Огласительное поучение одиннадцатое

К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: «Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго, прежде всех век, Бога истинна, Имже вся быша». И также на слова из послания ко Евреям: «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне», и проч. (Евр. 1:1-2).

1. Что мы имеем надежду на Иисуса Христа, об этом по возможности достаточно сказано в поучении, преподанном вам вчера. Но не просто должно веровать в Иисуса Христа, и не должно почитать Его наравне с кем-либо из множества тех, которые в несобственном смысле названы христами; они были прообразовательными христами, а Сей есть истинный Христос, не из числа людей по преемству вступивший во священство, но всегда имеющий достоинство священства, данное от Отца. Потому-то вера, предостерегая нас, чтобы между простыми помазанниками не искали Христа истинного, присоединяет: «Единаго», возвещая в Символе веры, что мы веруем во «Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго».

2. Теперь, когда ты слышишь, «Сына», не разумей Сына усыновленного, но естественного, Сына Единородного, Который не имеет у Себя другого брата. Единородным Он называется потому, что по Божественному достоинству и рождению от Отца не имеет брата, а Сыном Божиим называем Его мы не от себя, но потому, что Сам Отец наименовал Иисуса Христа Сыном Божиим. Наименование же, которое дается от Отца детям, – истинно.

3. Вочеловечился Господь наш Иисус Христос, но многими не был познан. А когда, желая открыть непознаваемое, в собрании учеников спросил: «Кого Мя глаголют быти Сына Человеческаго» (Мф. 16:13)? (Спросил о сем не по тщеславию, но в намерении показать им истину, чтобы они живя вместе с Богом, Единородным Божиим, не думали о Нем, как о простом человеке). И когда ученики отвечали Ему: «инии Илию, друзии же Иеремию» (Мф. 16:14), Он сказал им: сим не знающим Меня извинительно, а вам, Апостолы, которые именем Моим очищаете прокаженных, изгоняете бесов, воскрешаете мертвых, нельзя не знать Того, силою Которого творите чудеса. Когда все молчали (ибо учение сие было выше разумения человеческого), тогда Петр, первенствующий между Апостолами и верховный проповедник в церкви, не вымыслам и человеческим умозаключениям следуя, но быв просвещен в разуме от Самого Отца Бога, сказал Ему: «Ты еси Христос», притом не просто, но «Сын Бога Живаго» (Мф.16:16). И за словами сими следовало наименование блаженным. Поистине, они были выше разумения человеческого и запечатлели истину того, что Отец их открыл. Ибо Спаситель сказал: «блажен еси, Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже есть на небесех» (Мф. 16:17). Итак, признающий Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим имеет часть в блаженстве, а не признающий Его Сыном Божиим есть несчастный и бедный человек.

4. Опять, когда слышишь, что Христос есть Сын Божий, не принимай этого в несобственном смысле, но верь, что Он есть истинно Сын, Сын естественный, безначальный, не из рабства перешедший в достояние усыновления, но Сын предвечно рожденный рождением неизъяснимым и непостижимым. Также когда слышишь, что Он есть перворожденный, не думай, что Он таков по человечески. Ибо первенцы людей имеют и других братьев, как негде и сказано в Писании: «Сын первенец Мой Израиль» (Исх. 4:22). Но как первенец Рувим, так и Израиль лишились первенства. Ибо тот взошел на ложе отца своего, а Израиль изгнав Сына Отцова из виноградника, распял Его. Писание и к другим говорит: «Сынове есте Господа Бога вашего» (Втор. 14:1); также, «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» (Пс. 81:6), сказал только, а не родил. Они чрез сие слово Божие получили усыновление, которого не имели. А Христос не иным чем-либо прежде был и другим стал по рождении, но от начала родился Сыном, Сыном Отца, подобным во всем родившему Его, родился, как жизнь от жизни, свет от света, истина от истины, премудрость от премудрости, Царь от Царя, Бог от Бога.

