Сороковой бор и погост Озера.
Так называется местность, находящаяся в самой южной части Гдовского уезда, составлявшая, до 1780 г., особый Кобыленский уезд, и имевшая в 1766 г. 2728 жителей. Пространство от южной части верховьев Плюсы до границ Псковской губернии, покрытое дремучими лесами, непроходимыми мхами и болотами, перерезанное реками – Желчею и Черною, или Лудвою, представляет страшную пустыню, мало населенную народом загрубелым, непрямодушным, закоснелым в невежестве и суевериях, на котором еще ясно остается отпечаток первоначальной дикости нравов древних кривичей, описанных Нестором. Площадь эта, занимающая пространство в 1140 квадр. верст, перерезана большою пустынною дорогою из Гдова ко Пскову, на которой встречаются: древнее кладбище, с каменными крестами, одна деревня, две лесные стражи и две станции. В прежнее время здесь водворялись шайки разбойников, имевших свои землянки около берегов Черной речки. Воспоминания об них наводят и теперь еще ужас; потому народ, по усердию своему каждый год путешествующей из северной части Гдовского уезда в Псковопечерский монастырь, к крестному ходу, на 6-й неделе по Пасхе, и ныне всегда собирается большими толпами, человек в 40, для безопасного прохождения страшной пустыни Сорокового бора, единственно тогда только оживленного разумными существами, на 40 верстном протяжении своем от Рудницы до Маслогостиц.
В этой страшной пустыне, уединенно безмолвствовавший «божественный» Иларион, ученик Пустынножителя на р. Толве, великого Евфросина, основал свою обитель при р. Желче, в 12-ти верстах отсюда впадающей в Чудское озеро, и был ее игуменом. Он скончался 28 марта 1476 г. Монастырь его, в 1695 г., приписан к Псковскому архиерейскому дому, а в 1764 г. упразднен. Монастырская церковь Покрова Божией Матери еще существует. Она воздвигнута на основании прежней, построенной преп. Иларионом. В ней он и почивает под спудом. Иконостас прост и древен, без излишних украшений, возобновлен в 1844 и след. годах. Над гробом преподобного кипарисная рака с серебряной ризой, с позлащенным венцом, украшенным бриллиантами. Рака стоит на левой руке, у иконостаса, под резным золоченым балдахином... К востоку от церкви, в ограде, показывают место, где была келья преподобного. После упразднения монастыря, церковь была приходскою и потом – в запустении. Восстановлением своим обязана уроженцу слободы Озерской, с.-петербургскому купцу Мартиниану Якимову и губернскому секретарю Алексею Мартыновичу Турчанинову, после – монаху Черменецкого монастыря Авраамию. Последний, после бурной жизни, проведенной в служении винному откупу, чтобы, под старость, спасти душу, начал производить богоугодные дела – возобновления церквей в Гдовском уезде. Ему обязаны этим: Гдовская Пятницкая, Озерская, Польская, Моцкая, Сяберская, церковь Кобылья Городища, Черменецкого монастыря и др. Он действовал за одно с Мартинианом Якимовым, признавая, что «нет на свете лучше дела, как заниматься построением церквей».
Погост Озерский, бывший прежде Покровский монастырь, стоит на красивом берегу р. Желчи, на левой стороне. Получил свое название от местности, заключенной между трех озер, соединенных рекою; окружен лесами и болотами. На другой стороне речки раскинута бывшая прежде монастырская Озерская слобода. При слободе бывает большое собрание народа 1-го октября, в храмовой день, и 21-го октября, в день памяти преподобного.
Дивные сказания носятся в народе об этой древней, бывшей в запустении, обители. Было время, когда в ней не совершалась божественная служба и церковь готова была рушиться. Жителям слободы часто бывали видения; то виделся огонь в церкви и горящие свечи, то слышалось ангельское пение, ощущалось благоухание; дети видели седого старца, кадящего в церкви со свечою в руках и мн. др. Где была келья преподобного, там стояла древнейшая сосна, в которой был улей. Пастух с сыном дерзнули срубить ее, чтобы воспользоваться медом из улья, но за дерзость свою были наказаны: отец лишился зрения и долго раскаивался в своем поступке.
Во время подделки фундамента, два каменщика, мещане из Гдова, Петр и Григорий Кирилины, молодые парни, полюбопытствовали коснуться склепа, в котором был скрыт гроб преподобного, вероятно желая узнать, тут ли находятся мощи угодника Божия? Но за дерзость были наказаны: на них напал внезапный страх; они бросились бежать, и от испуга лишились рассудка. Петр впоследствии поправился, а Григорий и теперь, вот уже 20 лет, находится в расслаблении ума. Ему грезится то икона преподобного, то разные сцены из озерской жизни. Он кроток и безответен.
