Огласительное поучение десятое
К готовящимся в Иерyсалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: «И во Единаго Господа Иисyса Христа», и также на слова из первого послания к Коринфянам: «аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли: но нам Един Бог Отец, из Него же вся, и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем», и проч. (1 Кор. 8:5-6).
1. Те, которые научились веровать во Единого Бога, Отца Вседержителя, должны веровать и в «Сына Единороднаго», ибо «отметаяйся Сына, ни Отца имать» (1 Ин. 2:23). «Аз есмь дверь, – глаголет Иисус (Ин. 10:9), – никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14:6). Если ты отвергаешь сию дверь, то закрыто для тебя познание Отца. «Никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» (Мф. 11:27). Если же ты отвергаешься Того, Который открывает, то пребываешь в неведении. В Евангелии так сказано: «иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). Ибо Отец гневается за отвержение «Сына» Своего «Единороднаго». Тягостно для Царя, когда бесчестят простого воина, гнев его увеличится, когда кто-либо из отличнейших его телохранителей или друзей будет обесчещен. Но если кто оскорбит Единородного Сына Царева, тогда кто умолит Отца, раздраженного за Единородного Сына?
2. Итак, если кто хочет быть благочестивым почитателем Бога, тот да покланяется Сыну, в противном случае Отец не принимает служения. Отец от небес возгласил так: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих»(Мф. 3:17). Благоволение Отца в Сыне; если и твоей любви не будет к Нему, то живота иметь не будешь. Не следуй иудеям, коварно утверждающим, что един только есть Бог, но, признавая единого Бога, знай, что есть и Сын Божий Единородный. Не я первый сказал сие, но Псалмопевец от лица Сына говорит: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты» (Пс. 2:7). Итак, не тому внимай, что говорят иудеи, но тому, что говорят пророки. Ты удивляешься, что они отвергают слова пророков; пророков они камением побили и умертвили.
3. Ты веруй во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного; во Единого говорим, да Единородное будет Сыновство, во Единого, чтобы ты не подумал, что есть другой, во Единого, чтобы различно изображаемых действий Его нечестиво ты не распространил на многих сынов. Он называется Дверью, однако не относи сего наименования к двери деревянной, но к Двери разумной, живой, распознающей входящих. Называется Путем, не ногами попираемым, но ведущим ко Отцу Небесному. Называется «Агнцем» (Деян. 8:32), не бессловесным, но очищающим мир от грехов честною Своею Кровию; Агнцем, ведомым пред стригущего, и знающим, когда должно молчать (Ис. 53:7). Сей Агнец также называется и Пастырем, Который говорит о Себе: «Аз есмь Пастырь добрый»(Ин. 10:11); Агнец по естеству человеческому, Пастырь по Божественному человеколюбию. И хочешь ли знать, что есть овцы словесные? О сем говорит Спаситель Апостолам: «Се Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков» (Мф. 10:16). Также называется Он Львом, не человеков поглощающим, но через это имя как бы показывающим Царское и крепкое и неизменяемое существо свое. Называется же Львом вопреки тому льву, врагу нашему, который рыкает и поглощает обольщенных. Ибо пришедший Спаситель, не изменяя кроткого естества Своего, как сильный Лев от колена Иудова, верующих спасает, а врагов попирает. Называется Камнем, не бездушным, который иссекают руки человеческие, но Камнем «краеугольным», в Который «веруяй не постыдится»(Ис. 28:16).
4. Называется Он Христом, не руками человеческими помазанным, но Которого Отец предвечно помазал (Деян. 4:27) на Первосвященство, высшее человеческого (Евр. 7:3). Называется Мертвым, Который не остался во аде, как все прочие мертвецы, но Который один «в мертвых свободь» (Пс. 87:6). Называется Сыном Человеческим, Который не от земли получил бытие, как каждый из нас, но Который грядет «на облацех» (Мф. 13:26, 24:30) судить живых и мертвых. Называется Господом (Лк. 2:11) не в обыкновенном смысле, в каком называются люди, но как имеющий естественное и вечное владычество. Он называется соответственно самой вещи Иисусом, получив наименование от спасительного врачевания. Называется Сыном, не по усыновлению, но по естественному рождению. Многие наименования имеет Спаситель наш. Итак, чтобы множество имен не подало тебе случая думать, что многие суть сыны, так как заблуждающиеся еретики говорят, что иной есть Христос, иной Иисус и иной есть Дверь, и так далее, то вера предостерегает тебя, правильно говоря: «во единаго Господа Иисyса Христа», ибо хотя и многие суть имена, но лице одно.
