Освящение церковью водного естества
Для чего же вновь и вновь освящаются воды, когда они освящены уже так торжественно крещением Самого Сына Божия? «Для того, — отвечает на этот вопрос свт. Димитрий Херсонский, — что падший, хотя и обновляемый благодатию Божией, человек всегда, до смерти, носит в себе семя древней нечистоты греховной, и потому всегда может грешить, а тем
самым снова вносит в окружающий его мир нечистоту и тление. Посему-то Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и животворящее слово, даровал верующим право — силою веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа Истины, Который пребывает в Церкви Христовой вовеки, чтобы Церковь, вопреки пребывающему в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела у себя неоскудеваемый источник освящения и жизни.
Храня эту заповедь Господню, Св. Церковь словом Божиим, молитвою и тайнодействиями освящает всегда не только самого человека, но и все, чем пользуется человек в мире, чтобы преизбытком всеосвящающей благодати Духа Святого положить предел распространению нечистот греховных и предотвратить умножение гибельных следствий грехов человеческих.
Отсюда уже само собой объясняется, что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью. Это значит — возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее, силою молитв и слова Божия, благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных».
МАЛОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ
Малое водоосвящение подобно великому. Малая агиасма — вода, освящаемая троекратным погружением в нее Честного Креста при совершении чинопосле-дования водосвятного молебна. Великая агиасма —
крещенская вода — освящается кроме троекратного погружения в нее Честного Креста, еще крестным знамением, благословением, совершаемым в ней — внутри нее, и более сильными и сложными молитвами и песнопениями.
Малое водоосвящение совершается многократно в течение всего года на молебнах. Молебен — это краткое богослужение, в котором священник от имени молящихся обращается с молитвой к Господу Богу, Божией Матери или святым, прося о ниспослании милости или благодарит за получение благ. Молебны совершаются как в храме, так и в любое время вне храма, например в частных домах, на полях и т. д. В храме молебны обычно служатся утром, по окончании Божественной литургии.
Молебен, который соединяется с малым освящением воды, называется «водосвятным». Водосвятный молебен обычно заказывают христиане, имеющие болящих близких или сами страдающие от недугов, для того чтобы, после прочтения священником молитв о их здравии и освящения воды, взять эту святую воду домой и пить ее с молитвой и верой, прося у Господа прощения грехов и избавления от недугов. По вере просящих Господь дарует Свою благодатную помощь посредством святой воды.
В конце молебна священник обычно совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.
Обычай освящения воды для благочестивого употребления верующими Православная Церковь усвоила себе с давних пор. По преданию, совершать малое освящение первым установил святой апостол и евангелист Матфей. «Освященною водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны», — писал в своих сочинениях Римский епископ Александр,
пострадавший при императоре Адриане (II в.)- А отцами Шестого Вселенского Собора было определено совершать водосвятие в начале каждого месяца. В нынешнем своем виде чин малого водосвятия сформировался в IX веке, при Константинопольском патриархе Фотии.
Хотя Церковь не ограничивает ни места, ни времени молебнов, вместе с тем существует ряд церковных праздников, в дни которых Устав Православной Церкви предполагает обязательное совершение малого водоосвящения. Один из таких праздников — пятница Светлой седмицы, день чествования иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Водосвятие совершается здесь в память о древнем обычае освящать воду в храме Богородицы, именуемой «Радостью всех скорбящих». И поныне в песнопениях этого чина Церковь взывает: «Храм Твой, Богородице, показася, врачевство недугов безмездное и оскорбляемых душ утешение...» Также положено малое освящение воды в день Преполовения Пятидесятницы (т.е. на 25-й день по Святой Пасхе), когда воспоминаются исполненные глубочайшего таинственного смысла слова Спасителя, обращенные к Самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Полагается совершать малое водосвятие и 1/14 августа, в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. По преданию, это день крещения Руси. Тогда же принято освящать воду в реках, источниках и других водоемах. Кроме того, существует обычай совершать малое освящение воды и в дни храмовых праздников, и затем, окропляя ею весь храм, «обновлять» его.