есть самообман. Многие твердят, что знают Христа, но на самом деле не знакомы с Ним. Они думают, что их грехи прощены, но, увы, такие люди все еще находятся в желчи горечи и оковах греха! Они считают, что имеют благодать, но на самом деле не имеют ничего. Соломон сказал: «Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет». Это был нрав лаодикийской церкви: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг». «А не знаешь...» Будучи настолько плохой, она думала, что ее состояние хорошее. Будучи настолько бедной в благодати, она считала, что была богата. Будучи несчастной и нагой, она все же была уверена, что не нуждается ни в чем.
Пять мотивов этой ошибки
Существует несколько мотивов этой ошибки. Я назову пять.
1. Большая склонность сердца каждого плотского человека к хитрости: «Лукаво сердце человеческое более всего». Это еврейское слово используется также для обозначения имени Иаков. Он хитростью занял место своего брата Исава: «Не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза?» Итак, это слово значит обманщик, хитрец – тот, кто хитростью занимает чье-либо место. Таким образом, сердце каждого плотского человека «лукаво более всего».
Вы читаете об обманчивых словах, обманчивости богатства, обманчивости красоты и о друзьях-обманщиках. И, все же, сердце человеческое обманчивее всего этого. Более того, написано, что и сатана обманщик. Однако, сердце человека более склонно к обману, чем сатана, ибо сатана никогда не может обмануть, если человеческое сердце не обмануло само себя. Вот почему человек беспричинно надеется на благо – из-за ужасного предательства своего собственного сердца.
Как привычно для людей хвастаться добродетелями своего сердца! «Я благодарю Бога, что у меня такое хорошее сердце. Я не делаю из этого показухи, как некоторые, и не притворяюсь». Но послушайте, что говорит Соломон в этом случае: «Кто надеется на себя, тот глуп». Положит ли человек свои деньги в порванный кошелек? Доверится ли он обману? Есть хорошее правило: «Доверяй, но проверяй»; таким же был и принцип Августина: «Тот человек, который доверяет своему собственному сердцу, в конце концов окажется обманутым».
2. Эта ошибка возникает из человеческой гордости. У каждого невозрожденного человека гордое сердце. В грехе Адама было много от этой гордости, и ее много во всех сынах Адама. Именно из этого извечного греха вытекает самонадеянное мнение о нашем состоянии и положении. Соломон произнес: «Не будь слишком строг[12]». Августин, комментируя эти слова, сказал: «Здесь имеется в виду не праведность мудрого человека, но гордость самонадеянного». Итак, в этом смысле, любой плотский человек слишком праведен. Он не имеет той праведности, которая посвящает его Богу, то есть праведности Христа, но у него чрезмерно много самоправедности, посвящения самому себе.
[Примечание 12. В английском переводе Библии: «Слишком праведен» (прим. перев.).]
Гордый человек видит свою красоту, но не свои недостатки; свои способности, но не свой позор; свою кажущуюся праведность, но не свою настоящую презренность. Только работа благодати может показать человеку, что ему не хватает благодати. Надменный взгляд смотрит вверх, но смиренный взгляд смотрит вниз; и поэтому, девиз верующего должен быть: «Я самый наименьший из святых, самый наибольший из грешников». А девиз плотского человека: «Я благодарю Бога, что я не такой, как другие».
3. Люди обманывают себя, принимая обычную благодать за спасающую, так как они похожи. Как многие принимают фальшивые деньги за настоящие, так же многие путают обычную благодать с истинной. Саул принял дьявола за Самуила, потому что тот появился в мантии Самуила. Человек может подвергнуться сверхъестественной работе Духа, но так и не ощутить на себе спасающей работы. Первая пробуждает человеческую природу, вторая обновляет ее. Хотя каждая работа Духа является сверхъестественной, все же, не всякая сверхъестественная работа Духа является спасающей. Следовательно, многие обманывают свою душу, принимая сверхъестественную работу за спасающую.
4. Многие путают исповедание религии с истинным обращением, считая внешние изменения признаком внутреннего возрождения. Если внешняя сторона чашки вымыта, они думают, что вся чашка чистая, хотя она грязная внутри. Это обычный камень преткновения, о который так много людей спотыкается, подвергаясь опасности, принимая форму благочестия, но отвергая при этом его силу.
