Огласительное поучение тринадцатое

К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: «Распятаго и погребеннаго»; и также на слова Исаии: «Господи! кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?» и проч. «Яко овча на заколение ведеся» (Ис. 53:1, 7).

1. Всякое действие Христово составляет славу вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная сие, Павел говорит: «мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте» (Гал. 6:14) Христовом. Хотя чудесно было и то, что от рождения слепой в Силоаме прозрел (Ин. 9:7), но что сие значит в сравнении со слепыми всей вселенной? Велико и сверхъестественно то, что Лазарь четверодневный воскрес (Ин. 11:39, 44), но сия благодать им только ограничилась. Что же сие в сравнении с умерщвленными грехом во вселенной? Чудесно то, что пять хлебов с избытком напитали пять тысяч человек (Мф. 14:21), но что сие в сравнении с алчущими от неведения по всей вселенной. Чудесно то, что разрешена жена, связанная восемнадцать лет сатаною, но что сие в сравнении с нами, которые связаны узами грехов? А Крестный венец и ослепленных неведением просветил, и всех во власти греха находящихся освободил, и весь род человеческий искупил.

2. Не удивляйся тому, что мир весь искуплен, ибо Тот, Кто умер за него, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адамамог нанести смерть миру. Если же единого «прегрешением» (Рим. 5:17) смерть воцарилась в мире, то не паче ли правдою Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвив в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (Чис. 25:8), то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, неужели не может утолить гнева на людей (1 Тим. 2:6)?

3. Итак, да не стыдимся Креста Спасителева, но паче да хвалимся им. Ибо «слово Крестное иудеем» есть «соблазн» (1 Кор. 1:18), язычникам безумие, а нам спасение: «погибающим юродство, а спасаемым нам сила Божия есть» (там же). Ибо Умерший за нас не был простой человек, как сказано, но Сын Божий, Бог вочеловечившийся. Притом, если агнец при Моисее удалял погублявшего Ангела (Исх. 12:23), то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободит от грехов? (Ин. 1:29) Кровь бессловесного агнца приносила спасение, не паче ли спасет кровь Единородного? Если кто не верит силе Распятого, тот пусть спросит злых духов. Если кто не верит словам, то пусть поверит тому, что видит: многие распяты были во вселенной, но злые духи ни одного из них не устрашаются. Поскольку они за свои грехи умерли, а Иисус за грехи чужие, ибо «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его, иже укаряемь, противу не укаряше» (1 Петр. 2:22-23). Не Петр сие говорит, иначе можно бы было подозревать его в ласкательстве Учителю, но говорит Исаия, который телом тогда не был, но духом предузрел плотское Его пришествие (Ис. 53:9). И для чего мне одного пророка приводить ныне в свидетели? Вот свидетельство самого Пилата, который, осудив Его, сказал: «ни единыя вины обретаю в человеце сем» (Лк.23:14). Отдавая же Его, преданного ему, и умыв руки, сказал: «неповинен есмь от крове Праведного Сего» (Мф. 27:24). Есть и другой свидетель невинности Иисусовой – вошедший прежде всех в рай разбойник, который, укоряя находящегося с ним, говорит: «мы достойная по делом наю восприемлева. Сей же ни единаго зла сотвори» (Лк. 23:41), а я и ты подлежали осуждению.

4. Итак, истинно пострадал Иисус за всех людей, ибо не мечта Крест, не мечта и искупление. Если смерть была один призрак, то справедливы те, которые говорили: «помянухом, яко льстец он рече еще сый жив» (Мф. 27:63). Итак, страдание есть истинное, ибо истинно распят Он и мы не стыдимся сего, распят и не отрицаемся, но еще хвалюсь я, говоря о том. Да если бы и отрицать я стал, то обличила бы меня теперь сия Голгофа, близ которой ныне все мы находимся, обличило бы меня древо Крестное, которого части отсюда преданы всей вселенной. Исповедую Крест, поскольку знаю о воскресении. Ибо если бы Иисус остался распятым, я бы может быть не исповедал Его, может быть умолчал бы о сем вместе с моим Учителем. Но поскольку за Крестом последовало Воскресение, то я не стыжусь повествовать о нем.

5. Итак, Он распят, подобно всем будучи во плоти, но не за подобные грехи. Не за любостяжание поведен на смерть, ибо Он был Учителем нищеты, не за плотское вожделение осужден, ибо Сам Он ясно говорит: «иже аще воззришь на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею» (Мф. 5:28), не за дерзкий удар, или биение, ибо бьющему по ланите обращал Он и другую, не за презрение закона, ибо Он был исполнитель закона, не за поругание пророка, ибо Он Сам возвещаем был пророками, не за удержание платы, ибо Сам служил без платы и даром, не за грехи в словах, или в делах, или в мыслях, Он «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его, иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещате» (1 Петр. 2:22-23), не по неволе шел Он на страдание, но добровольно. Если бы кто и ныне стал Ему прекословить, говоря: «милосерд еси Ты, Господи», тому Он опять ответил бы: «иди за мною, сатано» (Мф. 16:22-23).

