Радуйся; от негоже точатся исцеления.

Радуйся, гобзованием от Бога ущедренный;

Радуйся, яко от щедрот своих и нас наделявши.

Радуйся, елее благоухающий, якоже елеом исцеляеши;

Радуйся, брение Христово, иже брением с могилы своей врачуеши.

Радуйся, теплото умная;

Радуйся, за грешников пред Богом ходатаю.

Радуйся, преподобне Феодосие, Иерусалимский присноиерее.

Тайнозритель Иоанн Богослов

Пришли как-то к о. Феодосию три матушки. «За кого ты меня почитаешь?» — спросил старец м. Варвару. «Ты — Илия-пророк». — «Нет. А ты за кого меня почитаешь?» — спрашивает м. Людмилу. «Ты — Моисей — пророк». — «Нет. А ты за кого меня почитаешь?» — вопросил м. Марию. «Ты — Иоанн Богослов». — «Правильно». Действительно, старцу Феодосию была дана необычайная степень проникновения в мистическую сущность вещей и событий. Не здесь ли разгадка промыслительного долголетия Иерусалимского праведника?

Апостол любви, один из Воанергес — сынов громовых, любимый ученик Христов, святой евангелист Иоанн сопутствовал Христу с первых дней Его проповеди. Он был свидетелем воскрешения дочери Иаира, Преображения, Гефсиманского томления Спасителя. Магдалина возвестила о Воскресении Господа Петру и Иоанну. Сойдя во гроб и увидев пустые пелены, они первыми из апостолов уверовали в Воскресение Христово (Ин. 20:1-10).

По Воскресении Господь явился ученикам у Тивериадского озера и святой Иоанн первым исповедал Его. Вместе с другими апостолами он получил в Пятидесятницу дар Духа Святого и знание языков, обращал иудеев и язычников. В Иерусалиме у него был свой домик на горе Сион. По Вознесении Спасителя там было средоточие первохристианской жизни. В этот новый Сион обращались все верные за разрешением своих недоумений.

По Успении Богородицы, Которую любимый ученик Христов опекал как родную мать до последних дней жизни Ее, апостол Иоанн руководит церквами в Малой Азии, живет в Эфесе. Наконец, он сослан на остров Патмос.

Ни изгнание, ни одиночество не смогли отлучить его от любви Божией. Господь в чудесном видении показал возлюбленному ученику славу Свою, таинственно ознаменованную в мире сверхчувственном. Позднее по благословению Божию Тайновидцем Иоанном написан Апокалипсис, где запечатлены судьбы человечества, которые сбываются ныне на наших глазах. Когда гонения утихли, апостол Иоанн вновь учил и проповедовал. В 102-м году христиане попросили его дать письменное учение, которое он принял от Божественного Учителя. Положив строгий пост, Тайнозритель взял ученика Прохора и взошел на гору, где пробыл три дня в молитве. На третий день земля восколебалась, Прохор пал ниц. Иоанн возвел очи к небу и велел записывать по внушению Духа: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Четвертое Евангелие отличается высотой учения о Боге-Слове, почему его автор впервые в истории и получил имя Богослова. За глубину возвещенных Божественных откровений апостолу и евангелисту Иоанну дан иконографический знак орла как символ высокого парения богословской мысли.

Никто не знал, сколько лет древнему старцу с острова Патмос. Когда он ослаб, твердил одно: «Дети, любите друг друга», неустанно указывая на пламенный, жертвенный характер христианской любви, без которой все добродетели теряют смысл. Предчувствуя кончину, святой евангелист Иоанн взял учеников, вышел из города и велел рыть себе могилу. Благословив всех, возлег в гроб и предал дух Господу.

Ученики с плачем поцеловали учителя, закрыли лицо платом, засыпали могилу землей. Когда по прошествии времени раскопали дорогой гроб, чтобы и другие скорбящие могли припасть к дражайшим останкам, тела Апостола в нем не оказалось. Каждый год 8/21 мая из могилы, где был положен возлюбленный ученик Христов, исходит тонкий прах, дарующий исцеление.