5. Недостаток личного, повседневного применения закона Божьего к сердцу и сознанию, что открыло бы человеку его истинное положение и состояние. Когда ощущается недостаток в этом, человек будет испытывать недостаток истинного слова благодати и будет считать свое положение лучше, чем оно есть на самом деле. Есть достойный внимания отрывок, где апостол говорит о себе: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер». Здесь описываются представления, которые имел Павел о своем состоянии, со Словом и без Слова.
Вот как он представлял свое состояние без Слова: «Я жил некогда без закона». Павел имел закон, ибо он был фарисеем; а фарисеи имели «в законе образец ведения и истины». Поэтому, когда он говорит, что жил без закона, вы должны воспринимать это не буквально, но в духовном плане. Он жил без силы и действенности закона в своем сердце, его сознание не было обличено, разбужено и оно не «обнаружило» греха. И пока его состояние оставалось таким, он не подвергал его сомнению. Он был уверен в добродетельности своего положения. Это он и имеет в виду, когда говорит: «Я жил».
Однако, вот как он представлял свое состояние со Словом – и это совершенно противоположно тому, что было ранее: «Но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер». Слово Господа пришло с силой в его душу, когда Дух Божий действенно воцарился в его сознании (это подразумевается под словами: «пришла заповедь», «грех ожил, а я умер»). То есть, я увидел отвратительность моего положения и порочность моей самоправедности. Моя надежда угасла и моя уверенность пропала; и если ранее я думал, что жил и что мой грех умер, то когда Бог пробудил мое сознание Словом, только тогда я увидел мой грех живым и обладающим силой, а себя мертвым и несчастным.
В этом и заключается первая причина, почему многие не идут далее в своем исповедании религии и остаются только почти христианами. Это происходит из-за того, что они ошибаются, оценивая свое состояние как хорошее, в то время когда оно не является таковым; эта ошибка состоит из пяти составляющих:
1. Обманчивое сердце.
2. Гордый дух.
3. Принятие обычной благодати за спасающую.
4. Принятие внешних изменений за внутреннее возрождение.
5. Недостаток личного повседневного применения закона Божьего к сердцу и сознанию.
ПРИЧИНА 2. Это происходит также из-за коварства сатаны, который, если не может удержать человека открыто в неверии, прилагает все усилия, чтобы убедить его принять только форму благочестия. Если он не может обольстить людей их собственными похотями с полным отвержением небес, тогда он обольщает их таким исповеданием, которое точно не приведет человека к небесам. Он позволит нам оставить некоторые грехи, если мы сохраним другие; позволит выполнять некоторые обязанности, если мы не будем обращать внимания на остальные. Более того, чтобы удержать нашу душу, он согласится с нашим исповеданием религии и позволит происходить всему, кроме истинногоо обращения и соприкосновения со Христом для спасения. Ему все равно, какой дорогой мы попадем в ад, главное для него, чтобы мы, в конце концов, оказались там.
ПРИЧИНА 3. Это происходит из-за мирской и плотской политики. Это великое препятствие для многих. Политика очень часто идет против благочестия. Ииуй не расстался со своими тельцами, ибо боялся потерять царство. Если бы было меньше политики и замыслов, то во многих людях было бы больше рвения и честности. Существует честная политика, которая помогает религии, но плотская политика препятствует ей.
Нам заповедано быть мудрыми, как змеи. Но змей – самое коварное из всех творений; мы также должны быть невинны, как голуби. Если благочестие существует без политики, ему не хватает безопасности. Если политика – без благочестия, то ей не хватает честности. Благочестие без политики слишком просто, чтобы быть безопасным, и политика без благочестия – слишком коварна, чтобы быть хорошей. Люди должны быть мудры, осторожны, ловки, внимательны, насколько могут, но все должно иметь место по Слову Божьему. Пусть все это будет соединено со святостью и честностью. Проклятием является то, что запрещает человеку проникать дальше в глубину веры. Если он не будет проникать дальше, то попадет в шторм до того, как сможет безопасно достигнуть берега.