6. И хочешь ли ты увериться в том, что Он добровольно пошел на страдание? Другие умирают по неволе, или непредвиденно, а Он предсказал о Своем страдании: «се предается Сын Человеческий на пропятие» (Мф. 26:2). А знаешь ли, для чего не избежал смерти Человеколюбец? Для того, чтобы из-за грехов не погиб совершенно мир. «Се восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, и распят будет» (Мф. 20:18), и в другом месте: «утверди лице свое ити во Иерусалим» (Лк. 9:51). И хочешь ли познать точно, что Крест есть слава для Иисуса? Послушай не моих – Его собственных слов. Предавал Его Иуда, сделавшийся неблагодарным к Домовладыке, вскоре после того, как вышел от трапезы, после того, как пил чашу благословения, за спасительное питие пошел пролить праведную кровь: «ядый хлебы Его возвеличи на Него запинание» (Пс.40:10). Только что руки его принимали благословения, и тут же за сребро готовил он предательскую смерть. Хотя обличен был он и услышал слова: «ты рекл еси»(Мф. 26:25), однако же пошел. Потом, «глагола Иисус: прииде час, да прославится Сын Человеческий» (Ин. 12:23). Видишь, что Он в Кресте находит славу Свою? Не бесчестно для Исаии, что он распилен был, неужели бесчестно Христу умереть за мир? «Ныне прославися Сын Человческий» (Ин. 13:31). Это не то значит, что Он не имел славы и прежде – ибо прославлен был славою прежде сложения мира, Он, как Бог, прославляем был всегда, а ныне прославлен потому, что увенчан венцем терпения. Не по нужде оставил жизнь и не насильственно умерщвлен, послушай, что говорит Он: «область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю» (Ин. 10:18). По своей воле попускаю Я врагам Моим, ибо если бы Я не хотел, не было бы сего. Итак, по произволению пошел Он на страдание, радуясь совершению дела, веселясь о венце, утешаясь человеческим спасением. Не стыдился Он Креста, ибо спасал им вселенную, потому что страждущий не был слабый человек, но Бог вочеловечившийся и подвигом терпения подвизающийся.

7. Но противоречат сему иудеи, всегда противоречить готовые, а к вере нерасположенные, почему и говорит ныне прочитанный пророк: «Господи! кто верова слуху нашему» (Ис. 53:1)? Персы веруют, а евреи не веруют. «Узрят, имже не возвестится о Нем, и иже не слышаша, уразумеют» (Ис. 52:15), а упражнявшиеся в сем отвергнут то, в чем упражнялись. Они противоречат нам и так говорят, неужели Господь страдает? Могут ли преодолеть Господа руки человеческие? Прочтите книгу Плача, ибо оплакивающий вас Иеремия, в плаче своем написал достойное плача, видел он погибель вашу, зрел отпадение, оплакивал тогдашний Иерусалим, ибо нынешний не нужно оплакивать, поскольку распял тот Христа, а нынешний Христу покланяется. Итак, оплакивающий пророк говорит: «дух лица нашего помазанный» (Христос) «Господь ят бысть в растлениях наших» (Плач. 4:20). Мой ли это вымысел? Вот пророк свидетельствует, что Христос Господь взят людьми. Что же отсюда произойдет? Скажи мне, пророк! И он говорит: «о Немже рехом, в сени Его поживем во языцех» (там же), гадательно, говорит он, что уже не в Израиле, но в народах находиться будет благодать жизни.

