Византиия в VII-XI вв. Особенности византийского феодализма
Своеобразие общественного развития Византии определилось еще в ранний период ее существования. Экономическая жизнеспособность Византийской державы помогла ей устоять в огне варварских нашествий. Византия не знала полного завоевания страны варварами и гибели государства. Поселение на ее территории различных варварских народов, хотя и изменило этнический состав населения, породило различные демографические сдвиги, усилило влияние общественного строя варваров, тем не менее не привело к образованию на исконных землях Византии самостоятельных врчварских королевств. Все это наложило отпечаток и на генезис феодализма в Византийской империи.
В ранний период (IV- середина VII в.) в Византии еще преобладали рабовладельческие отношения. Однако в рамках этого периода началось спонтанное развитие элементов феодализма. В отдельных регионах обширной империи этот процесс отличался известным своеобразием. В одних областях в больших масштабах сохранялось рабство, в других - широкое распространение имела государственная собственность на землю или общинное землевладение
Генезис феодализма в Византии можно разделить на два периода: начальный (VII- середина IX в.), когда в империи были еще сильны пережитки рабовладения и широкое распространение получила свободная сельская община, когда Византия превратилась в средневековое государство; и завершающий (середина IX-XII в.), в течение которого феодальные отношения стали полностью господствующими.
Наиболее характерной типологической особенностью генезиса феодализма в Византии было прежде всего более длительное, чем на Западе, сохранение там рабовладения. В VII-IX вв. рабский труд довольно широко применялся как в сельском хозяйстве, так и в ремесленном производстве и в мореплавании. Позднее рабовладение то шло на убыль, то вновь переживало известный подъем. В судьбах рабовладения в Византии эпохи генезиса феодализма можно наметить две противоречивые тенденции.
1. Стремление укрепить рабовладельческое хозяйство.
2. Постепенное ослабление хозяйственного значения рабского труда, обусловленное, разумеется, экономической невыгодностью рабства по сравнению с феодальным способом производства.
Победа осталась за второй тенденцией, и растущие успехи феодализма подготовили окончательный упадок рабовладельческих отношений в XI в. Но при формировании класса зависимого крестьянства в Византии значительно большую роль, чем на Западе, сыграли унаследованные от рабовладельческого периода категории зависимых людей.
Важным типологическим отличием генезиса феодализма в Византии, особенно на его первом этапе, было широкое распространение в империи свободной сельской общины
Характерной особенностью общественного развития Византии было длительное сосуществование таких форм земельной собственности, как безусловная частная собственность на землю, государственная поземельная собственность и собственность мелких крестьян-общинников.
Одной из важнейших типологических особенностей генезиса феодализма является наличие в Византии в течение всего периода формирования феодальных отношений государственной собственности на землю.
Условная поземельная собственность формировалась в Византии более медленными темпами, чем в некоторых регионах Западной Европы. Формы условного землевладения (прония, харистикий и др.) имели свои отличительные особенности и окончательно сложились лишь к XI-XII вв. Государство сохраняло контроль над ростом феодальной собственности и закрепощением крестьян, что также является важной типологической особенностью феодализма в Византии.
Одной из самых важных типологических особенностей формирования феодальных отношений в Византии является замедленное, по сравнению с Западом, складывание феодальной вотчины. Значительную роль в складывании земельной собственности крупных феодалов играло византийское государство, хотя его политика отличалась непоследовательностью. С одной стороны, государство само укрепляло феодальное землевладение, широко используя практику пожалований земель. С другой стороны, государственная власть иногда пыталась сдержать рост феодального землевладения, защитить свободные общины от натиска феодалов. А ведь именно путем захвата земель свободных общинников феодалы расширяли свои земельные владения и создавали крупные вотчины.