ПРИЧИНА 4. В сердце существуют такие похоти, которые препятствуют искреннему соприкосновению со Христом. Хотя они предлагают высокую цену, всё же они не соответствуют Божьим критериям. Юноша мог бы иметь жизнь вечную, и он давал за нее хорошую цену: желание исполнять всякое повеление, кроме одного, только кроме одного. И что? Разве Бог не уменьшит цену на это одно? Неужели он настолько суров? Разве Он не смягчит хотя бы чуть-чуть свои условия, если человек поднялся уже так высоко? Должен ли человек принести все? Неужели Бог не уступит ничего? Нет, братья мои, тот, кто недооценивает небеса, конечно же, потеряет их, как будто он ничего не давал за них. Тот, кто не отдаст все, что он имеет, не расстанется со всем ради этой «драгоценной жемчужины», точно так же уйдет ни с чем, как и тот, который никогда не торговался. Причиной крушения тысяч душ является нежелание принимать Божьи условия. Бедность грешника и бедность Христа, истекающий кровью пронзенный грешник и истекающий Кровью пронзенный Христос – вот Божьи условия.
Большинство исповедников подобны железу между двумя равными магнитами. Бог притягивает – они двигаются к Богу; мир притягивает – они тянутся к миру. Они находятся между двумя полюсами. Такие люди не оставят Бога ради мира, если для этого им не придется оставить мир ради Бога. Но если они должны расстаться со всем, с каждой похотью, со всем, что дорого, с каждым возлюбленным грехом, почему тогда дух Димаса обладает ими, и они предают Бога?
Братья мои, это важная причина, объяснение тому, почему многие почти христиане не идут далее. Значит, какая-то возлюбленная похоть или что-то иное препятствует им и, несмотря на долгое и ревностное исповедание, разделяет их со Христом навеки.
Таким образом, я ответил на пять вопросов, а именно:
1. Как много человек может пройти на пути к небесам и, все же, быть только почти христианином?
2. Почему происходит так, что человек является только почти христианином, если он проходит так много?
3. В чем различие между невозрожденным сознанием лицемеров и грешников и обновленным сознанием верующих?
4. Почему происходит так, что многие являются только почти христианами, если они прошли так много?
5. Какова причина того, что многие не идут далее в исповедании религии, и остаются только почти христианами?
Применение на практике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Спасение – не столь легкое дело, каким оно представляется. Сам наш Господь Иисус Христос подтверждает это: «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Врата обращения – очень трудные врата, но каждый человек, кто спасется в вечности, должен войти этими тесными вратами. Без них спасение невозможно: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
Это не просто тесные врата сами по себе. Нет, ибо обращающая благодать – бесплатна. Врата милости открыты весь день. Нежность евангельской благодати никого не исключает, если только человек сам не исключает себя. Христос не говорит, что если такой-то или такой придет ко Мне, Я изгоню их, – нет, но: «Приходящего ко Мне», – кем бы он ни был, если он желает сердцем соприкоснуться со Мной, ни в коем случае, – «не изгоню вон»; и «желающий пусть берет воду жизни даром». Христос ни для кого не жалеет милости. Хотя спасение было куплено для нас дорогой ценой, все же оно предлагается нам бесплатно.
Поэтому, врата, которые ведут в жизнь, не являются тесными со стороны Христа или сами по себе, но они тесны по отношению к нам из-за наших похотей и нашей испорченности, которые затрудняют вход. Ушко иглы достаточно большое, чтобы сквозь него прошла нитка, но сквозь него трудно продеть канат. Либо необходимо увеличить ушко иглы, либо надо расплести веревку, иначе вход невозможен. Врата обращения очень тесны для плотского испорченного грешника. Душа никогда не сможет пройти через них, если не расстанется с возлюбленными похотями. Грешник должен оставить все похоти. И когда он подходит к этим тесным вратам, пред ним лежит узкий путь, по которому нужно идти. Так наш Господь Христос сказал: «Узок путь, ведущий в жизнь»; и что это за путь, если не путь освящения? «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Бога».
