Христология прп. Максима Исповедника
Термины:«естественные и неестественные страсти», «грех произволения», «грех естества», греховное рождение, нетление произволения, нетление естества, монергизм, монофилитство, «воля природная (естественная воля)», «воля суждения (гномическая воля)»
Воплощение Слова есть восприятие и как бы включение человеческого естества в неизменяемую ипостась Слова. Христос един, “единая ипостась”; и это именно ипостась Слова. Человеческое во-ипостасно Слову. Именно поэтому сказано: Слово плоть бысть (т.е. Слово есть субъект...). “Плоть бысть” по объяснению прп.Максима, именно и означает восприятие в ипостась, “возникновение” (генезис) чрез такое восприятие. В некотором смысле Ипостась Слова чрез Воплощение как бы становится из простой сложной (“составной,” σύνθετоς). Но эта “сложность” означает только, что единая ипостась есть сразу и нераздельно ипостась (т.е. личный центр) для обеих соединившихся природ. Сложность именно в соединении природ, остающихся без какого–либо пременения в природных свойствах. Воплощение есть “неизреченное снисхождение Бога” (кенозис), но не есть “обеднение Божества.” И человеческое в ипостаси Слова не перестает быть “единосущным” (“той же сущности”) с нами. Прп.Максим определяет “ипостасное единство” именно как соединение или сведёние “различных сущностей или природ” во единство лица (ипостаси). Природы остаются различны и неподобны. Их “инаковость” не прерывается соединением, сохраняется и в том неразрывном и неослабевающем взаимообщении (“со-проникновении,” περιχώρησις είς άλλήλας), которое устанавливается соединением.
Признание во Христе двух совершенных природ было для преп. Максима основанием для признания в Нём двух действований и двух воль.
Учение прп. Максима было реакцией на моноэнергизм и монофелитство.
Моноэнергизм - во Христе признавались две Природы, но одно действие или одна энергия - Божественное. Человечество пассивно.
Максим проповедовал, что любая природа обнаруживает себя в энергии. Если нет энергии, то нет и природы. Нет энергии - нет сущности. Если нет человеческой энергии во Христе, то нет и человеческой природы.
Во Христе нужно разуметь две природы и два действия, две энергии. Но следует разуметь одну цель, один акт и один результат. Мы говорим об одном субъекте действия. Максим Исповедник приводит образ раскаленного меча - природа железа и природу огня. Чудеса Христа еще до Максима рассматривались как действие двух природ.
Монофелитство - искусственная ересь. Ее создание имело политическую подоплеку. Виз-й импер-р хотел заручиться поддержкой монофизитских территорий. Сергий Константинопольский, Кир Александрийский, папа Гонорий. Только Гонорий был искренним, остальные понимали слабость этой ереси. Ересь утверждает, что во Христе было две природы, но одна воля - Божественная. Человечество во Христе не проявляло никакой воли. Была следующая ошибка. Божественная Личность Христа начинала определяться чем то одним - в данном случае волей. Максим говорит что воля это принадлежность не личности а природы. Воля едина для трех Лиц Троицы, а не своя у каждого Лица Пресвятой Троицы.
Воля. В человеке есть две воли.
1)Воля природная - естественная - тяготение природы к тому, что ей подобает. Речь о естественных потребностях и способностях. Естественный страсти - голод, усталость и т.д. и это не зависит от человека. В результате грехопадения в человеке происходит искажение природной воли. Природная воля повреждается. Первая воля соотносится с природой
2)У человека есть воля суждения - гномическая воля - воля выбора., соотносится с личностью человека. Каким образом, я буду реализовывать свою природную волю? - это и есть гномическая воля.
Человек ветхозаветный по Максиму - воля суждений у человека оставалась. Но практически природная воля поврежденная.
Во Христе была естественная природная человеческая воля. Он принял на Себя и то, что появилось у Адама после грехопадения - неукоризненные страсти.
Он принимает эти последствия, но в Нем не было греха.
Его природная воля не была искажена грехом.
Но во Христе не было воли выбора - гномической воли. Христос не делал выбор, он всегда делал правильный выбор, не мог согрешить. Проходя разные ситуации Христос всегда действовал правильно. Он претерпевал все эти ситуации, в нем была естественная человеческая воля. Бог пришел, что бы претерпеть голод, боль, утрату и т.д.
Благодаря Таинствам, которые Он нам преподал мы можем войти в это преодоление (мы можем войти в Него, в Его динамику, в конце концов – иметь «ум Христов»), которое было у Христа.
Своей жизнью и учением Господь показал человеку путь новой жизни, которая, в противоположность жизни по закону греха и плотского самолюбия, избегает удовольствия, и наоборот не чуждается трудов и страданий ради будущего блаженства, – которая вражду вытесняет любовью, а неведение (αγνοια) – красотой духовного ведения (γνωσις). В этом именно – в добродетели и ведении – и заключается богоподобие человека, его «благобытие», достижение которого изначала было поставлено конечной целью его произволению.
Нетление произволения, явленное Господом в жизни Своей, по правому суду Божию, увенчано было и нетлением естества. За восстановлением «благобытия» последовало и восстановление «вечнобытия» (дарование обожения).