5. Каждому различным образом Спаситель служит на пользу. Для хотящих веселия бывает Виноградом, требующим себе входа становится Дверью, желающим вознести молитвы бывает Ходатаем Архиереем, для согрешающих бывает Агнцем, да принесется за них в жертву. Для всех Он все, Сам пребывая по существу Своему таковым, каков есть. Ибо, пребывая неизменным и имея непреложное достоинство истинного Сына, как добрый какой-либо врач и сострадательный учитель, снисходит немощам нашим. Будучи Господом по самой истине, не по преимуществу получил господство, но естественное имеет право владычества; и не в обыкновенном смысле, как мы, называется Господом, но в самом деле есть Господь, поскольку изволением Отца обладает Своими творениями. Ибо мы имеем господство над людьми равными и подобными нам, а нередко и над старшими, и часто юный господин обладает старыми рабами. Не таково владычество Господа нашего Иисуса Христа. Но прежде Он Творец, потом Господь. Прежде сотворил по воле Отца все, потом Своими творениями обладает.
6. «Христос» есть «Господь», Который родился «во граде Давидове», (Лк.2:11). И хочешь ли знать, что Христос со Отцем еще прежде, нежели принял человечество, есть Господь? Чтобы ты не только верой принял слова сии, но и доказательство на них имел из Ветхого Писания, раскрой первую книгу Бытия, так говорит Бог: «сотворим человека», не по образу моему, но «по образу нашему» (Быт. 1:26), а по сотворении Адама говорит Писание: «и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт. 1:27). Ибо не в Отце только заключает Писание достоинство Божества, но усваивает его и Сыну, чтобы показать, что человек есть творение не только Бога Отца, но и Господа нашего Иисуса Христа, так как и Он есть истинный Бог. Сей Господь, творящий вместе со Отцем, содействовал ему и в казни Содома, как говорит Писание: «и Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огнь от Господа с небесе» (Быт. 19:24). Сей Господь явился также Моисею (Исх. 3:2, 6; Исх. 34:5-6), сколько он мог Его видеть. Ибо человеколюбивый Господь всегда снисходит нашим немощам.
7. И чтобы узнать тебе, что Он есть Тот Самый, Который явился Моисею, выслушай свидетельство Павла, говорящего: «пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос» (1 Кор. 10:4). И в другом месте: «верою Моисей остави Египет», тут же говорит: «большее богатство вмени Египетских сокровищ поношение Христово» (Евр. 11:27, 26). Этот Моисей говорит к Нему: «яви ми Тебе Самаго». Видишь, и пророки тогда видели Христа, но сколько каждый мог вместить. «Яви ми Тебе Самаго, да разумно вижду Тя». (Исх.33:13) Бог же говорит: «никтоже узрит лице Мое, и жив будет» (Исх. 33:20). Итак, поскольку ни один живущий не может видеть Божественного лица, то потому Он принял лице человека, чтобы взирая на него, были мы живы. Когда же и сие восхотел показать в некоторой славе, когда «лице Его просветися яко солнце»(Мф. 27:2), то ученики падают от страха; если же просветившееся лице телесное, не таким впрочем светом, какой мог показать Действующий здесь, но какой могли снести ученики, устрашило сих последних так, что не возмогли стерпеть, то кто может воззреть на славу Божества? Великого, говорит Господь, желаешь ты, Моисей, но Я принимаю сильное твое желание «и сие тебе слово сотворю»(Исх. 33:17), но столько, сколько ты вместить можешь: «се поставляю тя у пещеры каменны» (Исх. 33:22). Ибо как мал ты, то в малом пространстве и находиться будешь.
