Доводы разума на единственность Господа и аспекты Его совершенства
Доводы разума на единственность Господа и аспекты Его совершенства
Автор: Шейх Абдурахман ибн Наср Ас-Саади
Перевод: Абу Яхъя Крымкий
(Перевод записан с аудио лекции)
Предисловие
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем
защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, то-
го никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на
прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного
Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и послан-
ник Его.
А затем:
Эта лекция это слово нашего шейха выдающегося ученого Абдурахмана ибн Насра Ас-Саади , да смилуется ним Аллах, в которой он рассказывает о доводах разума указывающих на существование Аллаха, аспекты Его совершенства в Его словах, действиях. Конечно, доводов на это и доказательств этому их не счесть и не возможно это в одной книги уместить и нельзя даже просто перечислить виды этих доказательств, не говоря уже об отдельных доказательствах. Эти доводы они есть путь призыва всех посланников и того чего содержали их книги. Поскольку некоторые люди, на сегодня таких людей не мало, они не верят в посланников, и они не верят в ниспосланные книги и поэтому разговаривать с ними приходится только на основании того, что указывает им их разум. Поэтому Аллах ниспослал свои книги, доводы разума, которым подчиняется каждый человек, если он имеет разум и имеет объективность, то есть каждый здоровый разумный человек, услышав эти доводы, подчинится им и примет их. То, что приведено в этой книге из этих доводов основа их в Коране и Сунне (1), но сами они по себе, по сути, являются теми доводами разума, которые Аллах привел в своей Книге и Сунне Посланника, да благословит Его Аллах и приветствует, эти доводы они непреложные и ясные .
Шейх Абдурахман Ас-Саади, да смилуется над ним Аллах, лучшим образом изложил эту тему и вообще это была просто рукопись то, что было написано шейхом его рукой и хранилось у сыновей шейха. Потом один из внуков шейха принес мне ее, и мы разобрали её при сотрудничестве с другими шейхами и издали эту книгу. Эта книга была написана за шесть лет до смерти шейха Абдурахмана Ас-Саади в то время получило распространение волна атеизма, когда стали господствовать материалистические идеи во многих обществах, многие личности приняли эту идею атеизма и поэтому шейх написал эту книгу. Плюс для того, чтобы обезопасить тех людей, которые возможно подадутся некоторым сомнениям, которые сеют эти люди.
Шейх Абдула ибн АбдульАзиз ибн Вакиль
Вступление
Первый довод
Происхождение вещей имеет три варианта допускаемых разумом
Знай, да смилуется над тобой Аллах, если ты посмотришь на мир высший, на мир низший и то, что есть в нем из творений различных, многочисленных, если ты посмотришь на различные события, которые происходят во всякое время, и если ты проанализируешь это правильным анализом, то тогда ты узнаешь, что можно логически причислить происхождение всего этого к одному из трех вариантов.
Первый вариант, что все эти творения, все эти события происходят сами по себе и возникли сами по себе без творца, без создателя, без того, кто все это произвел. Однако этот первый сценарий невозможен и абсурден, это вздор. Здоровый разум отвергает это изначально, и понимает ложность этого, не колеблясь, и здоровый разум знает со всей очевидностью, что человек, который может предполагать подобное ближе к сумасшествию, нежели к разуму.
Второй вариант, что все эти творения производят сами себя, и они являются творцами самих себя. Это так же невозможно и абсурдно. Разум отрицает это и указывает на невозможность этого. Каждый человек, в котором есть хоть немного рассудка скажет, что он не мог сам себя произвести. Так же как и первый вариант, второй вариант не возможен.
Третий вариант, что все творения имеют творца, того, кто создал их, кто произвел все. Аллах Великий Господь, Творец каждой вещи, Который распоряжается всем сущим, Который управляет всем, Который устраивает все то, что происходит. Деление на три варианта очень ясно приводятся в Коране:
«Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами — творцы? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности» (Сура Тур, аяты 35-36).
