Слово «секта» в трудах христианских апологетов.
Христианский апологет III века Тертуллиан в «Апологетике (Апологии)» (лат. «Apologeticus»):
I. Если вам, представители римской власти, председательствующим на открытом и высоком месте, почти на самой вершине государства для того, чтобы производить суд, не дозволено явно разбирать и лично исследовать, в чем собственно состоит дело христиан; если относительно этого только одного дела ваша власть или боится или стыдится публично производить дознания по строгим правилам справедливости; если, наконец, что случилось весьма недавно, ненависть к этой секте, чрезмерно деятельная в домашних судах, заграждает путь к защите: то да позволено будет истине дойти до ваших ушей, по крайней мере, тайным путем беззвучных букв...
Оригинальный текст (лат.) - I.Si non licet vobis, Romani imperii antistites, in aperto et edito, in ipso fere vertice civitatis praesidentibus ad iudicandum palam dispicere et coram examinare, quid sit liquido in causa Christianorum, si ad hanc solam speciem auctoritas vestra de iustitiae diligentia in publico aut timet aut erubescit inquirere, si denique, quod proxime accidit, domesticis iudiciis nimis operata infestatio sectae huius obstruit defensioni: liceat veritati vel occulta via tacitarum litterarum ad aures vestras pervenire
XL …Иудейскую толпу из Египта ещё не приняла Палестина, и родоначальник христианской секты ещё не поселился там, когда пограничные ей города, Содом и Гоммору, попалил небесный огонь. …
Оригинальный текст (лат.) - XL. Nondum Iudaeum ab Aegypto examen Palaestina susceperat, nec iam illic Christianae sectae origo consederat, cum regiones adfines eius, Sodoma et Gomorra, igneus imber exussit. Olet adhuc incendio terra, et si qua illic arborum poma, conantur oculis tenus, ceterum contacta cinerescunt.
В «К язычникам» (лат. «Ad nationes»)
V. …Произведите тщательное следствие над нашей сектой, которой приписываются различные пороки…
Оригинальный текст (лат.) - V.Quaerite sectam cui malitiae deputatur.
Итак, есть вполне ясное определение и понимание слова «секта» в его изначальном смысле, варианте, и именно в таком виде можно обнаружить его даже в трудах ранних христиан. А теперь посмотрим на вольное толкование современников. Как известно, если человек приписывает событию, слову, чему-то или кому-то еще иной смысл, не соответствующий реальности, изначальной природе, то это указывает на его невежество или намеренное искажение фактов ради достижения корыстных целей. Пример. Если кто-то день назовет ночью, верблюда – черепахой, себя – Наполеоном, и под железом будет понимать глину и учить этому других, стоит забеспокоиться о здоровье рассудка такого человека и подумать о необходимости сколь-нибудь серьезно воспринимать подобные учения. Почему «Наполеонов» лечат, а на выдумщиков терминов, дающих ложные толкования словам, процессам и т.п., на основе которых они ведут свою деструктивную деятельность, почти никто не обращает внимания, да еще и дают им ученые степени?
2. Подмена определений и выдуманные понятия.
Теперь же посмотрим, что говорят различные современники по поводу значения слова «секта» и зависимых от нее понятий.
СЕКТА - Толковый словарь Ожегова:
1. Религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее. 2.Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.).
Религиоведы, социологи религии:
Секта — это общество спасённых, стремящихся отделиться и отгородиться от внешнего мира… Секта — союз людей, получивших высшую религиозную аттестацию
— Макс Вебер Избранные произведения. М., 1990.
Секта — это объединение лиц, отделившееся от какого-либо вероучения, либо возникшее на основе принятия самостоятельной доктрины или религиозно-мистического опыта отдельной личности; использующее совокупность специфических вероучительных представлений и культовой практики в качестве инструмента воздействия на людей; как правило, осуществляющее свою деятельность в противостоянии основным религиозным традициям страны.
