Тридцать первый: Не требуй у мужа развода без весомой причины.
Передается в хадисе от Саубана t, что посланник Аллаха r сказал: «Любой жене, которая попросит у своего мужа развод без особой причины, будет запретным даже запах Рая»[166].
В этом хадисе посланник Аллаха r предостерегает требования развода без особой шариатской нужды, наподобие оставления мужем молитвы, имение им скверных убеждений других дел, просить развод по причине которых, опять же, дозволяется только после обращения к ученым за разъяснением законоположения того или иного отклонения мужа. Ошибаются те же женщины, которые требуют развода по пустяковым причинам, таким, как бедность мужа, по тому, что он не возит их в путешествие за границу или других пустяковых дел, касающихся мирского. Им следует остерегаться подобного поведения, чтобы не попасть под угрозу пророка r, указанную в хадисе выше.
Тридцать второй: Сторонись раздражительности и жалоб.
Когда-то, очень давно, еще до пророка Мухаммада r, посланник Аллаха Ибрахим u пришел навестить своего сына пророка Исмаиля u, но не нашел его дома. Дома была жена, у которой пророк u спросил о ее муже. Она ответила: «Он вышел искать нам пропитание». Потом Ибрахим u спросил ее об их жизни и быту. Она ответила: «Мы обычные люди, поэтому живем в трудности и нужде…» и начала жаловаться ему на жизнь. Выслушав ее пророк Аллаха u сказал: «Когда придет твой муж, передай ему приветствие, и скажи ему, чтобы он поменял порог своего дома». Когда Исмаиль u вернулся домой, то как будто что-то почувствовал и спросил: «Приходил ли к нам кто ни будь?» Жена ответила: «Ко мне приходил какой-то старец испросил меня о тебе, я сказала, что ты ушел. Потом он спросил меня о том, как мы живем, я сказала ему, что мы живем в трудности и нужде…» Исмаиль u спросил: «Он попросил что-то передать мне?» Жена ответила: «Да, он повелел мне передать тебе приветствие и велел тебе поменять порог двери твоего дома». Тогда Исмаиль u сказал: «Это был мой отец. Он приказал мне расстаться с тобой, возвращайся же к своей семье!». Так пророк Исмаиль u развелся с этой женой и женился на другой»[167].
В этой истории пророк Ибрахим u хотел довести до нас, что жена, которая раздражительна и постоянно жалуется на жизнь не может быть супругой. Она является одной заботой поверх другой, она не может возбудить надежд и ни даст блага, наоборот, подобная спутница добавит жизни рутинности и скуки, убьет все устремления и мечты. Такая женщина не подходит для того, чтобы возводить семейное строение, на вершине которого будет зиждиться счастье, а вокруг которого будет кружить спокойствие. Поэтому, жене необходимо ценить своего мужа и его устремления, много не жаловаться на него, его семью, его состояние, их положение в обществе и т.п. Не нужно жаловаться по любой трудности, такой как работа по дому или что-то другое. Ей подобает всегда выказывать довольство и любовь в любых ситуациях, чтобы жизнь с ней возымела приятный вкус, их супружеская жизнь стала успокоением для обоих, а семейный дом стал колыбелью для воспитания будущего поколения.
Тридцать третий: Благодарить мужа за каждое совершенное им благодеяние и похвала в его адрес.
Наверное ниже я закончу хадис о пророке Ибрахиме u, который был начат в предыдущем пункте.
«…Исмаиль u женился снова, а по прошествии некоторого времени, он пришел снова навестить дом своего сына, но не застал его дома. Он зашел к своей невестке и спросил ее об их жизни и быту. Молодая жена ответила: «Мы живем в благе и достатке…» и она стала восхвалять за это Аллаха Y. Ибрахим u снова спросил: «Что вы едите?» Невестка ответила: «Мясо и воду». Тогда пророк Ибрахим u сказал: «Когда придет твой муж, передай ему приветствие и вели ему укрепить порог двери своего дома»[168].
Подобная жена имеет право быть женой пророка. Та, которая терпит, не жалуется, хвалит своего мужа, довольна своей жизнью и своим домом. Она не раздражается, не требует перемен, а терпит трудности.
Также жене следует обращаться с похвалой в адрес мужа в его присутствии за присущие ему благородные и достойные нравственные качества, ведь в каждом мужчине есть благие качества, за которые можно похвалить.
Если муж сделает что-то в наилучшем виде, оденет новую одежду или совершит что-то ради довольства Аллаха Y, ей также следует похвалитьего. Подобные похвалы обрадуют мужа и дадут ему понять, что та, которая находится с ним ценит совершенное им, это укрепит их любовь и усилит доверие.