Таким образом, у творения обязательно должен быть Творец, Который оставил след и сотворил всякое происходящее событие. Должен быть тот, кто произвел это событие, дал ему возможность осуществиться. Должен быть тот, кто позволил этому возникнуть, и все что произведено. Должен быть тот, кто произвел это и все что создано. Должен быть тот, кто создал это, и все что сделано. Должен быть тот, кто сделал это. Это аксиомы, которые не требуют доказательств, и разумные люди согласны с этим. И если кто-то подвергает этот факт сомнению, то такой человек ясно соглашается на неполноценность собственного разума и очевидность собственного заблуждения.
Второй довод
Третий довод
Четвертый довод
Пятый довод
Ответ Аллаха на мольбы
Это также один из непререкаемых доводов на господство Аллаха, на Единственность Аллаха в том, что Он отвечает на мольбы в любое время. Творения не могут счесть того, что дает Аллах для просящих, и сколько Он отвечает на мольбы тех, которые просят Его, будь то праведные люди, будь то нечестивцы, будь то верующие мусульмане или будь то неверные. Сколько Аллах отвечает на мольбы не счесть, ведь рабы Аллаха неограниченно получают то, что им необходимо. В основном случается так, что они не знают никакой другой причины, не видят никакой видимой причины, что они получили, кроме как мольба. Если ты их спросишь, что явилось причиной тому, что ты получил то, что хотел, они не смогут назвать иной причины, кроме как мольба к Аллаху и стремление к Его Милости. Этот довод – явный, очевидный, люди являются свидетелями появления этого во всякое время, и отвергать это может только высокомерный человек, который противится истине. Люди взывают к Аллаху, обращаются к Нему, прося у Него то, что необходимо им для их религии, обращаются к Нему, прося то, что необходимо их мирской жизни, затем они получают ответ. Аллах говорит в суре Аль-Бакара о двух категориях людей – те, которые просят у Аллаха только то, что касается мирской жизни и те, которые просят у Аллаха то, что касается мирской жизни, и просят у Него блага в Вечной жизни:
«Среди людей есть такие, которые говорят: "Господь наш! Одари нас в этом мире!" Но нет им доли в Последней жизни. Но среди них есть такие, которые говорят: "Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне" Им уготован удел за то, что они приобрели» (Сура Аль-Бакара, аяты 200-202).
Это один из непререкаемых доводов, когда человек обращается к Аллаху, испытывая нужду в чем-то и получает ответ. Он видит это явно, и видит причины, как он получил ответ от Аллаха и понимает это. Если спросишь его, он сможет назвать в качестве причины только свое упование на Милость Аллаха и просьбу к Аллаху.
Шестой довод
Знамения Пророков
Это один из явных доводов на существование Аллаха. Это сверхъестественные знамения, чудеса, как Аллах сотворил пророков своими Руками. Доводы ясные, которые не оставляют никакой возможности противиться им. Он оказывает своим пророкам честь, помощь, и это является важным доводом на существование Аллаха. Пророки получают победу от Аллаха, Он дает им достохвальный итог (т.е. за пророками остается победа и Аллах разбивает их врагов, оставляя их униженными, наказывает различными доказательствами и знанием). Это довод на существование Аллаха, переданный многочисленными путями передачи, знают об этом простые люди и знают это особые люди, народы, нации. Передано это многочисленными способами передачи из поколения в поколение в виде чудес посланников. Это один из явных доводов, таких же ясных как солнце и луна. Это доказательство на существование Того, Кто послал этих пророков, на Его Единственность, Величие Его Власти, на совершенство Его Могущества, на то, что Его Знание и Мудрость охватывают все сущее, и отвергать это может только человек высокомерный, который возвеличился в самом себе.
