Научись переключать канал. Не позволяй своему разуму или эмоциям завлекать себя в пучину отчаяния. Вместо этого размышляй о том добром, что Бог сделал для тебя.

Тебе наверняка встречались люди, добившиеся больших успе­хов в самосожалении. Они получают удовольствия, наслаждаясь вниманием, которое им удается к себе привлечь. Они так долго жили таким образом, что самосожаление стало неотъемлемой частью их существа. Он (или она) широко известен как человек, который в жизни своей столкнулся с огромными испытаниями, ужасными переживаниями, как человек, в жизни которого про­изошло нечто совершенно ужасное. Конечно, когда люди сталки­ваются с кем-то, кто испытал болезненное переживание, к такому человеку и относятся с состраданием и заботой до тех пор, пока он не восстановит здоровье и силы и сможет подняться на ноги. Но истина такова, что некоторым людям вовсе не хочется поднимать­ся на ноги. Им просто слишком нравится внимание.

Пятнадцать лет назад единственный сын Фила и Джуди по­гиб в результате странной аварии на работе. Это было одно из тех бессмысленных, необъяснимых происшествий, когда бесполезны слова утешения. Семья и друзья на протяжении нескольких меся­цев вертелись вокруг них, переживая вместе с ними их печаль и стремясь сделать все, чтобы вернуть их к нормальной жизни.

Несмотря на все усилия множества утешителей, Фил и Джуди упорно отказывались забыть о своей печали. Где бы ни упомина­лось имя сына, их глаза наполнялись слезами, и горестное стена­ние начиналось снова. Медленно, но уверенно утешителей ста­новилось все меньше и меньше. Люди перестали звонить. Члены семьи старались не появляться у них дома.

Всякий раз, когда очередной утешитель предпринимал смелую попытку ободрить пару и поднять их дух, его усилия ударялись в мрачные лица и баррикады оскорблений и обид.

«Да ты просто не знаешь, что это такое, потерять единственно­го сына», — протестовал Фил.

«Нет, но Бог знает», — отвечал сочувствующий.

Но Фил и Джуди оставались непреклонны. В их понимании ни­кто доселе не испытывал такой боли, какую пережили они. Никакое утешение не было достаточной мерой в их нужде. Они словно при­няли решение обрести широкую известность и остаться в памяти людской парой, которая трагически потеряла сына. И пятнадцать лет спустя Фил и Джуди все еще продолжают изнывать от самосожа­ления и добровольной изоляции, на которую они сами себя обрекли. Почему? Да просто потому, что они и не хотят ничего менять.

Если тебе довелось столкнуться с каким-то крайне болезнен­ным переживанием, не допусти, чтобы оно стало центральным моментом всей твоей жизни. Перестань говорить об этом; пере­стань обсуждать его со своими друзьями. До тех пор пока ты не избавишься от прошлого, Бог не сможет дать что-то новое. Печаль и сожаление являются вполне естественным и нормальным явле­нием, но нельзя продолжать печалиться пять или даже десять лет спустя. Если ты действительно хочешь быть целостным, полно­ценным человеком и если ты действительно хочешь восстановить­ся, настало время начать двигаться и отправиться дальше.

Слишком часто мы продолжаем оживлять болезненные вос­поминания прошлого, отвергая Божье желание принести нам ис­целение. Кажется, что еще немного и исцеление наступит, но мы вновь начинаем говорить о своем болезненном переживании. Мы обсуждаем его с друзьями. Мы вновь начинаем оживлять его, про­сматривая в нашем воображении. И вдруг, совершенно неожидан­но, мы вновь чувствуем те же эмоции, что и тогда, словно вспары­ваем старые раны. До тех пор пока мы не научимся оставлять их в покое, они так и не смогут до конца зарасти. Помни, эмоции по­следуют за твоими мыслями. Когда ты раз за разом размышляешь о болезненном опыте из своего прошлого, твои эмоции отправля­ются туда вместе с тобой, и ты вновь чувствуешь ту же боль, но уже в настоящем. Ты можешь оживить какое-то событие в разуме и прочувствовать это сегодня настолько живо и ярко, словно оно случилось не двадцать лет назад, а вчера.

