И вот святой и колдунья умерли. Пришли ангелы и забрали её душу на небеса, а за душой саньясина пришли черти.
— Почему это? — возмутился он. — Разве я не вёл святую жизнь, не проповедовал всем безгрешность? Почему меня забирают в ад, а злую колдунью взяли на небеса?
— Потому, — отвечали черти, — что хотя она была вынуждена совершать неблаговидные поступки, душа её всегда устремлялась к Господу, она молила о спасении, и теперь освобождение пришло к ней. Ты же, наоборот, совершая только благие поступки, в уме всегда был сосредоточен на зле, исходящем от других. Ты видел только грех, думал только о грехе, поэтому теперь тебе придётся идти туда, где и есть только грех.
***
Чаша весов в равновесии
Притча от Виктора Купера
И пришёл к мудрецу, страждущий истины, и вопросил:
— Ответь, мудрец, ищу я истину, в том, чего в человеке больше: зверского, дьявольского, нечестивого, подлого, низкого или духовного, светлого, возвышенного, доброго, божественного?
Мудрец задумался, долго не было ответа, потом изрёк:
— Я не уверен, что мнение моё верно, но опыт подсказывает — в людях всего поровну: и доброго и злого, и светлого и тёмного, иначе, что-то уже победило бы! Люди стали бы тварями нижайшими либо праведниками.
И понял страждущий истины, что чаша весов, с пороками и добродетелью замерла в равновесии.,
***
Ваша правда
Притча про Насреддина
Однажды во время пребывания Насреддина при дворе правитель пожаловался на то, что его подданные лживы. Насреддин сказал:
— Ваше величество, истины бывают разные. Прежде чем люди смогут использовать относительную истину, им необходимо практически познать реальную истину. Но они всегда пытаются делать всё наоборот. В результате люди слишком бесцеремонно обращаются со своими же искусственными истинами, подспудно чувствуя, что это не более, чем выдумка.
Всё это показалось правителю слишком сложным:
— Вещи должны быть или истинными, или ложными. Я заставлю людей говорить правду, и с помощью этого они приобретут привычку быть правдивыми.
На следующее утро перед открытыми городскими воротами красовалась виселица, которую окружали солдаты правителя во главе с капитаном. Глашатай объявил:
— Каждый, кто войдёт в город, должен, прежде всего, правдиво ответить на вопрос капитана.
Насреддин, поджидавший снаружи, вошёл в город первым. Капитан спросил:
— Куда ты идёшь? Говори правду, иначе тебя повесят.
Насреддин ответил:
— Я иду, чтобы быть повешенным на этой виселице.
— Я не верю тебе!
— Прекрасно. Если я солгал — повесь меня.
— Но это будет значить, что ты сказал правду.
— Вот именно, — сказал Насреддин, — вашу правду.·
***
Смысл всякой деятельности лежит вне её пределов
Притча от Владимира Тарасова
Человек взял в руку стакан воды и сделал глоток.
Может быть, он хотел пить.
Может быть, хотел попробовать воду на вкус.
Может быть, хотел заснуть и не проснуться, но ошибся.
Мы ничего не можем знать об этом, если не знаем, что было до этого глотка, и что было после. Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за её пределы. Внутри неё мы можем понять только смысл её отдельных частей.
Смысл всякой деятельности лежит вне её пределов.
И смысл жизни — вне её пределов. Внутри самой жизни мы её смысл никак не обнаружим. Мы сможем понять смысл только наших отдельных дел и житейских событий.,
***
Слишком просто
Индийская притча
В Индии был студент, пожелавший достичь состояния просветления. Он ушёл из семьи в поисках гуру. Остановившись у одного из них, он спросил относительно способа достижения просветления. Гуру сказал:
— Достичь просветления можно очень просто. Всё, что тебе нужно — это вернуться домой, и каждый вечер сидеть перед зеркалом в течение получаса, задавая самому себе один и тот же вопрос: «Кто я? Кто я? Кто я?»
Студент спросил:
— Эй, не может быть, чтобы было так просто.
— О, да, это действительно просто, — ответил гуру, — но если ты хотел бы выслушать другое мнение, то на этой улице живут ещё другие гуру. Спроси у них.
— Большое спасибо, — сказал студент, — я так и сделаю.
И студент пришёл к другому гуру с тем же вопросом. Второй гуру ответил:
— О, это весьма трудно и займёт много времени. Ты должен объединиться со своими единомышленниками в общину и работать в поте лица, не получая никакого вознаграждения.
Студент был очень взволнован; философия этого гуру была более совместима с его собственным представлением о пути к истинному просветлению. Он всегда слышал, что это было трудно. Гуру сказал ему, что единственная незанятая работа в общине — уборка коровьего хлева. Если намерение достичь просветления у студента действительно серьёзно, то гуру позволит ему убирать навоз и поддерживать хлев в чистоте. Студент принял предложение, чувствуя уверенность в том, что он на верном пути.
После пяти долгих лет уборки навоза и сохранения в чистоте коровьего хлева, студент почувствовал обескураженность и стал проявлять нетерпение по поводу своего просветления. Он пришёл к гуру и сказал:
— Почтенный учитель, я искренне и верно обслуживал вас в течение пяти лет, выполняя самую грязную работу в вашей общине. Я не пропустил ни одного дня и никогда не жаловался. Не думаете ли вы, что для меня пришло время достичь просветления?
Гуру ответил:
— Ну да, мне кажется, что ты готов. Теперь слушай, что тебе надо делать. Иди домой и каждый вечер, в течение получаса перед зеркалом, задавай себе один вопрос много раз: «Кто я? Кто я? Кто я?»
Изумлённый студент сказал:
— Простите меня, но подтвердите ещё раз, ведь именно это пять лет назад сказал мне другой гуру, который живёт ниже по этой улице.
— Ну да, он был прав, — отвечал гуру.
***
Спасение от наводнения
Еврейская притча