Седьмой довод
Небесные послания
Всевышний Аллах ниспослал всем своим посланникам различные писания, установления, и ниспослал именно Мухаммаду, да благословит Его Аллах и приветствует. Великая книга – Коран и Сунна, которая несет в себе благо для всех творений, а также счастье для их религии, мирской жизни. Коран и Сунна содержат в себе то же самое, что и предыдущие послания ниспосланные от Аллаха. Она содержит в себе знамения, непреложные доводы, которые являются вызовом для творений, которые во всякое время существуют, а также являются доводом не смотря на то, что существуют разные народы и общины. Все эти книги, ниспосланные Аллахом показывают неспособность людей, их слабость, показывают Мощь и Мудрость Аллаха. Если человек посмотрит на Великий Коран, на те правдивые сообщения, которые в Нем содержатся, посмотрит на справедливые законы, совершенные установления, на то, что Он несет людям пользу мирскую и религиозную, устраняет от них вред, что в Нем содержится великое благо и руководство для людей, то он увидит совершенный порядок в Писание Аллаха. Этот человек должен знать, что это ниспослано от Мудрого, Славного и Щедрого Господа. То же самое касается сунны Пророка. Если человек посмотрит на сунну Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на совершенный шариат(2) в котором содержатся прямая религия, прямой путь, прямой во всех вопросах. Тогда даже части рассмотрения достаточно для того, чтобы безоговорочно признать Единство Аллаха, который ниспослал совершенный закон, совершенную систему. Он – Великий Господь, Мудрый в своих установлениях, в своей религии, и также Мудр Он в своем предопределении, в законах, которыми установил мироздание.
Восьмой довод
Естество
Естество (природа), заложенная в человеке, заставляет его признать существование Аллаха, существование Единого Творца. Природа человека устроена так, что готова безоговорочно признавать своего Творца, и то, что Его Могущество, Воля – Всепроникающая, т.к. творения нуждаются в получение пользы и избежание вреда. Каждый разумный человек знает, что нужда творения в Творце больше любой другой нужды, и естество человека принужденно к тому, чтобы знать своего Единственного Творца, Который распоряжается всем, Который обеспечивает существование человеку. Это и есть естество. Всевышний Аллах говорит:
«Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (Сура Рум, аят 30)
Уйти от этого естества могут только люди, которых сбили шайтаны, исказив их естество различными ложными учениями, вводящими в заблуждение фантазиями, идеологиями, взглядами и теориями. Если же оставить человека, как на это указывается в хадисе (3), свободным от влияния этих дьяволов, ложных идеологий, то тогда его естество не будет отклоняться от стремления к своему Господу. Тогда человек будет обращаться к своему Господу во всем, чтобы получить пользу, чтобы устранить от себя вред, обращаться к Нему, поклоняясь только Ему и обожествляя только Его.
Девятый довод
Глава вторая
Пути познания Аллаха
Пути познания Аллаха многочисленны и широки, нельзя ограничить их определенным числом. Знай, что путей познания Аллаха много, это зависит от нужды человека, т.е. от того, в чем он нуждается, и каждый выражает это по-своему. Пути могут быть общими и могут быть частными в зависимости от ситуации, в которую попадает человек, от обстоятельств в которых он находится. В целом то всякое, что происходит, и все то, что познает разум, все то, что видят глаза, все то, что чувствуют чувства человека, двигается ли всякое животное и предмет или не двигается – все это доводы, представляющие собой непреложный аргумент в пользу Единственности Аллаха и является знамением, указывающим на это.
Как сказал один поэт, и мы часто упоминаем эти слова:
«Во всякой вещи есть знамение, указывающее на то, что Он Единый»
Но насколько это отдельные проявления, тонкие индивидуальные моменты зачастую быстрее понимаются разумом и сердцем, видят такие наглядные примеры. Приведем примеры от предшественников и современных людей, каждый из них понимает сообразно тому, что подходит ему:
У одного из них спросили: «Как ты узнал о своем Господе?». Он сказал: «Поистине навоз указывает на то, что здесь прошел верблюд, и следы его указывают на то, что здесь кто-то прошел. И разве небо, обладающее знаками зодиака и земля, в которой есть пути и моря, в которых есть волны не указывают на Всезнающего Сведущего Аллаха?»;
Другой случай – группа атеистов собрались у одного из ученых, у Абу Ханифы (4), да смилуется над ним Аллах. Они спросили: «Что указывает на существование Творца?».
Он сказал: «Подождите! Мои мысли заняты другой проблемой сейчас, некая странная вещь происходит...».
Они спросили: «Что случилось?»
Он сказал: «Сейчас по Тигру плывет огромный корабль, который заполнен различными видами товаров, и этот корабль сам плывет туда, куда ему нужно, возвращается обратно и никто не ведет этот корабль, никто не двигает его и нет капитана на нем».
И они сказали ему: «Ты что сумасшедший?»
Он сказал: «Почему?»
Они сказали: «Человек, у которого есть разум, разве может поверить в то, что ты говоришь?»