Как-то однажды, спустя несколько лет после того, как мой отец умер в 1999 году, я приехал в дом родителей и был там совсем один. Я не был здесь довольно долго и, поднимаясь по лестнице, без явных на то причин, вдруг вспомнил ночь, когда умер отец. У него случился сердечный приступ как раз вот здесь, в этой вот комнате. В моем воображении я словно наяву видел, как все это происходит. Я видел отца на полу. Я видел склонившихся над ним медиков. Я видел выражение лица папы и вдруг почувствовал те же эмоции, отчаяние, печаль и разочарование, что я чувствовал в ту ночь, когда умер мой отец.

В течение пятнадцати-двадцати секунд я просто стоял там не двигаясь, эмоции переполняли меня. Наконец я спохватился и по­думал: «Что это я делаю? Куда идет мой разум? Куда мои эмоции увлекают меня?»

Мне пришлось принять решение, что я не позволю себе ожи­вить ту ночь. Я знал, что ничего хорошего из этого не выйдет. Это принесет мне одно только разочарование и расстройство. Вместо того чтобы размышлять о боли прошлого, мне пришлось начать намеренно оживлять в памяти добрые времена, что нам с отцом посчастливилось пережить в этой комнатке. Я улыбался, вспоми­ная, как мы обычно собирались вместе и смотрели телешоу «Ко­лесо Фортуны». Папе всегда удавалось угадать ход прежде игрока. В разуме я отчетливо, словно наяву, увидел, как папа играет здесь с нашими детьми. Ему нравилось, когда дети проводили с ним вре­мя, и им тоже нравилось быть с ним.

Я вспомнил о том, как иногда заходил в комнату и видел папу, сидящего в своем любимом кресле. Он смотрел на меня и говорил: «Джоэл, расскажи мне обо всем, что ты знаешь. Это ведь займет всего пару секунд». Папе казалось, что это звучит очень смешно. Так оно и было. У него было потрясающее чувство юмора.

Стоя в этой комнате, мне пришлось противостать желанию ра­зума возвратиться к болезненным воспоминаниям, связанным со смертью отца, и вместо этого вспомнить радостные моменты из его жизни. Но заметьте, это не случилось само собой; это было решением, которое мне пришлось принять.

Ты должен сделать нечто подобное по отношению к болезнен­ным воспоминаниям из своего прошлого. Откажись возвращаться в них эмоционально; откажись ворошить эти тяжелые эмоциональ­ные воспоминания. Ничего хорошего от них все равно не будет; и, кстати говоря, сильные негативные переживания способны поме­шать развивать твой потенциал и затормозить твое движение.

Подумай об этом следующим образом: в памяти каждого чело­века существуют две основные сферы. Первая — это часть, кото­рая заполнена добрыми воспоминаниями обо всем, что когда-то с нами произошло. Она полна наших побед и достижений, всего того, что приносило нам радость в течение многих лет.

Вторая прямо противоположна первой. Она заполнена болью и ранами прошлого, всем тем неприятным, с которым нам при­шлось столкнуться. Она полна поражений и неудач, приносящих нам лишь печаль и сожаление. На протяжении жизни мы можем выбирать, из какого файла черпать информацию. Некоторые люди постоянно возвращаются к файлу номер два, освежая в своей памя­ти болезненные переживания, которые когда-то с ними произошли. Они постоянно вспоминают о том времени, когда кто-то плохо обо­шелся с ними, о временах, когда им причинили боль или им при­шлось пережить ужасную травму. Они буквально истрепали свой файл номер два. Они настолько захвачены негативом, что даже не думают о том, чтобы обратиться к файлу номер один. Они с трудом вспоминают о хорошем, что когда-то с ними все же случалось.

Если ты хочешь обрести свободу, преодолеть самосожаление, настало время выбросить ключ от файла номер два. И больше туда не возвращайся. Сосредоточься на благе, которое Бог совершил в твоей жизни.

