Необходимость толкования Слова Божьего через проповедь

Обесценивание проповеди

Причину столь низкого авторитета проповеди следует искать во всех сферах нашей общественной жизни. Поскольку проповедники лишились статуса интеллектуальных и даже духовных лидеров в своих общинах, представление о них, естественно, изменилось. Попросите людей, сидящих на церковных скамьях, нарисовать портрет служителя. Скорее всего, этот портрет окажется не очень привлекательным. По словам Кайла Хазелдена, пастор представляет собой некий «податливый материал», который может принимать вид и «приятного, всегда готового прийти на помощь бойскаута, и любимца пожилых леди, и сдержанного учителя молодежи, и по-отечески заботливого наставника юного поколения, и компаньона для одиноких людей, и всеобщего любимца на чайных вечеринках и клубных ланчах»1. Этот портрет, если он нарисован достаточно реалистически, очень нравится окружающим, хотя изображенный на нем субъект мало у кого вызывает уважение.

Сегодня проповедь произносится в обществе, перенасыщенном информацией, где масс-медиа ежедневно бомбардируют человеческое сознание сотнями тысяч «посланий». Телевидение и радио представляют спортсменов с повадками уличных торговцев, провозглашающих «слово от спонсора» с искренностью благовестников. В таком окружении проповедник тоже начинает напоминать торгаша, который, по выражению Джона Раскина, «демонстрирует сценические трюки с доктринами о жизни и смерти».

Однако важнее то, что, оказавшись за кафедрой, некоторые пасторы чувствуют себя беспомощными, лишенными Божьей поддержки. Вряд ли современное богословие может предложить им что-то ценное. Пасторы догадываются, что люди, оккупирующие сидячие места в церковном зале, больше доверяют научным текстам, чем библейским. Поэтому для многих проповедников обычное общение с прихожанами становится более заманчивым занятием, чем провозглашение истины. Мультимедийные презентации, видео-сеансы, собрания пайщиков, мерцание огней и современная музыка могут быть признаками и здорового состояния, и болезни. Несомненно, современные технологии упрощают общение, но они подменяют собой благовествование. Все интригующее и необычное может быть маской, за которой скрывается пустота.

Некоторым прихожанам более по душе общественная деятельность, нежели рассуждение и слушание. Для чего нужны слова веры, спрашивают они, если общество ожидает дел веры? Люди, согласные с этим мнением, пытаются доказать, что апостолы что-то напутали, говоря: «…нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6:2). Возможно, в один из дней пропаганды принципов активизма будут говорить: «Нехорошо нам, оставив столы наши, проповедовать слово Божье».

Значение проповеди

Несмотря на слабые ораторские способности пасторов и низкое качество проповедей в целом, для человека, принимающего Библию всерьез, пренебрежительное отношение к проповеди просто неприемлемо. Авторы Нового Завета относились к проповеди, как к средству, которым пользовался Сам Бог. Например, Петр обращался к своим читателям как к «возрожденным не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1:23). Как же это слово влияет на жизнь человека? «Это слово, — объясняет Павел, — и есть та Благая весть, которая вам принесена» (см.: 1 Пет. 1:25). Посредством проповеди Господь искупил людей.

Апостол Павел умел писать. Из-под его пера вышли вдохновенные послания Нового Завета, во главе которых стоит Послание к Римлянам. Немногие документы могут сравниться с ним по силе воздействия. Тем не менее в своем послании римскому собранию верующих Павел делает следующее признание: «…я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим. 1:11–12). Павел понимал, что некоторые виды служения невозможны без тесного общения людей лицом к лицу. Чтение даже самого вдохновенного послания не может заменить проповеди. «…Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1:15). Слово проповеди исполнено такой силы, какой записанное слово не обладает.