Он сказал: «А как тогда могли ваши умы поверить, что этот мир со всеми видами, различными классами творений, удивительными событиями, это мироздание, планеты вращаются и все происходит без того, кто это производит? И как все что движется без того, кто этим двигал?». Затем они стали упрекать самих себя за свою глупость.
Спросили у другого человека: «Как ты познал своего Господа?»
Он сказал: «Посмотрите на эту каплю, которую забрасывает мужчина в чрево женщины и как Аллах из этой капли потом, через многочисленные стадии создает человека, как Он эту каплю превращает в сгусток, потом в кусочек мяса, и так до последнего этапа и превращается он в совершенного человека с полным набором всех органов – внешний и внутренних. У него есть слух, которым он слышит все звуки. У него есть зрение, которым он видит вещи, происходящие. У него есть разум, благородя которому он находит то, что ему нужно и то, что ему полезно. И у него есть две руки, которыми он берет то, что ему нужно и совершает этими двумя руками различные тонкие операции. У него есть две ноги при помощи которых он ходит. У него есть много органов, которые созданы для разных целей. У него есть отверстия через которые входят в тело то, что его питает, и отверстия другие из которых выходит то, что ему вредно. Это удивительное творение, комплекс. Если бы все творения собрались, чтобы вот так одного человека создать, в таком мудром удивительном творении, они бы не смогли. Разве это не является доводом и непреложным доказательством на существование Творца?». Этот непреложный довод Всевышний Аллах неоднократно упомянул в Коране.
Другому человеку сказали: «А как ты познал своего Господа?».
Он сказал: «Я узнал Его из-за смены твердых намерений и стремлений. Иногда у человека бывает твердая решимость сделать что-то, никакого колебания, он настроен сделать так, и не иначе. И вдруг, совершенно беспричинно его решимость куда-то уходит, сменяясь уже другой решимостью, и стремительней его желание оставить это. Разве это не потому, что Аллах Всемогущ? Разве Он не распоряжается сердцами людей точно так же как распоряжается Он их телами? Он может отвести человека от его твердого намерения по милости своей, по своей доброте, защищая религию человека, проявляет к нему доброту, а человек даже этого не чувствует». Просим у Аллаха всем нашим делам доброты и облегчения наилегчайшему.
Другого человека спросили: «А ты как познал своего Господа?»
На что он ответил: «О, как часто постигали меня различные печали и беды, Аллах избавлял меня от этих печалей и бед. Как часто я был болен и просил Аллаха об исцелении, и Он исцелял меня. Я был беден, и Он обогатил меня. Я был заблудшим, не знавшим прямой путь, Он проявил ко мне доброту и направил меня. Это происходит не только со мной, сколько милостей таких, ведь Он оказывает своим творениям подобного рода милости и другие, числа которым нет! Это заставляет меня признать единство Аллаха, признать Его Могущество, Его Милость»
Еще одного человека спросили: «А как ты познал своего Господа?»
Он сказал: «Я видел, и люди видят в этом мире смерть и гибель преступников, грешников, и их позорный конец. Вижу я и видят люди, как благодеющие обретают прекрасный, достохвальный конец, как Аллах в этом мире ускоряет наказание или награду, чтобы они знали и подчинились Ему Одному ,и поклонялись только Ему одному».
И спросили другого: «Как ты познал Аллаха?»
Он сказал: «Я познал Его через то как, как Он доводит свои милости до рабов тогда, когда они нуждаются в этом. Посмотрите на этот дождь, он нисходит, когда люди нуждаются в нем, как только дождь прекращается, и люди начинают бояться, если он будет идти дольше, то принесет большой вред, и тогда он прекращается. Когда приходят критические ситуации, приходит избавление от Аллаха. И к людям приходит тогда то, что нужно тогда, когда они нуждаются в этом. И органы человека, его силы, способности Аллах дает постепенно, по мере того, как у него возникает необходимость в этом. Разве все это может быть случайностью? Разве нет у него твердого убеждения, что Тот, Кто дает людям когда они в этом нуждаются. Он и есть Господь, Единственный достойный поклонения, Достохвальный. Познания в познаниях Аллаха это насущная потребность людей, которая выше всех других потребностей. Необходимость человека познать Аллаха превышает все другие необходимости человека, и Аллах облегчает человеку путь к этому познанию, открывает двери к пути познания, разъясняет доводы, т.к. человек нуждается в этом».
