Во Имя Аллаха Милостивого Милосердного
Хвала Аллаху—Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха Мухаммаду, Его семье и сподвижникам
Это великая книга, состоящая из указаний на ясные доводы разума, она указывает на Единственность Господа и на аспекты Его совершенства. Этот вопрос – один из наивеличайших, необходимых, полезных и ясных вопросов. В этом вопросе сходятся все Книги, которые были ниспосланы от Аллаха и Его посланников, а также миссии учения всех посланников. Это самое важное к чему призывали свои общины посланники. Каждый из посланников говорил своему народу:
«Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества (достойного поклонения), кроме Него» (Сура Мукминун, аят 23).
Все посланники рассказывали своим общинам об именах Аллаха, Его атрибутах, Его милостях, Его знамениях, Его премудростях посредством чего они узнавали своего Господа, подчинялись и поклонялись Ему. Великий Коран от начала до конца разъясняет этот вопрос и приводит различные доводы, знамения, а так же сунна, которая разъясняет этот вопрос.
Цель нашей лекции заключается не в том, чтобы привести доказательства из Корана и Сунны. Хотя, конечно, непреложные доказательства, которых не счесть, они ясные и четкие, и их знают люди, обладающие знанием, а также некоторые из тех у которых нет знания, даже часть этих доводов им достаточно. Но в этой лекции мы хотим указать на доводы разума в признании и подчинении которых, единодушны все люди, обладающий разумом, и отрицать их может только высокомерный человек, который противостоит разуму и религии. Это вопрос настолько ясен и очевиден, что даже нет нужды приводить на него доказательства. Но если верующий человек будет знать их, то тогда это поможет ему укрепить его веру, увеличит его убежденность и он тогда сможет больше благодарить Аллаха за эту милость, которая является самой великой из всех милостей, поэтому пророки говорили своим общинам:
«Неужели вы сомневаетесь в Аллахе – Творце небес и земли?» (Сура Ибрахим, аят 10)
Этот на самом деле вопрос порицания, как можно сомневаться в этом? Это вопрос очевиднее того, чтобы приводить на него доказательства.
Итак, мы говорим, полагаясь на помощь Аллаха.
Глава первая
Доводы Разума
Первый довод
Происхождение вещей имеет три варианта допускаемых разумом
Знай, да смилуется над тобой Аллах, если ты посмотришь на мир высший, на мир низший и то, что есть в нем из творений различных, многочисленных, если ты посмотришь на различные события, которые происходят во всякое время, и если ты проанализируешь это правильным анализом, то тогда ты узнаешь, что можно логически причислить происхождение всего этого к одному из трех вариантов.
Первый вариант, что все эти творения, все эти события происходят сами по себе и возникли сами по себе без творца, без создателя, без того, кто все это произвел. Однако этот первый сценарий невозможен и абсурден, это вздор. Здоровый разум отвергает это изначально, и понимает ложность этого, не колеблясь, и здоровый разум знает со всей очевидностью, что человек, который может предполагать подобное ближе к сумасшествию, нежели к разуму.
Второй вариант, что все эти творения производят сами себя, и они являются творцами самих себя. Это так же невозможно и абсурдно. Разум отрицает это и указывает на невозможность этого. Каждый человек, в котором есть хоть немного рассудка скажет, что он не мог сам себя произвести. Так же как и первый вариант, второй вариант не возможен.
Третий вариант, что все творения имеют творца, того, кто создал их, кто произвел все. Аллах Великий Господь, Творец каждой вещи, Который распоряжается всем сущим, Который управляет всем, Который устраивает все то, что происходит. Деление на три варианта очень ясно приводятся в Коране:
«Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами — творцы? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности» (Сура Тур, аяты 35-36).
Таким образом, у творения обязательно должен быть Творец, Который оставил след и сотворил всякое происходящее событие. Должен быть тот, кто произвел это событие, дал ему возможность осуществиться. Должен быть тот, кто позволил этому возникнуть, и все что произведено. Должен быть тот, кто произвел это и все что создано. Должен быть тот, кто создал это, и все что сделано. Должен быть тот, кто сделал это. Это аксиомы, которые не требуют доказательств, и разумные люди согласны с этим. И если кто-то подвергает этот факт сомнению, то такой человек ясно соглашается на неполноценность собственного разума и очевидность собственного заблуждения.
Второй довод