Освящение церковью водного естества

Для чего же вновь и вновь освящаются воды, когда они освящены уже так торжественно крещением Самого Сына Божия? «Для того, — отвечает на этот вопрос свт. Димитрий Херсонский, — что падший, хотя и обновляемый благодатию Божией, человек всегда, до смерти, носит в себе семя древней нечисто­ты греховной, и потому всегда может грешить, а тем

освящение церковью водного естества - student2.ru освящение церковью водного естества - student2.ru освящение церковью водного естества - student2.ru освящение церковью водного естества - student2.ru освящение церковью водного естества - student2.ru самым снова вносит в окружающий его мир нечисто­ту и тление. Посему-то Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и живо­творящее слово, даровал верующим право — силою веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа Истины, Который пребывает в Церкви Христовой вовеки, чтобы Церковь, вопреки пребывающему в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела у себя неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Храня эту заповедь Господню, Св. Церковь словом Божиим, молитвою и тайнодействиями освящает всег­да не только самого человека, но и все, чем пользуется человек в мире, чтобы преизбытком всеосвящающей благодати Духа Святого положить предел распростра­нению нечистот греховных и предотвратить умноже­ние гибельных следствий грехов человеческих.

Отсюда уже само собой объясняется, что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Цер­ковью. Это значит — возвращение водной стихии пер­вобытной чистоты и святости, низведение на нее, силою молитв и слова Божия, благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, даро­вание ей силы к освящению душ и телес всех, поль­зующихся ею. Вот причина, почему в воде, освящен­ной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных».

МАЛОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ

Малое водоосвящение подобно великому. Малая агиасма — вода, освящаемая троекратным погружени­ем в нее Честного Креста при совершении чинопосле-дования водосвятного молебна. Великая агиасма —

крещенская вода — освящается кроме троекратного погружения в нее Честного Креста, еще крестным зна­мением, благословением, совершаемым в ней — внут­ри нее, и более сильными и сложными молитвами и песнопениями.

Малое водоосвящение совершается многократно в течение всего года на молебнах. Молебен — это крат­кое богослужение, в котором священник от имени молящихся обращается с молитвой к Господу Богу, Божией Матери или святым, прося о ниспослании милости или благодарит за получение благ. Молебны совершаются как в храме, так и в любое время вне храма, например в частных домах, на полях и т. д. В храме молебны обычно служатся утром, по оконча­нии Божественной литургии.

Молебен, который соединяется с малым освяще­нием воды, называется «водосвятным». Водосвятный молебен обычно заказывают христиане, имеющие болящих близких или сами страдающие от недугов, для того чтобы, после прочтения священником молитв о их здравии и освящения воды, взять эту святую воду домой и пить ее с молитвой и верой, прося у Господа прощения грехов и избавления от недугов. По вере просящих Господь дарует Свою благодатную помощь посредством святой воды.

В конце молебна священник обычно совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Обычай освящения воды для благочестивого упо­требления верующими Православная Церковь усвоила себе с давних пор. По преданию, совершать малое освящение первым установил святой апостол и еван­гелист Матфей. «Освященною водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны», — писал в своих сочинениях Римский епископ Александр,





освящение церковью водного естества - student2.ru освящение церковью водного естества - student2.ru освящение церковью водного естества - student2.ru пострадавший при императоре Адриане (II в.)- А отца­ми Шестого Вселенского Собора было определено совершать водосвятие в начале каждого месяца. В нынешнем своем виде чин малого водосвятия сфор­мировался в IX веке, при Константинопольском патриархе Фотии.

Хотя Церковь не ограничивает ни места, ни вре­мени молебнов, вместе с тем существует ряд церков­ных праздников, в дни которых Устав Православной Церкви предполагает обязательное совершение малого водоосвящения. Один из таких праздников — пятница Светлой седмицы, день чествования иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Водосвя­тие совершается здесь в память о древнем обычае освящать воду в храме Богородицы, именуемой «Радостью всех скорбящих». И поныне в песнопе­ниях этого чина Церковь взывает: «Храм Твой, Бого­родице, показася, врачевство недугов безмездное и оскорбляемых душ утешение...» Также положено малое освящение воды в день Преполовения Пятиде­сятницы (т.е. на 25-й день по Святой Пасхе), когда воспоминаются исполненные глубочайшего таин­ственного смысла слова Спасителя, обращенные к Самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Полагается совершать малое водосвятие и 1/14 августа, в день Происхожде­ния (изнесения) честных древ Животворящего Кре­ста Господня. По преданию, это день крещения Руси. Тогда же принято освящать воду в реках, источниках и других водоемах. Кроме того, существует обычай совершать малое освящение воды и в дни храмовых праздников, и затем, окропляя ею весь храм, «обно­влять» его.




Наши рекомендации