8. Но поскольку много слышим от них противоречий, то теперь при помощи ваших молитв, сколько позволит краткость времени, при содействии благодати Божией предложим немногие свидетельства о страдании. Ибо все, что относится ко Христу, написано, и нет ничего сомнительного, потому что ничего нет без свидетельства. Все написано в пророческих книгах, не на досках каменных, но написано ясно Духом Святым. Итак, когда слышишь ты слова Евангелия об Иуде, то не должен ли иметь свидетельства на них? Слышал ты, что (Христос) прободен копием в ребро, не должен ли узнать, не написано ли и о сем (Ин. 19:34)? Слышал, что распят Он в саду, не должен ли узнать, не написано ли и о сем (Ин.19:41)? Слышал, что Он продан за тридцать сребреников, не должен ли испытать, какой пророк сказал об этом (Мф. 26:15). Слышал, что Он напоен уксусом, испытай, где и о б этом написано (Мк. 15:36). Слышал, что в каменном гробе положено тело Его, и камень наложен на оный, не должен ли и об этом иметь свидетельство пророческое (Мф. 27:60). Слышал ты, что распят Он вместе с разбойниками, не должен ли узнать, не написано ли и об этом (Мф. 27:38)? Слышал, что Он погребен, не должен ли узнать, не написано ли точно и о погребении? Слышал, что Он воскрес, не должен ли узнать, не обманываем ли мы тебя, научая сему (Лк. 26:34). Ибо «слово» наше и «проповедь» наша «не в препретельных человеческия мудрости словесех» (1 Кор. 2:4), не утонченные мудрования предлагаем ныне на разрешение, не словами вооружаемся против слов, чтобы опровергнуть оные, «но проповедуем Христа распятаго» (1 Кор. 1:23) после того, как Он проповедан уже был прежде пророками. А ты, приняв свидетельства, напечатлей оные на сердце. Поскольку же их много, а времени остается уже немного, то выслушай теперь, сколько возможно, некоторые важнейшие из них, и, приняв их за основание, позаботься сам изыскать остальные. Ибо рука твоя должна быть не только простерта на принятие, но готова и на труд. Все дарует Бог, ибо «аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога» (Иак. 1:5) и получит. Он по молитвам нашим, да подаст и нам говорящим силы исполнять то делами, и вам слушающим уверовать.

9. Итак, будем искать свидетельств о страдании Христовом, ибо собрались мы не для того, чтобы сделать умозрительное изъяснение Писаний, но паче для того, чтобы увериться в том, чему уже верим. Свидетельства о пришествии Иисуса ты слышал прежде, равно и о том, что Он ходил по морю, ибо написано: «в мори пyтие Твои» (Пс. 76:20). И о различных исцелениях свидетельство слышал ты в другое время. Итак, я начинаю с того, откуда началось страдание. Предатель Его был Иуда, придя и став против Него, мирные слова говорил Ему, а враждебное дело готовил (Мф. 26:49). О сем-то говорит Псалмопевец: «друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа» (Пс. 37:12). И в другом месте: «умякнуша словеса их паче елеа и та суть стрелы» (Пс. 54:22). «Радуйся, Учителю!» (Мф. 26:49), а предает Учителя на смерть, не устыдился Того, Который увещевая говорил ему: «Иудо! лобзанием ли Сына Человеческаго предаеши» (Лк.22:48). Как бы так говорил Он ему: вспомни наименование твое, Иуда означает исповедание, ты сделал условие, взял по оному сребро, исповедуй сие не медля: «Боже! хвалы моея не премолчи, яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, и глаголаша на мя языком льстивым, и словесы ненавистными обыдоша мя» (Пс. 108:1-3). А что были при сем некоторые и из архиереев, и что пред вратами града был связан Он, это слышал ты прежде, если только помнишь изъяснение псалма, который говорит о времени том и месте, как возвратились они «на вечер» (Пс. 58:7), и взалкали, как псы и обошли град (Пс. 58:15).

10. Слушай и о тридцати сребрениках: «и реку к ним: аще добро пред вами есть, дадите мзду мою, или отрецытеся», и проч. (Зах. 11:12). Иную плату должны воздать вы Мне за исцеление слепых и хромых, иную однако же получаю Я. Вместо благодарности, принимаю Я бесчестие, вместо поклонения – обиды. Видишь, как предсказаны в Писании происшествия? И «поставиша мзду Мою тридесять сребреник» (Зах. 11:12). Какая точность у пророков! Коль велико и непогрешительно ведение Духа Святого! Не сказал, десять, ниже двадцать, но именно, тридцать, сколько их и было. Теперь скажи и о том, куда обращена цена сия? Получивший ее владеет ею, или отдает назад? И если отдал, то куда обращена она? Пророк говорит: «и приях тридесять сребреник, и вложих их в храм Господень в горнило» (Зах. 11:13). Сличи Евангелие с пророчеством; оно говорит: «Иуда раскаявся и поверг сребреники в Церкви, отъиде» (Мф. 27:3, 5).