— Воробьева И. Б. кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистического обеспечения расследования преступлений Саратовской государственная академия права. Термин «секта» и его использование в юриспруденции // Вестник Саратовской государственной академии права: научный журнал. - 2010. - № 3 (73). – C. 160-164
Новейший словарь религиоведения
Секта (лат. secta — образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление; также используется более нейтральный термин «культ» — англ. cult, от лат. cultus) — это вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям. Для сект (особенно в начальный период их существования) характерны радикализм учения, проповедь собственной исключительности и единоспасающей силы своего учения, настроения избранности, резкое противопоставление себя другим религиозным направлениям и внешнему миру… Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные типы религиозных объединений… В литературе термин «секта» часто без достаточных оснований применяется к другим типам религиозных объединений лишь потому, что они противопоставляют себя наиболее массовой церкви, хотя сами исторические церкви могут иметь значительное количество сектантских черт (например, уверенность в единоспасающей силе своей религиозной организации, свою субкультуру, проявлять нетерпимость и т. п.).
— Новейший словарь религиоведения. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
А. Л. Дворкин: «секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона».
Дворкин также ссылается на то, что слово «секта» происходит от слова sequi и, по его мнению, вдруг начинает означать «разделять, отделяться», хотя в словаре латыни совершенно иное значение – «следовать». В действительности, строго говоря, его определение секты имеет серьезный изъян. Такое определение не дает и шанса никому «извне» на жизнь, т.е. мы наблюдаем высшую форму тоталитарности, с которой борется Дворкин. Выходит, он борется сам с собой? И в таком случае, какой вообще смысл с кем-либо бороться, писать труды по сектам, имея подобное определение? Все это нелогично, ведь инакомыслящие обречены заранее, по определению. Другими словами, данное определение можно выразить иначе, на простом языке: «Все, кто пришел в нашу песочницу после нас – плохие. Кто первый, тот и прав». Схожее определение дает и РПЦ: все, что против РПЦ, есть секта. Речь даже не идет о том, что против Христа. Выходит, даже верный последователь заповедей Христа и его учения, но противник каких-либо идей РПЦ, будет сектантом. Это дает понимание того, что РПЦ ставит себя выше самого Христа. Более длительное пребывание в «песочнице» не указывает на правильность, высшее знание. Так, ученик некой школы может просидеть за партой десять лет. Означает ли это, что новый учитель, пришедший в школу и не просидевший в ней эти же 10 лет, не достоин в ней быть, его познания ниже познания такого ученика, что он просто сектант? Даже другой ученик, из другой школы, но того же десятого класса, новый для этой школы, территории, будет сектантом? По таким вот определениям – да. Знание имеет природу расширения. Утверждение, что нечто новое есть сектанство, и есть сектанство, ограниченность, подавление мышления.
И. А. Глухов, доцент Московской духовной академии: «секта — такое отделившееся от единства Русской Православной Церкви, её учения и обрядов религиозное общество, которое имеет особое, отличное от неё учение, богослужение и устройство и живет отдельной, самостоятельной жизнью, стараясь осуществить в своей замкнутой среде свои религиозные идеалы».
В. М. Чернышёв, доцент Киевской духовной академии, придерживается такого же определения: «секта — такое отделившееся от единства Православной Церкви религиозное общество, которое имеет особое, отличное от неё учение, богослужение, устройство и живет отдельной самостоятельной жизнью, стремясь осуществить в своей замкнутой среде религиозные идеалы»
Тоталитарная секта — особый тип религиозной или псевдорелигиозной организации, деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья граждан и существующей в форме религиозной, психотерапевтической, научно-познавательной, культурологической, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации. Для тоталитарных сект характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации (в т.ч. финансовая и духовная жизнь).
Деструктивные религиозные организации (объединения), тоталитарные секты — это социально-институциональные новообразования современной религии, деятельность которых содержит элементы психического и (или) физического насилия, действующие в оппозиции к традиционной религиозности и в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности, а также к созидательным общественным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре и т. п.
Деструктивный культ, деструктивная секта (англ. Destructive cult) или секта-убийца — термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, неорелигиозным и другим группам и организациям, причинившим (причиняющим) вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда. Большая энциклопедия «Терра» рассматривает данное понятие как крайнюю форму тоталитарной секты, когда подобные секты обвиняются в доведении до самоубийства и убийствах людей.
Признаки деструктивного культа.
Согласно определению, принятому в антикультовом движении, деструктивный культ — это группа или движение, демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение тела, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого повиновения, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной организации, их семей или общества… Как общий признак деструктивных сект отмечается их конфронтация с традиционными религиозными воззрениями и вероучениями, и церквами и сектами.