В 1852 г., в конце июля, один молодой путешественник ко св. местам от изнурения сил получил горячку и 1-го августа, в болезненном состоянии, пришел ко гробу преподобного. Он молился, сколько мог, просил преподобного, чтобы дарована была ему возможность продолжать путь свой. Предав себя заступлению угодника Божия, он скромно приютился на ограде, при стене церковной, у того места, где стоит гробница преподобного. Угодник Божий даровал скорое исцеление молодому человеку. На утро горячка оставила его, и он, к удивлению своему, со свежими силами, до восхода солнца, собрался к путь свой, оглашая пустыню Сорокового Бора благодарным гласом похвал преподобному своему исцелителю. «Может быть это дело случая, скажут иные, отдохнул и оправился». Было бы так, если бы путешественник, побывав в монастырях Псковских и в Новгороде, на пути к Тихвину не встретил вновь возвратившуюся к нему горячку. Там он совершил свое обещание и там его ожидала покойная градская больница, из которой, уже в половине ноября, он возвратился домой здоровым. Благодарность свою к исцелителю, исцеленный – автор этой статьи [*) Т.е. сам Ефим Андреев.] засвидетельствовал пожертвованием 90 штук иконок преподобного.
Ремда.
Погост Ремда находится в южной части Сорокового бора при р. Ремде. Прихожане живут в самой загрубелой дикости, разбросаны по клочкам земли и по берегу речки, в дрябех (дебрях?) болот Сорокового бора и частью при береге озера. Другие деревни углубились в глушь пустынь, на 25 верст и вообще имеют трудное сообщение с церковью. Церковь каменная, во имя святителя Николая, построена на место сгоревшей в 1824 г. Ремдовское село существовало еще в 1341 году и разорено лифляндцами. Ремедские рыбные ловли, в 1453 г., принадлежали новгородскому владыке Евфимию, и он сам приезжал осматривать их.
Кобылье городище.
В 1461 г. псковский князь Александр Васильевич Черторижский, у Желатского острова, на Узолице, построил дер. церковь Архистратига Михаила, но лифляндцы, в том же году, сожгли ее и с нею – 9 человек псковичей; иконы и утварь увезли в Оденпе (на запад от Пскова). По замирении, в 1462 г., иконы и утварь немцы возвратили, и псковичи, в том же году, на «обидном» месте, построили город Кобылинск и в нем – церковь Арх. Михаила. Строившие крепость, 60 человек псковичей, получили за труды 90 рублей, сумму, по тогдашнему, весьма значительную. В 1463 г. Кобылинск выдержал осаду от немцев, которые начали разбивать стены его пушками и выжгли псковские «исады» иди пристани. Псковичи отразили немев, которые, удалившись от Кобылинска, напали на Гдов и на берега Наровы. В 1479 г. немецкий орденмейстер Бернгард фон-де-Борх, 4-го марта, вечером, напал с войском врасплох, на крепость Кобылинскую, осадил ее и утром начал разбивать ее пушками, потом пустил, по лестницам, ратников в город. Посадник Макарий храбро оборонялся, но рыцари обложили город сгораемыми веществами и предали его пламени. Осажденные погибали, задыхаясь в дыму и пламени. Многие, спасаясь от огня, бросались чрез стены города, но не получали пощады. Немцы били их камнями, кололи и рубили. Таким образом погибло 3985 псковичей; остальные посадником взяты в плен.
В 1581 г. Кобылинск заняли поляки и до 1781 г. он считался уездным городом, но с тех пор он составляет посад с каменною церковью Арх. Михаила. У западной части храма, около 1850 г. построен придел св. Иоанна Предтечи.
Напротив погоста, в 10 верстах, находится остров Желачек, бывший предметом частых ссор между лифляндцами и псковичами. С половины 15 в. он заселен русскими. Жители его, прихожане Кобыльской церкви, упорные раскольники-беспоповцы. Вообще жители прихода почти не имеют земли, но живут привольно по берегу озера и по островам, занимаются рыбными промыслами и достают много дичи. В приходе протекает речка Черная, по древнему названию Лудва, на которой, в 1362 г. разбойничали лифляндцы.
Бельская Засада.
[*) Ныне погост Бельский]
Погост Бельщина, в юго-восточной части Гдовского уезда, в 100 верстах от Гдова и в 40 от Пскова, в 80 вер. от Псковского Крыпецкого монастыря, существовал из древности, разорен в 1581 г. поляками. Настоящая церковь каменная, простой архитектуры, построена 1806 года.