Итак, путь освящения – очень узкий путь, ибо он обвит вокруг шеи каждой похоти[13] и лежит в основе каждой благодати. Он заключается в подчинении первого и улучшении второго; в ежедневной смерти и, все же, ежедневной жизни; в смерти для греха и жизни для Бога. Это путь освящения! По широкому пути идут многие, но этот узкий путь подобен путям ханаанским во времена Самегара. Написано: «Во дни Самегара, сына Анафова... были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами». На еврейском языке написано «кривыми дорогами». Путь святости большей частью – пустынный путь. Так сказал пророк. «И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым; нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить только искупленные». Нечистые, львы и хищные звери ходят кривыми путями. Никто, кроме искупленных Господом, не ходит путями Господними.
[Примечание 13. В смысле «повешен», то есть, похоть должна быть умерщвлена (прим. перев.).]
Поэтому не удивительно, что наш Господь Христос сказал: только немногие найдут жизнь, так как врата тесны, и путь, ведущий к жизни, узок. Многие делают вид, что идут узким путем, но они никогда не войдут в тесные врата. Многие делают вид, что уже вошли в тесные врата, но они никогда и не шли по узкому пути.
Это очень распространенная ошибка, когда человек погибает из-за неправильного выбора пути. Он идет по тем тропинкам, которые ведут в ад, в душе надеясь в конце своего пути найти небеса. Те двадцать троп, которые мы упомянули ранее, ведут к разрушению, и, все же, многие выбирают их и идут по ним, думая, что это путь спасения. Как многие язычники и явные грешники погибают, выбирая путь смерти, так и многие номинальные христиане погибают, ведя неверный образ жизни. Этот вывод я делаю из слов Господа Христа: «И немногие находят ее (то есть жизнь)». Эти слова подтверждают сказанное в Луки 13:24. Христос ясно говорит, что многие ищут Царства Небесного, стремятся войти в него, но не могут. Многие преодолевают длинные дистанции, но все же бегут не так, «чтобы получить». Некоторые предлагают хорошую цену, но не достигают Царства. Ад приобретается легко, но «Царство Небесное силою берется».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2. Если люди проходят так много на пути к небесам и, все же, терпят неудачу, о, что же тогда ждет тех, кто даже не стремится к небесам! Если погибнет почти христианин, что же будет делать тот, кто не является даже таковым? Если тот, кто имеет Христа, исповедует Его и оставляет многие грехи ради Христа, может погибнуть, то какова будет судьба того, кто не имеет Христа и отказывается расстаться даже с одним грехом, одной похотью, – более того, кто открыто бесчестит имя Христа! Если тот, кто только внешне освященный, будет отвергнут в вечности, что же будет тогда с тем, кто даже внешне не кажется таковым, кто имеет не только жестокое сердце, но и «болячку» непосвященной жизни снаружи? Если номинальный христианин будет исторгнут вон, то, конечно же, тем более и мерзкий прелюбодей, грубый алкоголик, постоянно клянущийся, сквернословящий насмешник и любой плотский грешник. Если горе тому, кто не попадет на небеса, то каково же будет горе человека, который даже не похож на тех, кто не достигает небес? О, пусть Бог пробудит этим словом спящих грешников, которые спят в грехе без малейшего страха смерти или ужасной погибели!
Применение исследования
Много ли в мире тех, кто являются только почти христианами? Почему для нас настало время поставить под вопрос наше положение и провести более тщательное рассмотрение нашего духовного состояния: каково оно, правильное ли оно; крепки ли мы и искренни ли в нашем исповедании религии? Когда наш Господь Христос сказал Своим ученикам: «Один из вас предаст Меня», то каждый тотчас спросил у Него: «Не я ли, Господи? Не я ли, Господи?» Так же должны поступать и мы. Когда Господь открывает нам через Свое Слово, как много тех, кто является только почти христианами, кто только исповедует религию, мы должны прямо спросить: «Господи, не я ли? А мое сердце не испорченное? Не являюсь ли и я только почти христианином? Не являюсь ли я одним из тех, кто в итоге потерпит неудачу? Не лицемер ли я в исповедании религии? Не имею ли я только форму благочестия, благочестие без силы?»
Два вопроса огромной важности
Существует два вопроса огромной важности, которые каждый из нас часто должен задавать себе: «Кто я?»; «Где я?».
Кто я? Божье ли я дитя? Искренен ли я в религии, или я только лицемер, который исповедует религию?