А.Л.Дворкин о тоталитарной секте. «Это своего рода авторитарная организация, которая направлена на власть и деньги для ближайшего окружения, прикрывается различными масками, совсем не обязательно религиозными, может быть политическими, может быть психологическими, может какими-либо другими, для которых характерны обман при вербовке, контролирование сознания членов, эксплуатация своих членов их жизни, подавление воли человека, изменение его сознания и т. д. и т. п.».
Если в математике при расчетах, даже самых сложных и занимающих много места, в самом начале допускается ошибка, на все остальные расчеты и вывод ни один учитель или ученый математик не посмотрит, тут же сделав заключение, что все уравнение, все расчеты не верны, какими бы они ни были грамотными или учеными далее, после ошибки. Ведь все, что сделано на основе ошибки, случайной или преднамеренной, т.е. обмане, ошибочно по определению и не может содержать созидательной энергии, будет обречено на поражение, провал. Это аксиома. Точно так же и в нашем случае, в общем-то, можно далее ничего не разбирать, если мы по-настоящему ученые люди и наш разум силен в этой области, поскольку мы видим изначальную ошибку в подмене понятия секта. К примеру, если кто-то будет описывать стол как светильник, на этом строить дальнейшие суждения и практику, это, вне всяких сомнений, приведет только к проблемам и не даст нужного положительного результата. Однако большинство людей не обладает глубоким пониманием подобного рода, и им требуется дополнительное разъяснение.
Поскольку в России достаточно солидным, если не сказать более, – главным – лицом в вопросе сектоведения и борьбы с сектантами, особенно от лица РПЦ, является А.Л. Дворкин, а также инициатором этого движения сектоборчества является РПЦ, то за основу дальнейших рассуждений возьму определения Дворкина и некоторые факты его жизни, слова и высказывания официальных лиц и представителей РПЦ. Однако и иные определения тоже будут задействованы.
III. Взгляд на уклады жизни (материалистические и религиозно-духовные) во всем мире и в России сквозь призму понятий сектоведения.
У других ругаю то, что у себя хвалю.
Что ж, есть некий трафарет, с помощью которого люди от своего имени, имени РПЦ, государства определяют, что есть секта, а что ею не является. Однако стоит посмотреть непредвзято, к кому же этот трафарет подходит, помимо тех организаций, которые уже, официально или нет, вписаны в число сект?
1. Государство, работа, семья.
Если посмотреть на эти сферы нашей жизни сквозь призму определений слова «секта» в современном обществе, то обнаружится удивительная деталь. Особенно если посмотрим определение из словаря Ожегова: «Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах». Исходя из подобного, любое государство по отношению к другому государству будет сектой. Любое предприятие по отношению к другому – тоже. Даже семья (а это группа лиц, имеющая свои устои, интересы, отличные от интересов других семей, и на этом замкнута на саму себя, и эти интересы весьма узки) по отношению к другой семье будет сектой. Учитывая отрицательный эмоциональный окрас, с которым не редко произносят слово секта, при детальном рассмотрении данного вопроса станет очевидна абсурдность этой окраски и понимания этого слова как нечто ужасного и неприменимого к жизни. А если же перевести его правильно, то эта озлобленность при произношении становится совершенно неуместной. Кричать: «Секта, секта, ты сектант!» – озлобленно можно, но: «Школа, школа, ты последователь учения!» – это уже смешно. Итак, стоит все же знать значение слов, а не просто выкрикивать их подобно попугаю, либо полностью не понимая значения, либо имея ложное представление, созданное кем-либо.