Оформление личных прав феодалов над зависимым населением имело в Византии свою специфическую окраску: Значительная роль в организации сеньориальной власти принадлежала и институту вассальных дружин - этерий, однако система вассалитета не приобрела в Византии законченных форм. Формирование феодальной вотчины, кристаллизация феодальных институтов были сложным и длительным процессом, завершившимся в основных чертах к концу второго периода генезиса феодализма в Византии
Длительным и сложным был процесс формирования в Византии класса феодально-зависимого крестьянства. Его отличительной особенностью было длительное существование рабовладения, что привело к распространению среди зависимого крестьянства таких категорий, как дулевты и дулопарики. Не менее, а может быть, даже более важным оказалось то, что в первый период генезиса феодализма преобладающее положение среди сельского населения занимали свободные крестьяне-общинники. Третьей особенностью этого процесса было наличие особой категории государственных крестьян, плативших государству централизованную ренту и выполнявших отработочные повинности в доменах фиска и имперагора.
Для Византии также было характерно сочетание феодальной ренты в пользу феодалов с государственными налогами, которые долго платили многие категории крестьян. Однако по мере роста феодальных поместий государство все чаще жаловало феодалам сбор этих налогов с зависимого населения. Мучительный для свободного крестьянства процесс потери земли и разложения общины порождал широкий протест народных масс, в первую очередь сельского населения, который в Византии выливался в массовые народные восстания и еретические движения.
В период генезиса феодализма в еще многочисленных городах империи складывались новые формы ремесленного производства и торговли, все большее значение приобретал труд свободных ремесленников, объединенных в корпорации, в торговле же, особенно морской, инициативу захватывали объединения свободных моряков и владельцев кораблей. Общая натурализация хозяйства раннесредневековой Византии, естественно, коснулась и экономики городов. Отдельные позднеантичные города пришли в упадок, но на их месте или на соседних территориях рождались новые городские центры. Дезурбанизация в Византии, происходившая в VIII- первой половине IX в., была значительно меньших масштабов, чем в других регионах Европы, а новый расцвет городов наступил много раньше, уже в конце IX-Х в.
Преимуществом Византии в сравнении с другими странами Европы было применение и развитие в городах империи унаследованной от античности высокой техники ремесленного производства, мореплавания, монетного обращения и организации торговли. Тормозящее же воздействие на развитие новых производственных отношений в городах оказывал применявшийся еще в значительных масштабах рабский труд. Столь же двоякое воздействие оказывала на формирование феодального города в Византии государственная регламентация ремесла и торговли.
Мухаммед и начало ислама
Слово "ислам" означает "предание себя Богу" или "покорность". Последователи ислама называют себя мусульманами. Символом ислама является полумесяц.
До возникновения ислама среди племен Аравийского полуострова был распространен культ бетилей – камней необычной формы, считавшихся вместилищем духов. При этом каждое племя имело свой бетиль.
К концу VI в. все бетили собираются в Мекке, где возникает сложный культ и разветвленная иерархия жрецов (кахен).
Наиболее почитаемой святыней Мекки был "черный камень" – Кааба, впоследствии сыгравший важную роль в формировании исламского культа.
В Мекке также находился колодец Зим-Зим, вода из которого считалась священной. Верховное божество языческого пантеона именовалось Илах.
К VII в. Мекка, известная еще с VI в. до Р. Х. (упоминается Геродотом), становится крупным культурным и торговым центром.
Здесь пересекались караванные пути, по которым доставлялось множество различных товаров, прежде всего, пряности и благовония.
Торговцы из разных стран приносили с собой новые верования и культы, что делало Мекку довольно пестрым в религиозном отношении городом.
На формирование ислама значительное влияние оказала относительная географическая близость к Аравии таких крупных христианских стран как Византия – на Севере и Абиссиния (Эфиопия) – на Юго-Западе.
В развитых рабовладельческих государствах Юга Аравийского полуострова (Хадрамауте, Хамьяре и др.) также было много христиан.
В Ясрибе (Медине) большинство населения было прозелитами иудаизма, но было известно и христианство, преимущественно с примесью гностических элементов. Существовало также течение ханифов – аскетов, исповедовавших монотеизм, но не иудеев и не христиан.