Где я? Пребываю ли я в невозрожденном состоянии или в состоянии благодати? Произрастаю ли я из старого корня, корня Адама, или укоренился на новом корне, Иисусе Христе? Нахожусь ли я в завете дел, который служит только гневу и мести? Или я нахожусь в завете благодати, который служит жизни и миру?
Да, это первое, на что человек должен обратить внимание. Перед тем, как произойдет изменение сердца, должно произойти изменение состояния. Наше сердце должно измениться. Нам необходимо пройти через изменение завета для того, чтобы изменилось наше состояние, ибо новое сердце и новый дух обещаны в новом завете. Ветхий завет об этом не говорит. Итак, человеку надо пребывать в новом завете, чтобы получить благословение, обещанное в этом завете. Он должен пребывать в состоянии нового завета, чтобы приобрести «новозаветное» сердце. Ни милость, ни прощение, ни изменения, ни обращение, ни благодать не распространяются вне завета. Поэтому, мы должны искренне вопрошать, где мы. Если мы не знаем этого, мы не сможем узнать, кто мы, мы не сможем быть теми, кем мы должны быть, а именно: полноценными христианами. Позвольте мне дать совет тем, кто исповедует религию: испытывайте ваши сердца. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте». Я убедительно прошу об этом, основываясь на неоспоримых доказательствах.
Доводы для поощрения проведения самоанализа:
1. Многие имеют только понятие о благочестии, только внешне религиозны, они остаются в невозрожденном состоянии. Многие являются только слушателями Слова, а не его исполнителями. Такие люди обманывают свою собственную душу. Некоторые же не слышат и не исполняют. Это – непосвященные, грешники. Но те, кто и слышат, и делают, – истинные верующие. Кто же слышит, но не делает, – тот лицемер.
Те, кто пренебрегает таинствами, не являются истинными христианами. Однако возможно и такое, что человек может совершать их и исповедовать, но все же не будет истинным христианином. Тот, кто только исповедует, уподобится Иуде – ученику, апостолу, проповеднику Евангелия. Он был тем, кто изгонял бесов, но в итоге изгнал себя. «Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».
2. Ошибки в первом основании очень опасны. Если мы не правы в основной, основополагающей работе; если основание в сердце не заложено на благодати, все наше дальнейшее исповедание тщетно, – дом построен на песке. Хотя он может простоять какое-то время, все же, когда пойдет дождь и подует ветер, его падение будет великим.
3. Неверным является утверждение, что в этом вопросе можно положиться на нашу душу. Существует много вещей, подобных благодати, но которые не являются благодатью. Такое подобие и сходство вещей обманывает нас и заставляет принимать одно за другое. Многие принимают дары за благодать, обычное знание за спасающее знание; тогда как человек может иметь великие дары и не иметь благодати. Он может иметь великое знание и, все же, не знать Иисуса Христа.
Некоторые принимают обычную веру за спасающую. Хотя человек может верить во все истины Евангелия, во все обетования, все пророчества, во все пункты Символа веры, все же он погибнет из-за отсутствия спасающей благодати.
Некоторые принимают нравственность и сдерживающую благодать за благочестие и обновляющую благодать. Однако часто случается, что грех сдерживается, а сердце не обновлено.
Некоторые обманываются «полуработой», принимая убеждение за обращение, изменения за возрождение. У нас многие христиане подобны сиренам, или похожи на образ, который был явлен Навуходоносору: золотые головы и глиняные ноги. Дьявол обманывает большинство людей «синекдохой», выдавая часть за целое; частичное послушание некоторым повелениям за общее послушание всему. Обманы, навязанные сатаной душам, бесконечны из-за недостатка самоанализа. Поэтому необходимо испытывать себя, чтобы не принимать тень за сущность.
4. Сатана испытывает нас время от времени. Он будет веять и просеивать нас до самой глубины; и если сейчас мы успокоимся в беспочвенной уверенности, то потом это закончится безутешным отчаянием. Более того, Сам Бог будет исследовать и испытывать нас по-особенному в день суда, и сможет ли вынести этот суд тот, кто никогда не испытывает своего сердца?