5. Итак, когда услышишь слова Евангелия: «книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля» (Мф. 1:1), разумей здесь рождение по плоти. Ибо Он Сыном Давида соделался под конец веков, а Сын Божий Он есть прежде всех веков, безначально. В первом случае Он получил то, чего не имел, а здесь что имеет, имеет всегда, быв рожден от Отца. Он двух имеет Отцов, Давида по плоти, и Бога Отца по Божеству. Но рождение от Давида и во времени подлежит и изысканиям, и родословному исчислению, а рождение по Божеству не подлежит ни времени, ни месту, ни родословному исчислению. Ибо «род Его кто исповесть» (Ис. 53:8); Бог Дух, как Дух, как бестелесный, духовно родил рождением неизследимым и непостижимым. Сам Сын говорит об Отце: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2:7), «днесь»здесь есть не что либо недавнее, но вечное, безвременное, «днесь», прежде всех веков: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109:3).

6. Итак, веруй в Иисуса Христа, Сына Бога Живого. Сына Единородного по слову Евангельскому: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй вонь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16); и в другом месте: «веруяй в Сына несть осужден» (Ин. 3:18), но «прейде от смерти в живот» (Ин.5:24), «а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем, яко не верова в Сына Божия Единороднаго» (Ин. 3:36), о Котором, свидетельствуя, Иоанн сказал: «и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1:14). Демоны, трепеща перед Ним, говорили: «остави, что нам и Тебе, Иисусе, Сыне Бога Живаго» (Лк.4:34; Мк. 5:7).

7. Итак, Он есть Сын Божий по естеству, не по усыновлению, рожденный от Отца. «И всяк любяй Родшаго, любит и Рожденнаго от Него» (1 Ин. 5:1), а отвергающий Рожденного причиняет оскорбление Родшему. Когда же ты слышишь о Боге рождающем, не впади в помышления плотские, не разумей рождения тленного, чтобы не сделаться нечестивым. Бог есть Дух, и рождение духовное. От тел тела и рождаются, и для рождения телесного потребно известное продолжение времени. Напротив, рождение Сына от Отца – без посредства времени. Притом рождаемое там рождается несовершенным, Сын же Божий родился совершенным. Ибо, какой Он есть теперь, такой есть от начала, быв рожден безначально. Мы, рождаясь, из состояния младенческого неразумия переходим в состояние рассудка. Рождение твое, человек, несовершенно. Возрастание твое бывает постепенно. Но об этом Рождении не думай так и не обвиняй Родившего в слабости. Ибо, если Он родил несовершенного и во времени уже Рожденный получил совершенство, то так думая, ты Родившего обвиняешь в слабости. Если же Рожденный получил что-то с течением времени, то этого, конечно, по мнению твоему, Родивший не даровал Ему сначала.

8. Итак, сего рождения не почитай человеческим, не почитай таким, как родил Авраам Исаака. Авраам родил Исаака, но родил не того, кого бы хотел родить, а кого Другой ему даровал. Но когда рождает Бог-Отец, здесь не имеет места ни незнание, ни размышление. Говорить, что Он не знал Рождаемого от Себя, есть величайшее нечестие; говорит также, что Он по размышлении во времени наконец стал Отцом, есть такое же нечестие. Ибо Бог прежде не был без Сына и не сделался Отцом после во времени, но всегда имеет Сына, родив Его не так, как люди рождают людей же, но так, как Сам один знал, родивши Его прежде всех веков, родивши Бога истинного.

9. Отец, Бог истинный, родил и Сына подобного Себе, Бога истинного, родил не так, как учителя рождают учеников, не так, как Павел говорит к некоторым: «о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих» (1 Кор. 4:15). Здесь тот, который не был сыном Павла по естеству, сделался сыном через научение от него, а там Сын естественный, истинный Сын, не так, как вы, готовящиеся к просвещению, соделываетесь теперь сынами Божиими. И вы тоже соделываетесь сынами Божиими, но по усыновлению чрез благодать, как написано: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася»(Ин. 1:12-13). Хотя и мы рождаемся водою и Духом, но не так родился Христос от Отца, Который во время Его крещения велегласно сказал: «Сей есть Сын Мой»(Мф. 3:17). Не сказал: ныне соделался Сыном Моим, но: «Сей есть Сын Мой», чтобы показать, что и прежде действия крещения Он был Сыном.

