Крестовоздвижение (27 сентября)

В 326 г. византийская царица Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест, на котором был распят Христос. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Когда разрушили это здание и откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. По совету Иерусалимского патриарха стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего, и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста. Всем людям хотелось приложиться к нему. Но так как из-за множества народа это сделать было не возможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал, т. е. поднимал его. Св. равноапостольные Константин и Елена, над местом страдания, погребения и воскресения Иисуса Христа в построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамврийского. Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Монастыри епархии

Самое распространенное посвящение монастырей в нашей епархии — в честь праздника Святой Троицы: Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь, Свято-Троицкая Сергиева мужская пустынь, Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь. Есть в честь праздника Преображения — наш сосед по Ладоге, Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. В честь праздника Воскресения Христова — Воскресенский Новодевичий женский монастырь на Московском пр. В честь праздника Введения Богородицы во храм — Введено-Оятский женский монастырь. В честь праздника Покрова Богородицы — Покрово-Тервенический женский монастырь. В честь праздника Успения Богородицы — Тихвинский Свято-Успенский мужской монастырь. И два монастыря в честь святых: самый известный в Петербурге — Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке и Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь.

Так что при желании и по возможности, эти праздники можно отмечать в монастырях, им посвященных. Таким образом совершать, как бы, двойное паломничество — и на праздник, и к святыням: мощам, иконам, которые находятся в этом монастыре.

Спасибо за внимание. Сейчас можете немного отдохнуть, мой рассказ продолжится у п. Сапёрное.

Сапёрное

Сейчас мы проезжаем Сапёрное, и я хочу обратить ваше внимание на приход с храмом во имя Коневской иконы Божьей матери. Храм задумывался как паломническая остановка на пути в монастырь, но это не подворье монастыря. Приход возведен стараниями его настоятеля о. Сергия Белькова. Он был первым управляющим подворья на Загородном, 7. По сути, это он добился возвращения этого здания монастырю, а после возглавил приход в Сапёрном.

Кроме того, здесь действует православная община монастырского типа комплексной духовно-психологической и социально-трудовой реабилитации наркологических больных, которая называется «Воскресение». В общине живет не более 10 человек. Живут они от 6 до 9 месяцев. Обязательным является посещение Богослужений, Воскресной школы, чтение вечерних и утренних молитв, акафистов, псалтири. Не меньшее значение предается и трудовым послушаниям, либо в столярной мастерской, либо на ферме, где держат гусей, свиней и коров, либо в саду и огороде, которые занимают три гектара. За пять лет здесь побывало 82 человека, 69% из которых полностью излечились. Многие после лечения вернулись в Сапёрное, приобрели дома, создали семьи и уже сами помогают приходу.

История монастыря в XX в.

Нам с вами остался всего час пути, мы уже близки к цели нашего путешествия – вот только обогнем оз. Отрадное, оно будет справа, и попадем в бухту Владимирская, откуда нас заберет катер и за 40 мин. доставит на остров. До 1393 г. остров был пустынным. Только летом прибрежные карельские жители просто выпасали на нем лошадей. В 1393 г. на острове селится преп. Арсений. Сейчас его мощи хранятся в нижнем Сретенском храме монастырского собора. Вторая святыня обители – чудотворный список Коневской иконы Божией Матери, а сама икона с 1940 г. находится на территории Финляндии, ныне в Ново-Валаамском мужском монастыре. История XX в. - самый трагический период для монастыря: две войны, эвакуация, перенос иконы, отделение от РПЦ, полное разорение и осквернение святынь. Но, начнем по порядку.

До 1918 г. Финляндское княжество, к которому территориально относился Коневец, входило в состав Российской империи, а Коневский монастырь подчинялся Финляндской епархии РПЦ. В 1918 г. Финляндия от Советской России получает независимость и становится самостоятельным государством. А в 1921 г. бывшая Финляндская епархия получила автономию, и так образовалась автономная Финская Православная Церковь под юрисдикцией Московского патриархата.