БОЛЬШЕ ТУДА НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ

Старая шутка гласит: «Если ты сломал руку в трех местах, больше не ходи в эти места». Возможно, в этой избитой шут­ке содержится больше истины, чем нам кажется. Когда боль прошлого пытается привлечь твое внимание, не иди туда. Вместо этого напомни себе: «Нет, спасибо. Я лучше подумаю о чем-то хорошем, о чем-то, что может меня укрепить, вмес­то того чтобы меня разрушить, о чем-то, что принесет мне ободрение и наполнит меня миром и счастьем, а не о том, что только и ждет того, чтобы украсть мою надежду и ис­сушить мой дух».

Поднимайся и иди

В Библии мы читаем историю о мужчине из Иерусалима, который был хромым на протяжении тридцати восьми лет своей жизни. Каждый день он проводил, лежа на подстилке у купальни Вифезда в надежде на чудо. Этот человек страдал от глубокого, затяжного расстройства.

Я думаю, что и сегодня многие люди страдают от затяжного расстройства. Быть может, это не что-то физическое; это может быть и эмоциональное, но очень глубоко сидящее затяжное рас­стройство. Возможно, это нечто такое, что возникло от их нежела­ния простить или потому, что они упорно держатся за свои давние обиды, обвиняя прошлое за свое поведение или другие эмоцио­нальные раны. Эти расстройства могут оказать влияние на твою личность, взаимоотношения и самооценку. Точно так же, как этот человек лежал у купальни, некоторые люди сидят год за годом в ожидании чуда, надеясь на то, что что-то случится, произойдет какое-то большое событие — и все изменится.

Однажды Иисус увидел этого человека. Было очевидно, что он не может ходить, но Иисус все же задал ему вопрос, который впол­не может показаться тебе несколько странным: «Хочешь ли быть здоров?» (Иоан. 5:6).

Хочешь ли быть здоров?

Я верю, что сегодня Бог задает точно такой же вопрос и нам с тобой: «Хочешь ли быть здоров или ты хочешь продолжать оста­ваться лежать у этой купальни, не чувствуя ничего кроме сожале­ния к себе любимому?»

Иисус задал простой, очень прямой вопрос, но ответ этого че­ловека кажется мне очень интересным. Он начал перечислять все свои оправдания: «Я одинок. Некому мне помочь. Другие люди принесли меня сюда. И другие люди постоянно успевают залезть в воду раньше меня. У меня нет шансов».

Неудивительно ли, что он пребывал в том же самом состоянии вот уже в течение тридцати восьми лет?

Мне так нравится то, как Иисус ему ответил. Он никак не от­реагировал на его печальную песнь. Он не сказал: «Да, друг, Я с тобой согласен. Непросто тебе живется. Дай Я тебе хоть посочув­ствую».

Нет, Иисус посмотрел на него и сказал, в сущности, следую­щее: «Если ты серьезно настроен на то, чтобы исцелиться, если ты хочешь привести свою жизнь в порядок, если ты хочешь выбрать­ся из этого кошмара, вот что тебе нужно сделать: поднимайся-ка, бери свою постель и иди». Когда этот человек сделал то, что Иисус ему сказал, он был чудным образом исцелен!

Это послание относится сегодня и к нам. Если ты серьезно хо­чешь исцелиться, если ты серьезно хочешь быть физически и эмо­ционально полноценным, тебе нужно подняться и начать двигать­ся по жизни. Хватит уже лежать и сожалеть о себе. Тебе нужно забыть о файле номер два. Перестань оправдываться, перестань обвинять людей и обстоятельства, которые разочаровали тебя. Вместо этого прости людей, которые причинили тебе боль.

Сегодняшний день может стать поворотным моментом твоей жизни, временем новых начал. Не стоит терять еще одну минуту, пытаясь понять, почему вот то и то плохое случилось с тобой или твоими близкими. Откажись от жизни с подобным «менталитетом жертвы».

Может быть, ты говоришь: «Но я просто не понимаю, почему это со мной происходит. Я не понимаю, почему заболел. Почему умер мой возлюбленный? Почему развалился мой брак? Почему я рос в таких ужасных условиях?»

