Огласительное поучение семнадцатое
К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления, в котором предлагается продолжение учения о Святом Духе, и на слова из первого послания к Коринфянам: «овому Духом дается слово премудрости», и проч. (1 Кор. 12:8).
1. В прежнем поучении мы, сколько могли, предложили любви вашей, слушатели, некоторую часть свидетельств о Св. Духе: теперь, по воле Божией, приведем еще, сколько можно будет, оставшиеся свидетельства из Нового Завета. Прежде, дабы не отягчить вашего слуха, я остановил ревность вашу (ибо словом о Святом Духе никогда насытиться не можно): ныне предложим некоторую часть того, что осталось сказать. Я чистосердечно признаюсь ныне, что немощь наша не может вместить всего, сказанного о сем в Писании, впрочем, и теперь не буду прибегать, к человеческому мудрованию, ибо это бесполезно; предложу токмо то, что содержится в Св. Писании, ибо сие совершенно безопасно, по словам святого Апостола Павла, который говорит: «яже и глаголем не в наученых человеческия премудрости словесех, но в наученых Духа Святаго, духовная духовными сразсуждающе» (1 Кор. 2:13). Мы подобно путешествующим или плывущим поступаем, которые, имея одну цель в дальнем пути своем, хотя с усердием поспешают достигнуть оной; однако же, по причине немощи человеческой, обыкновенно останавливаются для отдохновения в известных городах или пристанях.
2. Хотя рассуждения наши о Святом Духе разделяем мы, но Он Сам неразделим и есть один и тот же. Ибо как в беседах наших об Отце, иногда предлагаемо было учение о Его единовластительстве иногда о том, почему Он именуется Отцем, или Вседержителем, а иногда о том, что Он есть Творец всего, и между тем разделением поучений не разделялась вера: ибо и был и есть один конец благочестия. И как в беседах о Единородном Сыне Божием в одно время поучали мы о Его Божестве, а в другое предлагали учение о Его человечестве, и хотя разделяли учение о Господе нашем Иисусе Христе на многие рассуждения, однако же, проповедовали неразделяемую в Него веру: разным образом и ныне, разделяя поучения наши о Св. Духе, мы проповедуем нераздельную в Него веру. Ибо один есть и тот же Дух, разделяющий дарования в особенности каждому, как Ему угодно, но Сам пребывающий неразделимым. Ибо Утешитель не есть иной, различный от Духа Святого; но есть один и тот же, только различными именами называемый. Он имеет жизнь, самобытие; говорит, действует, и всех разумных существ, от Бога чрез Христа сотворенных, т. е. Ангелов и человеков, есть Освятитель.
3. Чтобы, по причине различных названий Духа Святого, некоторые по невежеству не подумали, что это суть различные духи, и что не один и тот же Дух, Который есть един: то, предостерегая тебя, Вселенская Церковь предала в исповедании веры веровать «во единаго Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго в Пророках»: дабы ты знал, что хотя и многие суть наименования, однако же, един есть Дух Святый. О сих то наименованиях, избрав некоторые из многих, теперь скажем.
4. Называется Он просто Духом, как ныне читано: «овому Духом дается слово премудрости» (1Кор. 12:8). Называется Духом истины, как говорит Спаситель: «егда же приидет Дух истины» (Ин. 16:13) Называется Утешителем, как сказал сей же Спаситель: «аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам»(Ин. 16:7). А что Он есть один и тот же, различными именами называемый, показывается ясно из следующего. Ибо о том, что Дух Святый есть то же, что и Утешитель, сказано: «Утешитель же Дух Святый» (Ин.14:26). Касательно же того, что Утешитель есть то же, что и Дух истины, сказано так: «и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины» (Ин.14:16). И еще: «егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины» (Ин. 15:26). Называется Он и Духом Божиим, как написано: «и видех Духа Божия сходяща» (Мф. 3:16): и в другом месте: «елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии» (Рим.8:14). Называется и Духом Отца, как говорит Спаситель: «не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Мф. 10:20); и Павел опять: «сего ради преклоняю колена моя ко Отцу», и проч. «да даст вам утвердитися Духом Его» (Еф. 3:14-16). Называется и Духом Господа, как сказал Петр: «что яко согласистася искусити Духа Господня» (Деян. 5:9)? Называется также Духом Божиим, и тут же Христовым, как пишет Павел: «вы же несте во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас: аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов», (Рим.8:9). Называется и Духом Сына Божия, как сказано: «понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего». Называется в особенности Духом Христовым, как написано: «в каково или в кое время являше в них Дух Христов»(1 Пет.1:11). И в другом месте: «вашею молитвою и поданием Духа Иисус Христова» (Флп. 1:19).