В приходе много тайных и явных раскольников-беспоповцев. Нередко, в праздничные дни, когда приходит священник служить молебствия в домы прихожан, домы раскольников убраны, но пусты; на столе, покрытом скатертью, хлеб и рубль денег; щедрая плата священнослужителям за молебствие, только бы их не беспокоили; напротив православные дают 25 коп. и меньше за молебен... Здесь было место сходбищ шайки Авдоша, куда он к питейному дому приносил свои добычи, требуя без цены водки и без цены оставлял свои вещи.
Лядской погост.
Погост Лядской находится на правой стороне р. Плюсы, в 12 вер. от Боброва, вниз по реке. Церковь деревянная, Преображения Господня, малого размера, странного устройства, именно: все здание ее заключается в одном алтаре четырехсторонней формы, а стены устроены из планок; потолок, вместо дерева, натянут из полотна, или паруса; церковь об одной главе, с низенькой, особо поставленной, колокольней. Иконостас простого устройства, фряжской живописи, очень искусной. Церковь построена в 1721 г. и освящена 1 сентября, при преосв. Феодосии, архиепископе Новгородском. По всему видно, что устроена временно, но простояла до сего времени. В 1860 г. отстроена новая, деревянная, простой архитектуры. В нее помещен иконостас из прежней, вышеозначенной.
Лосицы.
Лосицкий погост находится близ р. Лютой, притока Плюсы. Когда в 1471 г. князь Холмский разбил новгородцев на р. Шелони, в тот же день новгородцы на левой стороне р. Люты разбили 15-ти-тысячный отряд псковичей, грабивших Новгородские поместья по верховьям Плюсы. Самая река будто бы от этого случая получила свое название (Лютая). Как бы понимая это, она с шумом, по камням и плитному руслу, стремится в Плюсу. Прекрасная деревянная, 3-х престольная церковь, построенная в 1772 г. во имя Успения Божией Матери, св. Архистр. Михаила и св. Николая Чудотворца, около 1860 г. сгорела от молнии: «Бог в гневе не щадит Святыни». Ее, по ветхости полов и мелким личностям, хотели запечатать, но верно Господь прогневался и совсем очистил место. Теперь кладбищенская малая каменная церковь заменяет древний прекрасный храм. Кладбищенская церковь во имя Митрофана Воронежского.
В Лосицкой церкви прежде хранились рукописные книги и сделанные из бересты венцы. Книги, по безрассудному фанатизму, кажется, сожжены; не знаю, целы ли венцы? Кроме того найден в паутине на стене крест, с частями (мощей) различных святых. Не знаю, цел ли он? Крест нашел мой родитель, забытый, повышенный на стене, неизвестно кем, и заросший густою, долголетнею паутиной. Кладбищенская церковь образована из часовни, построена помещиком г. Тимлером и освящена около 1856 г. во имя Святителя Митрофана Воронежского, первая этому святому в нашем уезде.
Жители в приходе Лосицком грубы, чувственны, непрямодушны. Было время, уже в нынешнем веке, что, к позору края, шайки воров шлялись здесь по деревням и имели свои пристанища в разных местах, в том числе – и в риге Лосицкого диакона имели свою землянку. Знал то и священник о. Терентий, да что будешь делать? Пулю в лоб, или нож – в бок труднее принять, чем объявить о таком насилии духовному чину.
Заянье.
Погост Заянье, при р. Яни, притоке Плюсы, с правой стороны, находится в 7 верстах на сев. от Ктин, и в 20 на сев.-зап. от Лядов. Деревянная церковь св. Николая Чудотворца, с приделом во имя преп. Сергия Радонежского. Построена в 1699 г. вице-адмиралом, стольником, Сергием Ив. Милославским... В версте от Заянья есть древнее кладбище; видны основания церкви, разоренной шведами в начале 17 века, или, как говорит народ, литвою. По преданию, она была во имя Покрова. Народонаселение буйное, развязное, занимается земледелием. Многие живут в Петербурге, в знатных домах, и при дворцах, истопниками и т.п. Чрез что находится у них кой чего позаимствовать, кроме образования («Заянщина» у нас в пословице).
Прибуж.
Прибуж существовал из древности. Во времена Литовские шайка грабителей напала на Прибуж 6 августа, когда там было, при церкви, собрание народа, по случаю праздника, и подумав, что это – ратники, чтобы узнать, скрылись в лесу за холмом и, дождавшись ночи, вечером захватили женщину, идущую за водой и, выведав от нее о собрании, напали и разорили церковь и село, предав казням жителей. Таково предание народное. Место древней церкви показывают в недальнем расстоянии от нынешней.