Возможно, ты никогда не найдешь всех ответов. Но не пытай­ся воспользоваться этим в качестве оправдания своего купания в самосожалении. Оставь это в покое, поднимайся и иди по жизни, двигайся дальше. Многие из этих «почему», которые мы задаем на протяжении жизни, так и останутся загадкой, но доверься Богу и просто прими тот факт, что у тебя все же останутся кое-какие вопросы без ответов. Помни о том, что одно то, что ты не знаешь ответа, совсем не значит, что такового не существует вовсе. Ты просто пока его не нашел. Обычно мы можем справиться с ситуа­цией, если в разуме нам удается определить файл, где ее следует разместить: «Он нажил проблемы, потому что связался не с той компанией...»

Но что происходит, когда что-то кажется совсем уж бессмыс­ленным? Когда хороший человек заболевает серьезной болезнью? Или ребенок рождается с врожденной травмой? Или твой муж или жена почему-то уходят от тебя? Что происходит в том случае, когда жизнь не вписывается ни в одну из известных нам категорий?

У каждого из нас в разуме должно находиться что-то такое, что я называю файлом «Я не понимаю». Когда с тобой происходит что- то, чему ты никак не можете найти разумного объяснения, вместо того чтобы размышлять об этом и пытаться это как-то объяснить, просто помести это в файл «Я не понимаю».

В то же время ты должен собрать достаточно веры для того, чтобы сказать: «Боже, я этого не понимаю, но я доверяю Тебе. И я не собираюсь тратить все свое время на то, чтобы понять, почему со мной случилось то-то и то-то. Я доверяю Тебе в том, что Ты способен извлечь из этого нечто хорошее. Ты благой Бог, и я знаю, что Ты желаешь мне только самого лучшего. Ты обещал, что все происходящее будет содействовать к моему благу».

Это и есть вера, и это именно то отношение, которое Бог по­читает.

В детстве у моей мамы был полиомиелит. На протяжении мно­гих лет ей пришлось носить на ноге тяжелую скобу, и даже сегодня одна ее нога остается короче другой. Мама вполне могла сказать: «Боже, это несправедливо. Почему это случилось со мной?»

Но вместо этого она взяла свою постель и двинулась вперед по жизни. В 1981 году, когда она узнала, что у нее рак, она не со­дрогнулась и не сказала: «Ах, бедняжка я, бедняжка. Я так и знала. У меня был полиомиелит, теперь у меня рак. Мне всегда достава­лось от жизни».

Мама этого не сделала. Она вцепилась в ручки своей коляски и вступила в сражение веры. Она не ходила кругами жалуясь. Она ходила кругами, произнося слова веры и победы. Она отказалась смотреть на себя как на жертву. Она увидела себя победителем. И Бог вывел ее из этой проблемы. Твои напасти могут вынудить огорчиться или усовершенствовать тебя. Они могут утащить тебя вниз и сделать озлобленным и угрюмым или вдохновить на дости­жение новых высот.

Мой отец мог бы сказать: «Боже, для чего Ты заставил меня ро­диться в этой бедной семье? У нас нет шансов».

Но он не воспользовался этим в качестве оправдания, чтобы остаться в поражении или начать жалеть себя. Нет, он поднялся и двинулся дальше по жизни. Когда в возрасте семнадцати лет он начал проповедовать, у него не было церкви, поэтому он пропове­довал на улицах, в больницах, в тюрьмах, где только мог. У него не было машины, поэтому он шел или ехал на лошади. Он вполне мог бы отступить и сказать: «Боже, мы уже столкнулись со многими бедами и лишениями. Пожалуйста, не вынуждай нас делать что-то еще. Мы же просто бедные жалкие люди».

Но нет, отец подобрал свою постель и отправился в путь. Тебе нужно сделать то же самое. Твое прошлое не должно определять будущего. Мы все можем отступить и найти достаточно оправда­ний своей посредственности. Это просто. Все мы можем отсту­пить и придумать достаточно оправданий своей низкой самооцен­ке. Всякий может это. Но если мы хотим жить в победе, мы долж­ны стряхнуть с себя самосожаление и идти дальше.