8. Теперь ты должен утвердить себя против иудеев тем, что будет тебе сказано. Ибо я намерен доказать, что Господь Иисус Христос был у Отца. И так говорит Господь к Моисею: «Аз предыду пред тобою славою Моею, и воззову именем Господа пред тобою» (Исх. 33:19). Будучи Сам Господь, к какому еще Господу взывать хочет? Видишь ли, как он прикровенно преподавал благочестивое учение об Отце и Сыне? Потом далее сими точно словами написано: «и сниде Господь во облаце, и предста ему тамо, и призва именем Господним: и мимоиде Господь пред лицем его и воззва: Господь, Господь щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив, и истинен, и правду храняй, и творяй милость в тысящи, отъемляй беззакония и неправды и грехи» (Исх. 34:5-7). Потом Моисей, преклонившись пред Господом, призывающим Отца, говорит: «Да идет Господь с нами» (Исх. 34:9).
9. Ты слышал сие первое доказательство, выслушай и другое также ясное: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене» (Пс. 109:1). Господь Господу сие говорит, не рабу, но Господу всего, Своему же Сыну, Которому «вся покори, внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве покоршаго Ему вся» (1 Кор. 15:27), и проч. «да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28). Единородный Сын есть Господь всех, Сын Отцу послушный, не восхитивший господство, но естественно получивший его от Самовластителя. И Сын не восхитил, и Отец не отказывал в даянии. Сын Сам говорит: «вся Мне предана суть Отцем Моим» (Мф.11:27). «Предана Мне» не так, как прежде не имевшему, и Я храню сие тщательно, ничего не отнимая у Давшего.
10. Итак, Сын Божий есть Господь, Господь, Который родился в Вифлееме иудейском, как Ангел возвестил пастырям: «благовествую вам радость велию, яко родися вам днесь Христос Господь во граде Давидове» (Лк. 2:10-11). В другом месте некто из Апостолов говорит о Нем: «слово еже посла Сыном Израилевым, благовествуя мир Иисус Христом, сей есть всем Господь» (Деян. 10:36). Когда же Он говорит «всем», то ничего не исключай из владычества Его, хотя бы то были Ангелы, или Архангелы, или Начала, или Власти (Кол. 1:16; Еф. 1:21), или иное что, называемое Апостолами, сотворенных – все находится под владычеством Сына. Он есть Господь Ангелов, как писано в Евангелии: «тогда остави Его диавол, и се Ангели приступиша, и служаху Ему» (Мф. 4:11), ибо не сказано, что помогали Ему, «но служаху Ему», что означает рабское состояние. Когда Он восхотел родиться от Девы, тогда служил Ему Гавриил, вступив в свое достоинство для служения Ему. Когда Он восхотел идти во Египет, чтобы сокрушить рукотворенных богов Египетских, опять Ангел является во сне Иосифу. По распятии и воскресении Его Ангел благовествовал и говорил женам, как добрый служитель: «шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых, и варяет вы в Галилеи. Се, рех вам» (Мф. 28:7). Как бы так сказал: я не нарушил повеления, подтверждаю, что это вам сказано, потому, если вы сие презрите, то не я буду виновен, но презревшие. Итак, сей Иисус Христос есть един Господь, о Нем и нынешнее чтение говорит: «Аще бо и суть глаголемии бози мнози, или на небеси, или на земли» и проч., «но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него; и един Господь Иисус Христос, Имже вся и мы Тем» (1 Кор. 8:5-6).
