Крещение господне. великое водоосвящение

ОСВЯЩЕНИЕ ЦЕРКОВЬЮ ВОДНОГО ЕСТЕСТВА

Для чего же вновь и вновь освящаются воды, когда они освящены уже так торжественно крещением Самого Сына Божия? «Для того, — отвечает на этот вопрос свт. Димитрий Херсонский, — что падший, хотя и обновляемый благодатию Божией, человек всегда, до смерти, носит в себе семя древней нечисто­ты греховной, и потому всегда может грешить, а тем

крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru самым снова вносит в окружающий его мир нечисто­ту и тление. Посему-то Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и живо­творящее слово, даровал верующим право — силою веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа Истины, Который пребывает в Церкви Христовой вовеки, чтобы Церковь, вопреки пребывающему в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела у себя неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Храня эту заповедь Господню, Св. Церковь словом Божиим, молитвою и тайнодействиями освящает всег­да не только самого человека, но и все, чем пользуется человек в мире, чтобы преизбытком всеосвящающей благодати Духа Святого положить предел распростра­нению нечистот греховных и предотвратить умноже­ние гибельных следствий грехов человеческих.

Отсюда уже само собой объясняется, что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Цер­ковью. Это значит — возвращение водной стихии пер­вобытной чистоты и святости, низведение на нее, силою молитв и слова Божия, благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, даро­вание ей силы к освящению душ и телес всех, поль­зующихся ею. Вот причина, почему в воде, освящен­ной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных».

МАЛОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ

Малое водоосвящение подобно великому. Малая агиасма — вода, освящаемая троекратным погружени­ем в нее Честного Креста при совершении чинопосле-дования водосвятного молебна. Великая агиасма —

крещенская вода — освящается кроме троекратного погружения в нее Честного Креста, еще крестным зна­мением, благословением, совершаемым в ней — внут­ри нее, и более сильными и сложными молитвами и песнопениями.

Малое водоосвящение совершается многократно в течение всего года на молебнах. Молебен — это крат­кое богослужение, в котором священник от имени молящихся обращается с молитвой к Господу Богу, Божией Матери или святым, прося о ниспослании милости или благодарит за получение благ. Молебны совершаются как в храме, так и в любое время вне храма, например в частных домах, на полях и т. д. В храме молебны обычно служатся утром, по оконча­нии Божественной литургии.

Молебен, который соединяется с малым освяще­нием воды, называется «водосвятным». Водосвятный молебен обычно заказывают христиане, имеющие болящих близких или сами страдающие от недугов, для того чтобы, после прочтения священником молитв о их здравии и освящения воды, взять эту святую воду домой и пить ее с молитвой и верой, прося у Господа прощения грехов и избавления от недугов. По вере просящих Господь дарует Свою благодатную помощь посредством святой воды.

В конце молебна священник обычно совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Обычай освящения воды для благочестивого упо­требления верующими Православная Церковь усвоила себе с давних пор. По преданию, совершать малое освящение первым установил святой апостол и еван­гелист Матфей. «Освященною водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны», — писал в своих сочинениях Римский епископ Александр,





крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru пострадавший при императоре Адриане (II в.)- А отца­ми Шестого Вселенского Собора было определено совершать водосвятие в начале каждого месяца. В нынешнем своем виде чин малого водосвятия сфор­мировался в IX веке, при Константинопольском патриархе Фотии.

Хотя Церковь не ограничивает ни места, ни вре­мени молебнов, вместе с тем существует ряд церков­ных праздников, в дни которых Устав Православной Церкви предполагает обязательное совершение малого водоосвящения. Один из таких праздников — пятница Светлой седмицы, день чествования иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Водосвя­тие совершается здесь в память о древнем обычае освящать воду в храме Богородицы, именуемой «Радостью всех скорбящих». И поныне в песнопе­ниях этого чина Церковь взывает: «Храм Твой, Бого­родице, показася, врачевство недугов безмездное и оскорбляемых душ утешение...» Также положено малое освящение воды в день Преполовения Пятиде­сятницы (т.е. на 25-й день по Святой Пасхе), когда воспоминаются исполненные глубочайшего таин­ственного смысла слова Спасителя, обращенные к Самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Полагается совершать малое водосвятие и 1/14 августа, в день Происхожде­ния (изнесения) честных древ Животворящего Кре­ста Господня. По преданию, это день крещения Руси. Тогда же принято освящать воду в реках, источниках и других водоемах. Кроме того, существует обычай совершать малое освящение воды и в дни храмовых праздников, и затем, окропляя ею весь храм, «обно­влять» его.




ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ СВЯТОЙ ВОДЫ

«Освященная вода, — писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.

Преподобный Серафим после исповеди паломни­ков всегда давал им вкушать из чаши святой крещен­ской воды. Преподобный Амвросий смертельно боль­ному послал бутылку со святой водой — и неизлечи­мая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иордан­ской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освя­щенное масло, нет.

А известный подвижник XX столетия преподобный Кукша Одесский, как повествует его житие, советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келию (комнату). Утром, выходя из келий, он всегда окроплял себя святой водой.

Об использовании святой воды говорят и препо­добные старцы Варсонуфий Великий и Иоанн. Когда один из поселян жаловался им на то, что саранча пор­тила его нивы, то они дали такой ответ: «Возьми свя­тую воду и покропи ею нивы свои» (Отв. 691).