Другого человека спросили: «Как ты познал Аллаха?»
Он ответил так: «Я познал существование Аллаха через то, что Аллах обучил человека тому, чего он не знал. Человек выходит из чрева своей матери, не зная вообще ничего, и он дает ему инструменты познания и облегчает ему пути познания. Человек начинает учиться шаг за шагом, задает вопросы, связанные с его религией, пока не становится ученым. А ведь до этого он не знал ничего. И то же самое касается мирских вопросов, человек ничего не знает, изучает постепенно вещи, связанные с его мирской жизнью, пока не становится искусным выдающимся специалистом, который изобретает удивительные вещи и Аллах облегчает ему это. Как удивительно то, что доска на которой можно писать, занятая какими-то надписями, то ведь на неё не поместишь уже другую надпись до тех пор, пока не сотрешь то, что написано, а разум человека он все время узнает, сохраняет и постигает вещи, получает различного рода знания. И чем больше его познания, тем сильнее его память, он может больше сохранить, и мышление его становится все шире и шире. Разве это в возможностях человека? Разве это не величайшее доказательство на величие Аллаха, на Его Единство и Совершенство, и обширность Его Милости?»
У другого человека спросили: «А ты как познал своего Господа?»
Он ответил: «Посмотрите на эти семена и косточки, которые сажает человек и из этих косточек вырастают пальмы, различные деревья и полезные вкусные плоды. Посмотрите на зерна, человек бросает их в землю, затем из них выходят различные виды злаков в которых пропитание человека, животного. И это повторяется, все время, каждый год урожай дает плоды из необходимого человеку, достаточный для рабов Аллаха, и даже больше чем им необходимо. Разве это не очевидный довод доказательства на существование Аллаха, на Его Мощь и Его Заботу?».
Всевышний Аллах указывает в Коране на это:
«Аллах раскрывает зерно и косточку. Он извлекает живое из мертвого и извлекает мертвое из живого» (Сура Аннам, аят 95);
«Видели ли вы то, что сеете? Вы ли взращиваете это или Мы взращиваем?» (Сура Вакия, аяты 63-64)
У одного человека, который уверовал в Посланника Аллаха ,да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Как ты уверовал так быстро? Что тебя побудило к этому?»
Он ответил: «Я посмотрел и увидел, что нет ничего такого, что Он приказал и чтобы разум сказал: «Лучше бы этого не было приказано. Зачем все это?». И нет ничего того, чтобы Он запретил, и разум сказал бы: «Лучше бы это было бы приказано!». Этот человек посредством света своего ума, посредством силы своего разума, убедился в правдивости Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, включая все с чем он пришел, что это несет в себе пользу, устраняет вред, и это соответствует здоровому рассудку людей.
Еще у одного человека спросили: «Как ты познал Своего Господа?».
Он ответил: «Посредством того, что чувствует человек сладость благих дел и чувствует горечь дурных дел, это довод сердечный. Человек, совершая какие-либо плохие дела чувствует, что за ним наблюдают, что он несет ответственность. Если он совершает что-то плохое, то чувствует горечь и неприятное, даже если люди другие не знают о его грехе. И наоборот, если он совершает что-то богоугодное, то чувствует радость, сладость этого. Речь идет о тех, кому Аллах помог достичь такой ступени. Кто имеет все это, побуждает такого человека к получению совершенства веры, увеличивается его убежденность. Человек, чувствующий сладость от деяний покорности, потом и чувствует наслаждение от своей убежденности и наоборот, если его душа, приказывающая ему что-то злое, затем если случается так, что она побеждает, он начинает совершать прегрешения, и чувствует от этого мучения. Все это побуждает человека к познанию Аллаха и Его Единства».
Другого человека спросили: «Как ты познал Своего Господа?».