Близ Прибужа, в одной версте, была в 18 столетии, еще другая, домовая, ц. св. Троицы, с приделом преп. Стефана Савваита, построенная помещиком Хвостовым. Она, по перенесении мызы в Чернево, тоже близ Прибужа, уничтожена. Иконы ее, хорошей живописи, находятся в Прибужской церкви. Народ здешний занимается земледелием и многие – звериной охотой. О своих похождениях они составляют рассказы, где говорится о лесовиках, домовых, денниках (бес полуденный), оборотнях и т.п.
Во дни святок и в крещенье здесь совершаются по ночам страшные оргии и, к истинной скорби благочестивых, страшно сказать! употребляют имя Великого Бога. В постыдных, богопротивных играх, раздавшись наги и, связавшись вдвоем, представляют лошадей, и на них – всадник, вымаравшись сажей и обвесившись разными вещами, ездить «с казной», произнося кощунства. Или, одевшись в рогожу, на подобие ризы, и распустив сажу в воде, подводят к этому богохульнику каждого, даже насильно, и метелкой кропят его этой водою. Вокруг большой деревянной ступы, поставленной среди избы, водят кругом по два человека, представляя тем венчание браков; или один представляет себя мертвецом, а другие отпевают его; третий, представляя воображаемую смерть, с сделанными из редьки белыми зубами, скалит их и хлопушкой бьет других. Лет десять назад я был личным зрителем таких действий, много раз хотел сообщить о том лицам, от которых зависит воспретить такие богопротивный игры, но робость и опасения — получить за то неприятности – удерживали меня. Умоляю Всевышним Богом обратить на это внимание тех лиц, которые могли бы, словом увещания, искоренить это зло, недостойное нынешнего просвещенного века. К этому должно воспретить разгулы, совершаемые в последнее Воскресение пред (Великим) постом, за полночь на понедельник, ограничив их субботою *). [*) Ныне слышу, к утешению моему, что достойнейший пастырь Прибужский о. Павел ревностно старается о просвещении своей паствы. Позднейшее примеч. Е.Ф. Андреева[257].]
Щепец.
Погост Щепец находится в 8-ми верстах к северозападу от Прибужа, на правом берегу Плюсы. Церковь каменная, св. Архистратига Михаила, приятной архитектуры, в небольшом размере, построена на месте древней деревянной церкви, в 1834 году, помещиком, надворным советником, Арсением Васильевичем Семевским. Иконостас великолепный, вроде придворного. Иконы трудов крестьянина Выскатской волости Андрея Саввина. Он природным талантом, без руководства учителя, достиг, до возможной степени живописного художества, в свое время был украшением здешнего края и пользовался славою и доверенностию значительных лиц.
При погосте находится великолепный замок, с башнями на углах и другими, свойственными такому зданию, затеями. Это трехэтажное, о 90 залах, здание, стоящее владельцу миллиона рублей сер., не к месту здесь и не приносит хозяину никакой пользы, кроме 5000 р. ежегодного расхода на поддержку. Оно было бы весьма нелишним, в настоящее время, для обыденной жизни.
При деревне Васильевщине прежде существовала церковь, и там находится несколько десятин церковной земли. Говорят, что она разорена Литвою. Весьма бы хорошо, и даже необходимо, восстановить там приход и устроить церковь, чего желает и народонаселение, принадлежащее трем соседним приходам. Дальнее расстояние и болота лишают их частого посещения своих церквей. Такая же нужда настоит и в так называемой местности «Борисово поле»; находящейся между Прибужем и Рудницей, при деревне «Мишиной горе» *). [*) В «Мишиной горе» уже устроена церковь. Прим. Ред.] Ближайшая к Мишиной горе деревня Греховщина, называется так потому, что народ умирает во грехах, без покаяния, а младенцы – без крещения. В одной деревне 17 незаконнорожденных.
Пусть да простят мне читающие сию рукопись, когда увидят в ней такие черные краски! Не моя вина, что я коснулся сего предмета. Одно лишь желание добра моим собратьям, и любовь к ним, заставили обнаружить темную сторону народа православного.
Округ Сомро.
