Один суфийский мудрец попросил своих учеников рассказать ему, в чём заключалось их тщеславие до того, как они стали учиться у него.
Первый сказал:
— Я воображал, что я самый прекрасный мужчина на свете.
Второй сказал:
— Я полагал, что, поскольку я религиозен, я являюсь избранником, одним из немногих избранных.
Третий сказал:
— Я полагал, что я знаю, и поэтому верил, что я могу учить других.
А четвёртый сказал:
— Моё тщеславие было большим, чем их тщеславие, потому что я считал, что могу научиться, могу узнать.
Мудрец заметил:
— И тщеславие четвёртого ученика всё ещё остаётся наибольшим, потому что он и сейчас стремится доказать, что он в чём-то превосходил других.
Вы можете быть эгоистичными и по поводу своей смиренности тоже. Быть нищим духом означает просто не быть никем, не быть даже смиренным. Смиренный человек не является нищим духом, смиренный человек — это эго, эго, перевёрнутое вверх ногами, эго, стоящее на голове. Когда эго исчезает, смиренность тоже исчезает. Когда вы уходите, откуда взяться вашей тени?·
***
Мастер Джошу и чай
Дзэнская притча
Дзэнский Мастер Джошу спросил новичка:
— Видел ли я тебя раньше?
Новичок ответил:
— Нет, Мастер.
— Тогда выпей чашечку чая.
Затем, повернувшись к другому монаху, Джошу спросил:
— Видел ли я тебя раньше?
— Конечно видели, Мастер.
— Тогда выпей чашечку чая.
Наблюдавший это управляющий монах спросил Джошу:
— Как так, что вы за разные ответы одинаково предложили чай?
На это Джошу закричал:
— Управляющий, ты всё ещё здесь?
— Конечно, Мастер, — ответил управляющий.
— Тогда выпей чашечку чая! — предложил Джошу.
***
Искать своё Я
Притча в изложении Ошо
Маулунгапутра, искатель истины, пришёл к Будде. Будда спросил его:
— Что ты ищешь?
Маулунгапутра сказал:
— Я ищу себя. Помоги мне!
Будда пообещал помочь ему, если он сделает то, что он ему скажет. Маулунгапутра заплакал и сказал:
— Как я могу обещать? Меня нет — меня ещё нет, как я могу обещать? Я не знаю, что буду делать завтра, у меня нет никакого «я», которое могло бы пообещать, поэтому не проси невозможного. Я попытаюсь. Самое большее, что я могу сказать, — это «я попытаюсь». Но я не могу сказать, что это сделаю, потому что, кто это сделает? Я ищу то, что может обещать и держать обещания. Меня ещё нет.
Будда сказал:
— Маулунгапутра, я задал тебе этот вопрос, чтобы это услышать. Если бы ты пообещал, я бы отказал тебе. Если бы ты сказал: «Я обещаю, что это сделаю», тогда я узнал бы, что ты не настоящий искатель себя, потому что искатель должен знать, что его ещё нет. Иначе, какой смысл искать? Если ты уже есть, нет никакой необходимости. Тебя нет! И если человек может это чувствовать, эго испаряется.,
***
Кораблекрушение
Христианская притча
Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выброшен на необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении, и каждый день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь.
Измученный, он, наконец, построил хижину из обломков корабля, чтобы защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды, побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята пламенем, и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял всё.
Объятый горем и отчаянием, он воскликнул: «Боже, за что?».
Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к острову корабля, спешащего на помощь.
— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек своих спасителей.
— Мы видели ваш сигнальный костёр, — ответили они.
Как легко впасть в отчаяние, когда приходит беда. Но не нужно опускать руки, ведь Бог заботится о нас, даже когда нас постигают боль и страдания. Об этом надо помнить всякий раз, когда ваша хижина сгорает дотла: может быть, это сигнальный костёр, призывающий Бога на помощь.,
***
Мы становимся тем, о чём думаем
Притча от Вивекананды
Мысль — это самое важное, ибо мы становимся тем, о чём думаем.
Жил когда-то один саньясин, святой человек, сидевший под деревом и поучавший людей. Он пил молоко, ел только фрукты, без конца делал пранаяму и считал себя святым. В той же деревне жила одна злая женщина. Каждый день саньясин ходил и увещевал женщину, что колдовство, которым она занималась, приведёт её в ад. Бедная женщина не могла изменить свой образ жизни, потому что её колдовство было единственным средством к существованию. Но на неё произвели большое впечатление картины ужасного будущего, нарисованные саньясином. Она плакала и молилась Господу, умоляя Его простить её, потому что она не могла помочь себе сама.