Он сказал: «Причины в этом мире устроены по определенному образцу, системно. Иногда происходит так, что некая причина нужна для того, чтобы сделать что-то определенное, и не получишь ты определенный результат, если возьмешь другую причину. Но иногда эти причины не действуют, происходит следущее – случаются вещи без причин, которые типичны. Ведь Мудрость Аллаха в том, что не происходит все по плану и не спонтанно. Это помогает человеку действовать в этом мире. Если бы он не знал к какому следствию приводит та или иная причина, то его жизнь была бы невозможна. Но порой эти причины не действуют, и происходит обратное. Но для чего же? Для того, чтобы человек не подумал, что эти причины самостоятельны и действуют независимо от Творца. Поэтому Аллах иногда делает так, что это причинно-следственная связь не работает для того чтобы люди знали, что Аллах устанавливает это. Для того, чтобы не допустить двух крайностей Аллах сделал так, что все происходящее происходит через какие то причины. Причины шариатские и причины бытовые, таким образом, мы познаем нескончаемую Милость Аллаха. А также для того, чтобы те, кто делает что-то, могли действовать, ведь Аллах установил связь между действием и следствием. Это происходит по закону, который установил Всевышний Аллах, и позволяет человеку жить и ориентироваться в этом мире, совершать шариатские или бытийные деяния, при этом зная к какому следствию это приведет. Но иногда Аллах лишает причины их следствий, как например, это происходит с чудесами пророков, которые получают знамения от Аллаха, случаются сверхъестественные чудеса праведников, и это укрепляет людей в их вере. И тогда они видят, что всем распоряжается Единый Господь».
Пророка Ибрахима, мир ему, хотели сжечь в огне (5). А огонь имеет свойство сжигать по воле Аллаха, и это все знают, также если сунуть палец в огонь, то случиться ожег. Все знают, что если тебя сейчас засунешь в огонь, тебе не будет там прохладно. Ведь Аллах установил эти причинно-следственные связи для познания Его Мудрости, для облегчения рабов, но когда Ибрагима, мир ему, бросили в огонь, Всевышний Аллах сказал:
«Будь прохладным и безопасным для Ибрагима» (Сура Анбия, аят 69)
Некоторые толкователи Корана рассказывают про нож, которым хотели зарезать Исмаила, мир ему, не мог перерезать горло ему, когда Ибрахим, мир ему, хотел принести сына в жертву по приказу Аллаха (6). Также происходят многие вещи, которые не имеют общеизвестных причин в своей основе, например, как появился Иса, мир ему, от матери без отца. Или как Яхъя сын Закарии, мир им обоим, родился от родителей, которые не способны были иметь детей. Его жена была бесплодной старухой, да и сам Закарийа, мир ему, уже достиг предела старости, как вдруг рождается у них сын Яхъя. Закарийа, мир ему, сказал:
«Господи! Как может быть у меня мальчик, если моя жена бесплодна, а я уже достиг дряхлого возраста?» Он сказал: "Все так и будет! Господь твой сказал: “Это для Меня легко» (Сура Мариям, аяты 8-9);
Много подобного рода вещей для того, чтобы люди знали Тот, Кто распоряжается всем этим, безусловно является Аллах, связавший вещи друг с другом при помощи причинно-следственными связями, но Он также может распоряжаться и не типичными связями. Как мы уже сказали, что на это указывают чудеса пророков и праведников. Все это непреложные доводы на единственность Аллаха, на Его Божественность, на Его Господство.
Другого человека спросили: «А как ты познал своего Господа?»
Он ответил: «Я посмотрел на то, чем питает Аллах людей. Посмотрел на пропитание, посмотрел на людей у которых есть много чего – недвижимости, многочисленные доходы, затем они начинают уповать на эти вещи, и тогда им становится тягостно, появляются многочисленные долги, и все происходит не так, как они того ожидают, надеются. Затем я посмотрел на других людей у которых нет ничего – ни домов, ни имущества, ни доходов, ни богатства, и Аллах разными путями облегчает так, что человек даже не может подумать, откуда и как может появиться то, что ему б этого было достаточно для пропитания. Аллах дает благословения такому рабу и облегчает ему пропитание. Такие люди в сравнении с предыдущими, чувствуют себя вольными, их души спокойны, а жизнь у них радостная. Почему же так? Потому они не отрицали причинно-следственную связь, полагая, что это Мудрость Аллаха. Они делали то, что зависит от них, уважали причины, которые установил Аллах, но при этом они не полагались на причины, а полагались только на Того, Кто распоряжается этими причинами и следствиями. Их сердца все время направлены к тому, что есть у Аллаха, они все время надеются, что Аллах облегчит им пропитание, и тогда приходит пропитание от Аллаха. У них нет постоянной тяготы, страха исчезновения причин на которые они уповают твердо, они все время ждут от Аллаха, делая то, что от них зависит. Первые же наоборот, их сердца связаны с их имуществом. Разве не через это познается Господь? Разве не через это познается, что все принадлежит Ему и находится в Его Руках. Если же мы посмотрим на умных и сильных людей, которые работают днем и ночью, но их пропитание очень ограниченное. И наоборот, если посмотреть на не очень умных и сильных людей, Аллах облегчает для них пропитание, делая легким их дело. Все эти знамения заставляют разумного человека свидетельствовать, что Аллах Единственный, Который распоряжается всем и что все в Руках Его».