По некоторым толкованиям, после убийства антихристом пророков Еноха и Илии, Господь повелит сойти с неба евангелисту Иоанну Богослову, но мало кто вонмет его призывам к покаянию. Нет сведений, что он будет убит, напротив, Сам Спаситель сказал апостолу Петру: «Если Я хочу, чтобы он (Иоанн) пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21:22). Духовный сын старца о. Алексея Мечева епископ Стефан (Никитин) был убежден, что перед концом истории Церковью будет руководить апостол Иоанн, непостижимо сохраняемый где-то Господом для последнего служения1. О том же пророчествовал Оптинский старец Нектарий, прославленный ныне в лике местночтимых святых Оптиной пустыни. Духовная дочь монахиня Нектария (Концевич) спросила: «Батюшка, а говорят, что и Иоанн Богослов придет». Он ответил: «Все это будет, но это великая тайна»2.

1 И. С. Фуделъ. У стен церкви. Сборник «Надежда», вып. 2. Франкфурт-на-Майне, 1979. С. 304.

2 И. М. Концевич. Оптина Пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. С. 523.

Ведь Сам Христос заповедал, что Его любимый ученик будет жить, доколе Он не придет во славе судить живых и мертвых. Некоторые отцы Церкви также говорят, что Иоанн Богослов будет встречать Господа при Его Втором пришествии. Святая Церковь славит автора Апокалипсиса, как «от земли преселяющагося и земли не отступающаго, но живущаи ждуща страшное Владыки Второе пришествие»1. Не потому ли Енох и Илия сходили в пустынное уединение Горней пустыньки близ Темных Бук?

В открытке о. Феодосий написал, что ему 220 лет, перед смертью называл разные сроки: тысяча, шестьсот, четыреста лет. Он не раз просил у Господа смерти, но Отец Небесный не благословлял его покинуть землю: было не закончено нечто важное в очах Божиих.

На Тайной вечери апостол Иоанн Богослов возлежал на персях у Спасителя. На Голгофе Господь в лице любимого ученика усыновил всех христиан Своей Пречистой Матери, как бы сказав Ей про каждого: «Се сын Твой, се дочь Твоя». И каждому указал на Владычицу, открыв, кто Она для нас: «Се Матерь твоя». Иоанн Богослов — апостол, в лице которого все люди преданы под милосердный покров Приснодевы.

Знаменательно, что впоследствии Божья Матерь неоднократно являлась людям вместе с Иоанном Богословом, как с приемным сыном Своим, соединяющим Ее со всем человечеством. Когда начала распространяться ересь Савеллия и Павла Самосатских и святитель Григорий Неокесарийский молился об открытии ему истинной веры, Пречистая явилась Чудотворцу с Тайнозрителем Иоанном, повелев последнему научить Святителя, как подобает веровать в тайну Святой Троицы. Так при учительстве Иоанна Богослова был создан Символ веры, исповедуемый сегодня каждым православным в таинстве крещения. Значит, Иоанна Богослова можно назвать вероучителем человечества.

1 Служба на преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), малая вечерня, на «Господи воззвах» Слава, глас 2.

В последнем явлении преподобному Серафиму Саровскому, свидетельницей которого стала старица Евдокия Ефремовна, Царица Небесная явилась с двенадцатью девами, святым Иоанном Предтечей и святым Иоанном Богословом. В видении Покрова Пречистая предстала юродивому Андрею также в сопровождении Предтечи и Иоанна Богослова. Не оттого ли именно Иоанн Креститель приходил отпевать Иерусалимского старца?

Называя себя Иоанном Богословом, старец Феодосий подчеркивал свое сыновнее отношение к Богородице, в обитель Которой от юности был призван и силою иконы Которой совершил свое первое чудо. Дивная жена, что являлась ему в пустыньке, путеводила его всю жизнь. Именно Иоанну Богослову выпало возвестить откровение Господне о Небесном Иерусалиме как обители Живоначальной Троицы. Это знание выходит за пределы человеческого разумения, через Апостола любви оно дано миру как неопалимый ориентир. Но самое знаменательное, что именно Тайновидец Иоанн предупредил человечество против проповеди антихристовой. Незаметно посеянное, это зло уже разрастается пышным цветом и приносит ядовитый плод, за который все вкусившие заплатят гибелью своей бессмертной души. Для православного человека нет задачи важнее, чем спастись в вечности, поэтому старец Феодосий благословлял духовных чад чаще читать Откровение Иоанна Богослова: «Тогда страх Божий у вас будет». Сегодня враг рода человеческого намеренно направляет сознание людей в русло материальной суеты. Силы, умственные и душевные, тратятся на откровенное стяжательство, которое выдвинуто в качестве единственной жизненной ценности. Человека всячески стремятся отвлечь от высших задач жизни. Напомнить христианину о небесном его предназначении, укрепить нас, немощных, в трудную годину сию и послан Господом старец Феодосий, как когда-то Иоанн Богослов. Один священник, когда у него еще до канонизации старца попросили благословение читать ему акафист, сказал: «Читайте евангелисту Иоанну Богослову, это одно и то же».

