Митрополит Московский и Коломенский
22 августа (4 сентября) 1826 года в славный День Священного Коронования на Царство Русское Императора Николая I Павловича (1796-1855) Высокопреосвященный Филарет Высочайше возведен Государем в чин Митрополита Московского и Коломенского. В нем Владыка Филарет пробудет более 41 года, более чем кто-либо до и после него, до дня блаженной кончины своей на 86-м году от рождения.
Время служения Владыки Филарета было самым блестящим периодом в истории Московской епархии, как и в истории Русской Православной Церкви после упадка ее в Синодальный период.
Как истинный Архипастырь, Владыка Филарет все годы управления Митрополией во все вникал сам, был полным и рачительным хозяином и охранителем паствы, зорко наблюдал за всеми подчиненными органами управления, везде и на все налагал печать своих мудрых резолюций, распоряжений и суждений.
Управление и авторитет Владыки.
Управление Митрополита Филарета было, в полном смысле, образцовое, которое, строго основываясь на канонических устоях Русской Православной Церкви, вместе с тем, вполне соответствовало и потребностям времени. Столь же образцовым администратором Владыка был и в более широкой сфере высшего церковного управления.
С тех пор, как стал он в 1819 году членом Святейшего Синода, ни одного сколько-нибудь важного дела не решали в Синоде без его присутствия, и ожидали его приезда в Царствующий град Санкт-Петербург, а до тех пор не могли и не решались принять решения. И Высокопреосвященный Филарет, прозванный "мудрым" обычно решал самые запутанные, самые трудные дела, часто, составляя при том тщательно бумаги по синодальному делопроизводству.
Митрополит и Андреевский кавалер Серафим (Глаголевский) (1757-1843), будучи первенствующим членом Святейшего Синода как Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, обыкновенно, не просматривая дела, подписывал, если знал, что их посмотрел и одобрил Владыка Филарет. При мудром, проницательном, неутомимом деятеле Митрополите Филарете все и везде, как-то невольно, подтягивались, работали тщательно, кропотливо и основательно.
Кроме круга синодального управления, деятельность Владыки Филарета простиралась и в область высшего управления. Был он и "мужем государственным" - принимал деятельное участие во многих гражданских делах, где требовалось его увещевание, разъяснение, авторитет православного пастыря и Архиерея, в эпоху славного Царствования Императора Николая I Павловича.
Вся неутомимая деятельность Владыки Филарета, среди которой он, по его собственным словам, отдыхал только "на разнообразии занятий", соединялась в нем, кроме того, с подвижнической жизнью, которая делала его истинным Святителем и еще более возвышала его значение, имя его становилось народным.
С постом и молитвой, исполненный глубокого смиренномудрия, прощения, покаяния, дел милосердия и прочих христианских блаженств, Владыка Филарет постоянно жаждал соединять уединение и совершенное отшельничество для высших подвигов иноческого жития. Владыка не скрывал волновавших его чувств и жажды уединения в пустыне.
Высочайший Рескрипт.
Принимая во внимание и эту Святую жизнь великого Архипастыря, и его многолетнюю деятельность на благо Церкви и России, и его личные достоинства и заслуги, Государь Император Николай I Павлович в день 50-летнего юбилея Святителя Филарета наградил его Высочайшим Рескриптом.
В словах этого Рескрипта заключалась высшая и наилучшая оценка и личности, и жизни, и деятельности, и заслуг Митрополита Филарета.
Дары Владыки Филарета.
Всеобъемлющий, глубокий, сильный, строго дисциплинированный ум славного Архиерея, его необыкновенная проницательность, мудрость, памятливость, его многолетняя опытность в делах всякого рода, замечательный во всем талант, администраторские способности, непоколебимость убеждения, твердость воли и строгая последовательность мышления и действий заставляли всех, имевших с ним те или иные дела и отношения, видеть в нем необыкновенного человека, самого выдающегося деятеля. Поэтому-то, когда Владыка скончался, все сразу почувствовали ничем невосполнимую пустоту. Неслись в Москву и Санкт-Петербург выражения глубокого сочувствия и сострадания, общерусской скорби об утрате, понесенной в лице Архипастыря, который более полвека служил украшением Церкви и Отечества, опорою той и другого, столпом Православия.
Вот что писал о Митрополите Филарете уже после его кончины Епископ Ладожский Гермоген (Добронравин) (1820-1893): "Велик был Московский Святитель как ученый деятель. Все, что возросло благого, что зрело и явилось плодоносным в вертограде нашем, все росло, зрело и приносило плоды под твоим мудрым надзором и попечением. Твоему проницательному взору предоставлено было обозреть первые опыты трудящихся в Академии и направить их стремления вернее к целям духовного образования. И с той поры доныне неусыпным взором ты следишь за всеми движениями мысли в области высшего учения и даешь немощному силу, благому преуспеяние. Под твоим охранением процветало и цветет здесь любомудрие, послушное вере; под твоим блюдением в уроках богословия всегда проповедовалась чистая истина Христова - не было колебаний, не было "ей" и "ни", но всегда твердое "ей".