У другого человека спросили: «А же ты познал своего Господа?».
На что он ответил: «Я узнал своего Господа по чередованию положения людей, по чередованию периодов величия и периодов унижения. Чередования периодов богатства и бедности, которые происходят по причинам и без причин».
У другого человека спросили: «А как ты узнал своего Господа?»
Он ответил: «Я увидел подтверждение слов Аллаха: «И нет и одного животного, чтобы на нем не было пропитания от Аллаха», и это подтверждается многочисленными примерами вокруг нас. Как, например, слабые существа, не имеющие, как нам кажется, возможности получить пропитание, Аллах питает их. Каждому Аллах облегчил причины пути существования: один получает через торговлю, второй получает посредством какого-то ремесла, третий сеет, четвертый работает где-то или прислуживает где-то, пятому наследство достается, шестой выращивает скот, седьмому вдруг кто-то оказывает благодеяние неожиданно, некоторые просят о чем-то, другие же не просят, они получают от тех, кто для них работал. А также другие известные причины, которые Аллах установил для получения пропитания рабами. Пресвят и далек от недостатков Тот, Кто дает пропитание и доводит пропитания до самых мельчайших тварей, маленьких мошек и муравьев, а также находящихся в пустыне далекой, и даже туда доходит пропитание, и где-то на дне океанов и морей во мраках, и даже туда доходит пропитание»
Шейх Усаймин, да смилуется над ним Аллах, привел рассказ про змею. Существует вид змеи, которая совершенно слепа, она выползает из своей норки, затем она принимает форму палочки, это все, что она может сделать. И птицы, которыми она обычно питается, прилетают и садятся на её рот, затем она ей остается лишь проглотить их.
Спросили еще у одного человека: «А как ты познал своего Господа?»
И он ответил: «Поистине, для познания Аллаха много дверей. И одна из этих дверей, через которую мы познаем Аллаха это то, что в последние времена Аллах дал людям возможность совершить различные открытия из электроники. Голоса и свет достигают огромные расстояния в далекие места. Это Он – Аллах, Который научил человека всем этим изобретениям, Который дал человеку силы соорудить их, Который создал необходимые материалы и металлы посредством которых производятся эти вещи. Затем Аллах направил человека, как извлечь пользу из этого, как это применить, как это починить. На глазах людей словно пелена какая-то! Если, например, посмотреть на младенца, который только что родился, как же это беспомощное существо достигает возможностей отправлять ракеты в космос, или как оно изобрело Интернет? Все это Аллах, Который дал человеку эти способности. Эти способности на самом деле не в руках этого творения, мы видим как человек лишается этой возможности и без его воли. Сегодня он может ходить, что-то делать, но завтра уже может стать человеком, лишившимся рассудка и способностей. Аллах научил человека всему, это одна из многочисленных милостей, даров. Он – Тот, Который создает причины, и Он – Тот, Который создает следствия. Это величайшее доказательство на совершенство мощи Аллаха, Который дал способность слабому творению совершать подобные дела. Дела, которые показались бы его предкам совершенно невозможными, сказочными и удивительными».