Округ Сомро находится в северовосточной части Гдовского уезда и получил свое название от озера того же имени. Он окружен, с востока, рекой Лугой и Лугским уездом, с юга – Лугским уездом и озером Долгим, с запада и севера – рекой Долгой, выходящей из Долгого озера. Площадь его, в 1225 квадр. верст, покрыта болотами, и к северу – лесами. В средине его находится озеро Сомро, поверхность которого равняется одной квадр. миле. Из северозападной части своей оно выпускает пучинистую речку Сомру, впадающую в Долгую. В древности округ этот составлял Залесскую половину Шелонской пятины и до 1781 г. состоял в Новгородском уезде. Могилы рыцарей и шведов свидетельствуют что страна много раз подвергалась нападению врагов. В смутное время 17-го в. шведы завладели Сомерскою волостью, пытались удержать ее за собою и уже, чрез 8 л., в 1617 г. по Столбовскому и Плюсскому договору, возвратили ее. Войска Иоанна 3-го и 4-го, следовали чрез Сомру в Ливонию и к Нарве; войска Феодора Иоанновича, Алексея, Михаила и Петра Великого шли этим путем из Новгорода. Жители помнят предание о 40 полках Петровых воинов и о 10-ти тысячах подвод для них, выставленных во время войны с шведами, в 1700 г., о мостах, которые они мостили по непроходимым болотам, и о работах в Кронштадте, где 10 л. они трудились по очереди, созидая твердыню Петрову. Петр Великий, в походе своем под Нарву и обратно, проходил чрез Сомерскую волость. Путь его был из Новгорода на Медведь, Заполье, на Татищев Пелешок в Бобровском приходе, где он обедал у г. Татищева, и оттуда – на Харламову гору (в Заянском приходе), где ночевал, и на Песье, при озере Сомре, где пробыл 2 часа, и оттуда – в Дретно, у Пенинского погоста и озера, где был тогда городок (Острожек) и начальствовал думный боярин Иван Иванович Щепин, и тут же находился Богдан Ив. Коновницын, предок нынешних графов этой фамилии, имевший тогда мызу и свою церковь в Завастье, близ погоста Рудного. Из Дретна Петр пошел ночевать за границу, за речку Киношенку, на берег Луги, и оттуда ехал водою до Ямбурга и потом уже прибыл под Нарву.
Жители этого округа принадлежат к двум разным поколениям, отличающимся наречиями. В восточной части, по р. Сабе, и в самой северной, у впадения Сомры в Долгую, живет древнее поколение новгородское, говорящее новгородским наречием. Напротив около озера Сомры и по реке Долгой – народ коренного чудского происхождения, и в деревнях, говорят особым наречием, в котором много дикости и поэзии. Народ, особенно женщины, трудолюбивы и исправлясамые тяжелые работы, но старики и старухи – грубые деспоты и тиранят своих невесток. Молодые мужчины развиты и, большею частью, находятся в столице в каменных мостовых работах, занимаются торговлею на рынках и маркитанят, ходят за гуртами скота в Ливонию и Малороссию. Грамотность быстро развивается, и можно надеяться в будущем, что этот край скоро разовьет свое просвящение, но в деревнях много еще суеверий и предрассудков, языческих обрядов, которые совершаются при похоронах и свадьбах. Вера в колдунов держится здесь и по настоящее время. Один из таких «арбуев» живет и теперь в деревне Чудинове, близ Осьмин. Один сумасшедший в Нарве, никогда не видав его прежде, узнал по инстинкту и назвал «попом Викулой». Глупые люди даже из Петербурга ездят к нему, и он – в большой славе. Другой несчастный в той же деревне – старик, по прозванию Гусь, лишился веры во Христа, наслушавшись черных речей от жидов и молокан, но жаль, что он яда сего не удерживает в себе, а со всяким заводит спор и изливает его. Первый из них всегда пьян, и если хотите знать, где он живет в деревне, то не спрашивайте ни у кого, а где увидите бутылку на окне, там и есть Викула[258].
Осмино.
Село Осьмино есть древнейшее поселенье Новгородское, в восточной части округа Сомра, раскинутое при р. Сабе, притоке Луги, с левой стороны, на прекрасной местности. На возвышенном берегу Сабы, в 8 саж. высоты от воды, красуется каменная церковь Тихвинской Божией Матери, построенная спб. купцом Гавриилом Карповичем Поршняковым, в 1828 г. Наружный вид церкви напоминает собою Петербургскую Покровскую, в Коломне; церковь и строена по ее плану. Строитель храма, осминский уроженец, проживавший в Петербурге в должности частного нотариуса, на построение храма истощил все свое имение, и на окончание его даже занял из казны. Построение храма обошлось слишком в 100 тыс. рублей асс. За одно росписание сводов его живописью, кроме иконостаса, заплачено 8 т. руб. асс. При освящении храма строитель пал на помост церковный и горько рыдал. Он не надеялся, чтобы употребили во зло его доверенность. Но вышло противное. Храм не имел того совершенства, которого ожидал строитель. Он не вынес своего огорчения и, заболев, скоро умер. Заимствованную им из казны сумму на окончание храма, доплатила, по срокам, церковь.
