Наши слова оказывают на будущее наших детей несомненное влияние, хорошее или плохое.
Но так часто в разговорах с нашими детьми мы съезжаем на грубость и критику, постоянно отыскивая ошибки в том, что они делают: «Почему ты не можешь учиться лучше? Ты лужайку не так постриг. Иди, приберись в комнате — она похожа на свинарник! Почему ты такой бестолковый?»
Подобные негативные слова приведут к тому, что наши дети утратят ощущение ценности, которое Бог вложил в их жизнь. На нас, на родителей, Богом и обществом возложена ответственность учить наших детей, дисциплинировать их, когда они не слушаются, с любовью исправлять, когда они принимают неверное решение. Но мы не должны постоянно критиковать наших детей. Если ты только и делаешь, что постоянно говоришь слова, которые расстраивают и приводят в уныние, пройдет совсем немного времени, и ты сам собственными словами разрушишь самооценку своего ребенка. И этими негативными словами откроешь дверь, позволяя врагу привнести в жизнь твоего ребенка незащищенность и уязвимость. Миллионы взрослых сегодня все еще страдают от негативных слов, которые их родители произнесли над ними, когда они были детьми.
Помни, если ты допустил ошибку, постоянно провозглашая над своими детьми недоброе, ты проклянешь их будущее. Более того, за разрушение их судьбы ты будешь отвечать перед Богом. С властью приходит ответственность, а поскольку родители являются для своих детей духовной властью, на них возложена ответственность обеспечить детей любовью, принятием и одобрением. Ты ответствен за то, чтобы благословить своих детей.
Кроме того, большинство детей получают базовое знание о том, Кто есть Бог и какой Он, именно от своих отцов. Если отец постоянно зол, груб и только и делает, что критикует своих детей, они неизбежно вырастут с искаженным взглядом на Бога. Если отец любящий, добрый, сострадательный и справедливый, дети смогут лучше понять Божий характер.
Одна из причин, по которой я так много говорю о благорасположении Божьем, заключается в том, что я видел ее модель в жизни моего отца. Никто и никогда не смог бы представить Бога нам, детям Остина, лучше, чем это сделал наш отец. Даже когда мы ошибались и «слетали с катушек», отец был непреклонным, но оставался любящим и добрым. Он помогал нам вновь вернуться на правильный курс. Он никогда не заколачивал нас в то, что правильно, он «влюблял» нас в то, что правильно. И хотя он был очень занят, он всегда уделял нам время. Он воодушевлял нас к чему-то большему и постоянно поддерживал в исполнении нашей мечты. Обычно он говорил так: «Джоэл, делай не то, чего от тебя хочу я. Делай то, чего хочешь ты. Следуй за своей мечтой».
Папа верил в моего брата, моих сестер и в меня. Он всегда говорил, что у нас классно получилось, даже когда мы сами знали, что это совсем не так. Он относился к нам как к благословению даже тогда, когда мы знали, что ведем себя отнюдь не как благословение. Иногда мы злили его, и он говорил: «Я готов поколотить мое маленькое благословение!»
Мама и папа в своем доме вырастили пятерых детей. Когда мы росли, у нас не было программ детской церкви, как сейчас во многих церквях. Мы все собирались в одном и том же зале. Моя маленькая сестра Эйприл и я обычно сидели на первом ряду нашего маленького, битком набитого зала, который вмещал в себя человек двести, не больше. Мы играли в «ладушки» все служение. (Я в этом признаюсь исключительно для того, чтобы дать тебе понять, что у твоих детей все еще есть надежда. Я проповедей отца не слушал, и вот тебе, пожалуйста, Бог призвал меня стать пастором. И кто знает, что Бог сделает с твоими детьми!)
Папа поднимался на платформу, а мы с мамой стояли в переднем ряду. Мама воздевала руки к небу и прославляла Бога, ее глаза были закрыты. Несмотря на это, она обладала удивительной способностью знать, когда ее дети начинают вести себя не совсем правильно. Это всегда меня удивляло. Я думаю, что это и было моим первым переживанием сверхъестественной силы Божьей! Я внимательно наблюдал за мамой, чтобы удостовериться в том, что ее глаза плотно закрыты, прежде чем сделать что-то, чтобы насолить моему брату Полу. Не пропустив этого момента, мама очень медленно опускала одну руку, очень элегантно сжимала мою ладонь, буквально высекая из меня огонь! Мне хотелось визжать, но я знал, что лучше мне этого не делать. Потом она отпускала мою руку и продолжала поклоняться Господу.
В такие моменты я думал: «Мама, да у тебя дар! Это же сверхъестественно!»
Я, конечно, шучу (немножко), но что я хочу сказать, это то, что мы все пятеро, не были идеальными детьми. Мы совершали множество ошибок. Но мои родители никогда не сосредоточивали свое внимание на наших слабостях или проблемах. Они всегда сосредоточивались на решении. Они постоянно говорили нам, что мы лучшие дети в мире. И мы выросли защищенными, зная, что наши родители не только любят друг друга, но любят и верят в нас. И случись что-то, они встанут за нас горой. Мы знали, что они никогда не станут осуждать или критиковать нас, но всегда будут верить в лучшее о нас.
Первое, что я делаю, когда вижу моего маленького сына Джонатана рано утром, я говорю: «Джонатан, ты самый лучший». Я постоянно повторяю ему: «Джонатан, ты Божий дар для мамы и для меня. Мы любим тебя. Мы гордимся тобой. Мы всегда за тебя». И нашей дочери Александре я постоянно повторяю нечто подобное.
Прежде чем они ложатся спать, я говорю обоим детям: «Папа всегда будет твоим лучшим другом». Мы с Викторией постоянно говорим им: «Нет ничего, что мы не могли бы сделать. Вас ожидает светлое будущее. Вы окружены Божьей благодатью. Все, к чему бы вы ни прикоснулись, будет преуспевать».
Мы с Викторией верим, что у нас есть возможность и ответственность произносить Божье благословение в жизнь наших детей уже сегодня, пока они еще совсем маленькие. Для чего нам ждать, когда они станут подростками или когда им будет двадцать, или когда они решат жениться и выйти замуж, чтобы наконец начать молиться о Божьем благословении в их жизни? Нет, мы провозглашаем Божье благословение над ними во все дни их жизни. И мы твердо убеждены, что наши слова способны оказать влияние на наших детей задолго до того, как они вырастут и у них у самих появятся дети.
А что ты передаешь следующему поколению? Недостаточно думать об этом, ты должен произносить это вслух. Благословение не станет благословением до тех пор, пока ты его не произнесешь. Твои дети нуждаются в том, чтобы слышать, как ты обращаешься к ним с такими словами, как «Я люблю тебя. Я верю в тебя. Я верю, что ты нечто замечательное. Нет никого похожего на тебя. Ты такой один». Они нуждаются в том, чтобы слышать твое одобрение. Они нуждаются в том, чтобы чувствовать твою любовь. Они нуждаются в твоем благословении.