11. Иисус и Христос – два наименования. Иисус, ибо спасает, Христос, ибо священствует; и сие предвидя, Божественный пророк Моисей, эти два наименования дал двум мужам из среды всех избранным: одного преемника своей власти Навина переименовал «Иисусом» (Чис. 13:17); другого же брата своего Аарона назвал «Христом» (Лев. 4:5), чтобы в двух избранных мужах представить Первосвященническое и Царское достоинство имевшего прийти Единого Иисуса Христа. Ибо Христос есть Первосвященник, так же как и Аарон. Поскольку «не сам себе прослави быти Первосвященника, но глаголавый к Нему: Ты еси Священник во век по чину Мелхиседекову» (Евр. 5:5-6). А Иисус Навин прообразовал его во многом. Ибо он, приняв правление над народом, начал его от Иордана, откуда и крестившийся Христос начал проповедовать Евангелие. Двенадцать мужей для разделения наследия определил Навинов сын, и двенадцать Апостолов, проповедников истины, во всю вселенную послал Иисус. Прообразовавший Иисус спас уверовавшую блудницу Раав, а Иисус истинный говорит: «се мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божием»(Мф. 21:31). Пред образовавшим от одного восклицание народа пали стены Иерихона, а вследствие слов Иисуса: «не имать зде остати камень на камени»(Мф. 24:2), пал противоположный нашему храм иудейский. Не изречение это было причиной падения, но грех законопреступников был его причиной.
12. Един есть Господь Иисус Христос, имя чудное, о Котором пророки прикровенно провозвещали; пророк Исаия говорит: «се Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду» (Ис. 62:11). Иисус же означает у Евреев Спасителя, ибо Пророческая благодать, предвидев убийц Господа иудеев, прикрыла это имя, чтобы они ясно узнав, не ускорили сделать злоумышление. Ясно же Иисусом назван Он не людьми, но Ангелом, Который не по своей воле пришел, но был послан силою Божиею и говорил Иосифу: «не убойся прияти Мариам жены твоея, рождшеебося в ней от Духа есть Свята. Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус» (Мф. 1:20-21). И причину наименования сего представляет тотчас, говоря: «Той бо спасет люди Своя от грех их». Помысли, как бы Он мог иметь людей еще не родившись, если бы не был Он прежде рождения? И сие пророк от лица Его говорит: «от чрева матери Моея нарече имя Мое» (Ис. 49:1), поскольку Ангел предвозвестил, что Иисусом назовется. И опять о Иродовом злоумышлении говорит: «и под кровом руки своея скры Мя» (Ис. 49:2).
13. Итак, Иисус у Евреев означает Спасителя, а на языке Греческом Врача. Поскольку Он есть Врач душ и телес и Целитель духов, Целитель слепотствующих чувственными очами и вместе Просветитель умов. Врач видимых хромых и Путеводитель грешников к покаянию. Он говорит расслабленному: «ктому не согрешай» (Ин. 5:14), и «возми одр твой, и ходи» (Ин.5:8). Ибо, так как тело пришло в разслабление по причине душевного греха, то Он прежде исцелил душу, чтобы и телу сообщить исцеление. Итак, если кто страдает душою от грехов, имеет Врача. И если кто из вас маловерен, да говорит Ему: «помози моему неверию» (Мк. 9:24). Если кто подвержен и телесным болезням, да не отчаивается, но да приходит к Нему, ибо Он врачует и сии, и да познает, что Иисус есть Христос.
14. Иудеи признают Его Иисусом, но никак не признают Его Христом. Потому-то Апостол говорит: «кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос» (1 Ин. 2:22). Христос есть Первосвященник, «непреступное»имеющий «священство» (Евр. 7:24), Который не во времени начал священствовать, не имеет иного преемника в первосвященстве, так, как ты и слышал, когда мы в день Недельный в собрании предлагали поучение на слова: «по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:4). Не по плотскому преемству получил первосвященство, не приготовленным елеем, но предвечно от Отца помазан, и потому более других превосходит, что клятвою утверждено священство Его: «они бо без клятвы суть священницы, Сей же с клятвою чрез глаголющего к Нему, клятся Господь, и не раскается» (Евр. 7:20-21). Довольно было для утверждения и одного изволения Отца, однако же образ утверждения двояк; к изволению присоединена клятва, «яко да двема вещми непреложными, с неюже не возможно солгати Богу, крепкое утешение имамы веры» (Евр. 6:18), приемля Христа Иисуса Сына Божия.