10. Отец родил Сына не так, как ум в человеке рождает слово. Ибо ум пребывает в нас неизменным, а слово произнесенное, рассеиваясь в воздухе, теряется. Но мы знаем, что Христос родившийся есть Слово не произнесенное, но Слово постоянно пребывающее и живущее, не устами изреченное, но вечно, неизреченным образом, как Лицо, рожденное от Отца. «В начале бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин. 1:1). Слово, седящее одесную, разумеющее волю Отца, и по Его мановению во всем действующее; Слово нисшедшее и восшедшее, ибо Слово устно произносимое ни нисходит, ни восходит; Слово глаголющее и говорящее: «Аз еже видех у Отца Моего, глаголю» (Ин. 8:38); Слово могущественное и царствующее над всем, ибо «вся даде Отец» Сынови (Ин. 13:3).

11. Отец родил Сына не так, как бы кто из людей подумал, но так, как Сам Он один знает. Как Он Его родил, об этом обещаю сказать, а что родил Его не так, это вновь подтверждаю. Да не только мы одни не знаем рождения Сына от Отца, но и вся сотворенная природа. «Повеждь земли, аще ти скажет» (Иов. 12:8)? И если от всего находящегося на земли ты начнешь исследовать, то ничто не сможет сказать об этом. Ибо земля не может сказать о существе Создавшего и Образовавшего ее. И не только земля, но и солнце не знает этого. Ибо солнце, быв сотворено в четвертый день, не знает, что происходило в три дня до него, а не зная, что происходило до него в три дня, не сможет сказать о существе Самого Создателя. Само небо сего не изъяснит. Ибо и «небо» мановением Отца чрез Христа «яко дым утвердися» (Ис. 51:6). И небеса небес не поведают, и воды, которые «превыше небес» (Пс. 148:4), не поведают этого. Итак, для чего тебе смущаться, человек, если не знаешь того, чего не знают и небеса! Да не только небеса не знают этого рождения, но и все ангельское естество. Ибо если бы кто, если бы только это было возможно, взойдя на первое небо и рассмотрев состояние находящихся там Ангелов, приступив к ним, спросил, как родил Бог Сына Своего, думаю, они сказали бы: над нами выше есть бо́льшие, тех спроси. Взойди теперь на второе и третье небо, достигни, если можешь, до Престолов и Господствий, Начал и Властей. Если бы и до них достиг, что невозможно, то и они отрекутся и не скажут тебе, потому что не знают.

12. Всегда я удивлялся любопытству тех дерзновенных, которые чрез мнимое благочестие впадают в нечестие. Ибо не зная ни Престолов, ни Господствий, ни Начал и Властей, сотворенных Христом, осмеливаются любопытствовать о Творце их. Скажи мне наперед ты, дерзновенный, какое различие между Престолами и Господствиями? И тогда любопытствуй о Христе. Скажи мне, что такое есть Начало, Власть, Сила, Ангел? И тогда любопытствуй о Создателе их. Ибо «вся тем быша» (Ин. 1:3). Но ты не хочешь или не можешь вопрошать Престолы и Господствия. Кто иной знает «глубины Божия» (1 Кор. 2:10), кроме одного Духа Святого, изглаголавшего Божественное Писание? Но и Сам Дух Святой не изъяснил в Писании рождения Сына от Отца. Итак для чего же ты любопытствуешь о том, чего и Дух Святой не сказал в Писании? Не зная и написанного, ты любопытствуешь о том, что не написано. В Божественном Писании много находится предметов для изыскания, и написанного мы не понимаем. Для чего же любопытствовать нам о том, чего не написано? Довольно нам знать, что Бог родил Единого только Сына.

13. Не стыдись сознавать своего незнания, ибо ты не знаешь того, чего не знают Ангелы. Один Родивший знает Рожденного, и Родившийся от Него знает Родившего. Родивший знает, кого Он родил, а Святой Дух Божий свидетельствует в Писании, что Родившийся есть Бог безначальный. «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2:11). «Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети во Себе» (Ин. 5:26). «Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца» (Ин. 5:23), «и яко Отец, ихже хощет, животворит, тако и Сын, иже хощет, живит» (Ин. 5:21). Ни Родивший ничего не лишился, ни Рожденный не имеет никакого недостатка (знаю, что многократно об этом я вам говорил, но говорил многократно для вашего же утверждения), ни Родивший не имеет у Себя Отца, ни Рожденный не имеет брата, ни Родивший не изменился в Сына, ни Рожденный не сделался Отцом. От Единого только Отца один родился Единородный Сын, ни два нерожденных, ни два единородных. Один есть Отец нерожденный (нерожденный же есть Тот, Который Отца не имеет), и один есть Сын вечно рожденный от Отца, не во времени родившийся, но рожденный прежде веков, не постепенно возросший, но рожденный Тем, что Он теперь есть.