11. Впрочем представляющееся мне здесь сомнение требует точного разрешения. Отвергающие пророков говорят, что Пророк говорит: «и вложих их в храм Господень в горнило» (Зах. 11:13), а Евангелие: «и даша я на село скудельниче» (Мф. 27:10). Как же то и другое может быть справедливо, о сем выслушай. Сии строгие иудеи, архиереи тогдашние, увидевши, что Иуда раскаялся, когда сказал: «согреших, предав кровь неповинную», говорят ему: «что есть нам? ты узриши» (Мф. 27:4). Неужели нет дела вам, которые распинаете? Тот, который получил плату за убийство и назад отдал, узрит, а вы убивающие не узрите? Потом говорят между собой: «не достойно есть вложити их в корвану, понеже цена крове есть» (Мф. 27:6). Из ваших уст исходит осуждение ваше. Если нечиста плата, нечисто и дело, а если поступаешь по справедливости распиная Христа, то для чего не принимаешь платы? Но нам нужно доказать, что нет разногласия, когда Евангелие говорит: «поле скудельниче», а пророк: «горнило». Не только художники золотых дел имеют горнило, и не одни занимающиеся медной работой имеют горнило, но и скудельники имеют скудельное горнило. Ибо для очищения мягкой и тучной, и нужной части земли от мелких камней, и для отделения от нее негодной грязи, сперва обливают глину в горниле водой, чтобы беспрепятственно обрабатывать сосуды. Чему же дивиться, если Евангелие говорит ясно: «поле скудельниче», а пророк предрек гадательно, так как в пророчестве по большей части говорится гадательно?

12. Связали Иисуса, и ввели во двор архиерея. Хочешь ли узнать и видеть, что и о сем написано? Исаия говорит: «горе душе их! зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведнаго, яко не потребен нам есть»(Ис. 3:9-10). И поистине, «горе душе их!» посмотрим, почему. Исаия был распилен, но после того исцелен народ. Иеремия ввержен в тинный ров, но излечена рана иудеев. Ибо она была не столь велика, потому что грех их был против человека. Но ныне поскольку не против человека, а против Бога вочеловечившегося согрешили иудеи, то «горе душе их! свяжем праведнаго». Но не мог ли, скажет кто-либо, разрешить Себя разрешивший от уз смертных четверодневного Лазаря (Ин. 11), и разрешивший Петра от железных уз темничных (Деян. 12:7). В готовности предстоят Ангелы, говоря: «расторгнем узы их» (Пс. 2:3), впрочем удерживаются от сего, потому что Владыка хочет сие терпеть. Потом приведен Он в судилище к старейшинам. Ты имеешь уже свидетельство на сие: «Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и с князи их» (Ис. 3:14).

13. Вопросив Его Архиерей и услышав истину, негодует, а злой раб наносить удар. И лицо, блистающее подобно солнцу, сносило удары от беззаконных рук, другие же, придя, плюют в лицо Тому, Кто брением исцелил слепого от рождения (Мф. 26:67). «Сия ли Господеви воздаете? сии люди бyии и немудрии»(Втор. 32:6)? Пророк, удивляясь сему, говорит: «Господи! кто верова слуху нашему» (Ис. 53:1)? Ибо дело невероятное – Бог единый, Сын Божий и сила Господня сие претерпевает. Впрочем, чтобы спасаемые не имели неверия, Дух Святой предварительно пишет о том от лица Христа, говорящего, ибо Тот же самый, Который тогда говорил, после явился: «плещи Моя дах на раны» (Ис. 50:6). Ибо Пилат, бив Его, предал на пропятие (Мк. 15:15). «И ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплевания» (Ис. 50:6); как бы так говорит Он, предвидя, что будут Меня бить, Я не отвращал ланиты Моей, ибо как бы Я стал воодушевлять учеников на смерть за истину, если бы Сам боялся того? Я говорил: «любяй душу свою, погубит ю» (Ин. 12:23). Если бы Я дорожил Своею жизнью, как бы стал учить сему, Сам не исполняя того, чему учил? Посему прежде Сам Он, будучи Бог, претерпел таковые страдания от людей, чтобы после того не стыдились мы для Него терпеть подобное от людей. Видишь, что и о сем ясно написали Пророки. Впрочем многие свидетельства Писания, по краткости времени оставляем мы, как я прежде сказал. Ибо если кто с точностью все будет изыскивать, то ни одно из Христовых деяний не остается без свидетельства.

14. Связанный пошел Он от Каиафы к Пилату (Ин. 18); не написано ли и о сем? «И связавше Его введоша в дар царю Иариму» (Ос. 10:6). Но возразит кто-либо из внимательных слушателей: Пилат – не был царь; итак, оставляя многие изыскания, спросим: как «связавшие Его, отведоша в дар царю Иариму?» Но прочти написанное в Евангелии: услышав Пилат, что Он из Галилеи, «посла Его к Ироду» (Лк. 23:7); а Ирод был тогда царем и находился в Иерyсалиме. Примечай же точность Пророческую. Посему в дар послан Он; «быста же друга Ирод же и Пилат в той день с собою, прежде бо беста вражду имуща» (Лк.23:12). Ибо Тому, Который хочет примирять небо с землею, прилично было первых примирить тех самых, которые Его осуждали: притом присутствовал здесь сам Господь, «изменяяй сердца Князей земных» (Иов.12:24). Видишь точность Пророков, и истину свидетельства.