15. Сего пришедшего Христа иудеи отвергли, а бесы исповедали. Впрочем, не был Он сокрыт от праотца Давида, который говорит: «уготовах светильник помазанному моему» (Пс. 131:17). Одни чрез светильник разумеют свет пророческий, а другие – принятую от Девы плоть, по следующим словам Апостола: «имамы же сокровище сие в скудельных сосудех» (2 Кор. 4:7). Не был Он сокрыт и от того пророка, который говорит: «и возвещая в человецех Христа своего» (Ам. 4:13). Знал Его и Моисей, знал Его и Исаия, знал Его и Иеремия. Каждый пророк знал Его. Узнали Его и бесы. «Ибо запрещаше им, яко ведяху, – как сказано, – Христа Самаго суща» (Лк. 4:41). Первосвященники не знали, а бесы исповедали. Первосвященники не знали, а жена Самарянская проповедывала, говоря: «приидите видите человека, иже рече ми вся, елика сотворих: еда Той есть Христос» (Ин. 4:29)?
16. Сей Иисус Христос есть «пришедый Архиерей грядущих благ» (Евр. 9:11), Который по богатству Божества Своего всем нам даровал Свое наименование. Цари человеки не имеют общим с человеками имени Царя, а Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, удостоил нас имени христиан. Но кто либо скажет: имя христианина есть новое и прежде сего не употреблялось, а все вновь открывающееся, по причине самой новости, по большей части отвергают. В сем случае предостерегает нас пророк, говоря: «работающим Мне наречется имя новое, еже благословится на земли» (Ис. 65:15-16). Вопросим же иудеев, работаете ли вы Господу, или нет? Итак, покажите нам новое ваше имя. Вы назывались Иудеями и Израильтянами при Моисее, и при других пророках, и по возвращении из Вавилона и даже до нынешнего времени. Итак, где новое имя? но мы, поскольку работаем Господу, носим новое имя. «Новое», и притом имя новое такое, «еже благословится на земли». Пронеслось во всю вселенную сие имя; ибо иудеи до известной страны, а христиане до конца вселенной распространяются. Ибо возвещается имя Единородного Сына Божия.
17. Хочешь ли знать, что имя Христово знали и проповедовали Апостолы, а паче и Христа Самого имели в себе? Павел говорит к слушателям: ужели «искушения ищете глаголющаго во мне Христа» (2 Кор. 13:3)? Павел возвещает Христа, говоря: «не себе бо проповедуем, но Христа Иисуса Господа; себе же самех рабы вам Иисyса ради» (2 Кор. 4:5). Кто это говорит? Тот, который прежде гнал его. Великое чудо! Тот, который прежде гнал, возвещает Христа. От чего? Деньгами обольщен? но некому было так обольстить его; или увидев Его на земли находящегося, прилепился к Нему? Но тогда Он уже вознесся на небо. Вышел для гонения, и, по прошествии трех дней, гонитель проповедует в Дамаске, какою это силою? Иные для утверждения своего дела своих вызывают свидетелей: но я тебе представил свидетелем прежде бывшего врага. Ужели еще сомневаешься? Важно свидетельство Петра и Иоанна: но для иного оно подозрительно; ибо они свои были Христу. Но когда тот, который прежде был врагом, умирает за Него: то кто еще усомнится в истине?
18. Говоря о сем предмете, я поистине удивляюсь смотрению Духа Святого, как Он другим Апостолам определил написать малое число посланий, а Павлу, который был прежде гонителем, даров и силы написать четырнадцать посланий. Ибо Петру или Иоанну не потому отказал Он в сем даре, чтобы они были хуже, да не будет. Но чтобы учение не подлежало сомнению, прежде бывшему врагу и гонителю даровав силы написать более, да все таким образом уверуем. «Дивляхуся же вси» о Павле «и глаголаху: не сей ли есть» прежде «гонивый.., не зде ли прииде, да связанныя нас отведет во Иерусалим» (Деян. 9:21)? Не изумляйтеся, – говорит Павел, – я знаю, что ми «жестоко есть противу рожну прати» (Деян. 9:5), знаю, что «несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию» (1 Кор. 15:9), однако же «не ведый» (1 Тим. 1:13). Ибо я думал, что проповедь о Христе есть нарушение закона, и не знал, что Он пришел «исполнити закон, а не разорити»: «преумножися же благодать Божия во мне» (1 Тим. 1:14).