14. Итак, мы веруем в «Сына Божия Единородаго, от Отца рожденнаго, Бога истиннаго». Ибо истинный Бог не рождает ложного, как уже сказано. Притом Он родил Его не по предварительном размышлении, но вечно родил, родил несравненно скорее, нежели как у нас рождаются слова и мысли. Ибо мы, произнося слова во времени, употребляем на сие время, но рождение, силою Божией совершаемое, не имеет времени. Бог, как многократно уже сказано, не привел Сына Своего из небытия в бытие, не принял в усыновление такое лицо, которое не было Сыном; но быв вечным Отцом, вечно и неизреченно родил Единого только Сына, Который не имеет брата. Не два Начала, но одно Начало, Отец – глава Сына. Ибо Отец родил Бога истинного, называемого Еммануилом. А «Еммануил» значит: «с нами Бог» (Мф. 1:23).

15. И если хочешь знать, что родившийся от Отца и после вочеловечивыйся, есть Бог, то выслушай слова Пророка: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему, изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися и с человеки поживе» (Вар. 3:36-38). Видишь ли, что Бог вочеловечился после Законодательства Моисеева? Прими же и другое свидетельство о Божестве Христа, недавно прочитанное: «Престол Твой, Боже, во век века» (Пс. 44:7). А чтобы по причине явления Его во плоти здесь не подумал кто, что Он с течением времени получил достояние Божества, ясно говорится: «сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник твоих» (Евр. 1:9). Видишь ли, что Христос Бог помазан от Бога Отца.

16. Хочешь ли знать и третье свидетельство о Божественности Христа? Выслушай слова Исаии: «утрудися Египет, и купля Ефиопска» (Ис. 45:14), и потом: «и в Тебе помолятся, яко в Тебе Бог есть, и несть Бога разве Тебе. Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Израилев Спас» (Ис. 45:15). Видишь ли, что Бог Сын имеет в Самом Себе Бога Отца, когда почти то же самое говорит, что сказал в Евангелии: «Отец во Мне, и Аз во Отце» (Ин. 14:20)? Не сказал: «Я есмь Отец», но «Отец во Мне, и Аз во Отце». И в другом месте, не сказал: «Аз и Отец, едино» есмь; но «Аз и Отец едино есма» (Ин. 10:30), чтобы мы не отделяли Одного от Другого, или не смешивали чрез Сыно-Отечество. Они суть «Едино» по достоинству Божества, поскольку Бог родил Бога; суть «Едино» по власти Царственной, ибо не над одними царствует Отец, а над другими Сын (как Авессалом, восстававший против своего отца), но над которыми царствует Отец, над теми же царствует и Сын; суть «Едино», так как нет между ними никакого разноглася, или расстояния, ибо не иное хотение Отца, а иное Сына; суть «Едино», так как не иные твари Христа, и иные Отца, ибо едино творение всего, творение Отца чрез Сына: «яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Пс.148:5), говорит Псалмопевец. Говорящий говорит слушающему, и повелевающий повелевает находящемуся с Ним.

17. Итак, Сын есть Бог истинный, имеющий в Самом Себе Отца, не изменившийся во Отца. Ибо не Отец вочеловечился, но Сын. Изъясним истину свободнее. Не Отец пострадал за нас, но Отец послал Пострадавшего за нас. Не будем говорить, что Он никогда существовал и не был Сыном; также не будем допускать Сыно-Отечества, но пойдем Царским путем, не уклоняясь ни налево, ни направо. Не будем называть Сына Отцом, думая воздать Ему этим честь; также не будем почитать Сына за одну какую либо из тварей, думая этим воздать честь Отцу. Надобно покланяться Единому Отцу чрез Единого Сына и не разделять поклонения. Да проповедуется Един Сын прежде веков, сидящий одесную Отца, не во времени, после страдания по мере усовершения, получивший сие седение, но имеющий его от вечности.