15. Подивись судимому Господу; терпел Он, когда вели и влекли Его воины. Пилат, судящий Его, сидел, а Седящий одесную Отца, терпел стоя пред ним. Народ, освобожденный Им от земли Египетской, и многократно от других стран освобождаемый, вопиял на Него: «возми, возми, распни Его» (Ин. 19:15)? За что же, иудеи? За то ли, что слепых ваших исцелил? Или за то, что ноги хромых ваших уврачевал и другие оказал благодеяния? Так что пораженный ужасом Пророк, и о сем говорит: «на кого отверзаете уста ваша? и на кого изсунусте язык ваш» (Ис.57:4). И Сам Господь говорит у Пророков: «бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве, даде противу мене глас свой; сего ради возненавидех е»(Иер. 12:8). Не Я отвергся их, но она сами отверглись Меня. Посему тут же говорит: «оставих дом мой» (Иер. 12:7).

16. Будучи судим Я молчал, так что Пилат сострадал и говорил: не слышишь ли, «что сии ни Тя свидетельствуют» (Мф. 26:62)? Не потому, что знал он судимого, но устрашен был возвещенным сновидением жены. А Иисус молчал. Посему говорит Псалмопевец: «и бех яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения» (Пс. 37:15). И еще: «аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих» (Пс.37:14). О сем ты слышал и прежде, если только помнишь.

17. Воины, окружив Его, посмеиваются над Ним; Господь делается для них предметом смеха; и Владыка терпит посмеяние (Лк. 23:36); «видеша мя, покиваша главами своими» (Пс. 108:25): остается однако же при Нем образ царственной власти: посмеиваются над Ним, но преклоняют колена, и распинают Его воины, облекши впрочем сперва в порфиру и возложив венец на главу Его. Что нужды хотя и терновый? Всякий Царь провозглашается воинами: и Иисусу прообразовательно надлежало быть увенчану воинами. Посему-то и Священное Писание говорит в Песнях: «изыдите и видите дщери иерусалимския во венце, имже венча его мати его» (Песн. 3:11). И тайну составлял венец, ибо он доставлял свободу от грехов и освобождение от определенной за оные казни.

18. Адам принял осуждение: «проклята земля в делех твоих; терния и волчцы возрастит тебе» (Быт. 3:17-18). Иисус для того принимает терны, чтобы свободить от сего осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля, вместо проклятия, получила благословение. Тогда, как согрешили (Прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницею. Ибо намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (Мф. 21:19), не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: «да николиже от тебе плода кто вкусит» (Мк.11:14). Осуждение миновало, и так как Прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, ужели не знал того Иисус? Впрочем зная о сем, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях.

19. Коснувшись событий случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине прообразований, в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (Быт. 3:8). После полудня скрылись Прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (Лк. 23:43). Но скажет мне кто либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из Пророка; если из Пророка не приведешь об оном Пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: «аз же яко агня незлобивое, ведомое на заколение, не разумех ли» (Иер. 11:19)? Читай вопросительно, как я сказал. Ибо ужели не знает тот, который говорит: «весте, яко по двою дню Пасхабудет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие» (Мф. 26:2)? «Аз яко агня незлобивое ведомое на заколение, не разумех» ли (Иер. 11:19)? Какое агня? Иоанн Креститель объяснит, говоря: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29). «На Мя помыслиша помысл лукавый, глаголюще» (Иер. 11:19): знающий помышления ужели не знал того, что долженствовало случиться? Что же говорили они? «Приидите и вложим древо в хлеб Его». (Там же). Если Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: «приидите и вложим древо в хлеб Его, и истребим Его от земли живущих». (Там же). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? «Имя Его да не помянется ктому»: тщетен совет ваш; ибо «имя Его прежде солнца пребывает» (Пс. 71:17) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: «и будет живот Твой висящь пред очима Твоими, и убоишися во дни и в нощи, и не будеши веры яти житию Твоему»(Втор. 28:66). И недавно чтенное Писание говорит: «Господи! кто верова слуху нашему» (Ис.53:1)?

20. Сей образ представил Моисеи в распятом змие, чтобы уязвленный живым змием, взирая на медного змия, исцелен был верою (Чис. 21:9). Итак, если медный змий распятый спасал, то ужели воплощенный Сын Божий распятый не спасет? Жизнь всегда даруется чрез древо. Ибо во время Ноя посредством деревянного ковчега сохранена была жизнь; а при Моисей море, узревши образ жезла, убоялось ударившего по нем. Итак, Моисеев жезл имел силу; ужели бессилен Крест Спасителя? Я для краткости оставляю многие прообразования. Древо при Моисее усладило воду, и из ребра Иисусова вода истекла на древе.