Кроме того, Павел анализирует духовную историю фессалоникийской церкви, члены которой «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному, и ожидать с небес Сына Его…» (1 Фес. 1:9–10). Павел раскрывает причину их преображения в следующих словах: «…приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13). Павел считал проповедь не простым рассуждением о вере, а средством, которым пользуется Сам Бог, когда говорит через проповедника Свое слово людям, желая привлечь их к Себе.

Именно по этой причине Павел побуждает своего молодого друга Тимофея «проповедовать слово» (см.: 2 Тим. 4:2). Проповедовать — значит «объявлять во всеуслышание, возвещать, советовать». Проповедники должны говорить горячо и страстно, чтобы достучаться до человеческих сердец. Однако не всякий страстный призыв, звучащий с кафедры, обладает божественным авторитетом, так как проповедник, исполняющий функцию глашатая, должен объявлять во всеуслышание «Слово». Ничто иное не может на законном основании идентифицироваться как христианская проповедь.

Новые понятия

Проповедь как толкование Священного Писания.

Дефиниции

Проповедь-толкование — это передача определенной библейской концепции, сформировавшейся и передаваемой посредством исторического, грамматического и литературного анализа библейского отрывка в его контексте. Святой Дух сначала соотносит эту концепцию с личностью и жизненным опытом проповедника, а затем через него доносит ее до слушателей.

Этап 1. Выбор отрывка

В старинном рецепте кроличьего рагу сказано: «Сначала поймайте кролика». Таким образом на первое место ставится главное: без кролика не будет никакого рагу. Аналогично перед каждым проповедником встают вопросы первостепенной важности: «О чем я буду говорить? Какой отрывок Писания мне лучше всего использовать для проповеди?»

Над этими вопросами не следует ломать голову в понедельник утром, за шесть дней до воскресной проповеди. Если вы добросовестно относитесь к своим обязанностям пастора, то вам следует продумать темы проповедей на целый год вперед. Можно пользоваться специальным перечнем уже отобранных текстов, и тогда вам остается только решить, на каком из отрывков Ветхого или Нового Завета остановиться. Тот, кто не привык пользоваться готовым списком, может сэкономить свое время, составив еще до начала года календарь проповедей на каждое воскресенье, на каждое служение с указанием конкретного отрывка, избранного в качестве материала для проповеди.

Хотя все Писание полезно для научения, не все его отрывки одинаково пригодны для проповеди в той или иной ситуации. Выбор библейских истин для речи с кафедры зависит от того, какими интересами и заботами живет сам проповедник. Толкователи Писания пытаются выполнять функцию моста над пропастью между Божьим Словом и повседневными заботами людей. Для этого от них требуется знать нужды своей церкви не хуже, чем библейские тексты. Соотнося Писание с жизнью каждого члена общины в личных беседах и проповедях, служители помнят о своем календаре, который призван помогать им в выборе более широкой тематики проповедей или текстов Писания, касающихся нужд данной общины.

Выделение смысловых блоков

Обычно мы продвигаемся по Библии глава за главой, стих за стихом, и таким образом изучаем разные библейские книги. А с помощью календаря мы можем прочитать эти книги несколько раз, а потом разделить их на части, которые можно будет использовать в конкретных проповедях. При выборе отрывков следует учитывать естественное деление литературного материала. Нельзя, к примеру, отсчитать десять или двенадцать стихов для проповеди, полагая, что в каждом из этих стихов содержится какая-то своя идея. Вместо этого мы должны искать замысел автора этих отрывков. Например, в Новом Завете тексты, как правило, выбираются по признаку деления на абзацы, потому что абзацы — это смысловые блоки. Мы, как толкователи, обычно выбираем один или больше абзацев в зависимости от того, как они связаны друг с другом и, соответственно, с одной из главных идей автора.