5. Кроме сих ты найдешь и другие многие наименования Духу Святому. Он называется Духом святыни, как написано: «по Духу святыни» (Рим.1:4).Называется и Духом сыноположения, как говорит Павел: «не приясте бо Духа работы в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о Нем же вопием: Авва Отче» (Рим. 8:15). Называется и Духом откровения, как написано: «да даст вам Духа премудрости и откровения в познание Его» (Еф. 1:17). Называется и Духом обетования, как говорит тот же Павел: «в Нем же и вы веровавше знаменастеся Духом обетования Святым» (Еф. 1:13). Называется и Духом благодати, как сей же самый опять говорит Апостол: «и Духа благодати укоривый». (Евр. 10:20). Он называется другими многими подобными именами. Ты ясно слышал еще в прежнем поучении, что Он в Псалмах иногда «благим» (Пс. 142:10), иногда «Владычним» (Пс. 50:14) именуется. А в пророчестве Исаии называется Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия», и Духом «страха Божия» (Ис. 11:2-3). Все же сие, что и прежде и теперь сказано, подтверждает, что хотя различные наименованы, но один и тот же Дух Святый, имеющий живот и самобытие и всегда вместе со Отцем и Сыном пребывающий; не устами и словом Отца или Сына изрекаемый или дышемый, ниже в воздухе разливаемый, но самолично существующий; Сам говорящий и действующий, устрояющий и освящающий, поелику нераздельно, совокупно, и едино спасительное о нас смотрение Отца, и Сына и Святого Духа, как и прежде сказали мы. Ибо я хочу, чтобы вы помнили недавно сказанное мною и совершенно знали, что не иной в законе и Пророках, а другой в Евангелии и Апостолах, но один и тот же есть Дух Святый в Ветхом и Новом Завете, изрекавший Божественное Писание.
6. Сей самый Дух Святый сошел на Святую Деву Марию. Ибо когда Христос Единородный должен был родиться, сила Вышнего осенила Ее и Дух Святый, нашедший на Нее, освятил Ее, дабы возможно было Ей приять Того, чрез Которого все произошло. Не нужно мне говорить о сем много, чтобы научить тебя, что нескверно и чисто сие рождение: ибо ты знаешь, что Гавриил говорил Ей, я провозвещаю Тебе то, что имеет быть, но не действую в сем; хотя и Архангел, но знаю должность свою, и возвещаю Тебе радость; а как имеешь родить, сие зависит не от моего дарования. «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: тем же и рождаемое свято, наречется Сын Божий» (Лк. 1:35).
7. Сей Дух Святый действовал в Елисавете. Ибо не только Он бывает в девах, но приближается и к сочетавшимся с мужем, если брак будет по закону: «и исполнися Духа Свята Елисавет» (Лк. 1:40) и пророчествовала. И сия добрая раба говорила о Господе: «и откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»(Лк. 1:43)? Ублажала Ее Елисавета. Сим Святым Духом исполнившись Захария, отец Иоаннов, пророчествовал, сказывая о том, коль многие Единородный доставит блага, и о том, что Иоанн по крещению своему будет Предтечею Его. Сим Святым Духом быв извещен и Симеон праведный, «не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня» (Лк. 2:26), и приняв сего Христа на руки во храме, ясно о Нем свидетельствовал.
8. И Иоанн, исполненный Духа Святого еще во чреве матери своей, для того освящен Им, да крестит Господа; он сам не давал Духа, но проповедовал о Том, Который дает Духа. Ибо говорил он: «аз вы крещаю водою в покаяние, Грядый же по мне», и проч. «Той вы крестит Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Огнем, для чего это? Поскольку в виде огненных языков было сошествие Святого Духа, о Чем с радостью говорит Спаситель: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» (Лк. 12:49)?
9. Сей Дух Святый сошел, когда Господь крестился, дабы не была сокрыта слава Крещаемого, как Иоанн говорит: «но пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым» (Ин. 1:33). Но примечай, что говорит Евангелие: «отверзошася небеса» (Мф. 3:16). Отверзлись же по причине славы сходящего. «И се», говорит, «отверзошася Небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него», т. е. Он сходил Сам собою. Ибо должно было, как некоторые изъясняли, чтобы начатки и преимущественны действия Духа Святого, даруемого крещаемым, сообщены были человечеству Спасителя, Который дарует сию благодать. Сошел же Он в виде голубином может быть, как некоторые говорят, в соответствие изображавшей Его, чистой и незлобивой голубице, которая приносима была в жертву при молитвах о рождаемых детях и отпущении грехов. Так как гадательно предсказано было, что Христос сим точно очевидным образом откроет Себя. Ибо в песнях о Женихе возвещается и говорится: «очи Его яко голубицы на исполненшх вод» (Песн. 5:12).