21. Начало знамений Моисеевых кровь, и вода и то же самое было окончанием всех знамений Иисусовых. Прежде всего Моисей превратил реку в кровь (Исх. 7:17); а Иисус после всего испустил из ребра воду с кровью для двух, может быть, голосов: голоса Судии и голоса вопиющих; или для верующих и неверующих (Ин. 19:34). Ибо Пилат говорил: «неповинен есмь» (Мф. 27:24), и водою умывал руки; а вопиющие говорили: «кровь Его на нас» (Мф. 27:23). Итак, два вещества истекли из ребра: судье может быть вода, а вопиющим кровь. И еще иначе можно сие разуметь: для иудеев кровь, а для Христиан вода, ибо тем, как злоумышленникам, от крови осуждение: а тебе верующему ныне, посредством воды, спасение. Ибо ничего случайно не делалось. Толкователи Писания Отцы наши представили и другую причину на сие событие. Так как по Евангелию двоякую имеет силу Спасительное Крещение: одна даруется просвещаемым посредством воды, а другая в гонениях сообщается святым Мученикам посредством собственной крови их; то из Спасительного ребра истекла кровь и вода, которые утверждают благодать, когда исповедуют Христа во время просвещения и мученичества. Есть и другое изъяснение, касательно ребра: виновницею греха была жена, сотворенная из ребра: почему Иисус, пришедший даровать прощение грехов равно мужам и женам, прободен в ребро за жен, чтобы уничтожить грех.

22. Если кто будет искать, то найдет и другие изъяснения, но довольно и того, что сказано, как потому, что времени мало, так и потому, чтобы не наскучить слушателям; хотя и никогда не должно отягощаться слушающим об увенчанном Владыке, а особенно слушающим на сей всесвятой Голгофе. Ибо другие только слышат, а мы и видим и осязаем; никто не отягощайся. Вооружись против врагов самым Крестом. Победным знамением противу прекословящих поставь веру в Крест. Ибо когда станешь состязаться с неверными о Кресте Христовом, то сделай наперед рукою знамение Креста Христова, и прекословящий онемеет. Не устыдись исповедывать Крест: ибо Ангелы ставят себе в похвалу говорить: «знаем мы, кого ищете, Иисуса распятаго» (Мф. 28:5). Не мог ли Ангел сказать: знаю, кого ищете вы, моего Владыку? Но я, говорит он откровенно, знаю Распятого. Ибо Крест составляет венец, а не бесчестие.

23. Теперь обратимся к упомянутым нами Пророческим указаниям. Распят был Господь, ты имеешь на сие свидетельства. Видишь место Голгофы и как соглашающийся, взываешь с похвалою. Смотри, чтобы не отречься сего когда-либо во время гонения. Не только в мирное время увеселяйся Крестом но и во время гонения ту же имей веру в Него. Не будь другом Иисуса во время мира, а во время брани врагом Его. Ты получаешь теперь прощение грехов твоих и царские награды духовного Дара. Когда наступить война, мужественно подвизайся за Царя своего, Иисус, будучи без греха, распят за тебя: не распнешься ли и ты для Того, Который распят за тебя? Не дар даешь, ибо ты прежде получил от Него, но воздаешь за дар, воздавая должное тому. Который на Голгофе распят за тебя. Голгофа означает лобное место. И не пророчески ли кто-нибудь наименовал Голгофою то место, на котором истинная глава Христос претерпел Крест, как говорит Апостол: «иже есть образ Бога невидимаго», и не много после: «и Той есть глава телу церкве» (Кол. 1:15, 18)? В другом месте: «всякому мужу глава Христос есть» (1 Кор. 11:3);и еще: «иже есть глава всякому началу и власти» (Кол. 2:10). Сия глава пострадала на лобном месте. Как знаменательно сие Пророческое наименование? Кажется, самое имя убеждает тебя и говорит: не смотри на Распятого, как на простого человека; распятая глава есть глава всякой власти, глава, имеющая Отца. Ибо «глава мужу Христос, глава же Христу Бог» (1 Кор.11:3).