Понятно, что к делению текстов на абзацы рука Божья вряд ли имела какое-то отношение. Красные строки в наших переводах указывают лишь на руку редактора, которым управляло желание наглядным образом отметить движение авторской мысли в оригинальном тексте. По этой причине деление на абзацы в одном переводе Библии может отличаться от деления на абзацы в другом. Как правило, более старые переводы тяготеют к удлиненным и утяжеленным абзацам в отличие от современных переводов, редакторы которых больше озабочены такими факторами, как «читабельность» книги. Даже в древнееврейских и греческих текстах просматривается вмешательство редактора, вследствие чего возникали варианты деления библейских текстов на абзацы. Однако в любом случае все усилия редакторов направлены на то, чтобы продемонстрировать развитие авторской мысли. Серьезные исследователи изучают места введения абзацев в оригинальных и переводных библейских текстах, отбирают варианты, которые представляются им наиболее логичными, и используют их как фундамент для своих толкований.

Работая с историческими текстами, мы сталкиваемся с более крупными смысловыми блоками, чем один-два абзаца. Например, взявшись проанализировать эпизод прелюбодеяния Давида с Вирсавией, мы нарушили бы общий порядок повествования, если бы начали проповедовать отдельно по каждому абзацу. Целесообразнее было бы взять за основу для проповеди всю одиннадцатую главу и часть двенадцатой главы из Второй книги Царств, потому что история грехопадения Давида и его губительных последствий занимает весь этот большой раздел.

Что касается поэтических книг Библии, например, Псалтири, то абзац в такой книге имеет очень слабое сходство с поэтической строфой. Хотя иногда нам хочется исследовать лишь отдельную строфу, нам все равно придется иметь дело с целым псалмом. Таким образом, при выборе отрывков для проповеди-толкования нам необходимо опираться на следующий общий принцип: в основе проповеди должен лежать смысловой блок из какой-либо библейской книги.

Однако если взять Книгу Притчей, то оказывается, что она не вполне соответствует этому правилу. Если первые девять глав можно разделить на смысловые блоки довольно легко, то изречения, содержащиеся в главах 10–31, представляются краткими и не связанными между собой предложениями. Но если строить проповедь, толкуя притчу одну за другой, это производит эффект рассыпающейся картечи. В связи с этим проповедь на основании Книги Притчей обычно строится по тематическому принципу, когда выбирают несколько изречений из разных глав и представляют их в логической последовательности или по законам ассоциативной связи, в результате чего формируются смысловые блоки проповеди. В своем комментарии к Книге Притчей Дерек Киднер предлагает восемь вариантов решения этой проблемы1.

Следует сказать, что в более поздних комментариях к Книге Притчей отмечается наличие лингвистических связей между притчами в древнееврейском переводе Библии, откуда следует, что притчи далеко не так разрозненны, как может показаться на первый взгляд2.

Продолжительность проповеди

Есть еще один фактор, с которым нам приходится считаться, — это продолжительность проповеди. Мы обязаны уложиться в отведенное количество минут. Вряд ли найдутся собрания, в которых христиане, внимающие хорошо подготовленной и привлекательно оформленной библейской проповеди, сидят перед кафедрой с секундомерами в руках. Тем не менее, как честные люди, мы не можем позволить себе тратить время собрания по своему усмотрению. Наша задача состоит в том, чтобы «скроить» и «сшить» свою проповедь с учетом времени, но делать это необходимо не за кафедрой, а при подготовке проповеди.

Даже если община дает вам всего 12–15 минут на проповедь, то и в таком случае можно произнести проповедь-толкование, хотя, конечно, провести анализ длинных отрывков с последующим развитием своей мысли на их основе будет достаточно трудно. Придется ограничиться главной идеей отрывка, обрисовав ее несколькими штрихами, чтобы показать аудитории, каким образом эта идея вырастает из библейского текста и может быть полезна в обычной жизни.

Если же в вашем распоряжении 45 минут, то уже можно делать какой-то выбор. Невозможно рассказать собранию все свои соображения, касающиеся избранного вами библейского отрывка, да и не стоит делать этого. В зависимости от количества времени вы решаете, что включить в свою проповедь, а что исключить из нее. Опыт подскажет вам, какого объема отрывок следует взять, чтобы успеть подробно его проанализировать. Вы почувствуете, когда вместо кропотливого, детального анализа текста от вас потребуется бросить на него взгляд как бы с высоты птичьего полета. Таким образом, при выборе отрывка для проповеди важно обращать внимание и на смысловые блоки, составляющие данный текст, и учитывать время, отведенное для их анализа.