10. Сию голубицу отчасти прообразовала, по мнению некоторых, голубица Ноева. Ибо как при нем посредством древа и воды совершилось для бывших с ним спасение, а вместе началось новое бытие, и голубица к вечеру возвратилась к нему с масличным листом: подобным образом, говорят сии толкователи, и Дух Святый сошел на истинного Ноя, виновника иного бытия, соединяющего во едино воли всех народов, кои были прообразуемы различными видами животных, бывших в ковчеге. Ибо по пришествии Его мысленные волки пасутся вместе с агнцами. Церковь Его имеет тельца и вола и льва вместе пасущихся, так как мы доселе видим, что Церковные учители руководствуют и научают земных правителей. Итак, сошла оная Духовная голубица во время Крещения, по изъявлению некоторых для того, дабы показать, что это Тот самый, Который чрез древо Крестное спасет верующих, и к вечеру чрез смерть свою имеет даровать спасение.
11. Но сие можно и иначе изъяснить: однако лучше послушаем и теперь, что говорить о Святом Духе Сам Спаситель. Он говорит: «аще кто не родится водою и Духом, не внидет в царство Божие» (Ин. 3:5). А что сия благодать от Отца, говорит Он: «кольми паче Отец, Иже с небесе, дает Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13). И что Богу должно кланяться духом, говорит: «но грядет час и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною, ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему. Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4:23-24). И еще: «аще ли Аз о Дусе Божии изгоню бесы», и проч. (Мф. 12:28), по сем вскоре: «сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком; а яже на Духа хула не отпустится» (Мф.12:31). Тут же: «иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему, а иже речет на Духа Святого, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий» (Мф.12:32). И в другом месте говорит: «и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его. Вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17). И опять говорит: «сия глаголах вам в вас сый. Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам» (Ин.14:26). И еще: «егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15:26). И в другом месте говорит Спаситель: «аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: и пришед Он обличит мир о гресе, и о правде, и о суде» (Ин. 16:7-8). И потом опять: «еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне»(Ин.16:12). «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать и грядущая возвестит вам» (Ин.16:13). «Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам» (Ин.16:14). «Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех вам, яко от Моею приимет и возвестит вам» (Ин.16:15). Я теперь предложил тебе свидетельства Самого Единородного, дабы ты не внимал словам человеческим.
12. Сего Святого Духа общение даровал Спаситель Апостолам, ибо написано: «и сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин. 20:22-23). Это вдохновение второе, поелику первое потеряно от произвольных грехов (Быт. 2:7). О сем втором написано: «взыде вдыхаяй в лице твое, и отъемляй тя от оскорбления» (Наум 2:1).«Взыде», откуда? Из ада. Ибо Евангелие повествует, что сие Его дуновение было по Воскресении. И хотя теперь сообщает благодать, но еще хочет дать большее, и говорит Апостолам: Я готов сообщить и теперь, но еще не можете принять. Примите пока благодать в той мере как вместить можете; впрочем ожидайте и большего. «Вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше» (Лк. 24:49). Ныне примите несколько, тогда получите вполне. Ибо часто случается, что приемлющий несовершенно пользуется данным ему: но облекающийся покрывается одеждою со всех сторон. Не страшитесь, говорит Он, оружий диавола и стрел его; ибо иметь будете силу Святого Духа. (Помните недавно сказанное, что Дух Святый не разделяется, но только благодать, чрез Него ниспосылаемая).
13. Итак, Иисус вознесся на небо и исполнил обещание. Он говорил ученикам: «Аз умолю Отца, и иною Утешителя даст вам» (Ин. 14:16). Они пребывали во Иерусалиме, ожидая сошествия Духа Святого: и «при наступлении дня Пятидесятницы» (Деян. 2:1), в сем граде Иерусалиме (сие преимущество имеем мы, блага, о которых говорим мы, не инде где-либо ниспосланы, а у нас дарованы). В день говорю, Пятидесятницы, когда они были вместе, сошел с неба Утешитель, хранящий и освящающий Церковь, промышляющий о душах, кормчий обуреваемых, просвещающий заблуждших, награждающий подвижников и венчающий победителей.