18. «Видевый» Сына «виде Отца» (Ин. 14:9), ибо Сын во всем подобен Родившему, быв рожден жизнью от жизни, светом от света, силою от силы, Богом от Бога. Свойства Божественные в Сыне нимало не различны. Потому удостоившийся зреть Божество Сына наслаждается зрением Родившего. Это не мои слова, но слова Единородного Сына: «толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? Видевый Мене, виде Отца» (Ин. 14:9). Короче сказать, мы не должны ни разделять их, ни делать смешения. Не говори, будто Сын когда-либо был отчужден от Отца, и не слушай тех, которые говорят об Отце, будто Он в одно время Отец, а в другое Сын. Таковое учение есть учение чуждое, нечестивое и не есть учение Церкви. Отец, Родивший Сына, пребыл Отцом и не изменился. Он родил премудрость, но Сам не остался без премудрости; родил силу, но не изнемог; родил Бога, но Сам не лишился Божества, и ничего не потерял, не умалился, не изменился, равно и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный. Он Бог всего, впрочем Отца почитает Своим Богом. Ибо не устыдился сказать: «восхожду ко Отцу Моему, и Отцy вашему: и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).

19. Но чтобы ты не подумал, что Он в одном смысле есть Отец Сына и тварей, то Христос здесь сделал разделение. Не сказал: «восхожду ко Отцу нашему», чтобы не вышло общения тварей с Единородным, но сказал: «ко Отцу Моему и Отцу вашему», иное «Моему», Отцу по естеству, иное «вашему», по усыновлению; и опять: «к Богу Моему, и Богу вашему», иное «Моему», так как Я Сын истинный и Единородный, иное «вашему», так как вы твари. Итак, Сын Божий есть истинный Бог, неизреченно рожденный прежде веков. Многократно говорю я вам об одном и том же, чтобы напечатлеть это в вашем уме. Что Бог имеет Сына, веруй сему, а как имеет, не любопытствуй. Ибо чрез изыскания не постигнешь сего. Не возносись чрезмерно, чтобы не упасть. «Яже ти повеленна, сия разумевай едина» (Сир. 3:22). Скажи мне сперва кто есть Родивший, и тогда узнавай, что Он родил. Если не можешь представить естества Родившего, то не любопытствуй о свойствах Рожденного.

20. Для благочестия довольно тебе знать, как я сказал, что Бог единого только имеет Сына, единого естественно рожденного, не тогда начавшего существовать, когда родился в Вифлееме, но прежде всех веков. Выслушай слова Михея Пророка: «и ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, Иже упасет люди Моя Израиля, исходи же Его из начала от дней века» (Мих. 5:2). Не смотри на Него, как теперь родившегося в Вифлееме, но покланяйся Ему, как предвечно рожденному от Отца. Не слушай, если бы кто сказал, что начало Сына есть временное, но знай, что начало Его есть безвременное – Отец. Начало Сына есть безвременное, непостижимое, безначальный Отец, Источник реки правды, Отец Единородного, родивший Его так, как Сам один знал. Если же хочешь знать, что Господь наш Иисус Христос есть и Царь вечный, послушай опять слов Его Самого: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде и возрадовася» (Ин. 8:56). Потом, когда иудеи с огорчением приняли эти слова, то Он к большему их огорчению сказал: «прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Ин. 8:58). В другом месте, обращаясь к Отцу, Он говорит: «И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самаго славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» (Ин. 17:5). Ясно сказал, что прежде, нежели мир был, Я имел у Тебя славу. Также когда говорит: «яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира» (Ин. 17:24), ясно говорит, что Я у Тебя имею вечную славу.

