Радуйся, по стопам христа бога грядущий.

Радуйся, Огнь Благодатный приемый;

Радуйся, пламенем любве к Богу объятый.

Радуйся, предстателю о нас пред Господом непостыдный;

Радуйся, Богородицы ублажателю неизбывный.

Радуйся, Святыя Церкве похвало неумолчная;

Радуйся, пастырю добрый, овцы Христовы собираяй.

Радуйся, преподобне Феодосие, Иерусалимский присноиерее.

Духовные чада рассказывают, что во время пребывания батюшки в Иерусалиме на поклонение святым местам приехали из станицы Платнировка мать с дочерью Татьяной. Близко общавшийся с соотечественниками, прозревающий духовные судьбы их, о. Феодосий благословил 14-летнюю девицу остаться на Святой Земле в монастыре.

1 Ф. Палеолог. Русские люди в Обетованной Земле... С. 189.

Возвращение на Афон

В 1879 году, в возрасте 38 лет, о. Феодосий возвращается в обитель, где начинал духовную жизнь. Во главе келлии Положения пояса Богоматери по-прежнему стоял игумен Иоанникий, проживший на Афоне 45 лет. За время иноческих и настоятельских трудов он устроил в разных местах Святой Горы шесть церквей и возобновил скит Святителя Василия Великого.

Сохранился духовный акт следующего содержания:

«По письменному приглашению достопочетных Выборных Старцев Священного Иверского Монастыря отправившись в подведомственную монастырю келлию /Честный Пояс/ почтенного Старца, русского уроженца, иеромонаха Иоанникия, двенадцатого декабря тысяча восемьсот девяносто седьмого года мы рукоположили в Св. Храме /Честный Пояс Божия Матери/ благодатию Всесвятаго Духа по церковному чину, согласно Божественным и Священным правилам Матери нашей Церкви и по предварительному письменному свидетельству и одобрению на возведение на такой сан Духовного его старца Иоанникия, — в чтецы, иподиаконы, диаконы и священники, русского уроженца, послушника названного старца, преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за таково[го] признаваемого. А так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то посему даем ему позволение исповедывать помыслы желающих приступить к исповеди и как с духовным смотрением устроять покаяние и спасение их, соразмерно силе каждого; и возводимых в сан священства он обязан испытывать и исследовать обстоятельно, как того требует Апостольский и Соборный Закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи с испытанием их и быть их восприемником. В удостоверение действительности его священства выдали мы настоящее свидетельство ему, упомянутому иеромонаху Феодосию. На Святой Афонской Горе 14 декабря 1897. Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский»1.

радуйся, по стопам христа бога грядущий. - student2.ru В 1901 году игумен Иоанникий отошел ко Господу. Особенность Афонских келлий состояла в том, что они переходили по завещанию к ученикам старцев, и о. Феодосий по преемственному праву наследует управление обителью, как сотаинник новопреставленного, руководимый им от юности.

В путеводителе по Святой Горе от 1905 года сказано: «Нынешний настоятель иер[омонах] Феодосий уроженец Пермской губ[ернии], на Афон прибыл более двадцати лет тому назад, где и живет безвыездно в обители Положения пояса Богоматери, здесь же он принял и постриг и в настоящее время настоятельствует»2. Ниже упоминается Константинопольское подворье «Русский странноприимный дом Положения пояса Богоматери»: «Управляется подворье наместником обители иер[омонахом] Петром, живущим на Афоне более восемнадцати лет»3. К началу века подворье служит больше для остановки духовных лиц.

Однако отец Феодосий тяготился хлопотными обязанностями настоятеля и вскоре сложил их с себя. Он возвращается в Иерусалим, где принимает схиму с наречением того же имени, а во главе обители Положения пояса Богоматери встал иеромонах Петр, управлявший ранее подворьем в Царьграде4.

1 Этот документ (перевод с греческого) получен автором в благочинии Кавказских Минеральных Вод в марте 1997 года.

2 А. А. Павловский. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 141. Имя иеромонаха Феодосия, как настоятеля' русской келлии Положения пояса Богоматери, указано также в фундаментальном труде Варсонофия (Судакова), епископа Саранского и Мордовского, «Афон в жизни Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX вв.». Саранск, 1995. Т. 3. С. 143.

3 А. А. Павловский. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. С. 142.

4 А. А. Павловский. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Нижний Новгород, 1907. Ч. II. По Афону (описание русских обителей) и сведения для путешествующих в Иерусалим. С. 83.

радуйся, по стопам христа бога грядущий. - student2.ru Сохранилась фотография, где из руки отца Феодосия исходит сияние.

Предание гласит, что в начале века поклониться Царю царствующих и Господу господствующих прибыл в Иерусалим отставной генерал, помещик из станицы Платнировка. Познакомившись с отцом Феодосием, он взял на себя хлопоты по его возвращению на Родину и вскоре получил разрешение на выезд старца в пределы Российские.

С документом, выданным в обители Положения пояса Богоматери, отец Феодосий приехал в Россию, предъявляя его везде как удостоверение личности. Вместе с ним вернулась духовная дочь инокиня Татиана.

В первый раз этот документ заверен 10 июля 1901 года. Российский генеральный консул в Константинополе подтвердил подпись Вселенского патриарха Иоакима, удостоверившего, что акт составлен по законам и обычаям, действующим в Турции.