Велик был Московский Святитель и как хранитель Православия, и как пастырь и благодетель бедных вдов и сирот, и как государственный муж, и как строгий инок. Везде и во всем чувствовалось величие этого Святителя. Как оратор – это образец истинно христианского витийства. Обилие, сила и высота мыслей, сжатость и своеобразие выражений - неотъемлемое свойство почти каждого его слова, каждой речи. Они "блещут мыслями, как алмазами, его слова как будто скованы из стали и золота".
Как литератор и проповедник Владыка стоял, и будет стоять, на высоте недосягаемой. Его литературные труды безсмертны, как все гениальные произведения, и очень разнообразны. Он был и оратор, и историк, и догматик, и экзегет, и апологет. Даже поэзия была не чужда ему.
Ревностный пастырь.
Владыка был защитником Православия во всей его чистоте, во всей заповеданной Вселенскими Соборами и Отцами Церкви неприкосновенности. Все сокровища православного вероучения, толкования духовных тайн, раскрытие силы таинств Церкви, руководящие пути к жизни духовной - все это, накопленное веками вдохновенной мудростью Святых учителей и пастырей церковных, весь этот многовековой опыт отразился в творениях Митрополита Филарета. По богословским трудам своим он может быть назван Отцом Церкви. По составленному им «Катехизису» училась вся подрастающая Россия.
О ревности его как епархиального Архиерея можно судить по тому, что он в сто дней успел объехать всю Тверскую епархию, причем проповедовал в каждой церкви.
В течение полувекового своего пребывания в Москве он совершенно перевоспитал и изменил духовенство. Поставил на значительную высоту духовно-учебные заведения своей епархии и подготовил целые поколения ревностного твердо-православного духовенства.
В служении был неутомим. Во все многочисленные дни памятных Москве и Лавре праздников служил неопустительно сам.
После Божественной Литургии, не взирая на множество народа, он благословлял каждого поодиночке, произнося слова: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа", - осеняя неспешным крестным знамением. Совершая богослужение в присутствии Митрополита Филарета, служащие старались "даже не переминаться с ноги на ногу", чтобы не получить замечания со стороны Владыки.
Истинный монах и подвижник.
По жизни своей Владыка Филарет был истинный монах, строгий подвижник.
Никто не знал, сколько времени он отдыхал. Келейник, уходя от него поздно вечером и приходя ранним утром, одинаково заставал его за занятиями.
Нося имя Святого праведного Филарета Милостивого, Владыка являлся истинным его подражателем в делах милосердия. Нескончаемым потоком текла бедным его милостыня. Денег личных Владыки после кончины его не осталось.
Во многих проповедях Святителя Филарета чувствуется стремление его в пустыню, вдаль от многомятежных, но необходимых дел правления. Эти наклонности к уединенному подвижничеству он удовлетворил, создав близ Лавры Гефсиманский скит.
Святитель Филарет являлся самым усердным, горячим почитателем великого подвижника земли русской Святого преподобного Сергия Радонежского и словами редкой силы и вдохновения рисовал в своих проповедях дивный образ основателя Свято-Троицкой Лавры.
Портрет Владыки.
Сильное впечатление производил вид Святителя Филарета.
Очень небольшого роста, весь истонченный постом, Владыка был полон духовной силы и энергии. Острого взгляда его проницательных очей никто не мог выдержать.
Православный народ чтил Святителя Филарета как теплого молитвенника.
Еще при жизни, притекавшие к нему с верой и просившие его Святых молитв, получали исцеления. Также продолжаются они и по кончине его.
Милости и награды
Митрополит Филарет за свою ученость, мудрость и смирение был избран действительным или почетным членом многих других научных, просветительных и благотворительных учреждений. Почетным членом Императорской Академии Наук избран 13 (26) декабря 1827 года. Ординарным академиком Императорской Академии Наук по отделению русского языка и словесности Владыка избран 19 октября (1 ноября) 1841 года.
В разное время своей долгой жизни он Высочайше пожалован был многочисленными высокими церковными и Императорскими наградами.
Так, 19 апреля (2 мая) 1839 года Митрополит Филарет пожалован был высшим Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. А высшая степень награды – бриллиантовые знаки ордена – пожалованы ему Государем Императором Николаем I Павловичем третьего (16) апреля 1849 г. в День иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет», на 66-м году от рождения. Однако и после того 18-ть с лишним лет, когда уже не было более в России иных наград, какими бы мог быть пожалован выдающийся Архиерей и патриот Отечества, Монархи Всероссийские жаловали ему свои личные милости и награды.