19. Много есть, возлюбленные, истинных о Христе свидетельств: свидетельствует с небес Отец о Сыне. Свидетельствует Дух Святый, сходящий «телесным образом» в виде голубя (Лк. 3:22). Свидетельствует Архангел Гавриил, благовествуя Марии. Свидетельствует Дева Богородица. Свидетельствует блаженное место яслей. Свидетельствует Египет, принявший Владыку, еще бывшего младенцем по телу. Свидетельствует Симеон, принявший в объятия и сказавший: «ныне отпущаеши раба Твоею, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей» (Лк.2:28-29). Свидетельствует о Нем и пророчица Анна, благоговейнейшая постница и подвижница. Свидетельствует Иоанн Креститель, величайший из пророков, начинающий Новый Завет, и некоторым образом оба Завета – Ветхий и Новый – в себе соединяющий, Свидетельствует из рек Иордан, из морей свидетельствует море Тивериадское, свидетельствуют слепцы, свидетельствуют хромые, свидетельствуют воскрешенные мертвецы, свидетельствуют бесы, говоря: «что нам и Тебе Иисусе? вемы Тя, кто еси, Святый Божий» (Мк. 1:24). Свидетельствуют ветры, по Его повелению преставшие, свидетельствуют пять хлебов, умноженные для насыщения пяти тысяч, свидетельствует Святое древо Креста, доселе у нас видимое, и посредством тех, которые с верою взимают от него части, отсюда почти уже всю вселенную наполнившее. Свидетельствует та пальма, которая находилась в долине и доставляла ветви всем хвалившим тогда Господа (Ин. 12:13). Свидетельствует Гефсимания, как бы доселе еще примечающим, показывая Иуду, свидетельствует святая сия, являющаяся на высоте, Голгофа, свидетельствует святейший гроб, и камень доселе еще лежащий, свидетельствует ныне сияющее солнце, которое во время страдания Спасителева померкло, свидетельствует тьма, бывшая тогда от шестого часа до девятого, свидетельствует свет, от девятого часа до вечера просиявший, свидетельствует святая гора масличная, с которой Он восшел ко Отцу, свидетельствуют и дожденосные облака, принявшие Владыку, свидетельствуют также, принявшие Господа небесные врата, о которых говорит Псалмопевец: «возмите врата ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» (Пс. 23:7). Свидетельствуют бывшие некогда врагами, из которых и блаженный Павел, не долго враждовавший, но много времени служивший Ему, свидетельствуют двенадцать Апостолов, проповедавшие истину не словами только, но мучениями и своей смертию, свидетельствует тень Петрова, именем Христовым исцелявшая недужных, свидетельствуют «главотяжи и убрусцы» (Деян. 19:12), которые, подобным образом, силою Христовою врачевали тогда посредством Павла, свидетельствуют персы и готы и все из язычников обращенные, умирая за Того, Которого не видали телесными очами, свидетельствуют бесы, доселе изгоняемые верными.
20. Таковые и столь различные и столь многие суть свидетели, неужели еще не веруешь Христу, о Котором свидетельствуют? Итак, если кто прежде был в неверии, – тот да уверует ныне, если же кто прежде был верным, тот да умножить более веру, веруя в Господа нашего Иисуса Христа, и да познает, чье носить на себе имя. Ты называешься христианином, храни сие имя, чтобы тобой не был хулим Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, но да светят добрые дела твои пред человеками, так чтобы человеки видя их, прославили во Христе Иисусе Господе нашем Отца Небесного (Мф. 5:16), Которому слава и ныне, и во веки веков. Аминь.