Вселенский патриарх Иоаким III патриаршествовал в 1878-1884 годах, затем удалился на покой и четырнадцать лет прожил на Афоне в собственной келлии близ Иверского монастыря. Он снискал уважение иноков за силу духа, благородный характер. Современникам напоминал подвижников древности. В возрасте 67 лет именитый отшельник Афона вновь был избран на Вселенский престол. Очевидно, он был знаком с отцом Феодосием, также подвизавшимся при Иверском монастыре, и засвидетельствовал документ о его священстве.

Северный Кавказ

Место, куда прибыл отец Феодосий по возвращении из-за границы, не менее знаменательно, чем Афон и Иерусалим. Когда по Вознесении Господнем ученики и Пречистая Матерь пребывали в Сионской горнице, апостолы бросили жребий, кому где проповедовать. Царице Небесной досталась Иверская земля, вошедшая позднее в состав Российского государства. Она тотчас хотела ехать туда, но Ангел остановил Ее: «Не отлучайся теперь из Иерусалима». Так Кавказские пределы стали уделом Владычицы, пославшей вместо себя на проповедь равноапостольную Нину. Не случайно другая уцелевшая часть пояса Богоматери хранится в Грузии, в церкви города Зугдиди.

Северокавказская земля — Ставрополье, Пятигорье, Кубань, Черноморское побережье — одна из древнейших колыбелей Православия. Древние осетины, калмыки, кабардинцы исповедовали веру в Распятого уже в первых веках нашей эры, о чем свидетельствуют уцелевшие в отдаленных районах остатки христианских памятников. Эти младенчествующие народы были оглашены апостольской проповедью задолго до Крещения Руси. Слово Божие возвещали здесь Андрей Первозванный и Симон Кананит. На Кавказе ими возжжен спасительный очаг Православия.

В Черноморскую колонию сослан опальный Иоанн Златоуст, который опочил недалеко от Сухуми, освятив эту землю гробом своим. Несколько столетий христианство пробивало себе дорогу в глухих ущельях, и ученики апостолов через горные скалы устремлялись в степи Южной России. Предков нынешних аланов крестил греческий миссионер Евфимий. Здесь замучен и погребен мученик Василиск. Преподобные Кирилл и Мефодий в IX веке по дороге в Хазарский каганат также огласили проповедью разноплеменную кавказскую паству.

Греческое влияние сменяется влиянием Русской Православной Церкви. После Крещения Руси на юге образовалось славянское княжество Тмутаракань. Не поладив с князем Киевским, игумен Никон покинул веси Печерские и удалился в Тамань, где основал первый монастырь. Десять лет распространял он здесь среди местного населения свет веры Христовой.

Вследствие борьбы креста с полумесяцем непокорные христиане-аланы были вытеснены в горы. Народ захлестнула мусульманская вера, но среди осетин долго сохранялись полуосознанные предания о Христе, Ангелах, Божией Матери, которая, как и встарь, блюдет Свой первый удел.

Осененная благословением Пречистой, Святая Гора Афон также связана с Северным Кавказом бесчисленными благодатными узами. Знак Покрова Царицы Небесной над этой землей — явление двух чудотворных списков Портаитиссы, которая, по преданию, охраняет врата мира от грядущего антихриста. Это — древняя Моздокско-Иверская икона (святитель Игнатий Брянчанинов назвал ее «Апостолом горских жителей») и написанная на Афоне, прославившаяся многими знамениями Вратарница — храмовый образ Успенского собора города Ставрополя. Слава этих икон проникла как на север, в земли Войска Донского, так и через скалистые хребты в единоверную Грузию. Христолюбивое казачье воинство юга России крепло под честным омофором Благой Портаитиссы.

В середине XIX века, когда образовалась Кавказская епархия, афонцы стали основателями в этом крае многих монастырей и пустынь. Монах Дезидерий основал в Абхазии Новоафонский монастырь. Архимандрит Мартирий стал устроителем Свято-Михайловской Афонской Закубанской пустыни, афонский иеромонах Серафим - Александро-Афонской Зеленчукской пустыни. В 1902 году в Пятигорье, у подножия горы Бештау, самой высокой и величественной на территории района Кавказских Минеральных Вод, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского святогорские иноки основали Второафонский Успенский скит.

Сюда Благая Вратарница и привела иеросхимонаха Феодосия, причастника благодати первого и второго Ее уделов, дабы свершать через него дело спасения этой многострадальной земли. Незримая миру молитва старца укрывала Родину от бед и напастей, смягчала праведный гнев Божий. Так на небосводе Российской Церкви зажглась новая духоносная звезда, в те годы не явленная никому, кроме Отца Небесного.

Старец привез с собой таинственные святыньки, которые вызвали лютую ярость демонов. Впоследствии, когда отец Феодосий примет подвиг юродства, он часто будет говорить о себе (так понимали его слова духовные чада) в третьем лице: «Мой дяденька». «Мой дяденька шестьдесят лет служил у Гроба Господня в Иерусалиме, — передает слова старца его духовная дочь Антонина Порфирьевна Донченко. — А потом Мамочка Боженькина велела ему возвращаться домой, в Россию. Он уносил с собой святыни, а бесы гнались за ним по пятам, хотели отнять».

Вопреки проискам супротивного, Иерусалимские святыньки доставлены на Землю Русскую. Пока они сохраняются здесь, южные рубежи Православного Отечества надежно защищены.

Возсиявый трикратно: на Афонстей Горе, во Иерусалиме и Царьграде, — в России троической веры светильник явился еси. Мы же, пришедше возрадоватися в свещении твоем, вопием ти, богокрасне Феодосие, сице:

Радуйся, Промысла Вседержнтелева тишайший послушниче;

Наши рекомендации