24. Итак, Христос за нас распят, быв судим в ночи, когда был холод, и потому разложены были горящие дрова. Распят Он в третий час: «от шестам же часа тьма бысть до девятого» (Мф. 27:40), а от девятого опять свет. Исследуем, не написано ли и о сем? Захария говорит на сие: «и будет в день он, не будет свет, но зима и мраз: и будет день един» (Зах. 14:6). Зима была, потому Петр грелся. «И день той знаемь будет Господеви» (Зах. 14:7). Что же? Других дней не знает Он? Много дней; но сей день есть день страдания Господня; день, который сотворил Господь. «И день той знаем будет Господеви, и не день и не нощь». Что за загадка, которую предлагает Пророк: день оный не есть ни день, ни нощь? Как же назовем его? Изъясняет Евангелие, повествуя о сем событии. Не был то день: ибо солнце не равно светило от восхода до захождения своего, но от часа шестого до часа девятого среди дня была тьма. Средину дня занимала тьма; а тьму Бог назвал ночью. Посему день оный не был ни день, ни ночь: ибо не во все продолжение его был свет, чтобы можно было назвать его днем; и не во все продолжение была тьма, чтобы назвать ночью: но после девятого часа взошло солнце. И о сем предсказал Пророк; ибо сказавши, «и не день и не нощь», присовокупил: «и при вечере будет свет» (Зах. 14:7). – Видишь точность Пророческую, видишь истину того, что написано.

25. Но ты хочешь узнать, в который именно час солнце померкло, в пятый, или в шестой, или в девятый? Скажи, Пророк, определенно упорным иудеям, когда престанет светить солнце? На сие говорит Пророк Амос: «и будет в той день, глаголет Господь Бог, зайдет солнце в полудне»: ибо от часа шестого была тьма, «и померкнет на земли в день свет» ((Ам. 8:9)). Какое это время, Пророк, и какой день? «И превращу праздники ваша в жалость» (Ам.8:10). А сие происшествие случилось в праздник опресноков, и во время празднования Пасхи. Далее потом говорит: «и положу его яко жалость любимаго, и сущия с ним, яко день болезни» (Ам.8:10). Тогда был день опресноков и праздник; между тем жены иудейския сокрушались и плакали, а скрывавшиеся Апостолы скорбели. Поистине, дивно сие пророчество!

26. Но кто-либо скажет: покажи мне и другой признак. Какой же может быть другой лучший признак касательно сего события? Иисус распят: Он имел на Себе одну нижнюю и одну верхнюю одежду: воины разделили верхнюю одежду, раздрав на четыре части; а нижняя не была раздрана: ибо будучи разодрана ни к чему не годилась бы. Потому воины кидают о ней жребий. Ту одежду делят, о сей кидают жребий. Не написано ли и о сем? Знают сие прилежные церковные Псалмопевцы; подражая Ангельскому воинству и всегда прославляя Бога, они удостаиваются петь на Голгофе и говорить: «разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий» (Пс. 21:19): «а жребий» сей был жребий воинов.

27. Также быв осужден пред Пилатом, Иисус облечен был в багряницу; ибо там «одеяша Его хламидою червленою» (Мф. 27:28). Не написано ли и о сем? Исаия говорит: «кто сей пришедый от Эдома, червлены ризы его от Восора» (Ис.63:1)? Кто сей, в знак бесчестия облеченный в червленую одежду? Ибо Восор подобное нечто сему означает у Евреев. «Почто червлены ризы твоя, и одежды твоя, яко от истоптания точила» (Ис. 63:2)? А он ответствует и говорит: «прострох руце мои весь день к людем непокоряющимся, и противоглаголющим» (Ис.65:2).

28. Он простер на Кресте руки, чтобы объять концы вселенной: ибо сия Голгофа есть средина земли Не мои слова сии, но Пророк сказаль: «соделал еси спасение посреде земли» (Пс. 73:12). Распростер человеческие руки Тот, Который духовными руками утвердил небо. Пригвоздили оные, чтобы тогда, как пригвождено было ко древу человечество Его, подъявшее человеческие грехи, тогда как человечество престает жить, вместе умер грех, и мы бы воскресли в правде.Поскольку одним человеком смерть, то одним человеком и жизнь, одним человеком Спасителем, по своей воле умирающим. Ибо вспомни слова Его: «область имам положити» душу Мою, «и область имам паки прияти ю» (Ин.10:18).

