Священное предание. Апологетический конспект.
Дулевич Антоний, миссионерский отдел Кызыльской епархии.
Протестанты, отвергая Священное Предание (древний способ передачи Божественного Откровения) отвергают само Божественное Откровение, переданное Апостолами от Самого Господа. Священное Предание — это устная передача словом и примером учения веры, Закона Божия, Таинств и священных обрядов.
Сектанты, к примеру, не веря словам Библии, о том, что Христос управляет Церковью, а Дух святой учит христиан, не верят и тому, что апостольское предание бережливо сохранено Церковью. Отвергая Священное Предание сектанты отвергают и Саму Библию, являющуюся Словом Божиим, согласно как раз Преданию.
Священное Предание, не входящее в канон Нового Завета, можно разделить на письменное (постановления соборов, богослужебные тексты, труды святых отцов и т.п.) и устное (церковную практику).
Принцип Священного Предания:
Прп.Викетний Лиринский (+до 450):
«…когда мы последуем всеобщности (ВСЕ – прим. авт), древности (ВСЕГДА- прим. Авт.), согласию (ПОВСЕМЕСТНО – прим. автора); а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по Земному шару Церковь; а древности — тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию — тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников и вместе учителей» (Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков).
Священное Предание в Ветхом Завете:
До Моисея не было священных книг. Знания о Боге, о творении, о жизни Адама и Ноя, Авраама и Иосифа передавалось устно. Но даже и после появления Священного Писания больше пользовались преданием: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние» (Пс.43:2); «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям» (Пс.77:5-6).
Почему иудеи больше придерживались Предания, чем Писания (Вроде они придерживались и того и другого, весь абзац бы убрал)? Потому, что вплоть до времен Ездры (5 век до Р.Х.) Писания не были собраны в единую книгу. После Вавилонского плена Ездра собрал все тексты во единую книгу, добавив посл.главу о жизни Моисея (Второзаконие) – есть мнение, что ее добавил Иисус Навин или сам Моисей по дару пророчества написал.
Новый Завет о Священном Предании:
Евангелие — часть Священного Предания:
«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк.1:1-2)
— Само Евангелие было составлено на основании Преданий живых свидетелей.
Куда подевалось учение Апостолов?
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19)
— Господь говорит «научите». Неужели 14 посланий Апостола Павла, 3 Петра, 2 Иоанна — это и есть все научение всех народов? Научить — отнюдь не синоним слова «записать». Учат преимущественно устно.
Только ли учение Христово проповедывали Апостолы?
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16:12-13)
— Сектанты говорят, что Апостолы передавали общинам то, чему их учил Христос. Тогда вопрос: посмотрим деяния Апостольского собора (Деян.15 гл) и спросим, когда Христос учил Апостолов не обрезывать язычников, не есть удавленины и не есть идоложертвенного? Здесь сбываются слова о том, что Дух Святой наставлял Апостолов на всякую истину.
Апостолы сами восприняли слова Христа через Предание:
«Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»(Деян.20:35).
— В каком Евангелии мы можем найти такие слова Христа? Ни в каком, и это свидетельство о том, что сами Апостолы опирались на то, что было передано устно. Тем паче Апостол Павел, который не был учеником Христа во время Его земной жизни.
«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9)
— Откуда Апостол Иуда взял эти слова, как не из устного Предания?
Всё ли учение Христово записано в Священных книгах?
«Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1:3)
— Чему именно учил Господь Апостолов можно узнать только из устного Предания, которое говорит о том, что Христос показывал Апостолам как совершать Таинства.
Всё ли апостольское учение записано в книгах Нового Завета?
«Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:31).
— Если бы все было записано в книгах Нового Завета, то где тогда трехгодичные проповеди святого Павла ефесянам?
Хранить Предания — прямое повеление Апостола:
«О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим.6:20);
«И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2);
Протестанты говорят, мол, завещание хранить переданное относилось только к тем, к кому это писалось. Ну, а почему, же тогда протестанты, не следуют своей же логике, и относят слова «благодатью вы спасены» (Еф.2:5) к себе, а не к тому, к кому это писалось?
