Реакция аудитории — лучшая проверка истинности концепции
Согласно нашему определению, Святой Дух не только соотносит библейскую концепцию с личностью и опытом проповедника, но и доносит эту концепцию через проповедника до слушателей. Толкователи мыслят в трех категориях. Во-первых, как исследователи Писания они стремятся вникнуть в мысли библейского автора; во-вторых, как дети Божьи они сопротивляются переменам, которые по Божьей воле должны произойти в их жизни; и, в-третьих, как проповедники они пытаются узнать, что именно Бог хочет сказать собранию через них.
Практическая ценность проповеди-толкования определяет ее цель. Как пастыри мы реагируем на боль, плач и страхи нашего стада. Поэтому мы изучаем Писание в надежде найти ответы на вопросы людей, мучимых чувством вины, сомнением и страхом перед смертью. Павел напоминал Тимофею о том, что Священное Писание имеет высокую практическую ценность: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2 Тим. 3:16–17).
Скучные проповеди-толкования, как правило, не имеют практического значения, но чаще всего вызывают два вида реакции. Во-первых, слушатели выражают свое недовольство следующей фразой: «Всегда одно и то же». Проповедник истолковывает все библейские отрывки одинаково; приемы, которыми он пользуется, стараясь увязать библейские истины с реальной жизнью прихожан, тоже всегда одинаковы. Но еще хуже, когда служитель вовсе не пытается продемонстрировать действие библейских принципов в жизни. «Да поможет вам Святой Дух поступать по истине», — произносит как заклинание служитель, не имеющий представления о том, каким образом библейское слово может изменять людей.
Во-вторых, негативная реакция слушателей обусловлена тем, что проповедь слишком далека от реальной жизни, чтобы принести хоть какую-то практическую пользу. «Все правильно, но что из того? Что это меняет?» — задаются вопросами люди. В конце концов, если человек принимает решение подчинить свою жизнь Священному Писанию, то произойдет это, по всей вероятности, вне церковных стен. Там, снаружи, люди теряют работу, беспокоятся о своих детях, сражаются с сорняками на газонах и так далее. Нормальные люди не теряют сон из-за проблем, которые были у иевусеев, хананеев или ферезеев, или даже из-за слов и поступков Авраама, Моисея или Павла. Людям не дают заснуть мысли об инфляции, о дефиците товаров, о ссоре с супругом, о злокачественных опухолях, неудачах в сексуальной жизни или крысиных бегах, на которых побеждают только крысы. Если проповедь ничего не меняет в этом мире, размышляют люди, то для чего вообще она нужна?
Нам пора сосредоточиться на актуальных проблемах сегодняшнего дня и перестать говорить о временах, давно минувших. Вместо того чтобы читать людям лекции по библейской истории или археологии, проповедник-толкователь должен подводить людей к Библии и показывать им самих себя в ней, как в зеркале. Собрание верующих должно ставить перед собой цель судить не Иуду, Петра или Соломона, а самих себя. Проповедники обязаны знать людей не хуже, чем свою проповедь, а для этого они должны исследовать как Писание, так и церковное собрание.
Ведь Бог, говоривший через Писание, обращался к людям, находившимся в конкретных местах. Представим себе, что письмо Павла в Коринф где-то затерялось и ошибочно попало, например, в христианскую общину в Филиппии. Несомненно, послание Павла привело бы филиппийцев в замешательство, так как они жили в других обстоятельствах, отличавшихся от ситуации в коринфской церкви. Подобно пророчествам Ветхого Завета, новозаветные послания были адресованы определенным сообществам, преодолевавшим свои собственные трудности. Наши библейские толкования будут малоэффективны до тех пор, пока мы не поймем, что наши слушатели тоже находятся в определенном месте и обладают свойственным только им мировоззрением.