Именно так пришлось поступить моей сестре Лизе. Она про­шла через крайне болезненный разрыв в своем браке. Вся ситуа­ция была к ней несправедливой; с ней обошлись жестоко. И все же в течение семи лет Лиза молилась и верила, что ее брак мо­жет быть восстановлен. Она сделала все, что могла. Но по той или иной причине ничего не получилось.

Лиза вполне могла огорчиться. Она вполне могла впасть в де­прессию и сказать: «Боже, это несправедливо. Почему это случи­лось именно со мной?»

Но Лиза приняла решение, что не собирается просто так сидеть у этой купальни в течение следующих тридцати восьми лет, жалея себя. Она не собиралась оставаться в этой черной яме депрессии. Она решила, что настало время двигаться. Она не огорчилась; она изменила ситуацию. Она восстала из пепла. Она сказала: «Боже, я этого не понимаю, но все равно буду доверять Тебе. Ты знаешь мое сердце, Ты знаешь, что я сделала все что могла. Я отдаю это в Твои руки».

Вскоре после того, как она приняла это решение, Бог привел в ее жизнь человека, и они с моим зятем Кевином были счастливы в браке на протяжении многих лет.

Пожалуйста, пойми, я не призываю тебя опускать руки в от­ношении брака. Ты должен делать то, к чему Бог направляет тебя. Я хочу, чтобы ты понял, что иногда нам приходится проходить через определенные обстоятельства, которых мы никак не можем понять. Однако и проходя через все это, мы должны научиться со­хранять доброе отношение и доверять Богу в том, что Он все еще наблюдает за нашей жизнью, даже тогда, когда события развора­чиваются совсем не так, как мы планировали или надеялись.

В Библии мы находим эпизод из жизни царя Давида. Его ребе­нок сильно заболел и был при смерти (см. 2 Цар. 12). Давид обе­зумел от горя; он молился день и ночь и верил, что Бог может ис­целить этого ребенка. Он не ел и не пил; он не брился и не мылся. Отошел от дел. Он только молился, взывая к Богу.

Несмотря на страстные молитвы Давида, на седьмой день ребе­нок умер. Слуги Давида страшно беспокоились о том, как сказать царю, что его ребенок умер. Они думали, что он будет так опусто­шен и так сильно этим расстроен, что просто не перенесет этой новости. Но когда Давид все же понял, что произошло, он удивил их всех. Он поднялся с пола. Помылся и переоделся. А потом по­просил слуг принести ему поесть и поужинал.

Его слуги были изумлены. Они сказали: «Давид, когда твой ре­бенок был жив, ты постился и молился. А теперь, когда он умер, ты ведешь себя так, словно ничего не случилось».

Давид ответил: «Да, я постился и молился, когда мой сын был болен, я думал, что Бог может исцелить его. Но теперь, когда он умер, я не могу вернуть его. Он ко мне не вернется, но я отправ­люсь к нему». Обратите внимание на отношение Давида. Ему не стало хуже. Он не задавал Богу вопросов. Он вполне мог бы начать стонать: «Боже, я думал, Ты любишь меня. Почему Ты не ответил на мои молитвы?»

Давид этого не сделал. Он осмелился доверять Богу и в своем разочаровании. Жизнь продолжалась.

Друг мой, и тебе и мне нужно научиться делать то же самое. Может быть, люди относились к тебе несправедливо. Может быть, кто-то прошелся по тебе своей грязной обувью, или, быть может, ты горячо о чем-то молился, и все-таки Бог не ответил на твою молитву так, как ты ожидал. Все кончено, все это в прошлом. Ты не можешь изменить прошлого; вряд ли ты можешь что-то с этим поделать сейчас. Но тебе нужно принять решение. Собираешься ли ты следующие тридцать восемь лет сидеть у купальни или ты хочешь встать и идти дальше? Собираешься ли ты постоянно об­ращаться к файлу номер два, возвращая к жизни все эти болез­ненные воспоминания, или ты собираешься сохранить позицию веры? Бог спрашивает: «Хочешь ли ты исцелиться?»