В 17-м столетии в Осьмине существовала церковь св. Параскевы Пятницы; она истреблена пожаром, и на место ее, на правом берегу Сабы, около 1700 г. заложена настоящая деревянная церковь во имя великомученика Георгия, освященная в 1709 г. с приделами Троицы и Николая Чудотворца. Наружный вид церкви очень оригинален, особенно – колокольня, с вычурными разными украшениями в древнем русском вкусе. Церковь об одной главе; приделы имеют свои особые главы; все главы обиты чешуйчатою жестью. Внутри здание мрачно и печально, иконостас ветхий, в первобытном виде, о 5-ти ярусах. В приделах царские двери – времен 17-го века; стены построены из круглых неотесанных деревьев, толщиною в 10 и 12 вершков, пол настлан прямо из отесанных бревен, а не пиленый по краям, вдоль швов обгнивший. Сказывают, что церковь заложена Петром Великим в то время, когда он шел под Нарву в 1700 г., показывают и железную люстру, по словам стариков, подаренную им.
Песье.
Село Песье находится на юго-восточном берегу озера Сомро и славится своею древностью. Церковь деревянная, ветхая, построена в 1756 году, во имя Воскресения Христова, на месте сгоревшей, построенной г-жею Грягуновой, имевшей ее на своем окладе. По преданию и земля принадлежала этой госпоже, к которой священники приезжали из Керстова (Ямбург. у.). Это было 130 л. тому назад. В церкви издавна еще сохранялся Антиминс времен Иова, митрополита новгородского. Петр Великий, идя под Нарву, останавливался здесь на 2 часа и здесь был сбор войск – князь Репнин с 12 тыс. и малороссийский гетман с 8 т.
Ложголово.
Погост Ложголово находится в 20-ти вер. на север от Пенина, на правой стороне р. Долгой. Церковь каменная, итальянской архитектуры, построенная в 1834 г. помещиком Николаем Александровичем Татариновым, с прихожанами, красуется на возвышенности, господствующей над всем здешним краем. С колокольни ее виднеются вдали Ямбург, Нарва и Чирковицы. Местность эта, по замечанию геологов, составляет древнейшую Дивонскую почву, того же состава, или Зеленого пласта, на котором стоит г. Гатчина. Близ Ложголова, в 5-ти верстах, находится деревня Лососки. При ней – древнее основание церкви и кладбище с рыцарскими могилами, в которых недавно нашли золотые ручные браслеты и цепи с золотыми дробницами, украшенные камнями и янтарями, прекрасной работы и отлично сохранившиеся.
Погост Доложский.
Погост Доложский, при Долгом озере, на красивом местоположении, находится в 10-ти верстах к юго-западу от озера Сомра. Церковь каменная, во имя Успения Божий Матери, новейшей византийско-русской архитектуры, с светлым куполом о 5-ти главах, каждая на особом корпусе, и с прекрасной легкой колокольней. Внутреннее расположение храма соответствует наружному. Легкие своды арок поддерживаются шестью колоннами. Светлый купол стремится в небо, все здание величественно и прекрасно. Иконостас устроен в изящном русском вкусе, по совету и содействию известного академика Солнцева и по плану А. Бедринского; живопись – работы Постемского. Все здание, с иконостасом, утварью и колоколами, обошлось около 70 т. руб. с., из коих слишком 15 т. принесено трудами, подвозкой материалов и деньгами от прихожан, остальное — от пожертвований, и около 28 т. р. состоит в долгу. В пожертвованиях на построение храма участвовали Государь, Государыня и другие члены царств. дома. Храм основан в 1858 г. 14 августа и освящен 1864 г. 21 сентября преосв. Герасимом. На освящении присутствовали сановники, присланные от в. кн. Константина Николаевича и от с.-петербургского военного ген. губернатора, светлейшего князя Суворова. После освящения храма, от имени вел. князя, дан был обед крестьянам Выскатской, Константиновской и Добручинской волости, на 200 человек, и знатным дворянам, на 50 персон, причем, в продолжении времени от 2-х часов пополудни до 11 вечера, почти непрестанно гремела полковая музыка. Вечером был сделан фейерверк из 6 декораций. Народу при освящении храма было до 20 тысяч.
Прежняя деревянная церковь заложена около 1752 года; освящена в 1761 г.; простой архитектуры, об одной главе, с колокольнею, построенною в 1850 году. Близ нее существовала древнейшая небольшая церковь св. Архистратига Михаила, сломанная около 1779 г. д.
В 17-м столетии погост Доложский существовал под именем Михайловского и церковь находилась в 8-ми верстах к востоку от настоящей, при дер. Филеве, на берегу озера Долгого.