Задача наполнить проповедь практическим смыслом ставит нас лицом к лицу как с богословием, так и с этикой. Путь от толкования Библии к реальным жизненным проблемам нелегок и лежит через ряд очень сложных и порой почти неразрешимых вопросов. Помимо грамматических особенностей текста нам придется исследовать психологические взаимосвязи. Как персонажи, упоминаемые в тексте, относятся друг к другу? Каковы отношения между ними и Богом? Чем они руководствовались при совершении своего выбора? Что происходило в умах участников тех событий? Эти вопросы относятся не только к тому, что было «когда-то и где-то далеко», как если бы Бог общался только с людьми, жившими давным-давно. Те же вопросы возникают «здесь и сейчас». Как мы общаемся друг с другом сегодня? Как Бог испытывает нас в тех же ситуациях? Как современный мир соотносится с миром Библии? Задаются ли современные люди вопросами, которые поднимаются в Писании? Осталась ли форма выражения этих вопросов прежней или она обновилась? Все эти вопросы можно рассматривать как исходный материал в сферах этики и богословия. Попытки увязать толкование Библии с реальностью и сделать проповедь удобной для всех, приводят к умалению роли этих важных вопросов и игнорированию принципа отцов Протестантской церкви: «Доктрины должны проповедоваться применительно к практической жизни, а этические нормы должны подаваться в свете доктрин».
Неправильное толкование учения может оказаться не менее деструктивным, чем само по себе неправильное учение. Когда дьявол искушал Иисуса в пустыне, он манипулировал Писанием. Искуситель нашептывал псалом 90 с поразительной точностью: «…ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею…». Сатана рассуждал: «Если Тебе дано такое великое обетование, то почему бы Тебе не прыгнуть с крыла храма и не доказать всем раз и навсегда, что Ты действительно Сын Божий?» Давая дьяволу отпор, Иисус не стал обсуждать содержание древнееврейского текста, а вместо этого решительно отверг возможность проверить истинность псалма 90 и спрыгнуть с крыла храма. В этой ситуации уместен другой отрывок из Писания: «Не искушайте Господа… Бога вашего…» (Втор. 6:16).
Мы видим свой долг в том, чтобы проповедовать миру, в котором звучат голоса и телевизионных комментаторов, и газетных редакторов, и драматургов. Если мы не делаем этого, мы получаем слушателей, мыслящих штампами и живущих в грехе. Разумеется, обращаясь к безбожному миру, мы не должны произносить безбожные речи. Уильям Уиллимон заметил, что некоторые проповедники так сильно наклонялись назад в сторону нерелигиозной аудитории, что падали. Если библейские концепции необходимо адаптировать к человеческому опыту, то людей необходимо призывать к исполнению библейских заповедей. Если так называемая «правильная» проповедь не способна увязать современную жизнь с вечным Словом Божьим, то она становится набором произносимых с кафедры банальностей.
Ф. Б. Мейер понимал тот благоговейный страх, с которым проповедники касаются болевых точек своего времени. Они ощущают себя «в одном строю со своими великими предшественниками: деятелями Реформации, пуританами, отцами-пилигримами, которые все в значительной мере были толкователями Писания. Эти люди не высказывали личные мнения и сомнительные точки зрения, но твердо стояли на фундаменте Писания и доносили свое слово до места назначения с великой силой, провозглашая: „Так говорит Господь“».
Подведем итог наших рассуждений. Толкование Библии имеет место, если:
• отрывок текста изучен нами в контексте и проанализирован его исторический фон;
• Святой Дух так или иначе воздействовал на всех нас;
• мы готовим проповедь, в которой главная библейская идея доносится до слушателей во всей полноте своего смысла.
Новые понятия
Проповедь как толкование Священного Писания.
Дефиниции
Проповедь-толкование — это передача определенной библейской концепции, сформировавшейся и передаваемой посредством исторического, грамматического и литературного анализа библейского отрывка в его контексте. Святой Дух сначала соотносит эту концепцию с личностью и жизненным опытом проповедника, а затем через него доносит ее до слушателей.