Все эти ответы содержат в себе указания на определенные общие указания. Все эти ответы правильные, заставляющие разум человека признавать Его Господа и Его Единство. Можно привести много подобных ответов и примеров, и даже больше, чем приведено здесь. Если ты посмотришь в целом на мир высший и на мир низший, на величие творений, на упорядоченность и удивительность, на совершенное строение всего этого, то ты увидишь какую пользу получают миры. И тогда ты узнаешь, что у этого мира есть Господь Великий, Могучий Царь, Всемогущий, Которому подчинены все эти миры, Которому подчинены все творения, Который держит рабов за их чубы. Ты узнаешь, что все, что происходит на небесах и на земле, и рабы полностью подвластны их Господу, что они не владеют абсолютно ничем сами, все в Руках Владыки. Посмотри общим взглядом на все это, а теперь посмотри по отдельности на все это. Посмотри на удивительные стороны творений, какие блистательные мудрости есть. Хотя бы посмотри на самого себя и на свои качества. Какое ты удивительное творение, мудростей скрыто в тебе, мудростей сотворения. Ты узнаешь, что Аллах Он – Господь, Творец, дающий пропитание, распоряжающийся всем, Мудрый во всех своих делах.
«И на Земле есть знамения для убежденных» (Сура Зарийат, аят 20).
Все творения Аллаха, все события, которые происходят по воле Аллаха, все это – знамения на то, что Он – Единый, на то, что Он – Великий, Щедрый Господь, Великодушный Царь.
Глава третья
Совершенный Шариат
Ты посмотрел на сотворение и убедился в существовании Аллаха и Его атрибутов, а теперь посмотри на Его совершенный шариат. Все о чем Он говорит в своих книгах – истина, и на правдивость этого есть многочисленные доказательства. Посмотри на эти послания, которые там есть, посмотри на их правдивость, это тебя заставит убедиться. Теперь посмотри на законы, которые есть там, все они справедливые. Все Его сообщения правдивые, а законы Его справедливые, все Его законы приказывают благое и полезное, и наоборот запрещают всякое дурное, злое, в чем есть вред. Идут времена, проходят века и меняется положения людей, а законы применимы во всяком месте, во всякое время, подобных им или лучше не может быть и не будет. Они те, которые всегда уместны, а все, что противоречит им, несет только вред человеку. Как бы не развивался человек, как бы не развивалось его положение, какие бы разные обычаи и привычки не были у людей, все равно эти законы несут ему только благо. Никогда не будет такого, что в них есть какой-то вред, они указывают только на то, что может принести ему только пользу. Эти законы сообразны с разумом человека, ведь настоящий разум и чувства, как мы приводили ранее высказывание одного человека, не находят в шариате Аллаха ничего неправильного, несвоевременного и несостоятельного. Наоборот, совершенные рассудки свидетельствуют, что более лучших, справедливых, правильных законов не может быть. Разве это не из величайших доказательств Величия Аллаха, на Его Могущество, обширность Его Знания, Мудрости, Милосердия? Достохвален Аллах во всякое положение и во всякое время, за то, что Он создал творения и за то, что Он установил этот шариат. Прекрасно то, что Он создал и мудро то, что Он установил в законе. Нет никакого недостатка и нет ничего сделанного зря, нет никакой забавы, нет ничего того, чтобы противоречило бы мудрости ни с какой стороны, поэтому сказано в Коране:
«Таково творение Аллаха, Который выполнил все в совершенстве» (сура Намль, аят 88).
Это доказательство в сотворенном, а указание на шариат и его совершенство в словах Аллаха:
«Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (суре Маида, аят 50)
Первый довод
Второй довод
Третий довод
Четвертый довод
Пятый довод
Шестой довод
Седьмой довод
Восьмой довод
Девятый довод
Десятый довод
Совершенство шариата
Совершенство шариата – один довод на Единственность Аллаха, на правдивость Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и на истинность того, с чем Он пришел. Его шариат – совершенный, прекрасный во всем, его красота и совершенство достигают высочайшего предела. То о чем сообщается в нем, все его сообщения подтверждают друг друга, его становления справедливы, они дополняют друг друга, подтверждая справедливость друг друга. И никогда человечество не смогло и не сможет изобрести подобное по красоте, по соответствию. Шариат всегда соответствует и подходит для любого времени, места, для каждой ситуации. Человечество никогда не сможет предложить ничего подобного – законы этой религии всегда соответствуют истине, указывают на прямоту, дают человеку счастье, нет в нем никакого несоответствия, нет в нем ничего несерьезного, нет недос