К концу времен зло наберет такую силу, что с ним надо будет бороться главным образом духовными, а не земными средствами. Последние христиане победят благодатью, обретаемой в дерзновенье молитвенном. Необходимо противопоставить молитву для преодоления зла в корне. Предвидя это, батюшка Феодосий учил духовных чад всегда иметь в уме Святейшее Имя Господа нашего Иисуса Христа.

«Созижду церковь Мою и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16:18). До конца времен Святая Церковь останется таковой со всеми благодатными таинствами, в этом обетование Господне. Оптинский старец Нектарий говорил, что перед Вторым пришествием Церковь сохранится в таком виде: один православный епископ, один православный иерей и один православный мирянин. «Я тебе не говорю, что церквей совсем не будет, может быть, они и будут, — пояснил он духовной дочери Нине Д., — но Православие-то сохранится только в таком виде. Ты обрати внимание на эти слова. Ты пойми. Ведь это во всем мире»1.

1 Житие Оптинского старца Нектария. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1996. С. 123-124.

О том же учил и старец Феодосий Иерусалимский. Раб Божий Косьма за принадлежность к секте был заключен в тюрьму, выслан в Сибирь. Однажды сидит в одиночке — холод, мороз, зуб на зуб не попадает. Вдруг открывается дверь, заходит незнакомый старичок: «Я — отец Феодосий, похоронен в Минводах, пришел помочь тебе. Ты веруешь в Бога, страдаешь за Него, а церковь ты напрасно отвергаешь. Церковь не лишена благодати, пока там приносится Бескровная Жертва и существует Евхаристия». Через пять лет Косьма освободился, осознал свое заблуждение, принес покаяние и стал исповедовать православную веру.

Новый Иерусалим

Кавказские Минеральные Воды — уникальный уголок, подобного нет в целом мире. Климатические условия, рельеф этого места поразительно своеобразен. Казачья вольница — степь медленно переходит в горные вертикали, душа природы устремляется к Отцу Небесному. В районе Минвод почва вздымается ввысь, застыв вулканическим Пятигорьем. Молитвенное дыханье земли все глубже, все взволнованней, — и вот уже в небо вонзаются пики Большого Кавказского хребта. Равнины быта обрываются. Здесь мир соткан из солнца и льда... При этом над землей Северного Кавказа нависает нечто зловещее. Минводские горы хранят в себе смертоносные радиоактивные камни. Близ могилы Иерусалимского старца на горе Змейка обнаружены следы радиоактивных отходов. Не потому ли поселился в Минводах старец Феодосий, чтобы силой своих молитв, а после смерти — честными своими мощами защитить предузнанный Богом край? Не случайно в одной из молитв ему мы просим избавления от радиации.

Сегодня Украинская Церковь Московского Патриархата подтвердила многочисленные случаи чудесных исцелений лучевой болезни у мощей святителя Феодосия Черниговского. Она благословляет всех чад Православной Церкви обращаться к этому святому как заступнику и целителю в страшной болезни нашего времени, от которой страдает все больше людей, особенно на Украине.

«Везде будут бедствия, наводнения, землетрясения, а в нашем городе и окрестностях горя не увидят», — предсказывал батюшка Феодосий. Когда в Минводы приезжали богомольцы, он говорил: «В Иерусалим приехали». В свете этих старческих слов особое значение приобретает библейское откровение о Горнем граде.

Священный город был основан в глубокой древности. Тайнозритель Иоанн называл его «возлюбленным городом» (Апок. 20:8): согласно пророчествам, именно в Иерусалим в конце времен будут сходиться скрывавшиеся в пустынях православные. Не потому ли и Царствие Небесное воспевают как Небесный Иерусалим?

