Ангелов Творец Ангельское житие уготовал ти от чрева матерняго, егда явил тя, рождшегося в камилавке монашеской: да будеши, богоблаженне Феодосие, молитвенником ко Господу и Богородице за весь мир.
Господь сподобил мальчика благодатных дарований. С малых лет ребенок воспылал пламенной любовью к Богу. Памятуя слова повивальной бабки, в семье его называли батюшкой. Маленький Федя удалялся в лес, где стоял большой камень, самостоятельно залезал на него и молился. Однажды ему был глас: «Камень, на котором ты молишься, называется Раев».
Разум недоразумеваемый даровал ти Господь, Феодосие, иже на Раевом камени со младенчества молитися Богу навык.
Как-то семья собралась за столом. Из красного угла вылетел голубь и сел мальчику на руку. Дитя подняло птицу на ладошке. Она вспорхнула, описала круг и скрылась за иконами. Чудо было подобно явлению в Киеве при строительстве Великой Лаврской церкви, когда из уст Спасителя вылетела белоснежная птица и закружилась под сводами, как знак, что Святый Дух пребывает в церкви Печерской.
Видим тя, богоносче Феодосие, яко новаго Иоанна Предтечу: той играньми приветствовал из чрева Елисаветина Христа Бога, во чреве Мариине упасшася, ты же, егда младенец бе, взыграся радощами о Дусе Святе, телесне, в виде голубине, явльшемся, и руце младенческия на его пречистую главу возложи. Мы же, грешнии, познав богоизбрание сие, вопием Господу Богу нашему в горнем восторге и со трепетом: Аллилуиа.
Народное предание утверждает, что в совсем еще юном возрасте, движимый Духом Святым, Федор необычным образом покинул свой дом и морским путем прибыл с богомольцами на Афон.
Такие случаи бывали на Святой Горе. Настоятель Благовещенской келлии грек о. Георгий Хаджи, с детства получив основы веры от тетки-монахини, возжелал избежать многомятежного мира и посвятить себя Богу. Однажды, когда он молился, Царица Небесная вышла к нему из иконы: «Чего ты хочешь?» — «Хочу спастись». — «Иди на пристань, там увидишь монаха, поезжай с ним на Афон», — повелела Преблагословенная. Георгий исполнил. Нашел монаха, поведал ему свое видение, но тот не согласился взять его, ссылаясь на его молодые лета. Старцы, проявляя разумную предосторожность, запрещали подвизаться на Афоне юным подвижникам. Считалось, человек прежде должен себя проверить.
Однако Георгий не сдался, нашел судно, обратился к капитану. «Скажи, что ты сирота, он поневоле возьмет тебя», — посоветовал тот. Юноша так и поступил. Прибыв на Афон, стал проситься в монастырь. Его долго не хотели принимать и лишь благодаря просьбам братии дали послушание повара1.
Согласно преданию, Федор Кашин подошел к вратам обители Положения пояса Богоматери, сказал, что он сирота, и попросил разрешения войти: «Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду все вам делать». Игумен весьма удивился, но, прозрев духовными очами Промысел Божий, впустил мальчика и устроил его на жительство.
Несмотря на запрет принимать молодых, всегда находились ревнители благочестия, которые от юных лет имели крепчайшее желание работать Господу, подвизаясь на Афоне. Так, преподобный Павел, который впоследствии устроил на Святой Горе два монастыря, будучи царским сыном, возымел желание принять монашество еще безбородым. Когда собор Афонских старцев разъяснил ему, что по уставу Отцов на Святой Горе не могут пребывать люди, у которых гребень еще не удерживается в бороде, святой Павел взял гребень и с силой вонзил его себе в голый подбородок. Хлынула кровь, но гребень удержался. Изумленные старцы снизошли к желанию юноши, и он остался2.
При жизни получив в Свой второй удел гору Афонскую, Божия Матерь благословила ее для монашествующих. С тех пор все иноки пребывают здесь под покровительством Преблагословенной. Когда пала греческая Византийская империя, Святогорье устояло. Оно доныне остается непоколебимым оплотом Православия.
Один из путешественников справедливо заметил, что история Афона — как бы летопись жительства на земле Царицы Небесной. В каждом монастыре благоговейно сохраняется какая-либо чудотворная икона или предание о видимом предстательстве Честнейшей, а также святыни, связанные с земной жизнью Девы Марии: риза Богоматери, пояс Ее.
В IX веке Зоя, супруга византийского императора Льва Мудрого, получила откровение, что исцелится от пояса Пречистой. Святыню извлекли из ковчега, возложили на болящую, мучимую духом зла, и враг тотчас оставил ее. Церковь вспоминает это чудо 31 августа / 13 сентября, в день Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Значительная часть пояса Богоматери сегодня находится на Афоне. Пояс похож на сложенный вместе диаконский орарь, где нижняя часть совершенно ветхая. На ткани проглядывается полустертый лик Приснодевы.
1 Священник И. Ходоровский. Великий подвижник горы Афонской сх[имонах] Хаджи-Георгий и ученик его схимонах Парфений. Нижний Новгород, 1909. С. 10-11.
2 Священник И. Ходоровский. С. 5-6.
Русская обитель Положения пояса Богоматери Иверского монастыря на Афоне
Русская обитель Положения пояса Богоматери подчиняется Иверскому монастырю. Иверский монастырь — греческий, здесь хранится Иверская икона Божией Матери — знаменитая Вратарница, по-гречески Портаитисса. Название произошло от первых насельников обители, грузин, выходцев из Иверии, первого удела Божий Матери.
История русской келейной обители Положения пояса Богоматери уходит в незапамятные времена. Когда-то здесь жили три инока-безмолвника. В XIV веке преподобный Григорий Синаит, его ученик Константинопольский патриарх Каллист I и святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, устроили здесь монастырь, который при переворотах был разгромлен. Позднее монастырь возобновили как скит, но и скит постигла та же участь. После всех разрушений остались три келлии с церквами. Одна из них, окруженная маслинами и виноградниками, стала обителью Положения пояса. Сначала она принадлежала грекам, но в конце XVIII века передана в достояние русским.
Афонская келлия — не совсем то, что в России, где келлией называется комната одного отшельника. На Афоне такая комната называется кавья. Келлия на Святой Горе — такой же общежительный монастырь, хотя с меньшим числом братии, управляемый старцами-настоятелями. Это целый дом с церковью, одной или двумя, со всеми хозяйственными пристройками. Келлии без храмов называются каливами. Келлии не имеют собственных наделов земли и платят небольшую дань монастырю, на участке которого расположены. Иногда келлии называются мондрионами, что значит малая пустынная киновия — обитель.
Келлия Положения пояса Богоматери устроена по склону горы в форме четырехугольника с небольшим внутренним двором. Наверху в двухэтажном корпусе помещалась церковь Положения пояса Богоматери, в нижнем этаже — храм Святого Александра Невского. Среди святынь обители особенно почитались старинные иконы Казанская и Иверская, сохранившиеся еще со скитских времен.
В этой обители Федор возрастал в духе и истине. Игумен взял его к себе в келейники. Юный послушник был добросовестен, духовно сосредоточен, разговаривал лишь в случае крайней необходимости, содержа в уме молитву Иисусову. Разъяренный смирением отрока, враг воздвиг на него гонение. Монахи притесняли Федора, но тот молча молился за обижающих его. Так он вступил на тернистую тропу подвига. Во время испытаний Господь помогал ему, однажды Пресвятая Богородица и Архангел Михаил чудесно спасли юношу от неминуемой гибели.