14. Сошел же для того, чтобы облечь силою и чтобы крестить Апостолов. Ибо говорит Господь: «вы имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех» (Деян. 1:3). Не частная сия благодать, но совершенная сила. Ибо как погружающийся в водах и крещающийся со всех сторон окружен бывает водами: так и Апостолы Духом Святым крестились совершенно. Но вода внешность омывает, Дух же Святый крещает все внутреннее души, и почто удивляешься? Вот тебе чувственный пример, который хотя мал и неважен, но полезен для простых людей: ежели огнь проникая твердость железа, все оное делает огненным, так что холодное бывает горячим и черное делается светлым: ежели (говорю) огонь, будучи телом, входить в «тело» железа и там беспрепятственно совершает свое действие: то что удивляться, если Дух Святый входить в самую внутренность души?
15. Но дабы величие сходящей таковой благодати не было сокровенно, она, как небесная труба, восшумела: «бысть бо внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну» (Деян. 2:2). Что означало ее сошествие? Дабы и очи видели огненные языки, и уши слышали шум: «и исполни весь дом, идеже бяху седяще»(Деян. 2:2)? Дом оный сделался вместилищем Духовной воды. Ученики находились внутри и весь дом исполнился ею. Итак, по обетованию они крестились всем существом, облеклись душою и телом в Божественную и спасительную одежду: «и явишася им разделены языцы яко огненни, и седе на едином коегождо их, и исполнишася еси Духа Свята» (Деян. 2:3-4). Приняли они огнь не опаляющий, но спасительный; огнь, терние грехов истребляющий, а душу просвещающий. Сей огнь имеет ныне прийти и на вас, и терние грехов ваших пожечь и истребить; а драгоценное стяжание душ ваших еще более просветить и даровать вам благодать. Ибо ее даровал Он тогда и Апостолам. В виде же огненных языков ниспустился на них для того, чтобы посредством огненных языков увенчать главы их новыми духовными венцами. Пламенный меч заграждал прежде вход рая: Спасительный огненный язык возвратил благодать.
16. «И начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати»(Деян.2:4). Галилеанин Петр и Андрей то Персидским, то Мидским языком изъяснялись: Иоанн и прочие Апостолы на всех языках говорили пред язычниками. Ибо не ныне начали отовсюду собираться сюда во множестве чужестранные, но с тогдашних времен. Какой найдется учитель, который бы внезапно научил тому, что они не учившись узнали? Столько лет при руководстве грамматики и при других способах учатся Греческому языку, чтобы хорошо говорить на нем, и между тем не все равно говорят: Ритор говорит хорошо, а Грамматик иногда и не хорошо, и знающий грамматику не знает науки, любомудрия. Но Дух Святый вдруг научает многим языкам, которых Апостолы во все предыдущее время не знали. Это истинно великая мудрость; это Божественная сила. Как можно сравнить долговременное их невежество с полным, многоразличным, необычайным, внезапно открывшимся действием языков?
17. Произошло смешение в слушавшем народе. Второе смешение, противоположное первому, злому Вавилонскому смешению: ибо в оном смешении языков было разделение воли, так как замысел был Богопротивный; а в сем утверждение и соединение мысли, так как целью здесь было благочестие. Чрез что отпадение, чрез то же и восстановление. Слышавшие удивлялись сему и говорили: «како мы слышим глаголющих их» (Деян. 2:6). Ни мало неудивительно, если вы знаете; ибо и Никодим не знал, как приходит Дух, и ему сказано: «Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши: но не веси откуду приходит» (Ин. 1:8). Равно и я не могу поведать вам, что такое Он в Существе своем.
18. «Инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть» (Деян. 2:13). Истину говорили, но с насмешкою. Вино поистине новое, благодать Нового Завета. Но сие новое вино из Духовного винограда, который много раз уже приносил плоды в Пророках, а в Новом Завете процвел совершенно. Ибо как вещественная виноградная лоза, всегда пребывая одинаковою, в известное время приносит новые плоды: так и сей Дух, пребывая всегда таковым, каков Он есть, и многократно действовавший в Пророках, ныне показал нечто новое и чудесное. Ибо сообщалась благодать и Отцам, но здесь преизобилует. Ибо там приобщились токмо Духа Святого, а здесь крестились оным совершенно.
