Учение Ареопагитского корпуса о структуре тварного бытия
Термины:«иерархия», «Небесная иерархия», «триада», «умы», «Церковная иерархия», «Божественное рождение», «Таинство собрания», «теургия», «Таинство Мира»
"Иерархия это священный порядок, знание и деятельность, уподобляющиеся насколько это возможно Божественному Первообразу. " - Небесная иерархия III 1 4.
По Ареопагиту мир имеет строгую иерархическую структуру. Иерархическая структура построена по следующим принципам:1) Близость к Богу по природе. 2) Степень единства и просветленности. 3) Сложность организации. Цель иерархии – уподобление Богу и соединение с ним.
1. Начало иерархии – Святая Троица, источник жизни и единства.
2. Наиболее близки к Богу бестелесные мыслящие - умы - ангелы
3. Телесные разумные - словесные - люди - души
4. Обладающие чувствами но не умом - животные
5. Обладающие жизнью растения
6. Неживая природа - просто сущее - мир минералов, стихий, камней
Бог по своей справедливости согласно Ареопагиту наделяет каждого своим местом в этой иерархии. Определяет для каждого свою меру красоты. Бог отводит каждому свое место в иерархии. У каждого сущего есть свой собственный логос. Этот логос соответствует соответствующей Божественной идее. (Когда мы познаем, то происходит воздействие логоса предмета на нас, а после, уже вторичное, наше рациональное осмысление)
Промысел обнимает все: настоящее прошедшее и будущее. Ареопагит приближается к учению о Божественном предведении. У Ареопагита есть учение о предопределении. Что же он имеет в виду? Есть два понятия предопределении.
У Кальвина предопределение - Бог закладывает в живых существ программу. Некая заданность. Человек может только познать это. Напр., критерий успешности.
У Ареопагита предопределение - некое задание от Бога существам. Есть некое задание от Бога существам. Но человек может следовать, а может и не следовать этому предопределению.
Начало иерархии по Ареопагиту восходит ко Святой Троице, которая является единственной причиной всего сущего.
НЕБЕСНАЯ ИЕРАРХИЯ
Двойственные причины появления иерархии. С одной стороны иерархия как некий Богоустановленный порядок. Господь создает различные существа. С другой стороны – есть мотивы, согласно которым ангелы иерархически распределились в зависимости от степени их личной устремленности к Богу. Иерархичность - результат личного выбора свободы ангельских существ.
Цель иерархии - уподобление Богу и соединение с Ним.
Высшим чинам Бог открывается непосредственно, низшим через посредство чинов высших. Смысл иерархии в познании Бога. Божественные энергии передаются от высших чинов низшим и не терпят ущерба при передачи.
В чем же смысл иерархии? Высшие чины рассматриваются как помощники в познании Бога низшими чинами. Каждый уровень приобщается полноте Божества, но уникальным своеобразным образом и при участии высших чинов. Высшие чины являются как бы педагогами. Мы всегда приобщаемся Бога только опосредованно.Опосредовано-непосредственное общение.
Иерархия Ареопагита имеет 9 чинов. Распределены на 3 триады: 1. (Высшая)..Престолы, Херувимы, Серафимы – 2.Господства, Силы, Власти – 3.(низшая)Начала, Архангелы,Ангелы.
Во многом эта иерархия – продолжение предшествующей традиции (именно Дионисиевская иерархия становится наиболее употребимой).
Природа Ангелов по Ареопагиту. Все чины небесной иерархии у Ареопагита - ангелы. По природе они ближе всего к Богу - т.к они умы: "Умопостигаемые и мыслящие сущности, силы и деятельности". Небесная иерархия II 1 1-2.
Ангелы бестелесны и бессмертны. Как понять ангельскую иконографию, если они бестелесны? Это способ визуализации ангелов. Ангелы создают некие видения человека, для их визуализации, но к сущности их это не имеет никого отношения. Ангелы - одной природы. Место в иерархии зависит от выбора и тяготению к Богу. Ангелы - посредники между Богом и людьми.
УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ
Небесной иерархии, согласно Дионисию, соответствует церковная иерархия. В описании церковной иерархии Дионисий различает две триады.
В Церкви Дионисий различает два тройственных круга.
1) священные чины, иерурги. 2) “чины совершаемых”...
Ведение передается сверху вниз. Высший чин — епископский. Дионисий называет его просто: “чин иерархов.” Это — совершительный и завершительный чин, вершина иерархии, источник власти и священнодействия. На священниках лежит дело просвещения. Диаконы или “литурги” служат “очищению.”
В мирском кругу Дионисий различает снова три чина, соответствующие трем степеням священства. Низший чин — еще нуждающийся в очищении: оглашенные, кающиеся, одержимые. Второй чин, — “созерцательный,” — “священный народ,” ίερоς λάоς. Они созерцают “священные символы и их сокровенный смысл”... Высший разряд — монахи или “ферапевты.” Ими руководит уже сам епископ, но посвящают их пресвитеры.
Дионисий говорит о трех “священнодействиях” — Крещение, Евхаристия и Миропомазание... Крещением открывается вход в Церковь. Дионисий называет его “просвещением”, “Богорождением” или “возрождением.”