Существует три основных типа церковного управления – автокефалия, автономия и экзархат. Автокефалия – это Православная церковь, управляемая патриархом. В мире их 15, напр. Константинопольская ПЦ, Иерусалимская ПЦ, Русская ПЦ, Грузинская ПЦ и т. д. Автономия – это рангом ниже, т. е. несколько епархий под управлением митрополита и внутренним самоуправлением, но в подчинении какого-то патриархата, напр. Украинская ПЦ и Японская ПЦ под юрисдикцией Московского патриархата, Финская ПЦ под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Экзархат – это несколько епархий, которыми управляет экзарх. Самостоятельность экзархата меньше, чем автономной церкви, но больше, чем епархии. Напр., Белорусская ПЦ.

В 1923 г. управление Финской церкви, по своей инициативе, переходит из Московской юрисдикции в Константинопольскую, мотивируя это неустроенностью дел в России. Наш патриарх Тихон был против, но вынужден был подчиниться решению константинопольского патриарха. Кроме того, в 1921 г. в Финской церкви произошла календарная реформа. Местный церковный собор дал предписание перевести богослужения со старого, юлианского, на новый, григорианский, стиль. Лютеранское большинство Финляндии жило по григорианскому стилю, и было государственное неудобство в отношении праздников. Но монастыри Финляндии: Валаамский, Коневский, Линтульский, выступили против подобной церковной политики, и сохраняли в своих богослужениях старый церковный стиль. По сути, Финская церковь разделилась на новостильников и старостильников, и собором была учреждена специальная комиссия по наблюдению за ситуацией.

В период финского подчинения на острове размещается штаб береговой артиллерии финской армии. Монастырь получал от армии небольшую арендную плату, к тому же немного зарабатывали поставками для армии дров, молока и продуктов. Для детей военных была основана народная школа, где набиралось до 30-ти учеников. В 1930-е годы монастырь стал интересовать финнов как объект паломничества и туризма. Правда, Коневец не был так популярен, как Валаам, и количество его посетителей ограничивалось 2-3 тыс. человек в год. Хочется отметить, что сейчас мы уже превысили этот уровень. Стараниями братии и благодаря работе нашей паломнической службы все больше людей узнают о Коневском монастыре и посещают его престольные праздники. А в те годы монастырь даже издавал небольшую газету, которую раздавали паломникам. Но скоро история монастыря оборвалась. В 1939 году СССР предъявил Финляндии ультиматум, получил очередной отказ, и так началась Финская Зимняя война, за что Советский Союз исключили из Лиги наций. Остров входил в линию Маннергейма, поэтому военные действия затянулись и на 1940-й год. В течение всей войны монахи оставались на острове. Во время сильных бомбежек братия собиралась в храме на молитву. Заступничеством преп. Арсения во всю войну никто даже не был ранен, и не пострадало ни одно церковное здание. Перед тем, как советские войска заняли эту территорию, братия покинула остров, но успела эвакуировать церковную утварь, облачения, некоторые иконы и в их числе Коневскую икону Божией Матери. Все келейное и хозяйственное имущество, а также библиотеку, музей, иконостасы всех храмов пришлось оставить. К сожалению, все это было не просто разграблено, но осквернено. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, финны снова овладели Карелией, и три монаха вернулись на Коневец, где до 1944 г. пытались возродить обитель. Но в 1944 г. Коневец окончательно отошел к Советскому Союзу, и на острове разместилась воинская часть, из-за секретности которой многие петербуржцы даже не знали о существовании острова. И только в 1991 г. Российское государство передало остров в управление Санкт-Петербургской епархии, и началось возрождение Рождество-Богородичного Коневского монастыря. Митрополит Иоанн назначил наместником и строителем архимандрита Назария, который уже в мае 1991 г. прибыл на Коневец.

Так как весь остров принадлежит монастырю, то здесь нет ни мирских поселений, ни социальных служб, т. е. ни больницы, ни почты, ни школы, ни магазинов. Поэтому существуют также определенные правила поведения на острове. Женщинам принято покрывать голову уже в каре. Запрещается курить в каре, на Св. горе и у часовен. Из-за небрежности туристов возникали опасные ситуации, поэтому нет благословения настоятеля на разведение костров.

Наши рекомендации