5. Каким бы ни было состояние человека, является ли он истинным христианином или нет, правильны ли его принципы или нет, все же, хорошо исследовать свое собственное сердце. Если человек придет к выводу, что его сердце в хорошем состоянии, его принципы правильные и здоровые, то это будет поводом для радости. Если же он обнаружит, что сердце его испорченно, а принципы ложны и неправильны, то это открытие послужит толчком для обновления. Если человек болен и знает об этом, он может вовремя послать за доктором; но как досадно обнаружить болезнь, когда уже поздно лечить. Поэтому для человека не иметь благодати и не видеть этого до последнего момента, когда уже будет поздно, считать себя христианином, когда он не является таковым, и думать, что он на правильном пути к небесам, в то время когда он идет по дороге в ад, к тому же, не зная об этом до самого смертного часа или судного дня – это самое непоправимое несчастье, и оно доказывает ошибочность в уверенности человека в спасении.
Именно на основании этих доводов я настоятельно прошу вас исследовать ваше состояние. О, пусть Бог поможет нам в выполнении этой необходимой обязанности!
ВОПРОС. Вы говорите: «Но как узнать, являюсь я истинным христианином или почти христианином? Если человек может пройти так далеко и, все же, потерпеть неудачу, как я узнаю, что мое основание правильное, что я действительно являюсь христианином?»
ОТВЕТ 1. Истинный христианин соприкасается со Христом и принимает Его на условиях Евангелия. Истинный союз создает истинного христианина. Многие соприкасаются со Христом, но выдвигают свои условия. Они принимают Его и имеют Его, но не так, как Бог предлагает Его. Условия, на которых Бог предлагает Христа, таковы, что мы должны принять кроткого Христа с сокрушенным сердцем, всего Христа всем сердцем. Принятие Христа с сокрушенным сердцем является свидетельством нашего смирения, а принятие всего Христа всем сердцем – свидетельством нашей искренности. Кроткий Христос дорожит Своими страданиями за наши грехи, сокрушенное сердце дорожит тем, что распознает грех. Христос занимает различные положения, а наше сердце содержит все наши способности. Христос – Царь, Священник, Пророк и при всем этом Посредник. Без какого-либо из этих положений работа по спасению не могла бы быть завершена. Как Священник, Он искупил нас. Как Пророк, Он наставляет нас. Как Царь, Он освящает и спасает нас. Поэтому апостол говорит: «Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». Праведность и искупление вытекают из того, что Он – Священник; мудрость – из того, что Он – Пророк; освящение – из того, что Он – Царь.
Сейчас многие принимают Христа как Священника, но не принимают Его как Царя и Пророка. Им нравится разделять с Ним Его праведность, но не нравится иметь часть в Его святости. Они хотели бы быть искупленными Им, но не желают подчиняться Ему. Они хотели бы быть спасенными Его Кровью, но не желают подчиняться Его власти. Многие любят благословения Евангелия, но не любят исполнять обязанности Евангелия. Такие люди – только почти христиане, несмотря на то, что они соприкоснулись со Христом. Они выдвигают свои условия, не принимают Божьи. Положения Христа можно определить, но их нельзя разделить. Истинный христианин принимает Христа во всех Его положениях. Он не только принимает Его как Иисуса, но как Господа Иисуса. Он говорит вместе с Фомой: «Господь мой и Бог мой». Истинный христианин не только верит в Его смерть, но также сообразовывается с образом Его жизни. Как он верит в Него, так он и живет для Него. Он принимает его как за Его мудрость, так и за Его праведность; как за Его освящение, так и за Его искупление.
ОТВЕТ 2. В сердце истинного христианина источником для исполнения обязанностей является тщательная работа благодати и освящения. Возрождение – это полное изменение: «Древнее прошло, теперь все новое». Это совершенная работа в отношении частей, однако не в отношении степени освящения. Плотский человек тоже может исполнять обязанности, но они исходят из неосвященного сердца. И в этом вся беда. Новая заплатка на старой одежде никогда не принесет пользы, ибо дырка становится еще больше. Когда человеческое сердце совершенно обновляется благодатью, разум просвещается к спасению, сознание полностью убеждено, желания духовны и освящены; когда разум, воля, сознание и желания объединяются, чтобы исполнить обязанности, которые повелел выполнять Господь, тогда человек является истинным христианином.
