Второй: Взгляд на будущего супруга через призму религиозного закона.
Многие парни допускают ошибку, ограничиваясь тем, что их матери или сестры видят невесту, даже не взглянув на нее сами. Я не отрицаю важность избрания невесты представительницами семьи жениха, однако это не должно быть основой, на которой строится выбор супруги.
Парню необходимо самому увидеть свою невесту, и она должна увидеть его. Если им обоим понравиться, то они должны выказать свое согласие. Это нужно для того, чтобы ни один из супругов после женитьбы не упрекал тех, кто участвовал в выборе за скверный выбор. Будет лучше, если они еще и поговорят, когда будут смотреть друг на друга, ведь порой речь человекаподчеркивает его привлекательность, или безобразие. К тому-же, каждая сторона знакомиться с ходом мыслей находящегося напротив человека и его логикой. В некоторых странах распространился выбор супруг с помощью свах, которые подбирают жениха и невесту друг для друга, особенно женихов. После изучения этого вопроса стала очевиднойбезуспешность этой затеи. Все это по причине того, что свахи не знают тонкостей и особенностей сторон, поэтому распад семей, созданных через свах достигает 65 %.
Передается от Абу Хурейры t, что один мужчина сказал: «Я хочу жениться на одной из женщин, из числа ансарок». Тогда посланник Аллаха r спросил его: «Ты смотрел на нее?» Тот ответил: «Нет». Тогда пророк r сказал: «Тогда иди и посмотри на нее, ведь в глазах ансарок есть нечто привлекательное»[12]. Имам Аль-Газали r в «Аль-Ихья» говорил: «Ученые разошлись во мнениях по поводу смысла «привлекательности». Некоторые говорили, что это подслеповатость, другие говорили, что это желтизна.
Посланник Аллаха r побуждал к взору на будущую жену, чтобы после женитьбы не обнаружилось то, что огорчит супруга.
Передается у Ат-Тирмизи и Ан-Насаи t, что однажды Аль-Мугыра ибн Аш-Шуабаtпосватался к девушке, а посланник Аллаха r сказал ему: «Посмотри на нее, ведь это поможет вашему союзу быть продолжительным (юъдиму)». Т.е. посредством этого взгляда ваша совместная жизнь и любовь будет продолжительной.
«Одним из смыслов слова «юъдиму», приведенного в хадисе является согласие. Т.е. Аллах Y установит между ними понимание, мир и гармонию, тогда между супругами будет любовь и согласие»[13].
Передается у Абу Дауда и Аль-Хакима со слов Джабира t, что пророк r сказал: «Если кто-то сватается к женщине, и у него получится посмотреть в ней на то, что побудит его к женитьбе, пусть сделает это»[14].
Все эти хадисы ясно указывают на дозволенность взора мужчины, желающего посвататься к женщине, на ту, с которой он желает связать свою оставшуюся жизнь. Однако некоторые отцы противятся этому, приводя в довод то, что в первую очередь нужно смотреть на религиозность и знатность, а не красоту. Да, это верно, но ведь красота и очаровательность женщины очень важны для мужчины. Ведь тому, который выбирает по родовитости и знатности лучшесразу будет знать какая она на вид, чем взять родовитую и знатную, а после быть застигнутым врасплох ее образом, который ему будет неприятен. Скольких девушек отцы не хотели показывать сватающимся по надуманным причинам, а после они получали назад свою знатную и родовитую дочь разведенной, и скольких женщин отвергли мужчины после того, как посмотрели на них!Поэтому взгляду нужно иметь место до бракосочетания. К тому-же, пусть знают отцы и девушки, что взгляд не только прерогатива мужчин, и девушка должна посмотреть на жениха, быть может он не понравиться и ей после того, как она увидит его. Поэтому в этом заключено много блага.
Сколько семейных очагов было разрушено по причине отдаления от пути религии и ее канонов, по причине предпочтения обычаев и устоев над сунной посланника Аллаха r.
Третий: Мольба.
Многие люди, начиная какое-либо дело советуются с близкими и далекими людьми, глубоко изучают нужную им тему, а после говорят: «Я изучил этот вопрос, и решил принять по нему решение». Да, это все хорошо, однако ограничиться лишь этим – большая ошибка. Прежде чем приступить к какому-то делу или решить жениться необходимо посоветоваться и попросить помощи у Аллаха Y и много обращаться к Нему в дуа. К тому-же, многие супруги, после того, как встречают споры, разногласия или кризисыв семье, много советуются с другими забывая о мольбе. Поэтому, намеревающимся создать семью необходимо поджидать времена ответа на мольбу и много обращаться к Аллаху Y за помощью, вместе с просьбой совета у компетентных людей, чтобы Аллах Y облегчил им проблемы иотдалил от них споры. Даже до того как намереваться создать семью нужно много обращаться к Аллаху Y в дуа, чтобы Он даровал в будущем праведного спутника жизни.
Всевышний сказал: «Кто же еще отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло? ...»[15]
Аллах Y говорит: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам…»[16]
Посланник Аллаха r говорил: «Предопределение не меняет ничего, кроме мольбы, а срок жизни прибавляет лишь благочестие»[17].
Пророк r говорил: «Поистине Всевышний Аллах Стеснителен и Щедр, Он стесняется оставить ни с чем руки того, кто поднял их к Нему»[18].
Сказал поэт:
Разве ты пренебрегаешь и забываешь про дуа
Ведь ты не знаешь, что творит она
Ночные стрелы не пролетают мимо цели, но
У них есть срок свершенья, а срок имеет окончанье
Удерживает их Господь до тех пор, пока не пожелает
И в цель их отправляет, когда свершиться предписанье