Является ли государственный строй России тоталитарным и деструктивным? По определениям Дворкина – вне всяких сомнений. Он описывает тоталитарность и деструктивность так: наличие одного лидера, подавление воли, обман при вербовке, невозможность критики, разрушение семьи. Лидер в России один – президент. Можно ли критиковать его или власть как угодно и без последствий в форме тюрьмы или еще хуже? Нет. Есть различные нормы поведения и обращения к власти и не только. Так что полной свободы нет. Навязана ли какая-то система ценностей? Безусловно. Иначе все бы были всем довольны. Таким образом, воля подавлена. Происходят обманы в России, есть ли доступ ко всей информации? А где их нет, обманов? Полного доступа нет, само собой. То есть, если кто-то захочет принять гражданство РФ или исполнить свой «долг» перед страной, ему не скажут всей правды о стране, за что на самом деле сражаться и т.д. Обман «при вербовке» присутствует. Есть ли деструктивность, по определениям Дворкина? А как же без нее? Один пример. Каждый мужчина, хочет он или нет (опять же признак еще и насильственного, т.е. тоталитарного правления), должен отслужить в армии по достижении 18 лет. При этом его отрывают от привычной ему жизни, его родителей, родных, любимых, друзей, работы. Бывает нередко и так, что из-за этого разрушаются отношения такого молодого мужчины с его женщиной. Она его не дожидается. Это страдания для нее (его отсутствие по вине страны) и для него (ее уход от него). То есть разрушается возможная семья! К тому же поддерживается идея, хоть и невольно, безответственности и распущенности, свободных отношений между мужчиной и женщиной. Нередки и случаи, когда по призыву государства мужчина уходит из дома здоровым, а возвращается калекой, даже не участвуя в военных действиях ради защиты государства. Бывает, он и вовсе не возвращается, а приходит лишь груз 200. Тогда этот мужчина не оставит даже потомства, что сокращает уровень рождаемости, за который сейчас так борется правительство. Подобное, вне всяких сомнений, разрушает институт семьи. Деструктивность хуже, чем у многих так называемых сект из списка Дворкина, к тому же эта деструктивность стабильная и узаконенная!
Итак, при непредвзятом подходе к подобным определениям приходим к тому, что Россия, так же как и многие страны, – секта, тоталитарная и деструктивная. Закрываем страну? Нет. Тогда выходит, что стандарты определения слова секта двойные, лицемерные и не подходят для их использования.
Разве в семье нет контроля со стороны отца или матери? Разве так воля не подавлена? Разве есть выбор не ходить в садик или школу? Делать то, что нравится? Нет, конечно. Сознание меняется (это один из признаков тоталитарной секты по Дворкину)? Да. Но все это опять подпадает под определения тоталитарной секты с присущими ей управлением сознания, ограничением свободы и подчинением.
Еще один важный критерий: секта – все, что противопоставляется сложившимся традициям в обществе. Однако, согласно этому критерию, если мы не будем иметь двойных стандартов, не будем лицемерить, то под такое определение подпадает вообще все в нашем мире. Даже в России. Сейчас демократия, раньше был коммунизм. Нынешняя система противоречит 70-летней с лишним традиции СССР. До СССР была Царская Россия с монархическим устроением. СССР стал сектой по отношению к предыдущей традиции, а та в свой черед стала сектой по отношению к дохристианской форме управления. Выходит, вся история России сектантская, так как одна система разрушает другую, проявляя свою деструктивную составляющую? Исходя из таких заведомо ложных, выдуманных определений, несущих двойные стандарты, – да. Еще один пример. Представим некое племя каннибалов, коих и сейчас можно встретить на Земле. Вот кто-то решил ввести в их жизнь, с их традицией есть людей, знание и уклад жизни без поедания человека. Если бы в таком племени жил Дворкин, с его определением сект, то любой человек с мышлением антиканнибализма считался бы сектантом, ибо ставил бы свое учение против сложившейся традиции данного народа. Так чего стоят такие надуманные учения и определения с двойными стандартами?
Еще один пример, уже из раздела христианства и миссионерства. Во-первых, РПЦ лукаво заявляет, что является изначальной культурной составляющей России. Это не так, конечно же. Христианство было привнесено на территорию тогдашней Руси, имевшей свою традиционную религиозную культуру. Следовательно, христианство в то время стало сектой по отношению к традиционному верованию. Но ведь секта не перестанет быть сектой просто по прошествии какого-то времени. Вряд ли кто-то из современных «сектоборцев» признает нынешнюю секту прекрасным обществом, если она просуществует век или более. Даже католики принимаются как неверные, т.е. сектанты по отношению к православию. А ведь и тем, и другим по две тысячи лет лет. Если где-то веками приносили в жертву людей, то разве это не деструктивный сектантский культ, выражаясь современными терминами? Он и есть. И его признают таковым, независимо от того, сколько времени и где он существует. Преступление не переходит в разряд благих дел просто по причине «старости». Железо со временем не превращается в золото, и наоборот. Следовательно, действуя непредвзято, необходимо признать само христианство в России сектой, просто с длинной историей. К тому же любая миссионерская деятельность, проповедь в странах, где нет и не было христианства, тут же подпадает под определение секты. Скажем, первые проповедники в Японии привносили чуждую религиозную традицию для этой страны, а потому сектантскую. Да и само христианство по отношению к традиционному иудейскому культу тоже является новой, противопоставляющей традицией, т.е. сектой. Значит, оно вообще не должно проповедоваться за пределами своей страны, чтобы не быть сектой. Это же касается любого знания. Подобное суждение выносится лишь из определения того же Дворкина о сектах. Это еще раз показывает всю абсурдность современных понятий сект и сектоборства.