19. Но Петр, который имел Духа Святого и знал, кого имеет в себе, говорит, «мужие иудейстии» (Деян. 2:14), которым известен Пророк Иоиль, но которые не разумеете, что написано у него: «не бо, якоже вы непщуете, сии пияни суть»(Деян. 2:15). Они упились, но не тем, что вы предполагаете, но тем, о чем написано: «упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости напоиши я» (Пс.35:9). Упились упоением трезвенным, умерщвляющим грех и оживотворяющим сердце, упоением противным упоению телесному: ибо сие производит забвение того, что было известно, а оное сообщает познание о вещах неизвестных. Упились, испив вина от Духовной лозы, которая говорит о себе: «Аз есмь лоза, вы же рождие» (Ин. 15:5). Ежели же вы мне не верите, то уразумейте истину слов моих из самого времени: «есть бо час третий дне» (Деян. 2:15). Ибо в третий час, по словам Марка, Распятый в третий час ныне ниспослал сию благодать. Ибо не иная благодать Распятого, а иная теперь действующего; но Тот, Который был распят и обещал, теперь исполняет обещание Свое. Если же хотите иметь свидетельство, то слушайте, говорит Петр: «си есть реченное Пророком Иоилем: и будет по сих, глаголет Господь, излию от Духа моего» (Иоил. 2:28). Чрез слово «излию» изображается обильное дарование: «не в меру бо Бог дает Духа. Отец любит Сына, и вся даде в руце Его» (Ин. 3:34-35). Он дал Ему власть давать и благодать Всесвятого Духа, кому Он благоволит. «Излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваша» (Деян. 2:17; Иоил. 2:28); и потом: «и на рабы моя, и на рабыни моя, во дни оны излию от Духа моего и прорекут»(Деян. 2:18. Иоил 2:29). Дух Святый не смотрит на лица: Он не ищет внешних преимуществ, но благочестия души; и богатые да не возносятся, и бедные да не унывают; приготовляй только всякий себя к принятию небесной благодати.
20. Много уже ныне сказано вам, и может быть утомился слух ваш: но еще больше оставлено, и поистине, чтобы изложить учение о Святом Духе, потребно третье, потребны многие поучения; но простите мне сие: ибо хотя по причине наступления Святого праздника Пасхи продлил я ныне мое слово, однако же всех свидетельств, которые бы надлежало предложить из Нового Завета, предложить я не мог; не приведены еще мною многие свидетельства из Деяний апостольских, где повествуется, как благодать Святого Духа действовала в Петре и во всех вместе Апостолах; не приведены также многие свидетельства из Посланий Соборных и Павловых четырнадцати Посланий: из всех сих Писаний, как с великого луга цветы, постараемся теперь собрать свидетельства по крайней мере не многие, чтобы воспомянуть об них.
21. Силою Святого Духа, изволением Отца и Сына «став Петр со единонадесятьми, и воздвиг глас свой» (Деян. 2:14), (так как сказано «возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму» (Ис. 40:9), духовною сетью своих слов уловил около трех тысяч душ: столь сильно благодать действовала во всех Апостолах, что те самые иудеи, которые распяли Христа, в столь многом числе уверовали, крестились во имя Христово и постоянно пребывали в учении Апостолов и в молитвах. Тою же потом силою Святого Духа Петр и Иоанн, когда входили во храм на молитву в девятый час дня, при красных вратах, именем Иисуса, исцелив хромого от рождения, имевшего четыредесять лет (Деян. 3:1-12). (да исполнится сказанное «тогда скочит хромый, яко елень» (Ис. 35:6); духовного учения мрежею уловили пять тысяч человек вдруг уверовавших; а заблудивших Князей народных и Первосвященников обличали не своею мудростью, ибо они были люди неученые и простые, но действием Духа Святого; ибо написано: «тогда Петр исполнився Духа Свята, рече к ним» (Деян. 4:8). И чрез двенадцать Апостолов благодать Святого Духа столь сильно действовала в веровавших, что у них, как сердце и душа была едина, так и употребление имений было общее; и поелику владельцы поместьев и домов с благоговением приносили цену за продаваемое имение, то между ними не было никого бедного. Когда же Анания и Сапфира дерзнули солгать Духу Святому, то восприяли достойную казнь.
22. «Руками же Апостольскими быша знамения и чудеса в людех многа»(Деян. 5:12). И толикая изливалась на Апостолов духовная благодать, что они были страшны, при всей своей кротости. «Ибо от прочих никтоже смеяше прилеплятися им, но величаху их людие» (Деян. 5:13); «прилагахуся же верующие Господеви, множество мужей же и жен» (Деян. 5:14). Улицы же наполнились больными, лежащими на постелях и кроватях, «да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них» (Деян. 5:15). «Схождашеся же множество от окрестных градов» во Святый сей «Иерусалим, приносяще недужныя и страждущия от дух нечистых, иже исцелевахуся вси» (Деян. 5:16) сею силою Святого Духа.