Во все времена подвижники благочестия возводили ум к неизреченной красоте вышних обителей. Для них, сердцем укорененных в горних сферах, он был несомненной реальностью, поэтому уединенные места часто назывались именами святынь Православного Востока. Преподобный Серафим Саровский нарек окрестности своей пустыньки библейскими именами, создав прообраз Кущ Обетованных. Патриарх Никон выстроил в Подмосковье Новоиерусалимский монастырь, где также учредил свой Гефсиманский сад, Иордан, Голгофу. Вот и старец Феодосий молитвенно созерцал Горнее Небо, которое таинственно продолжается на земле.

Небесный Иерусалим — живая скиния, святилищ правой веры, где обитает Причина всего сущего, живущая в свете неприступном. Все ветхое совлечено — здесь торжествует все освящающее Солнце Правды.

Тайна Благодатного Огня

Символ таинственного общения неба с землей, Благодатный Огонь, по свидетельству святых отцов, впервые вспыхнул в славный миг Воскресения Христова, осияв Святое Ложе, где тридневно опочил Сказавший: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49).

Самые ранние упоминания о Благодатном Огне встречаются у святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. «Исполнен был Гроб света», — пишет святитель Григорий об апостоле Петре, узревшем благодатное сияние не только чувственными очами, но высоким апостольским умом. С тех пор под каждое Светлое Воскресение Гроб Господень озаряется Божественным сиянием.

Когда Иерусалим был захвачен крестоносцами, некоторые латинские епископы также пытались принимать Святой Огонь, но попытки остались безуспешными. Не сошел он и к армянскому клиру. Это право даровано лишь православным греческим архипастырям.

Низвести Благодатный Огонь в пределы нашего православного Отечества — не в этом ли призвание загадочного старца? Не потому ли он называл Кавказские Минеральные Воды вторым Иерусалимом, что здесь все годы лихолетья тайно теплилась Благодать от Гроба Господня?

Песньми обрадованными Духа Святаго прославим, Иже над Гробом Господним вещественне Огнь Благодатный возжигает от росы и паки же вещественне от Огня любве неизреченной Божией изливается, яко живая вода Богородичная из криницы святой. Темже, чудящеся таинству любвеобильному сему, воспоем Господу Богу своему с тобой, Феодосие: Аллилуиа.

Благодатный Огонь — указание на Голгофскую правду, ее неотмирность, спасительную силу, универсальность. Когда перед октябрьским мятежом страна Российская была готова взорваться в самоубийственном пожаре, старец Феодосий возжег у южных рубежей живое свидетельство Жертвы Христовой, которою держится мир. Таинственно это возымело силу, и вскоре миллионы верных пошли на заклание за Истину. В первые века на крови катакомбных христиан утвердилась вера, победившая всю Вселенную. Кровь христиан — семя, и Российские страстотерпцы в свой час станут основой возрождающегося Отечества. Мученичество две тысячи лет питает Неопалимую Купину Святого Православия, Россия XX века — не исключение. Также Благодатный Огонь — напоминание человеку о его первоначальной светоносной природе. О праведниках сказано, что в Царствии Небесном они просияют, как солнце (Мф. 13:43). К этому призван каждый христианин, не случайно Сам Господь сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). По учению преподобного Нила Мироточивого, души первозданных людей в Эдеме сияли радостью и блаженством. Святая Церковь в некоторых песнопениях также свидетельствует, что тела первых людей в раю исходили сиянием благодатного света. Праотец Адам до грехопадения был светел, утеряв же наследство небесное, утратил и этот дар.

Некоторые праведники были отмечены сиянием свыше, что явно видели другие люди. Отец пророка Илии Савах при рождении сына узрел крылатых мужей, которые пеленали младенца огнем и влагали в уста пламень огненный. Сила Божия, взявшая Илию на небо, явилась в виде огненной колесницы. Пророк Божий во плоти был восхищен туда, где обитают Небесные Силы, горящие любовью к Творцу.

Предание Русской Православной Церкви также знает случаи чудесного схождения небесного света, когда Господь воочию позволяет узреть то, что невидимо совершается каждую минуту. Когда преподобный Сергий Радонежский совершал литургию, пламя ходило по престолу, обвиваясь вокруг Святой Трапезы, как легкая чудесная пелена.