Апостольские послания и их устные наставления имеют одинаковый авторитет:
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15)
Святитель Иоанн Златоуст († 407) говорит: «Отсюда очевидно, что апостолы не все передали чрез послания, но многое сообщали и через устную речь; между тем и то и другое равно заслуживает доверия. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Если есть Предание, то не нужно ничего больше» (Проповедь 4 на 2-е послание к Фессалоникийцам, 2);
Апостолы учили устно, а в послания лишь напоминали об этом:
«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (Евр.6:20).
— Никто не найдет в письменном виде конкретного учения святого Павла о крещениях и возложении рук, адресованного евреям. Но, это, как мы видим из Библии, не означает того, что общины, обучаемые Апостолами «куда-то это все потеряли»…
Апостол ссылался на церковные обычаи:
«А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор.11:16)
Апостол Павел, объясняя, что женщине должно молиться с покрытой головой, ссылается не на библейский текст, а не церковный обычай – т.е. на то, что является частью Священного Предания.
Устной проповеди вполне достаточно для обретения веры:
«Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим.10:14) «Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим.10:18).
Устной проповеди вполне достаточно для обретения веры.
Апостольские послания – это не учебники по догматике:
Протестанты убеждены, что в книгах Нового Завета есть все, что нужно для того, чтобы иметь Апостольскую веру. Но святые Апостолы не ставили в своих посланиях цель полностью изложить вероучение. Послания же были направлены по конкретным вопросам в конкретные общины. Причины написания посланий были следующими:
1. Апостолы не могли быть лично:«Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.1:12);
«Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.» (3Ин.13-14);
2. Из-за появления лжеучений:
«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2Фес.2:1-2);
3.Из-за появления людей, отрицающих воскресение:«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (1Кор.15:12).
4.Против нового благовестия:
«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию» (Гал.1:6)
5.Из-за появлений раздоров:
«Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры» (1Кор.1:11);
Кроме того, были послания для частных лиц (Титу, Тимофею, Филимону, Феофилу). К примеру, зачем Апостолу Павлу писать про то, что надо поститься в среду и пятницу, если это и так везде соблюдалось и не вызывало никаких вопросов.
Святые отцы и учители Церкви первых веков о Предании:
Некоторые протестанты, не веря Библии, утверждают, будто бы устное Апостольское Предание было Церковью утеряно. Этот тезис легко опровергнуть словами людей, общепризнанных Церковью учителями веры. Если бы к пятому веку устное Предание было бы потеряно, то и не было бы никакой речи о том, что нужно его продолжать хранить. Пример тому и постановления церковных соборов.
Еп.Климент Александрийский († ок. 215)^
«Тот, кто объясняет Писание без помощи Священного Предания, разрывает на куски значение истины» (Строматы. Кн. 7).
Свмщ.Киприан Карфагенский, (+ 258 г.):
«Душам благочестивым и простым легко избежать заблуждения и найти истину, ибо как только обратимся к источнику Божественного Предания, и заблуждение исчезает».
Свт.Василий Великий, (+ 379 г.):
«Аще предпримем отвергать неписанные обычаи, яко не великую имеющие силу, то не приметно повредим и Евангелию в главных предметах.Мню, яки апостольское есть и cиe: да держимся не писанных преданий. У нас соблюдаются обычаи, имеющие силу законов так как постановления их преданы нам от св. мужей».
Свт.Григорий Нисский († после 394):
«Мы имеем от отцов дошедшее к нам предание как некое наследство, сообщаемое по порядку от апостолов через последующих святых» (Против Евномия. 4: 5);
Свт.Епифаний Кипрский († 403):
«Следует держаться Предания, поскольку не все возможно найти в Священном Писании. Святые апостолы передавали некоторые вещи посредством письменного слова, а некоторые – посредством устного»;
Свт.Иоанн Златоуст († 407):
«Отсюда очевидно, что апостолы не все передали чрез послания, но многое сообщали и через устную речь; между тем и то и другое равно заслуживает доверия. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Если есть Предание, то не нужно ничего больше» (Проповедь 4 на 2-е послание к фессалоникийцам, 2);
Блаженный Августин (+ 430 г.):
«Все, что содержит Св. Церковь и что без всякого соборнаго постановления содержалось в ней, то по всей справедливости мы считаем Преданием от Апостолов»
Прп.Викентий Лиринский, (+ до 450 г.)