23. Также двенадцать Апостолов, быв ввержены Архиереями в темницу, когда чудесно изведены были из оной во время ночи Ангелом, и из храма приведены были к ним в судилище; то безбоязненно обличали их в своем к ним слове о Христе. Присовокупили к сему и то, что и Духа Святого «даде Бог повинующимся Ему» (Деян.5:32): и быв биты, «идяху радующеся (Деян.5:41) и не престаяху учаще и благовествующе Иисyса Христа» (Деян.5:42).
24. Не только же в двенадцати Апостолах благодать Святого Духа действовала, но и в первородных сынах бесплодной некогда Церкви сей, т.е. в семи диаконах. Ибо они избраны были, как написано: «исполнены Духа Свята и премудрости» (Деян. 6:3); достойный своего имени, Стефан, один из них, начаток мучеников, «муж исполненный веры и Духа Свята» (Деян. 6:5) «творяше знамения и чудеса велия в людех» (Деян. 6:8); а препирающихся с ними побеждал; «не можаху бо противустати премудрости и Духу, имже глаголаше» (Деян. 6:10). Будучи же оклеветан и приведен в судилище, сиял Ангельским светом:«воззревше бо нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его, яко лице Ангела»(Деян. 6:15). Когда же мудрым ответом обличил жестоковыйных иудеевь, людей с необрезанным сердцем и умами, всегда упорствовавших против Духа Святого: то узрел отверстые небеса, увидел Сына Человеческого стоящего одесную Бога, увидел не собственною силою, но, как говорит Божественное Писание, «сый исполнь Духа Свята, воззрев на небо, виде славу Божию, и Иисyса стояща одесную Бога» (Деян. 7:55).
25. Тою же силою Духа Святого и Филипп, именем Христовым, некогда во Граде Самарийском изгонял нечистых духов, которые исходили с великим воплем, исцелял расслабленных и хромых, и множество уверовавшего народа приводил ко Христу: а Петр и Иоанн, по прибытии своем, с молитвою и возложением рук сим веровавшим сообщали Духа Святого, Коего по справедливости недостойным почтен один Симон волхв: а никогда тот же Филипп, будучи позван на пути Ангелом Господним для обращения благоговейнейшего Ефиопского Евнуха, и от самого Духа ясно услышав: «приступи и прилепися колеснице сей» (Деян. 8:29), научил Ефиоплянина и препослал в Ефиопию проповедника Христова, как написано: «Ефиопия предварит руку свою к Богу» (Пс. 67:32), и быв взять Ангелом; проповедовал Евангелие в прочих городах.
26. Сим Святым Духом исполнился Павел после того, как был призван Господом нашим Иисусом Христом: свидетель сего есть благочестивый Ананния в Дамаске, говоривший к нему: «Господь Иисус, явлей ти ся на пути, имже шел еси, посла мя, яко да прозриши, и иполнишася Духа Свята» (Деян. 9:17). Сей Святый Дух тотчас воздействовал, слепотствующему очами Павлу даровал прозрение, а душу запечатлел своею благодатию, соделал его избранным орудием, да понесет имя явившегося ему Господа к Царям и сынам Израилевым, и бывшего никогда гонителя соделал проповедником и добрым рабом, ибо он все пространство от Иерусалима до Иллирии наполнил Евангельским учением, учил и в Риме, и по ревности своей прошел с проповедью даже до Испании, перенес бесчисленные труды и совершал знамения и чудеса. Но о нем теперь довольно.
27. Силою Святого Духа верховный Апостол и имеющий ключи Царства Небесного Петр в Лидде, что ныне Диосполь, исцелил расслабленного Энея, в Иоппии воскресил из мертвых добродетельную Тавифу; в верхней части дома в исступлении видел небо отверстое, и чрез сходящий оттуда сосуд, подобный плащанице, исполненный многоразличных и разнородных животных, ясно научился не почитать ни одного человека нечистым или скверным, хотя бы он был и Еллин, и когда Корнилием был призываем, от Того же Святого Духа ясно услышал: «се мужие ищут тя: но востав сниди, и иди с ними ничтоже разсуждая, яко Аз послах их» (Деян. 10:19-20). И чтобы ясно показать, что и язычники могут быть причастии благодати Святого Духа, то, когда Петр прибыл в Кесарию и учил о Христе, Писание говорит о Корнилие и находящихся с ним: «еще глаголющу Петру глаголы сия, нападе Дух Святый на вся слышаще слово» (Деян.10:44), так что и из обрезанных пришедшие с Петром удивлялись и ужасаясь говорили: «яко и на языки дар Святаго Духа изиямся» (Деян. 10:45).