29. Впрочем Он претерпел сие, пришед для спасения всех: но народ злом воздал Ему за то. Иисус говорит: «жажду» (Ин. 19:28). Тот, Который извел для них из твердого камня воды, просит плодов у винограда, им насажденного. Но что на сие виноград, по рождению происходящий от Святых Отцев, а по произволению от Содомлян? «Виноград бо их от виноградов Содомских, и розги их от Гоморры» (Втор. 32:32). Напоивши губу и вонзивши на трость, жаждущему Господу приносит он уксус: «и дата в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта» (Пс. 68:22). Видишь ясность предсказания Пророческого. Какую же дали желчь устам Моим? Дали Ему, говорит Евангелие, вино со смирною (Мк. 15:23); а смирна подобна желчи и горька. «Сия ли Господеви воздаете» (Втор. 32:6)? Сие ли виноград приносит Владыке? По справедливости оплакивает вас Исаия, говоря: «виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне» (Ис.5:1). Мы не все будем говорить: «ждах, да сотворит гроздие», я возжадал вина его, а он «сотвори терние» (Ис.5:2). Видишь ли венец, который возложен на Меня? Какой же суд произнесу Я после сего? «Облаком заповем, еже не одождити на него дождя» (Ис.5:6). И облака, т.е. Пророки отняты от них; Пророки теперь в Церкви Христовой, как говорит Павел: «Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают» (1 Кор. 14:29); и в другом месте: «Бог дал есть в церкви, овы убо Апостолы, овы же Пророки» (Еф. 4:11). Агав, связавши себе ноги и руки, был Пророк.

30. О разбойниках, которые с Ним были распяты, сказано: «и со беззаконными вменися» (Ис.53:12. Лк. 23:32). Прежде сего они оба были беззаконники, а с сего времени один уже не беззаконник. Ибо один до смерти пребыл беззаконником, не приемлющим спасения. Руки его пригвождены были, а язык поражал хулою. Проходящие иудеи кивали главами, ругаясь над Распятым. На них исполнилось написанное: «видеша Мя, покиваша главами своими» (Пс. 108:23). И сей разбойник хулил вместе с ними; но другой унимал хулившего и конец жизни был для него началом исправления, предание души получением спасения. Унимая первого, после говорит он: «помяни мя Господи»(Лк. 23:42), к Тебе взываю я. Оставь его, помрачены мысленные его очи, а меня помяни; не говорю, помяни мои дела, ибо страшусь я оных. Всякий человек расположен бывает к своему спутнику; а я сопутствую Тебе на смерть. Помяни спутника Твоего; но я не говорю, помяни меня теперь, но «егда приидеши во царствии Твоем» (Лк. 23:42).

31. Какою силою вразумлен ты, разбойник? Кто научил тебя покланяться презираемому и вместе с тобою Распятому? О свет вечный, просвещающий омраченных! посему справедливо и услышал он: надейся не потому, что дела твои дают право тебе надеяться, но потому, что находится здесь благодатный Царь. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро. «Аминь глаголю тебе: днесь со Мною будеши в рай» (Лк. 23:43).Поскольку днесь услышал ты глас Мой, и не ожесточил твоего сердца. (Пс. 74:8). Я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе. Ему сказано было: «в оньже аще день снесте, смертию умрете» (Быт. 2:17). Ты ныне покорился вере, ныне тебе и спасение. Он пал, вкусив от древа; и ты посредством древа вводишься в рай. Не бойся змия, не извергнет тебя; ибо пал он с неба. Не говорю я тебе днесь, отойдешь ты, но «днесь со Мною будеши» (Лк. 23:43). Надейся, не будешь извержен, не бойся пламенного меча: он устыдится Владыки. Коль велика и неизъяснима благодать! Верный Авраам еше не вошел туда, куда разбойник входит. Еще не вошли Моисей и Пророки, а разбойник беззаконный входит. Удивлялся сему и прежде тебя Павел, говоря: «идеже умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5:20). Терпевшие зной еще не вошли, а в одиннадцатый час пришедший вошел. Никто не ропщи на Домовладыку, поскольку говорит Он: «друже, не обижу тебе» (Мф. 20:13). Не имею ли Я власти располагать моим, как хочу? Разбойник хочет добро творить, но смерть предупреждает. Я не только ожидаю дел, но и веру приемлю. Пришедши пасти в вертоградах, Я пришел пасти и в кринах (Песн. 6:1-2). Обрел Я овча погибшее (Лк.15:4-5): беру его на рамена мои, ибо он верит так, как сам сказал: «заблудих яко овча погибшее; помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». (Пс.118:176; Лк. 23:42).

32. Я предвозвестил в песнях о винограде сам невесте Моей, и сии слова говорил ей: «внидох в вертоград, сестро Моя, невесто» (Песн. 5:1). «Бе же, идеже распяся вертоград» (Ин. 19:41). Что ты здесь находишь? «Объимах смирну мою»(Песн. 5:1), когда пил смешенное со смирною вино и уксус. Приняв сие, сказал: «совершишася» (Ин. 19:30). Ибо исполнилось таинство, исполнилось написанное, уничтожен грех: «Христос бо пришед Архиерей грядущих благ, большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь не сея твари, ни кровию козлею, ниже тельчею, но своею кровию

Наши рекомендации