«Как сынам Церкви отличать истину от лжи? Они особенно должны заботиться о том, чтобы толковать божественный канон по преданиям и правилам всеобщей Церкви, в самой же Церкви они необходимо должны следовать всеобщности, древности, согласию. И если восстанет когда-нибудь часть против всеобщности, новизна против старины, Heco гласие одного или меньшинства против всех или большинства, то повреждение части должны предпочитать целость всеобщности, а в самой всеобщности — непостоянству новизны предпочитать веру старины, а в самой же старине — безразсудству одного или меньшинства предпочитать во первых общия, если есть, решения всеобщаго собора, а если их нет, то во вторых — следовать самому сподручному — согласным между собою мыслям большинства великих Церковных учителей».
Церковные соборы о Предании:
Гангрский поместный собор (340 г.)? 21 правило: «поставляя преграды в Церкви тем, которые вводят новости», — заключает: «желаем, да бывают в Церкви вся, принятая от божественных писаний и апостольских преданий».
Карфагенский Поместный собор (397 г.), 33 правило:
«Постановлено такожде, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме писаний канонических. Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Исус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг дванадесять, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина. Для твердости же предлежащаго правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (епископ Римский) и прочие епископы тех стран: ИБО МЫ ПРИЯЛИ ОТ ОТЦЕВ, что сии книги читати подобает в церкви».
— Сам канон Библии сформировался через Священное Предание: «ибо мы прияли от отцов».
Седьмой Вселенски собор (787 г.), деяния:
«Все, что против церковнаго Предания, учения и начертания святых и приснопамятных отцев установлено — установляем, и впредь имуще установиться — анафема»
Примеры Священного Предания:
1. Примеры письменного Предания (церковные обычаи, зафиксированные письменно):
О посте:
1. Свмщ.Игнатий Богоносец, (+107 г.): «Поститься должно во всю Четыредесятницу, и кто делает это, находится в общении с Господом». (Священномученик Игнатий был учеником Апостола Иоанна Богослова).
2. Правила святых Апостолов. №69. «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен»
(На «Правила святых Апостолов» в первые века опиралась вся Церковь, доказательство чему то, что на Первый Вселенский собор ссылается на эти правила, как на нечто общепринятое);
3. «Дидахе» (конец I — начало II века):
«Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой» (Дидахе, глава 8, №1). Поскольку «неделей» называли день воскресный, то четвертый день недели — среда, а шестой — пятница. В ранней Церкви имел широкую известность; некоторые отцы причисляли его к книгам Священного Писания Нового Завета, не сомневаясь в апостольском авторстве произведения.
2. Примеры устного Предания (в повествовании о них):
О молитве конкретной молитвой за усопших:
Свмщ.Дионисий Ареопагит (+ок.96):
«Что же касается упомянутой молитвы, которую священноначальник совершает над усопшим, нам нужно сказать предание, дошедшее до нас от богопросвещенных наших началовождей« («О церковной иерархии»).
(есть молитвы об усопших в писании – да даст Господь Бог милость дому Онисифора( -?) и ему желает милости в день он (суда) и т.п. В книге Маккавеев – жертва за мертвых.