Самовозгорались лампадки и у преподобного Серафима, свидетелем чему был его ученик Михаил Мантуров. «И подумал я, что это батюшка лампадок-то не зажигает? Забыл, видно? — рассказывал он. — И вдруг, не успел я это подумать, смотрю: сперва по одной лампадной цепочке, а там и по цепочке другой лампады, откуда-то сверху стал, словно ленточкой, обвиваться голубоватенький огонек; обвился змейкой и зажег обе светильни. Я от страха не смел пошевельнуться. А батюшка и говорит: «Не убойся, Мишенька! Тому так и должно быть. Это Ангел Господень зажигает лампадки. Вот был бы ты девственник, — и тебе было бы открыто явление Ангела; но ты женат, и потому тебе Ангела видеть не можно». Не потому ли старец Феодосий и говорил про Саровского старца: «Это мой брат», что оба они были причастниками Божественного Огня?

Наша жизнь потому еще продолжается, что ее поддерживает огонь причастия, пламя молитв угодников Божиих, неустанно предстательствующих о нас. Господь не оставляет нас Своею милостию и, несмотря на недостоинство, не отнимает небесные дары. Летом 1994 года в храме Святого града, в приделе Ангела и в приделе Гроба Господня ощутимо проявилась Благодать. Матушка Русского Горненского монастыря так описывает эту великую радость: «Пятнадцатого июля с 14 до 15 я сама долго стояла в столбе света, Огня. Все кричали: «Повернись! Посмотри на голову! Свет, свет!» Но я не могла даже повернуться, потому что физические силы стали покидать меня... Душа моя углубилась, как бы вошла внутрь, состояние это можно было бы назвать тихой евангельской радостью. «Свете Тихий...» Обильное сошествие Благодати — это как бы напоминание: «Я с вами. Я здесь. Я укреплю вас...»1.

На Пасху 1992 года первым человеком на территории нашей страны, который принял Благодатный Огонь из рук патриарха Диодора I Иерусалимского и всея Палестины, был Высокопреосвященнейший Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский (ныне Владикавсказский), где сорок лет подвизался старец Феодосий, предрекший, что Ставрополье — второй Иерусалим.

1 Проявление Божией благодати // Русь Державная. 1994, № 7 (10). С. 3.

Радуйся; от негоже точатся исцеления. - student2.ru Столица края дословно переводится как город креста: от греческого слова «ставрос» — крест. В домостроительстве Святой Руси Ставрополь занимает особое место. На подъезде к городу, в станице Татарской, есть святая Богородичная криница — источник в честь иконы Казанской Божией Матери. Этот образ — родительское благословение старца Феодосия, с которым он совершил свое первое чудо. Источник был указан в середине XIX века безымянным Божьим странником казачке Елене Бабичевой. В прошлом веке святая криница представляла собой полукруглую каменную стену с нишами для икон. Дверь вела в грот, где рождался родник, ниже располагались дубовые купели. В церковные праздники на Татарке собирались многочисленные толпы, стелился дым благовонных кадил. Слава о цельбоносных свойствах источника распространилась по всей Ставропольской губернии и Кубани. Старец Феодосий посылал туда людей для исцеления, открыв, что жила этого родника берет начало в Иерусалиме.

Светоподательну воду из Святаго кладезя Богородична, иже на горе Татарстей, жилой Иерусалимской наименова, Феодосие. И, служителя Божия тя зря при Огне и воде Благодатных, вопием ти, таинниче Феодосие, сице: Радуйся, пламенем любве к Богу объятый; радуйся, яко Господь чрез тебя воду живую чудес источает.

Сегодня чудесная криница в запустении, но упругая струя подземной воды по-прежнему пробивается к солнцу там, где когда-то рождалась вера в чудо...

В Андреевском соборе города Ставрополя можно видеть сегодня две необычные иконы Божией Матери: «Росодательница» и «Неугасимая Лампада». «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое» — такой припев составил преподобный Амвросий Оптинский иконе «Спорительница хлебов».

Пречистая бережно прижимает к Себе Богомладенца, другою рукой держит у груди лампаду, которая горит и не сгорает. Икона написана художником Михаилом Головченко по откровению о Благодатном Огне, промыслительно осиявшем этот край. В руках Преблагословенной сгорает земное время. Оно торопит: сроки ужались, надо спешить. Если раньше меры масла у Гроба Господня хватало на целый год, то сегодня на полтора. По пророчеству Нила Мироточивого, скоро день будет вращаться как час, неделя — как день, месяц — как неделя, и год — как месяц. Время несется неотвратимым потоком. От нас требуется покаяние словом и делом, дабы душа паче снега убедилась (Пс. 50:9) и стала причастницей света Иерусалимского...

Наши рекомендации