Правовые источники, регламентирующие деятельность монастырей
Деятельность монастырей определяют:
· Правила Святых Апостол, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых отцов;
· Устав Русской Православной Церкви;
· решения Архиерейских Соборов и Священного Синода, касающиеся жизни монастырей и монашества;
· настоящее Положение;
· внутренний устав монастыря, регламентирующий его жизнь согласно церковному преданию и традициям монастыря с учетом современных условий;
· гражданский устав монастыря, регламентирующий его деятельность как религиозной организации согласно государственному законодательству.
Монастыри Русской Православной Церкви подлежат регистрации как юридические лица.
3.3. Деление монастырей по типу подчинения
По иерархическому подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные и приписные.
3.3.1. Ставропигиальные монастыри. Находятся под непосредственным каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который руководит монастырем через назначенного им и Священным Синодом наместника (в женских монастырях — через игумению).Ставропигиальные монастыри призваны быть образцом внутреннего благочиния и внешнего благолепия и являть пример для всехдругих обителей.
3.3.2. Епархиальные монастыри. Находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.
3.3.3. Монастыри, приписные к ставропигиальным монастырям.Находятся в каноническом управлении Патриарха. Создаются при ставропигиальных монастырях, отличающихся особым благочинием и благоустроенной хозяйственной деятельностью.Ответственность за управление приписным монастырем несет наместник ставропигиального монастыря. Игумен приписного монастыря подчиняетсяПатриарху и наместнику ставропигиальногомонастыря и руководствуется их распоряжениями.
Лавры
Ряду крупнейших монастырей, имевших особое значение в утверждении Православия на Руси и, как правило, отличавшихся обширностью территории или большим числомнасельников, был присвоен статус Лавры. Первым таким монастырем стала Киево-Печерская Лавра. Впоследствии этот статус получили Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра, Почаевская Лавра и Успенская Святогорская Лавра. В настоящее время присвоение такого статуса является прерогативой Священного Синода. Лаврами могут именоваться как ставропигиальные, так и епархиальные монастыри.
Иерархическое руководство монастырем
Святейший Патриарх и Священный Синод.
В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха «осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью»[16]. Полномочия Священного Синода в области управления монастырями определяются Уставом Русской Православной Церкви.
Органом исполнительной власти Святейшего Патриарха и Священного Синода в вопросах, касающихся монастырей и монашества, является Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Основной задачей Отдела является содействие монастырям Русской Православной Церкви в устроении монашеской жизни. Полномочия Синодального отдела по монастырям и монашеству определяются его уставом, а также указаниями Святейшего Патриарха и Священного Синода.
Епархиальныйархиерей.
В соответствии справилами Вселенских и Поместных Соборов[17] монастыри находятся в ведении епархиального архиерея, который, по определению Устава Русской Православной Церкви, «имеет высшее начальственное наблюдение за входящими в его епархию монастырями»[18], на основе канонической, административной и финансовой подотчетности. Конкретные права и обязанности епархиального архиерея в области управления монастырями определяются Уставом Русской Православной Церкви, гражданскими и внутренними уставами монастырей.
Епископ как отец и добрый пастырь монашествующих является попечителем всех подведомственных ему монастырей. Он — «неумолкающий благовестник, проповедующий заповеди Божии… образ Христа, взирая на который следующие за ним устраивают жизнь свою по-евангельски»[19] — призван наблюдать, сохраняется ли в монастыре верность святоотеческому учению, канонический и литургический порядок, не уклоняются ли монахи от чистоты Православия, не оставляют ли духовные подвиги ради житейских попечений.«Монашествующие, в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира»(4 правило IV Вселенского Собора).