Возникновение ислама связано с проповедью Мухаммеда, почитаемого мусульманами как "посланника Аллаха" (росулу-л-лах).
Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что Мухаммед появился на свет в 570 г., поскольку в летописи Ат-Табари сказано, что он родился в "год слона", а из эфиопской хроники известно, что в 570 г.
эфиопы совершили поход на Мекку, в котором использовались боевые слоны.
Ранее слонов в Мекке не видели, поэтому 570 год и был назван "годом слона"
Мухаммед происходил из правящего племени Курайш, из рода Хашимийя (правящим был род Умайя).
Он рано осиротел – его отец Абдаллах скончался еще до его рождения, а мать Амина умерла, когда Мухаммеду было шесть лет. Вскоре умер и дед Мухаммеда Абд аль-Мутталиб, влиятельный представитель племени курайш.
Заботу о Мухаммеде взял на себя его дядя по отцу Абу Талиб. С 12-летнего возраста Мухаммед занимался торговлей и выезжал за пределы Аравийского полуострова.
Торговые поездки позволили ему познакомиться с различными религиозными и культурными традициями, в т. ч. с христианством и иудаизмом, что, в свою очередь оказало значительное влияние на его мировоззрение. Известно также, что в юности Мухаммед был связан с течением ханифов.
В 595 г. в возрасте 25-и лет Мухаммед женился на богатой вдове Хадидже, занимавшейся караванной торговлей, что позволило ему обрести финансовую независимость.
Она родила ему двух сыновей (они умерли в младенчестве) и четырех дочерей. Хадиджа была первым человеком, который поддержал Мухаммеда в его деятельности.
Временем начала пророческой деятельности Мухаммеда считается 610 г. Кроме жены и дяди, последователями Мухаммеда стали: его двоюродный брат Али, приемный сын Зейд ибн Сабит, а также Абу-Бакр (ставший первым халифом), Осман и Абу Тальха.
В начале своей пророческой деятельности Мухаммед стал Хаттабом – странствующим проповедником, деятельность которых в Мекке была официально запрещена (поскольку они не принадлежали к жреческому сословию).
Однако при поддержке родственников (особенно дяди) Мухаммеду удавалось оставаться в городе.
После смерти дяди Абу Талиба, положение стало невыносимым и Мухаммед со своими сторонниками вынужден был отправиться в Ясриб, являвшийся главным торговым конкурентом Мекки. Это событие, получившее в исламе название хиджра (исход) произошло 26 июля 622 г.
В Ясрибе Мухаммеда и его последователей приняли доброжелательно. С момента переселения Мухаммеда в Ясриб, мусульмане стали называть его Мединой – городом пророка. Переселенцы из Мекки получили в Медине название мухаджиры, а местные жители, принявшие учение Мухаммеда, стали называться ансарами (помощниками). В Медине оформилась мусульманская община – умма.
Она строилась не по родо-племенному принципу, а по принципу принадлежности к одной вере – исламу.
Постепенно влияние мусульман в Медине росло и через некоторое время город полностью перешел в их руки.
Все жители города должны были принять ислам, за исключением христиан и иудеев – "людей Писания", которые могли пользоваться покровительством мусульманской общины и не принуждались к отказу от своей веры.
Преследованию подверглись кяфиры – неверные (идолопоклонники и многобожники).
В 630 г. мусульмане Медины двинули свою армию на Мекку. Город сдался без боя и его жители приняли ислам.
Все следы язычества, кроме Каабы и колодца "Зим-зим" были уничтожены и Мекка превратилась в центр исламской религии. В 632 г. в восьмой месяц месяца зуль-хиджа Мухаммед с семьей и сподвижниками совершил полное паломничество в Мекку, которое вошло в историю как "прощальное паломничество".
Затем он вернулся в Медину, где спустя три месяца скончался. (9,10,11 в лекциях)