28. И когда начала распространяться проповедь о Христе в Антиохии, славном городе Сирском, то отсюда послан был в нее Варнава, добрый споспешник, «муж благ, и исполнь Духа Свята и веры» (Деян. 11:24). Он, видя многую жатву верующих во Христа, из Тарса привел в Антиохию сподвижника Павла. И поелику множество народа в церкви научаемо и собираемо было, то «бысть первее нарещи во Антиохии ученики Христианы» (Деян. 11:26). Я полагаю, что сие давно предвозвещенное от Господа новое имя, дано верующим Духом Святым. Когда излилась от Бога на Антиохию большая благодать, то явились там Пророки и Учители, между прочими и Агав. «Служащим же Господеви и постящимся, рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их» (Деян. 13:2). И по возложении на них рук, они были посланы от Святого Духа. Итак, видно, что Дух Святый, Который говорит и посылает, есть живой, самосущий и действующий, как мы выше о сем сказали.
29. Сей Дух Святый вместе со Отцем и Сыном, постановив во вселенской Церкви Новый Завет, освободил нас от тяжкого законного бремени: я разумею здесь постановления о чистой и нечистой пище, о субботе и новомесячии, о обрезании, о кроплениях и жертвах; ибо все оные, будучи даны на время, имели «сень грядущих благ» (Евр. 10:1); при явлении самой вещи по справедливости, оставлены. Ибо когда по причине спора происшедшего от тех, которые утверждали, что должно обрезываться и соблюдать обряды Моисеевы, посланы были в Иерусалим Павел и Варнава; то находившиеся здесь Апостолы написанным посланием освободили всю вселенную от всего законного и прообразовательного. Впрочем они не присвояли себе право располагать столь важным делом, но в написанном Послании исповедуют: «изволися Духу Святому и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нужных сих: огребатися от идоложертвенных, и крове, и удавленины и блуда» (Деян. 15:28-29). Коим писанием ясно показали, что хотя оно писано было Апостолами – человеками, но действием Духа сделалось оно законом для вселенной, каковой закон принявши Варнава и Павел, сделали оный действительным во всем мире.
30. Продолжив доселе слово свое, я прошу у вас, возлюбленные, а наипаче у живущего в Павле Духа, прощения, ежели, по причине моей слабости и вашего, слушатели, утруждения, не мог всего сказать. Ибо могу ли я поведать, как должно, чудные деяния, силою Святого Духа, именим Христовым совершенные им в Кипре над Элимом волхвом, в Листре, где исцелил он хромого, в Киликии, Фригии, Галатии, Мисии и Македонии, или то, что произвел он в Филиппах; здесь разумею его проповедь и изгнание именем Христовым прорицательного духа, и во время ночи, после сотрясения темницы, спасение посредством крещения темничного стража со всем его домом; или то, что он сделал в Солуни, и среди Афин в Ареопаге произвела его проповедь, или то, как учил он и во всей Ахаии? Могу ли я, как должно, поведать действия, совершенные чрез Павла в Ефесе Духом Святым, Коего прежде не зная там обитающие познали посредством Павлова учения? Ибо когда Павел возложил руки, и когда сошел на них Дух Святый: они «глаголаху языки и пророчествоваху» (Деян. 19:6). Толикая в нем была благодать Духа Святого, что не только сам он прикосновением врачевал, но и от тела его взимаемые платки и полотенца исцеляли болезни и изгоняли злых духов; даже занимавшиеся чародеянием, «собравше книги своя, сожигаху пред всеми» (Деян. 19:19).