ОТВЕТ 3. Тот, кто является истинным христианином, обращает внимание на способ выполнения обязанностей так же, как и на саму суть обязанностей; не только на сам факт – выполнено, но также и на то, как все выполнено. Они должны быть не только bonum, не только добром, но они должны быть bene: это добро должно быть сделано правильно.
Здесь почти христианин терпит крах. Он выполняет те же самые обязанности, что и другие делают ради сути, он делает то же самое, но по-другому. Когда он исполняет что-то, то не обращает внимания на то, как он это исполняет. Когда молится, то не думает о вере и рвении в молитве. Если слушает, то не считается с советом Христа: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете». Если проявляет послушание, то не смотрит на состояние своего сердца и, поэтому, терпит неудачу во всем, что делает. Все это портит добродетель любой обязанности.
ОТВЕТ 4. Истинный христианин известен своей искренностью во всем, что он делает. Что бы человек ни делал, исполняя обязанности Евангелия, без искренности он не может быть христианином. Почти христианин не искренен, поэтому он, хотя и делает много, много молится, слушает, проявляет послушание, – лицемер.
ОТВЕТ 5. У того, кто является истинным христианином, внутреннее состояние соответствует внешнему закону. Существует сходство между Словом Божьим и волей христианина. Сердце христианина – это воспроизведение Закона. Такая же святость, которая заповедована в Его Слове, вселена в сердце. Такое же соответствие Христу, которым мы наслаждаемся в Слове Божьем, создается в душе Духом Божьим. Такое же послушание, которого Слово требует от человека, Господь дает ему силу проявить посредством дарованной благодати. Вот какое обетование дается для нового завета: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердце их напишу его». Итак, Его закон в нас – это не что иное, как создание Им той благодати и святости в нас, которую закон заповедовал нам и требует от нас.
В Ветхом Завете Бог написал Свои Законы только на каменных скрижалях, но не на сердце; и поэтому, хотя Сам Бог написал эти Законы, люди все же разбили скрижали. Но в Новом Завете Бог дает новые скрижали (не каменные, но скрижали нашего сердца) и пишет Свой закон на них, чтобы в сердце мог существовать внутренний закон, соответствующий внешнему. Каждый истинный христианин имеет его. Так что он может сказать о себе, как наш Господь Христос сказал: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». Каждый верующий имеет внутри себя свет, который ведет его не к презрению и пренебрежению, но к хвале и хождению в свете, и свет направляет его, чтобы идти согласно Слову. Более того, благодаря этому оттиску закона в сердце, послушание и согласие с Богом становятся выбором и утешением души; ибо святость – это сама природа нового творения, так что даже если бы не было ни Писания, ни Библии, чтобы направлять христианина, все же, он был бы свят, ибо он получил «благодать на благодать». Существует благодать внутри, которая соответствует слову благодати снаружи. Почти христианин не знаком с этим внутренним законом Божьим. Внешне может казаться, что его жизнь соответствует Слову, но внутри у него нет этого соответствия.
ОТВЕТ 6. Истинный христианин исполняет много обязанностей, но, все же, стоит выше их. Он стоит выше обязанностей в смысле посвященности: проявляет послушание, но превосходит эту обязанность в вере. Он основывается не на послушании, а на Христе и Его праведности. Почти христианину это не удается. Он исполняет много обязанностей, но не поднимается выше их. Скорее он успокаивается в них. Он работает ради успокоения своего сознания. Почти христианин не может прийти к вере и проявлять послушание одновременно. Если он верит, то думает, что нет необходимости в послушании и, поэтому, отбрасывает его. Если он старается пребывать в послушании, тогда отбрасывает веру и думает, что в ней нет необходимости. Он не может сказать вместе с Давидом: «Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю». Чем больше человек исполняет обязанностей, тем больше он должен возвышаться над ними. Чем больше исполняем, тем больше верим.
ОТВЕТ 7. Тот, кто является истинным христианином, послушен во всем. Он не проявляет послушание только к одной заповеди, пренебрегая другую; он уважает все заповеди. Он старается оставить всякий грех и любить каждую обязанность.