О крестном знамении:
св.Ипполит Римский (+-235):«О крестном знамении. Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением. Ибо это знак Страстей, данный против диавола, если кто с верой его совершает, а не для угождения людям, чтобы через знание предлагать его как панцирь. Ибо враг, видя духовную добродетель, исходящую от сердца, подобие явно представленного омовения – трепеща обращается в бегство, когда ты не уступаешь ему, а вдохновляешь самого себя. Это самое было в прообразе Моисеева агнца, которого приносили в жертву на Пасху и кровью которого (Моисей. – Пер.) окроплял порог, помазывая оба косяка дверей, и это обозначает то, что есть теперь в нас, – веру в совершенного Агнца. Осеняя себе рукою лоб и глаза, мы отгоняем того, кто пытается погубить нас» (св.Ипполит Римский. «Апостольское Предание»).
Откуда святой Ипполит получил это учение? Он пишет о крестном знамении или потому, что так делали везде и все или же потому, что получил это от святых Апостолов. Святой Ипполит (+-235) был учеником св.Иринея Лионского (+202), который был учеником св.Поликарпа Смирнского (+156), бывшего учеником Апостола Иоанна Богослова.
О крещении младенцев и об институте крестных:
Свмщ.Дионисий Ареопагит (+ок.96):
«Впрочем, мы скажем теперь и об этом предмете то, что передали нам, научившись из древнего предания, богообразные наши священносовершители. Они говорили, что и справедливо, что младенцы, будучи возводимы к таинствам по священному законоположению, будут вводиться в священный порядок жизни, делаясь свободными от всякого нечестия и отдаляясь от жизни, чуждой святыни. Приняв это во внимание, божественные наставники наши положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители приводимого ребенка передавали его какому-либо из посвященных в тайны учения божественного доброму руководителю, которым бы впоследствии дитя было руководимо, как богодарованным отцом и споручником священного спасения» («О Церковной иерархии» , глава 7, III,11).
Откуда во втором веке знали то, чему учили Апостолы?
Св.Папий Иерапольский (ок.155-165):
«Я не замедлю в подтверждение истины восполнить мои толкования тем, чему я хорошо научился у старцев и что хорошо запомнил. Я с удовольствием слушал не многоречивых учителей, а тех, кто преподавал истину, не тех, кто повторяет заповеди других людей, а данные Господом о вере, исходящие от самой Истины. Если же приходил человек, общавшийся со старцами, я расспрашивал об их беседах: что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников Господних; слушал, что говорит Аристион или пресвитер Иоанн, ученики Господни. Я понимал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос». (Евсевий Кесарийский,+340 (Памфил)Церковная история, Книга 3).
Почему некоторые Предания хранились в тайне?
Свмщ.Дионисий Ареопагит (+ок.96):
«Что же касается совершительных призываний, то непозволительно истолковывать их письменно и таинственное значение их, равно как и совершаемые через них Богом действия, выводить из тайны к общеизвестности. По чину нашего священного предания узнав их из тайных наставлений и при помощи любви Божией и священного содействия иераршеского достигнув божественнейшего порядка жизни и высоты, ты будешь возведен к высшему ведению тайносовершительных наставлений» («О церковной иерархии», 7 глава)
Кто составил Священное Писание?
Священное Писание – это только часть Священного Предания, а понимать его отдельно от Предания, все равно, что кромсать истину на куски, по слову Климента Александрийского (+215).
Протестанты убеждены, что правильное понимание Библии может дать только сама Библия. Но в Священном Писании нигде не говорится, что его можно понять само собою. А вот, то, что Предания, которые надо держать, ставятся на один уровень с Писание явно прослеживается из 2Фес.2:15.
Стоит остановиться на одном вопросе, на который протестанты никак не могут придумать достойного ответа. На вопросе, который рушит все протестантские тезисы, как карточный домик. Протестанты, как известно ,говорят, что нужно пользоваться только Священным Писанием и ничем больше. Есть даже такой термин «соло скриптура» («Только Писание»). Протестанты говорят, что то, что не написано в Библии, тому верить не нужно. И вот мы задаем протестантам вопрос: а с чего это вы решили, что 27 книг Нового Завета – это часть богодухновенной Библии? Где написано, что 27 книг Нового Завета и 39 (50-? Если считать и неканонические) Ветхого – это слово Божие?
И тут в ответ следует или глубокое молчание, или фантазии, которые, конечно под собой не имеют никакого библейского основания.