31. Не упоминаю о действии его в Троаде над Евтихом, которые во сне упав с третьего этажа вниз, поднят был мертвым и воскрешен Павлом. Умалчиваю и о беседовании его с Ефесскими пресвитерами, которых призвав в Милит, ясно им говорил: «яко Дух Святый по вся грады свидетельствует, глаголя, яко узы мене и скорби ждут» (Деян. 20:23); ибо чрез слова: «по вся грады», Павел ясно показал, что в каждом городе, производимые им чудеса, производимы были действием Святого Духа, манием Божественным и именем говорившего в нем Христа. Силою сего Святого Духа тот же Павел поспешно прибыл во Св. сей град Иерусалим. Хотя Агав предрек Духом, что с ним случится здесь: но он не преставал с дерзновением проповедовать о Христе. Будучи же приведен в Кесарию, среди судилища, то пред Феликсом, то пред Фистом правителем и Агриппою Царем Павел столь сильную имел от Святого Духа благодать премудрости, что даже сам Царь иудейский Агриппа сказал: «вмале мя препираеши Христианина быти» (Деян. 26:28). Тот же Дух Святый сохранил Павла от вреда, когда он угрызен был ехидною на острове Мелите, и совершил чрез него различные исцеления над недужными. Тот же Дух Святый наконец до царствующего Рима довел сего проповедника Христова, бывшего некогда гонителем, где он многих живущих иудеев убедил веровать во Христа; а противящимся ясно говорил; «добре Дух Святый глагола чрез Исаию Пророка глаголющаго ко отцем вашим» и проч. (Деян. 28:25).
32. А что Павел и все подобные ему Апостолы и прочие после них верущие в Отца и Сына и Святого Духа (Единосущного) исполнены были Духом Святым, для сего выслушай, что Павел ясно пишет в своих Посланиях: «и слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы» (1 Кор. 2:4); и в другом месте: «иже и запечатле нас» (2 Кор.1:22) «в сие истое Бог, и даде нам обручение Духа» (2 Кор.5:5). И еще: «воздвигий Иисyса из мертвых, оживотворит мертвенная ваша телеса живущим Духом Его в вас» (Рим. 8:11). Также в Послании к Тимофею: «доброе завещание соблюди Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1:14).
33. А что Дух Святый самосущен, и живет, и говорит, и предсказывает, о сем многократно мною сказано было прежде. И Павел ясно пишет к Тимофею: «Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры» (1 Тим.4:1); что мы видим в разделениях Церкви, бывших не токмо в прежние, но и в наши времена, так как заблуждение еретиков различно и многообразно. И в другом месте он же говорит: «яже во инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся Святым Его Апостолом и Пророком Духом Святым» и проч. (Еф. 3:3) И еще: «темже якоже глаголет Дух Святый» (Евр. 3:7). Также: «свидетельствует же нам и Дух Святый» (Евр. 10:15). И в другом месте взывает к вооруженным правдою, говоря: «и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий, всякою молитвою и молением» (Еф. 6:17-18). И также: «не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных» (Еф. 5:18-19). И еще: «благодать Господа Иисyса и любы Бога, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор.13:13).
34. Все сие и еще многое опущенное разумеющим представляет самосущую, освящающую и действующую силу Духа Святого. Ибо мне не достало бы для повествования времени, если бы я захотел предложить остальные о Святом Духе свидетельства из четырнадцати Посланий Апостола Павла, в которых он различно, достаточно и благочестиво учил о Нем. Впрочем сам Всемогущий Дух Святый да простит, что я по недостатку времени опустил, а вам, слушатели, да подаст совершеннейшее познание того, что опущено. Ибо прилежные из вас узнают сие из многократного чтения Божественного Писания, а сими двумя и прежде сказанными поучениями более утвердятся в вере во «Единаго Бога Отца Вседержителя, и в Господа нашего Иисyса Христа, Сына Его Единороднаго, и в Духа Святаго, Утешителя». Хотя речение и именование сие Духа в Божественном Писании приписывается всем трем лицам: ибо говорится об Отце: «Дух есть Бог» (Ин. 4:24), как написано в Евангелии от Иоанна; и о Сыне: «Дух лица нашего Христос Господь» (Плач. 4:20), как говорит Пророк Иеремия; и о Святом Духе: «утешитель же Дух Святый» (Ин. 14:26); как сказано: однако же учение веры благочестиво понимаемое отвергает Савеллиево заблуждение. Итак, возвратимся рассуждением к тому, что теперь мне нужно, и для вас полезно сказать.
35. Берегись, чтобы не приступить тебе к крещающим, подобно Симону, с лицемерием, сердцем своим не заботясь об истине. Наше дело засвидетельствовать, а твое утверждаться. Если стоишь в вере, блажен ты; если впал в неверие, то с сего времени оставь неверие и будь уверен. Во время крещения, когда приступишь к Епископам, или Пресвитерам или Диаконам (везде есть благодать и в селах, и в городах, в простых людях и в ученых, в рабах и свободных; ибо благодать не от человеков, но от Бога дается чрез человеков): приступай к крещающему, но приступая, не смотри на лице того, кого видишь, а держи в мыслях сего Святого Духа, о Котором ныне беседуем. Ибо Он готов з