Последование малого водоосвящения
Посреди церкви, если водоосвящение будет в ней, ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи.
После возгласа священника «Благословен Бог наш...» читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою...». Затем поются: «Бог Господь и явися нам...» и тропари: «К Богородице прилежно ныне при-тецем...», «Не умолчим никогда, Богородице...». При этом иерей кадит крестообразно воду.
Читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже...», и вместо канона поются тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая...» и далее до конца. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник произносит: «Яко свят еси, Боже наш...». Потом поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». При пении тропарей бывает каждение храма или дома. В конце тропарей — «Святый Боже...» (трижды).
По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 11—18), в котором апостол Павел говорит о Христе: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».
Затем произносится аллилуиарий и читается Евангелие (Ин. 5, 2—4): «Есть же в Иерусалиме у Овечьих
ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».
Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Во время ектений совершается каждение над водою. Затем священник читает молитву об освящении воды: «Боже, Боже наш, Великий в совете...», и затем тайную молитву: «Приклони, Господи, ухо Твое...» Кроме этих молитв, иногда читается еще особая: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстем, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякаго зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякия скверны, и навета диа-вольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
По прочтении молитв священник, взяв Честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя»... (трижды) и «Твоих даров...» Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь, при этом поют тропари. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого.
ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ СВЯТОЙ ВОДЫ
«Освященная вода, — писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.
Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой крещенской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.
А известный подвижник XX столетия преподобный Кукша Одесский, как повествует его житие, советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келию (комнату). Утром, выходя из келий, он всегда окроплял себя святой водой.
Об использовании святой воды говорят и преподобные старцы Варсонуфий Великий и Иоанн. Когда один из поселян жаловался им на то, что саранча портила его нивы, то они дали такой ответ: «Возьми святую воду и покропи ею нивы свои» (Отв. 691).
В чудодейственности святой воды убеждает нас и наш личный опыт верующих. Нисходящая на воду по
молитвам священника Божия благодать дарует силу исцелять болезни — будь то головная боль или бессонница, раздражение или просто то, что принято ныне называть «стрессом», угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения. Посредством святой воды освящается любая вещь в обиходе православного христианина — будь то средство передвижения, одежда, жилище или что бы то ни было иное. Поэтому многие верующие имеют весьма полезное обыкновение часто окроплять ею свои дома. Подают ее для питья страждущим, смачивают ею пораженные участки тела.
Святую воду (крещенскую или св. воду малого освящения), как и просфору, принято употреблять натощак, после утреннего молитвенного правила, с особым благоговением как святыню. Есть особая молитва, читаемая при вкушении просфоры и святой воды:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами ПречистыяТвоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать святую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время дня и ночи.
Как уже говорилось, крещенская вода имеет свойство не зацветать плесенью и не загнивать долгие годы. (И тем более удивительно, что подобные же свойства имеет «обычная» чистая вода, взятая в полночь на Богоявление из любого источника.) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в
отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (в затемненном прохладном месте, но никак не в холодильнике!).
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой святыни, влитые в рот бессознательному больному, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.
Следует помнить, что целебные свойства св. воды целиком вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.
Чудеса и исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитв Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный, — говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему». Чтобы святая вода принесла пользу, необходимо заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.
«Вся благодать, идущая от Бога через св. Крест, св. иконы, св. воду, мощи, освященный хлеб (артос, анти-дор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — пишет святитель Феофан Затворник, — имеет силу лишь для тех, кто достоин
этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Господь наделил целительной силой и некоторые естественные водные источники. «Благодушествуйте же! Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцеления, хорошо, — наставляет свт. Феофан Затворник. — Но не по своему гаданию, а когда будет какое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться... но если вера есть теплая».