Обесценивание проповеди

Причину столь низкого авторитета проповеди следует искать во всех сферах нашей общественной жизни. Поскольку проповедники лишились статуса интеллектуальных и даже духовных лидеров в своих общинах, представление о них, естественно, изменилось. Попросите людей, сидящих на церковных скамьях, нарисовать портрет служителя. Скорее всего, этот портрет окажется не очень привлекательным. По словам Кайла Хазелдена, пастор представляет собой некий «податливый материал», который может принимать вид и «приятного, всегда готового прийти на помощь бойскаута, и любимца пожилых леди, и сдержанного учителя молодежи, и по-отечески заботливого наставника юного поколения, и компаньона для одиноких людей, и всеобщего любимца на чайных вечеринках и клубных ланчах»1. Этот портрет, если он нарисован достаточно реалистически, очень нравится окружающим, хотя изображенный на нем субъект мало у кого вызывает уважение.

Сегодня проповедь произносится в обществе, перенасыщенном информацией, где масс-медиа ежедневно бомбардируют человеческое сознание сотнями тысяч «посланий». Телевидение и радио представляют спортсменов с повадками уличных торговцев, провозглашающих «слово от спонсора» с искренностью благовестников. В таком окружении проповедник тоже начинает напоминать торгаша, который, по выражению Джона Раскина, «демонстрирует сценические трюки с доктринами о жизни и смерти».

Однако важнее то, что, оказавшись за кафедрой, некоторые пасторы чувствуют себя беспомощными, лишенными Божьей поддержки. Вряд ли современное богословие может предложить им что-то ценное. Пасторы догадываются, что люди, оккупирующие сидячие места в церковном зале, больше доверяют научным текстам, чем библейским. Поэтому для многих проповедников обычное общение с прихожанами становится более заманчивым занятием, чем провозглашение истины. Мультимедийные презентации, видео-сеансы, собрания пайщиков, мерцание огней и современная музыка могут быть признаками и здорового состояния, и болезни. Несомненно, современные технологии упрощают общение, но они подменяют собой благовествование. Все интригующее и необычное может быть маской, за которой скрывается пустота.

Некоторым прихожанам более по душе общественная деятельность, нежели рассуждение и слушание. Для чего нужны слова веры, спрашивают они, если общество ожидает дел веры? Люди, согласные с этим мнением, пытаются доказать, что апостолы что-то напутали, говоря: «…нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6:2). Возможно, в один из дней пропаганды принципов активизма будут говорить: «Нехорошо нам, оставив столы наши, проповедовать слово Божье».

Значение проповеди

Несмотря на слабые ораторские способности пасторов и низкое качество проповедей в целом, для человека, принимающего Библию всерьез, пренебрежительное отношение к проповеди просто неприемлемо. Авторы Нового Завета относились к проповеди, как к средству, которым пользовался Сам Бог. Например, Петр обращался к своим читателям как к «возрожденным не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1:23). Как же это слово влияет на жизнь человека? «Это слово, — объясняет Павел, — и есть та Благая весть, которая вам принесена» (см.: 1 Пет. 1:25). Посредством проповеди Господь искупил людей.

Апостол Павел умел писать. Из-под его пера вышли вдохновенные послания Нового Завета, во главе которых стоит Послание к Римлянам. Немногие документы могут сравниться с ним по силе воздействия. Тем не менее в своем послании римскому собранию верующих Павел делает следующее признание: «…я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим. 1:11–12). Павел понимал, что некоторые виды служения невозможны без тесного общения людей лицом к лицу. Чтение даже самого вдохновенного послания не может заменить проповеди. «…Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1:15). Слово проповеди исполнено такой силы, какой записанное слово не обладает.