Почти христианин не может сделать этого. Его послушание частично и раздробленно. Если он проявляет послушание к одной заповеди, то нарушает другую. Те обязанности, которые не пересекаются с его похотями, он охотно исполняет, но те, которые пересекаются, он откладывает в сторону.
Фарисеи постились, молились, отдавали десятину и так далее, но они не отложили свою жадность и притеснения других. Они разрушали дома вдов и не проявляли должного уважения к своим родителям.
ОТВЕТ 8. Для истинного христианина главной целью всех обязанностей является слава Божья. Если он молится, слушает, жертвует, постится, кается или проявляет послушание, Божья слава – главная цель всего. Да, он может получить вознаграждение за свой труд здесь, но Бог все же главнее. Как жезл Моисея проглотил жезл волшебников, так слава Божья – конечный итог, который «проглатывает» все остальное. Почти христианин терпит неудачу в этом. Его конечные цели испорчены и эгоистичны. Бог, возможно, и будет одной из его конечных целей, но другими его целями будет собственное «я». Тот, кто никогда по-настоящему не отвергнул себя, не может иметь цели выше, чем свое «эго».
Итак, исследуйте себя по этим признакам. Задайте вопрос собственной душе. Приняли ли вы Христа на условиях Евангелия? Является ли благодать в сердце принципом всех ваших дел? Обращаете ли вы на способ исполнения обязанностей столько же внимания, как и на саму их суть? Делаете ли вы все искренне? Существует ли соответствие с внешним законом? Стоите ли вы выше обязанностей, когда исполняете много обязанностей? Является ли ваше послушание всесторонним? И, последнее, стоит ли Божья слава в конце всего? Если так, тогда вы не почти, но истинный христианин.
Использование предостережения
О, берегитесь, чтобы не быть почти и только почти христианином! Бог выразил огромное недовольство Ефремом, что он стал «как неповороченный хлеб», то есть, наполовину испеченный: ни сырой, ни запеченный, ни холодный, ни горячий, как лаодикийская церковь. «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Такое положение самое плохое и опасное.
Плохо быть только почти христианином, ибо, если мы потерпим неудачу в чем-либо одном, мы погубим себя так же наверняка, как если бы никогда не принимали никаких попыток достичь небес. Это далеко не преимущество для души быть наполовину обращенной, ибо то малое, чего нам не хватает, портит всю добродетель наших достижений. Мы говорим: «Если не умеешь хорошо шутить, то нет смысла шутить вообще». Нам нет никакой пользы в том, что мы оставим этот грех или тот, если мы не оставим все грехи. Ирод с удовольствием слушал Иоанна и делал многое, но он оставил себе Иродиаду, и это погубило его. Иуда делал многое: много молился, много проповедовал, исповедовал много, но его алчность испортила все. Один грех погубил юношу, который соблюдал все заповеди, кроме одной. Таким образом, тот, кто грешит в одном, виновен во всем. То есть, тот, кто намеренно живет в одном грехе, навлекает вину нарушения всего закона Божьего на свою душу. Это происходит по двум причинам:
1. Намеренно нарушая одну заповедь, он презирает власть Божью так же, как если бы он нарушил весь Закон.
2. Разрешая себе нарушить какую-либо одну заповедь, он показывает, что не соблюдает ни одной.
Речь идет о послушании и сознании перед Богом. Тот, кто ненавидит грех как грех, ненавидит всякий грех, и тот, кто повинуется повелениям Божьим как выражению Его воли, повинуется каждому повелению. Поэтому, самый малый грех, в котором человек живет намеренно, перечеркивает все наше послушание и помещает душу под гнев Господний. Одна пробоина в корабле приведет к тому, что корабль затонет, хотя во всех остальных местах повреждений не будет. У Гедеона было семьдесят сыновей и только один незаконнорожденный, и этот один незаконнорожденный погубил всех остальных сыновей. Так может и один грех испортить все наши служения. Одна возлюбленная похоть портит все наше исповедание.
Это чрезвычайно неприятно по четырем причинам:
1. В таком положении человек попадает в немилость как Богу, так и людям. Мир ненавидит его из-за исповедания христианства, а Бог питает отвращение к нему из-за его лицемерия. Мир ненавидит его, потому что он кажется хорошим, а Бог отвращается о<