Если да, ты должен вырваться из эмоциональной зависимости, в которой жил до сих пор. Никто за тебя этого сделать не сможет. Ты сам должен подняться из пепла. Ты должен простить людей, которые нанесли тебе боль. Ты должен отпустить всю эту боль. Оставь прошлое позади. Когда сталкиваешься с ситуацией, кото­рую не понимаешь, не огорчайся. Не задавай Богу вопросов. На­учись поступать так, как поступил Давид: умойся, сохрани доброе отношение и иди вперед. Приготовься к новым вершинам Божь­им, которые Он приготовил для тебя.

Если ты не утратишь подобного отношения веры и победы, Бог обещал, что исцелит твои эмоциональные раны. Он воспользуется ими для твоей же выгоды, и ты, пройдя через них, станешь еще лучше, чего бы наверняка не было, если бы этого с тобой не слу­чилось.

Глава 18

Не дай горечи укорениться

Каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с несправед­ливостью — это часть нашей жизни. Когда нас ранят, мы можем принять решение ухватиться за эту боль и огорчиться или мы мо­жем отпустить ее и довериться Богу в том, чтобы Он все это нам компенсировал.

Я где-то слышал, что семьдесят процентов живущих людей дер­жат на что-то злость. Ты только представь себе! Семь из десяти человек, с которыми ты сегодня встретишься, будут раздражены или злы. И это не считая тех людей, которые проходят мимо тебя на улице!

Люди, которые таят в себе злобу, часто сами этого не понимают, но они отравляют собственную жизнь. Когда мы не прощаем, мы не раним другого человека. Мы не раним компанию, которая при­чинила нам зло. Мы не раним Бога. Мы раним себя и только себя.

Если ты хочешь начать жить своей лучшей жизнью уже сегод­ня, ты должен быть скорым на то, чтобы прощать. Научись избав­ляться от боли и ран прошлого. Не позволяй горечи укорениться в своей жизни. Может быть, когда ты был совсем еще молодым, что- то с тобой случилось, кто-то тебя обидел, кто-то тобой восполь­зовался. Может быть, кто-то лишил тебя возможности получить повышение или солгал о тебе. Может быть, тебя предал хороший друг, и у тебя есть достаточно веские причины, чтобы злиться и огорчаться.

Ради своего эмоционального и физического здоровья отпусти это. Если ты будешь ходить кругами и кого-то ненавидеть, ничего хорошего не выйдет. Также не вижу смысла продолжать злиться на то, что кто-то против тебя сделал. Ничего нельзя сделать с про­шлым, но все еще можешь что-то изменить в будущем. Ты можешь простить и начать доверять Богу в том, что Он все это тебе ком­пенсирует.

Писание говорит: «Убедитесь в том, что никакой горький ко­рень не проявляется в твоей жизни, выступая источником про­блем, так что многие заражаются им» (интерпретация автора; см. Евр. 12:15). Заметь, горечь описана здесь как корень. Подумай об этом. Нельзя увидеть корень; он находится глубоко под землей. Но можно быть уверенным вот в чем: горький корень произведет горькие плоды. Если в твоем сердце зародилась горечь, она повлия­ет на каждую сферу твоей жизни.

Многие люди пытаются похоронить боль и раны глубоко в своих сердцах или в своем подсознании. Они укрывают непроще­ние и обиду, а потом удивляются, почему не могут жить в победе, почему не могут уживаться с людьми, почему не могут быть счаст­ливыми. Они этого не понимают, но такое происходит потому, что их собственные сердца отравлены. Библия говорит: «Исходящее из уст — из сердца исходит» (Мат. 15:18). Другими словами, если в нашем сердце зародилась горечь, все закончится тем, что она поразит все, что из нас исходит. Она отравит нашу личность и наши отношения, равно как и то, как мы обращаемся с другими людьми.

Наши рекомендации