Кроме того, Павел анализирует духовную историю фессалоникийской церкви, члены которой «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному, и ожидать с небес Сына Его…» (1 Фес. 1:9–10). Павел раскрывает причину их преображения в следующих словах: «…приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13). Павел считал проповедь не простым рассуждением о вере, а средством, которым пользуется Сам Бог, когда говорит через проповедника Свое слово людям, желая привлечь их к Себе.

Именно по этой причине Павел побуждает своего молодого друга Тимофея «проповедовать слово» (см.: 2 Тим. 4:2). Проповедовать — значит «объявлять во всеуслышание, возвещать, советовать». Проповедники должны говорить горячо и страстно, чтобы достучаться до человеческих сердец. Однако не всякий страстный призыв, звучащий с кафедры, обладает божественным авторитетом, так как проповедник, исполняющий функцию глашатая, должен объявлять во всеуслышание «Слово». Ничто иное не может на законном основании идентифицироваться как христианская проповедь.

Необходимость толкования Слова Божьего через проповедь

Проповедники, стоящие сегодня за кафедрой, испытывают все большее искушение говорить что угодно, только не слово Священного Писания — они готовы рассуждать о политической системе (правого или левого крыла партии), об экономической теории, о новой богословской доктрине; готовы декларировать старые религиозные лозунги и анализировать какое-нибудь модное философское течение. О чем только не говорят невозмутимыми голосами служители церкви воскресным утром, начиная с 11.30, сразу после пения гимнов! Пренебрегая Священным Писанием, проповедники теряют свой авторитет. И больше не выходят к своей аудитории со словом от Бога. Поэтому современная проповедь по большей части не способна вызывать у слушателей ничего кроме зевоты. Бога в ней нет.

Бог говорит через Библию, которая является Его основным средством общения с отдельными людьми. Поэтому библейскую проповедь нельзя рассматривать как «старую-престарую историю об Иисусе и Его любви», как некую историческую повесть о лучших временах, когда Бог был еще жив и здоров. Нельзя рассматривать проповедь и просто как переформулировку суждений о Боге — ортодоксальных, но далеких от жизни. Через проповедь Слова Бог выходит навстречу людям, чтобы спасти их (см.: 2 Тим. 3:15) и показать им богатство христианской души (см.: ст. 16–17). Когда Бог посредством проповеди обращается к конкретным людям и воздействует на них, их души наполняются благоговейным трепетом. Самым эффективным видом проповеди, являющим силу божественного авторитета, является проповедь-толкование. Однако было бы наивно думать, что все с этим согласны. Когда члены церковной общины в течение нескольких часов корчатся под стрелами так называемой проповеди-толкования — сухой, как кукурузные хлопья без молока, — тогда несложно догадаться, что они не согласятся с нами. Хотя большинство проповедников приветствуют толкование Божьего Слова за кафедрой, на деле у них все получается наоборот. А поскольку они прибегают к проповеди-толкованию редко, то становится понятно, почему они голосуют против нее.

Надо заметить, что проповедь-толкование получала самые чувствительные удары как раз от тех, кто называл себя ее друзьями. Тем не менее не каждую аналитическую проповедь можно идентифицировать как толкование Слова Божьего или как проповедь. К сожалению, Бюро мер и весов до сих пор не создало упакованный в стеклянный контейнер стандарт проповеди-толкования, который мог бы стать критерием всех видов речей, произносимых с церковных кафедр. Служители могут приклеивать ярлык толкование Слова Божьего на любую проповедь, и ни один защитник прав потребителя не сможет придраться к ним. И все-таки, несмотря на весь вред, наносимый этому виду проповеди его поклонниками, за подлинным толкованием Писания всегда стоит сила живого Бога.

Где же в таком случае истина? Что представляет собой проповедь-толкование? Чем она отличается от других видов проповеди?

Наши рекомендации