Не маловажным является и то, что в России этим вопросом в основном занимается РПЦ: в теле-радио-интернет выступлениях только православные и их сторонники активно борются с теми, что они считают сектами, хотя все эти организации признаны юридически правомерными в России. Однако сама идея борьбы с сектами противоречит учению христианства, которое указывает на покорность не только на личном уровне (если ударили по одной щеке, подставь другую), но и по отношению целого государства. Несколько цитат:
Послание к Ефесянам 6:5-8
«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный».
1-е послание Петра 2:18-20:
«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу».
1-е послание Тимофею 6:1-2
«Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют [им]. Учи сему и увещевай».
Даже если кто-то захватит исконно христианские земли, христиане не должны противиться, что уж говорить о неизначальных землях христиан или мирной попытке сограждан нехристиан сосуществовать под одним флагом. О каком тогда духе борьбы с неверными, сектами, да еще политическими методами, а они влекут за собой всегда физическое воздействие, может идти речь? Или христиане следуют своим писаниям – и тогда они христиане – и не борются ни с кем, или признаем тот факт, что в угоду своим личным корыстным интересам они попирают свои собственные писания и своих духовных учителей, и тогда они ровно настолько не христиане. Поэтому ни о какой борьбе за чистоту нравственности или религиозности не может идти и речи.
Зададимся очень важным вопросом. При каких же условиях государство или семья могут максимально близко приблизиться к идеалу «не секты»? Дав полную свободу, как в «развитой» Европе с их узаконенной педофилией, браками геев и лесбиянок и т.д., полным уничтожением института семьи? Позволить ребенку делать все, что он хочет? Судя по определению тоталитарности и деструктивности, данным Дворкиным и иным современным определениям, – да. Но разве это само по себе не приведет к еще большим разрушениям, к настоящему сектантству? Конечно. Но раз определения даны и есть призыв им следовать на госуровне, то пусть следуют, иначе мы будем иметь двойные стандарты, т.е. ложные. Тогда каков же мотив тех, кто все это ввел и продвигает, что реально стоит за такой пропагандой борьбы с «неправильными»? Один из ярких критериев для Дворкина в оценке сект – большинство из них из Америки и направлены на уничтожение нравственности, духовности России. Что ж, напомним, что сам Дворкин имеет гражданство России и США и именно оттуда, из США, начал свою миссию против сект в России, вводя такие понятия и определения. Не лишним будет напомнить, что он принял присягу в верности США, которая выглядит следующим образом:
«Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединенных Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних; что я буду верой и правдой служить Соединенным Штатам; что я возьму в руки оружие и буду сражаться на стороне Соединенных Штатов, когда я буду обязан сделать это по закону; что я буду нести нестроевую службу в вооруженных силах США, когда я буду обязан делать это по закону; что я буду выполнять гражданскую работу, когда я буду обязан делать это по закону; и что я произношу эту присягу открыто, без задних мыслей или намерения уклониться от её исполнения. Да поможет мне Бог».
Из СССР он бежал, так как нарушал законы того времени (состоял в движении хиппи). В США получил научное образование, т.е. с американским взглядом на образование и систему ценностей. По некоторым данным, состоял в организации CAN («Cult Awareness Network»), которая занималась «депрограммированием» молодых (по преимуществу) людей, ставших последователями всяких сравнительно молодых религий. Не преуспев в увещевании, «депрограмматоры» стали похищать людей с целью более тщательного «депрограммирования». Те, кому удавалось убежать, шли в ФБР и суды, по поводу чего основателя CAN несколько раз сажали в тюрьму, а сама контора прекратила существование в 1996 г. под тяжестью исков от бывших объектов «депрограммирования». Что не помешало суду в 2000 г. признать отдельных членов CAN виновными в насильственных действиях и похищении, причем суд эти преступления назвал «настолько отвратительные по своему характеру и настолько ошеломляющие по своей степени, что они выходят за все возможные границы приличий, являются зверскими и совершенно неприемлемыми в цивилизованном обществе». Из-за всего этого в 1991 г. был вынужден переехать в Германию, а оттуда в Россию. И почему же не сразу в любимую и православную Россию, а через Германию?