21. Итак, мы веруем «во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, иже от Отца рожденнаго, Бога истинна прежде всех век», «Имже вся быша»; «аще Престоли, аще Господствия, аще Начала, аще Власти» (Кол.1:16); «вся Тем быша» (Ин. 1:3) и нет ничего из сотворенного, что бы изъято было из власти Его. Да умолкнет всякая ересь, вводящая различных создателей и миротворителей. Да умолкнет язык, хулящий Христа Сына Божия. Да умолкнуть говорящие, что солнце есть Христос, ибо Он есть Создатель солнца, а не солнце видимое. Да умолкнут те, которые, желая восхитить достоинство у Единородного, говорят, что мир есть творение Ангелов. Ибо «видимая и невидимая, – аще Престоли, аще Господствия» (Кол. 1:16), или как бы что ни называлось – «вся» Христом «быша». Он царствует над всем сотворенным от Него, царствует не чужое стяжание восхитив, но царствует над собственными Своими творениями, как сказал Евангелист Иоанн: «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1:3). «Вся Тем быша», так как Отец творил чрез Сына.

22. Хотел бы я и пример представить вам на сказанное, но знаю, что он будет слаб. Ибо из видимых вещей что может служить примером для изъяснения Божественной и невидимой силы? Впрочем, от слабых для слабых пусть скажу и пример слабый. Как, если бы какой царь, имеющий сына царя, желая устроить город, поручил сыну своему соцарственнику устроение города и тот бы, получив план, привел к концу начертанное в уме; так, когда Отец восхотел все создать, Сын по мановению Отца все устроил, так что мановением сим вполне сохраняется власть Отца, да и Сын вместе имеет власть над собственными Его тварями, и как Отец не удален от Владычества над Своими тварями, так и Сын царствует над тварями, не другим кем-либо сотворенными, но Им Самим. Ибо не Ангелы, как я сказал, создали мир, но Единородный Сын, рожденный прежде всех веков, как и сказано: «Имже вся быша», не исключая ни одной твари Его. И сего сказанного мною по благодати Христовой пока довольно.

23. Обратившись опять к Символу веры, окончим теперь наше слово. Все сотворил Христос – и Ангелов, и Архангелов, и Господства, и Престолы, не потому, что Отец не мог бы Сам создать тварей, но потому, что восхотел, чтобы Сын царствовал над сотворенным от Него, Сам показывая Ему образец творения. Ибо Единородный, воздавая честь Своему Отцу, говорит: «не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща. Яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит» (Ин. 5:19), также: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин. 5:17), так что нет ничего противоположного в делах производимых. «Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя» (Ин. 17:10), говорит во Евангелии Господь, что самое ясно можно видеть из Ветхого и Нового Завета. Ибо Тот, Кто говорил: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26), без сомнения разглагольствовал с кем-либо находившимся с Ним. Но гораздо яснее сказал Псалмопевец: «Той рече, и быша. Той повеле, и создашася» (Пс. 148:5). Отец повелевал и говорил, а Сын по мановению Его все творил. О чем и Иов таинственно сказал: «прострый един небо, и ходяй по морю яко по земли» (Иов.9:8), показывая чрез это разумеющим, что ходивший по морю во время пребывания Своего на земле, был прежде того Творец небес. И в другом месте Господь говорит: «или ты брение взем от земли создал еси животно, и глаголиваго сего посадил еси на земли» (Иов. 38:14)? потом: «отверзаются же ли тебе страхом врата смертная, вратницы же адовы видевше тя убояшася ли» (Иов.38:17)? Показывая этим, что Тот же, Который сошел во ад по человеколюбию, в начале создал человека из брения.

24. Итак, Христос есть Единородный Сын Божий и Творец мира. «В мире бе, и мир Тем бысть» (Ин. 1:10); и: «во Своя прииде» (Ин. 1:11), как учит нас Евангелие. Христос не только видимых, но и невидимых есть творец, мановением Отца. «О Нем бо создана быша всяческая, – по словам Апостола, – яже на небеси, яже на земли, видимая, и невидимая: аще Престолы, аще Господствия, аще Начала, аще Власти, всяческая Тем, и о Нем создашася. И Той есть прежде всех и всяческая о Нем состоятся» (Кол. 1:16-17). Если, бы ты стал говорить и о самых веках, то и тех Творец по мановению Отца есть Иисус Христос. Ибо «в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2). Да будет Ему слава, честь, сила, со Отцем и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Наши рекомендации