На северо-запад от погоста, в скале, при речке Долгой, находится пещера с источником, куда много стекается богомольцев и к этой пещере бывает крестный ход 15 августа с храмовою иконою Успения Божией Матери.
Ефим Андреев».
Гдов.
Собор Св. Дмитрия. Вид с юга[259].
Фотографии нач. XX в. из архива Института
истории материальной культуры Российской
Академии Наук.
Гдов.
Собор Св. Дмитрия. Своды, барабан, купол.
Вид изнутри[260].
Фотографии нач. XX в. из архива Института
истории материальной культуры Российской
Академии Наук.
Гдов.
Церковь Успения и колокольня с церковью Преображения[261].
Фотографии нач. XX в. из архива Института
истории материальной культуры Российской
Академии Наук.
Собор Гдова
Большой очерк в составе Записок Андреева посвящен описанию главного собора Гдова. – Любое описание города начинается с изложения истории величественного храма, который был уничтожен в годы Великой Отечественной войны.
Ефим Андреев, безусловно, бывал в соборе, и выказал знание архитектурного устройства, икон и святынь, которые были описаны тогда в книжных источниках.
«В 1540 году во Гдове построена каменная церковь во имя св. великомученика Димитрия, с папертью, с тремя входами во храм, об одной главе, утвержденной на пролетной шее, с выдающимися полукружиями алтаря, состоящего из трех отделений, с впадинами в стенах, по примеру всех древних церквей, и с разбросанными без симметрии узкими окнами[262].
…Надпись под иконою св. Димитрия свидетельствует, что иконы написаны и иконостас устроен г-м Григорием Петровичем Коновницыным и женою его, Евфимйею Кирилловною, в 1737 г.
…При соборе отдельно возвышается осьмиугольная, готической архитектуры, колокольня, высотою в 22 саж. К ней, с правой стороны, примыкает небольшая церковь, посвященная, в недавнее время, Успению Божией Матери».
Теме реликвий Гдовского собора был посвящен научный очерк П.Я. Яновского (1901), исследователя из Доложского пог., Он просматривал пространную «Опись городов Гдова и Кобыльска», – первые сохранившиеся документы церкви XVI в.:
«Гдовский Димитровский собор
1585 года[263]
В Московском архиве министерства юстиции под № П. 827 / 243 хранится рукопись: «Писцовая книга псковских пригородов» – 1585 года, объёмом в 2786 страниц. В ней на листе 1 – 545 находится опись городов Гдова и Кобыльска (теперь ceлo Кобылье Городище, Гдовского уезда), а также описание оброчных и безоброчных огородов, нив, пожень, поместных, церковных и монастырских земель в губах[264]уездов означенных городов. Между прочим, на л. 339 обор. – 344 обор, этой книги содержится подробная опись Гдовского Димитриевского собора, которую, с некоторыми пропусками, мы и помещаем здесь.
«Во Гдове внутри города церковь соборная, каменная, Великомученика Христова Дмитрея Селунского. На церкви крест железной, басмы [пластинки] обложен медяными золочены, крыта тесом, а комарня обита немецким железом. А в церкви образов: деисус стоячей на золоте – пятнадцать икон; у Спаса, да у Пречистые, да у Ивана Предтечи – 3 гривны серебряны, витыя, золочены. Пред деисусом и пред праздники – 32 подсвечника древяны золочены, а на них 21 блюдцо оловянныя, золочены, да блюдца же деревянныя на золоте, а на блюдцах 17 наделков вощаных. Да в середнем тябле праздников господских 16 икон. В верхнем тябле – пророцы 15 икон, все на золоте. Двери царския и сень и столбцы[265] – резь на дереве золочена. Да в олтаре на престоле евангелие апракос, обложено серебром с финифтом, да крест воздвизалной.
Привет из Гдова. Соборная церковь.
Дореволюционная открытка.
…Как видно из настоящей описи, гдовский Дмитриевский собор триста слишком лет тому назад был храмом достаточно благоустроенным. Сохранилось-ли что нибудь из древних церковных вещей до настоящего времени? Войска Стефана Батория, проходившие по гдовскому краю за 5 лет до составления этой писцовой книги, видимо, не причинили большого вреда Гдову. Но надо заметить, что в тяжелую годину лихолетья 1610 – 1617 г.г. Гдов перенес много испытаний от «свейских», «литовских» и «воровских» людей. Во всяком разе, было бы весьма любопытно по данной описи пересмотреть сохранившуюся доныне старинную церковную утварь гдовского Дмитриевского собора»[266].