Дворкин упорно отрицает причастность к «CAN». Однако в последнем издании своей книги Дворкин весьма благосклонно отзывается о методе депрограммирования, что практиковался в «CAN», и даже пытается его оправдывать:
«Но если есть программирование, появилось и депрограммирование, под которым часто подразумевалось насильственное похищение сектанта (если не удавалось вырвать жертву их сектантской среды иным способом) и удерживание в изолированном месте, где его в течение долгих дней или даже недель пытались переубедить специалисты-психологи и бывшие члены сект /…/ Иной раз гнев на похитивших его людей лишь ожесточал сектанта, его сопротивление от этого возрастало, и ему удавалось сбежать. /…/ В общем, метод «клин клином вышибает» оказался в данном случае совсем не подходящим. Но вряд ли человек, имеющий сердце и совесть, станет осуждать родителей, от отчаяния прибегнувших к депрограммированию…».
По какому праву в свободных странах один человек решает, что его ценности лучше, и он имеет право силой менять ценности других? Приехав в Россию и получив гражданство, не отказался от гражданства США. Странно совпадение? Его защитники утверждают, что гражданства США у него нет. Однако сам он этого ни разу не отрицал в массе выступлений на телевидении, когда его обвиняли в двойном гражданстве.
Вице-президент «Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве» (FECRIS), основанной в 1994 году в Париже и официально зарегистрированной во Франции некоммерческой ассоциации, объединяющей ряд антисектантских организаций из 18 стран. Согласно своему уставу, является политически, философски и религиозно нейтральной. Опять же, Франция – страна, которая приняла такие законы, как разрешение на однополые браки и т.д. Любит он ссылаться и на Германию в вопросах правомерности определения сект. Напомню, что и там приняты законы об однополых браках, а в школах с ранних классов введены уроки секса, в том числе и секса между представителями одного пола (Экзамен на оргазм для 9-летних детей +18). Что такое общество подобных стран может дать России, с такими системами координат в морали и этике, с их «культурой» нудистских пляжей и т.д., что уж говорить о духовности? Стоит ли напоминать, что обе эти страны в недавнем прошлом являлись военными агрессорами по отношению к России, и не единожды?
И вот такой человек, с такими взглядами и историей вдруг стал занимать в России, из которой в свое время из-за нарушения законодательства бежал, отрекся от нее, приняв присягу в верности другой стране, одно из главенствующих мест в борьбе с «неправильными» при Минюсте РФ. Как подобное вообще возможно и что такой человек реально благого может принести России? Однако это не первый случай подобного рода в истории России.
В завершении этого раздела несколько слов о Дворкине, главном сектоборце России, которого нисколько не смущает, что многие из заклейменных им как «тоталитарные секты и культы» зарегистрированы органами юстиции и даже имеют статус централизованных религиозных организаций.
Ниже приведены цитаты из выступлений и публикаций некоторых фигур общественной, религиозной и политической жизни о Дворкине и его деятельности.
«“Центр св. Иринея Лионского” [организация, возглавляемая Дворкиным], если оценивать его по деятельности Дворкина и по выявленным им самим же признакам “деструктивных и тоталитарных сект”, по существу и является крайне деструктивной сектой, которая, основываясь на лжи, пропагандирует вражду к целому ряду официально действующих в нашей стране законопослушных религиозных объединений».
Владимир Ряховский, адвокат,
сопредседатель Славянского правового центра,
член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ
по делам общественных объединений и религиозных организаций
«Достаточно определенно выглядит Дворкин по результатам антирелигиозной деятельности и на страницах своего итогового труда “Сектоведение”. В первом случае, это массы оскорбленных в своих религиозных чувствах верующих из-за его повального негативизма в адрес чужих верований. Во втором — сборник беспорядочных, искаженных представлений о том, с чем автор, по всей видимости, просто не знаком, масса фальсификаций, передергиваний, оговоров и псевдонаучных рассуждений, сильно проигрывающих по своей художественности трудам академика Фоменко. Печатный текст, как известно, принципиально отличается от устной речи — он всегда более прозрачен. Поэтому, для того, чтобы увидеть российского “сектоведа №1” без всяких прикрас, лучше всего прочитать этот труд. Собственно, так и делают хорошие специалисты».