В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским.
Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г.
Канон Ветхого Завета:
Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен.
Оказывается, что протестанты верят постановлению Карфагенского собора 397 года, определившему: ««Постановлено такожде, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме писаний канонических. Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Исус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг дванадесять, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина. Для твердости же предлежащаго правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (епископ Римский) и прочие епископы тех стран: ИБО МЫ ПРИЯЛИ ОТ ОТЦЕВ, что сии книги читати подобает в церкви».
То есть, во-первых, протестантам приходится признать, что, несмотря на отвержение Церковных соборов, они пользуются его прямым постановлением. Во-вторых, протестантам приходится признать, что если собор не ошибся, то значит, и Писание было получено «от отцев» (как сказано в 33 правиле), значит с помощью Священного Предания. Если протестанты признают, что собор ошибся, то они не имеют права признавать, что 27 книг Нового Завета – это боговдохновенная Библия, ибо Церковь признает 27 книг Новым Заветом, опираясь именно на постановление этого собора. Ну, аж если Дух Святой в тот момент руководил людьми и не ошибся, то, тогда протестантам придется признать и другое постановление, данное Святым Духом в тоже время тем же людям. Это 124 правило Карфагенского собора: «124. Определено такожде: кто отврегает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго Адамова греха не заимствут ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), ТОТ ДА БУДЕТ АНАФЕМА. Ибо речено апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения».
Или же признать почитание святых:
«71. Такожде подобает просити христианских царей и о сем: поелику вопреки Божественным заповедям во многих местах от языческаго заблуждения привнесенныя пиршества совершаются, так что и христиане тайно привлекаются язычниками к участию в оных: то да повелят воспретити таковыя пиршества, и в городах, и в селах, и наипаче, поелику в некоторых городах не страшатся сим образом согрешати, ДАЖЕ ВО ДНИ ПАМЯТИ БЛАЖЕННЫХ МУЧЕНИКОВ, и даже в священных местах. В сии дни, что и изрещи стыд есть, совершают на полях и на стогнах непристойныя плясания, и непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств, и целомудрие других безчисленных благочестивых жен, собирающихся во святый день, так что от прибежища самыя святыя веры почти убегати нужно бывает». Как мы видим, в 4 веке праздновались дни памяти мучеников, а значит, и молитвы к ним совершались.
Ну аж если протестанты будут выкручиваться, лукавить и хулить Святого Духа, говоря, что Он одним и тем же людям дал Откровение и в тоже время каким-то образом допустил то, что они ошиблись, то пусть помнят слова Христа, Который прямо сказал, что хула на Духа Святого не простится не в этом, ни в будущем веке. Или Вы считаете, что Святой Дух руководил отцами Карфагенского собора, принявшими канон библейских книг, или же не руководил, тогда Вам придется отказаться от веры в то, что Библия – это 39 книг Ветхого и 27 книг Нового Завета. Вот на таком лукавстве, и построен весь протестантизм. Вот простой пример, на каком лукавстве построен протестантизм.
Кто может толковать Библию?
Поскольку Библия не упала с Неба, а была составлена Церковью, понимать правильно её можно только в соответствии с тем, как её толкует Церковь.
VI Вселенский собор (787 г.), 19 правило:
«Если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».
Протестантские путаницы
Протестанты сами путаются в переплетениях своих заблуждений. Они говорят: «покажите нам, какое устное Апостольское Предание Вы сохранили?». Мы отвечаем: «к примеру, пост в среду и пятницу». Сектанты говорят: «Ну а где это Предание зафиксировано?». Мы отвечаем: «В Дидахе, в Правилах святых Апостолов». Они говорят: «так, если это записано, разве это устное Предание?». То есть, протестанты сами себе противоречат: просят показать устное в письменном виде (дабы убедиться, что такое Предание действительно было), а когда они его видят в исторических христианских памятниках, то, начинают отрицать, будто оно не было устным. А когда рассказываешь о Предании устном, они просит показать, где оно зафиксировано.