Современное видение города и его храмов дает археолог, профессор А.Н. Кирпичников, на основе работ которого был воссоздан собор древнего Гдова:
«Свидетельством экономического благосостояния города было строительство в крепости нескольких каменных церквей[267]. В 1520 – 1530 гг. здесь был возведен один из самых значительных из строившихся тогда в Псковской земле четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый собор Св. Дмитрия Солунского. Как явствовало из храмозданной изразцовой надписи на барабане, его сооружали старосты храма и «приходящие люди» при великом князе Василии Ивановиче (года правления 1505 – 1533). По соседству с собором в 1560 – 1570 гг., возможно по заказу царя Ивана IV, был сооружен уникальный в практике древнерусского зодчества комплекс, включающий две небольших церкви Успения Богородицы и Св. Михаила, объединенных вместе находящейся между ними многоярусной колокольней высотой не менее 25 м. Внутри ее столпа во втором ярусе помещалась церковь Преображения, а в первом – оружейный склад. Если малые храмы следовали традициям псковского зодчества, то столпообразная колокольня была центрально-русской новацией XVI века. Столь контрастное сочетание разностильных сооружений наводит на мысль – не был ли, по крайней мере, один из храмов создан еще в XV веке, если не раньше».
Гдов.
Храм Державной иконы Божьей Матери.
Воссоздан по старинным обмерам и чертежам
о. Михаилом (Женочиным) на месте собора
Св. Дмитрия Солунского
в 1990-х гг.
Новоя история собора началась уже в XXI в. – Из небытия храм возродил о. Михаил (Женочин), протоиерей, скончавшийся недавно. Он продолжил историческую традицию описания храма. В книге М. Женочина кроме исторической патетики, дается концептуал новой гдовской церкви, уже в новых условиях обновленной России. При нем храм освятили во имя Державной иконы Божией Матери. Кроме того, в книге его, в которой нет даты выхода, он приводит историю создания нового храма на месте старого, память о котором усердно стирали атеисты:
«Не из праха выходит горе,
и не из земли вырастает беда,
но человек рождается на страдание,
как искры, чтобы устремляться вверх.
(Иов 5, 7)
Пророческие страдания и слава Иова в полной мере исполнились на Спасителе Иисусе Христе. Мученический венец и прославление у Господа Славы несут в себе и наши небесные покровители великомученик Димитрий Солунский и священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, вслед за которым взошла на Голгофу в 1920 – 1940-е годы и вся его Гдовская кафедра.
Один из древнейших малых городов Руси – Гдов расположен на берегах легендарного Чудского озера в 130 км от Пскова и в 230 км от Санкт-Петербурга и входит ныне в состав Псковской епархии. Трудно встретить в истории город, соизмеримый с ним по масштабу трагедии, происшедшей на этой земле. Крестовые походы, немецкую оккупацию, шествие «красного колеса» испытали на себе подобные уездному Гдову Порхов, Изборск, Остров, Опочка и многие другие небольшие соседние города. На них также обрушились безбожные сатанинские силы: бомбила авиация, стреляли орудия, проводился геноцид, но все-таки там сохранилось хоть несколько храмов. Гдов же был уничтожен полностью. От всех его шести великолепных церквей не осталось даже руин. Три церкви были уничтожены до Второй Мировой войны, три - при загадочных обстоятельствах взорваны во время войны. Сохранившиеся стены древней крепости на живописном холме у ручья Старицы и реки Гдовы, к сожалению, не пробуждали духовных чувств у местного населения. Святыни русской славы были осквернены устройством на их месте эстрадных и танцевальных площадок, установкой монументов вождям революции. Поругание святых и священных мест несло за собой безнравственность и духовное опустошение. На полвека здесь было попущено дьявольское пророчество А. Розенберга: «Достаточно уничтожить памятники народа, чтобы во втором поколении нация уже перестала существовать». К счастью, врата ада не победили Церковь, и сегодня каждому, посетившему город, мы твердо можем сказать: «Смотрите, как отступает тьма!»
…Величественный каменный, собор великомученика Димитрия Солунского был построен в 1540 году на земский сбор, о чем свидетельствовала надпись на древней иконе Святой Троицы[268]
На Полиелейном колоколе было написано: «Сии колокола пожертвованы милостию блаженных создателей храма Святого Димитрия при державе благоверного и христолюбивого царя великого князя Иоанна Васильевича всея России».
Всего в соборе было три колокола времени Иоанна Грозного. Кроме приведенной надписи, на них изображены двуглавые орлы и лик святого Димитрия. Самый большой колокол, перелитый на Валдае в 1839 году, весил 104 пуда. Вы