Историк и религиовед Алексей Муравьев и
публицист Михаил Ситников
«Не умея (или не желая) работать в избранной области профессионально с научной точки зрения, то есть так, как только того и требует сам предмет исследования — современное религиозное сектантство, А. Л. Дворкин по своим пособиям готовит для Церкви самоуверенных дилетантов, которые не только не сумеют отстаивать интересы Церкви в современном гражданском обществе, но и будут дискредитировать церковную науку перед лицом светских исследователей, а Священноначалие Русской Православной Церкви перед обществом и государством».
Игорь Кольченко
кандидат философских наук,
президент некоммерческой организации
по поддержке просветительских программ «Русский фонд»
«Поверьте: ни малейшего удовольствия не доставило мне знакомство с жизнью и трудами г-на Дворкина. От этого занятия появляется, в конце концов, такое ощущение, словно ты нечаянно проглотил какую-то гадость и тебя вот-вот вывернет наизнанку».
Александр Нежный
публицист, член Союза писателей России,
член Союза писателей Москвы
«Самое главное нарекание к книге — это путаница в голове автора и отсутствие системного подхода к исследованию заявленной темы. Создается устойчивое впечатление, что автор порою сам не понимает предмета своего исследования, тенденций развития описываемой проблематики».
М.Н.Кузнецов
доктор юридических наук,
профессор кафедры государственного строительства и права
Российской академии государственной службы при Президенте России.
Из Экспертного заключения на книгу «Сектоведение» (2-е издание).
Дворкин в Экспертном совете.
Согласно порядку формирования Совета:
«Совет формируется из должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти, ученых-религиоведов, специалистов в области отношений государства и религиозных объединений, включение которых в его состав осуществляется по согласованию».
Постараемся выяснить, будучи представителем какой из этих категорий, Александр Дворкин вошел в состав Совета? Первые два пункта не подходят, так как Дворкин не находится на официальной службе у государства. Далее, возможно Дворкин входит в Совет в качестве учёного-религиоведа? Согласитесь, было бы естественно видеть в кресле председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы именно религиоведа. Даже поневоле возникает вопрос «А разве это не так?!» Оказывается, это далеко не так. У Дворкина вообще нет ни одной государственной научной степени или звания.
Во главе федерального органа, дающего рекомендации государству в области религии, человек без религиоведческого образования. Но вполне возможно, кандидатура Александра Леонидовича подходит для кресла члена «комиссии специалистов по эпохе Ивана Грозного с православной точки зрения».
Возможно, Дворкин входит в Совет в качестве специалиста в области отношений государства и религиозных объединений? Вот чем знаменит Александр Леонидович Дворкин, так это своими про-православными выступлениями и большой нетерпимостью к «нетрадиционным» религиозным движениям. Вот что думают другие по поводу назначения Александра Леонидовича на этот пост:
«…не могу не выразить своего возмущения тем, что Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции возглавил одиозный активист антисектантского движения Александр Дворкин, подлежащий, с моей точки зрения, судебному преследованию за разжигание религиозной розни. Это, конечно, тоже свидетельствует о некомпетентности нынешней правящей элиты».
А. А. Панченко
доктор филологических наук,
ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
«И такие как глава Совета сектовед Дворкин могут придти в школы? Да таких людей близко к школе нельзя подпускать – это растление детей».
«Избрание Александра Дворкина [председателем Совета] — акт (и со стороны власти, и со стороны РПЦ, которая не могла не благословить такое возвышение главного патриархийного сектоведа) или дерзости или безумия. Дворкин — фигура знаковая, на протяжении многих лет он шельмует без особого разбора религиозные меньшинства, обвиняет (или подозревает их) в самых невероятных преступлениях, призывает власти покончить с религиозной свободой. До сих пор он выступал в роли главного сектоведа РПЦ. Раскручиваемая им перманентная кампания ненависти не красила РПЦ. На мой взгляд, она ее просто дискредитировала. Но, в конце концов, он выступал лишь в роли выразителя взглядов общественной организации, а не власти. Теперь за всю ненависть и клевету, которыми он фонтанирует, несет ответственно