В чудодейственности святой воды убеждает нас и наш личный опыт верующих. Нисходящая на воду по


крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru



крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru молитвам священника Божия благодать дарует силу исцелять болезни — будь то головная боль или бессон­ница, раздражение или просто то, что принято ныне называть «стрессом», угашать страсти и ослаблять воз­никающие греховные влечения. Посредством святой воды освящается любая вещь в обиходе православного христианина — будь то средство передвижения, одеж­да, жилище или что бы то ни было иное. Поэтому мно­гие верующие имеют весьма полезное обыкновение часто окроплять ею свои дома. Подают ее для питья страждущим, смачивают ею пораженные участки тела.

Святую воду (крещенскую или св. воду малого освя­щения), как и просфору, принято употреблять нато­щак, после утреннего молитвенного правила, с осо­бым благоговением как святыню. Есть особая молитва, читаемая при вкушении просфоры и святой воды:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и свя­тая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами ПречистыяТвоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать святую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время дня и ночи.

Как уже говорилось, крещенская вода имеет свой­ство не зацветать плесенью и не загнивать долгие годы. (И тем более удивительно, что подобные же свойства имеет «обычная» чистая вода, взятая в пол­ночь на Богоявление из любого источника.) При бла­гоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в

отдельном месте, лучше рядом с домашним иконоста­сом (в затемненном прохладном месте, но никак не в холодильнике!).

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно раз­бавить простой.

Богоявленская вода обладает огромной целитель­ной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой святыни, влитые в рот бессоз­нательному больному, приводили его в чувство и изме­няли ход болезни.

Следует помнить, что целебные свойства св. воды целиком вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.

Чудеса и исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитв Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искренне­го намерения воспользоваться ими к своему спасе­нию. «Род лукавый и прелюбодейный, — говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему». Чтобы святая вода принесла пользу, необходимо заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помы­слов и поступков.

«Вся благодать, идущая от Бога через св. Крест, св. иконы, св. воду, мощи, освященный хлеб (артос, анти-дор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — пишет святитель Феофан Затворник, — имеет силу лишь для тех, кто достоин



крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и про­явление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нече­стивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Господь наделил целительной силой и некоторые естественные водные источники. «Благодушествуйте же! Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исце­ления, хорошо, — наставляет свт. Феофан Затворник. — Но не по своему гаданию, а когда будет какое указа­ние. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться... но если вера есть теплая».

Голос к умирающей

Яродилась в 1918 году, и, хотя моя мать была верующая, религия была мне чужда. Я была уже заму­жем, когда захворала тяжелой формой плеврита и была при смерти. Слышала, как врач говорил моей матери: «Оставьте ее, она безнадежна».

В состоянии смертельной агонии, в полузабытьи, у меня промелькнула мысль: «Господи, что мне сделать, чтобы выздороветь?» И тогда я ясно услышала голос, отвечающий мне: «Выпей святой воды, съешь артоса и веруй в Меня». До тех пор я не знала слова «артос», но, очнувшись, хорошо запомнила его. Я позвала маму и

попросила дать мне святой воды и артоса. Мать, удив­ленная моей просьбой, сказала: «Видно, ты умираешь, если просишь святой воды и артоса».

Она исполнила тотчас же мою просьбу, и я с боль­шим усилием проглотила глоток воды и кусочек арто­са. После этого я тотчас заснула и долго спала, а прос­нулась совсем здоровой. С тех пор моя жизнь измени­лась. Я живу верою и в вере в Господа воспитываю своих детей.

Наговоренная вода

Вдень праздника Богоявления один священник стоял в храме и наливал в сосуды богомольцев только что освященную воду. Подходит женщина и протяги­вает ему бутылку. Лишь только начал священник нали­вать в нее воду, как бутылка в его руках лопнула и раз­летелась вдребезги на мелкие осколки.

Изумленный священник спрашивает женщину: «Что это за бутылка? Не было ли в ней чего-либо?»

Смущенная женщина отвечает: «Батюшка, я хоте­ла, чтобы один парень женился на моей дочери. Чтобы приворожить его, я достала у одной старушки нагово­ренной воды. Но боялась дать ее дочери. Для верности я хотела, чтобы к этой воде вы добавили крещенской».

Не могла смешаться в одном сосуде бесовская наговоренная вода и священная Богоявленская.

Из рассказа профессораN

При освящении воды произносится дивная молит­ва, в которой испрашивается исцеление от болезней для пользующихся этой водой. Вообще в освященных предметах есть духовные свойства, не присущие обыч­ному веществу.

К многочисленным проявлениям особых целеб­ных свойств святой воды можно добавить еще один



вполне достоверный случай, имевший место в конце зимы 1961 года.

Престарелая учительница-пенсионерка А. И., больная глазами (темная вода) и лечащаяся в глазном диспансере, совершенно ослепла. Однако, будучи верующим человеком, она несколько дней подряд с молитвой прикладывала к глазам ватку, смоченную святой крещенской водой. Вдруг, к удивлению врачей, в одно (действительно прекрасное) утро, учительница стала хорошо видеть.

Известно, что у больных глаукомой такие резкие улучшения при обычном лечении невозможны, и избавление А. И. от слепоты можно рассматривать как одно из проявлений целебных свойств святой воды, как одно из чудес, происходивших и происходящих в настоящее время.

К сожалению, далеко не все чудеса фиксируются и оглашаются, и о многом каждый из нас просто не знает. Даже и это чудо, о котором я рассказал, очевид­но, будет известно лишь узкому кругу людей, но и мы, сподобившиеся, по милости Божией, быть в числе их, воздадим благодарение и славу Богу.

Чудо сохранения святой воды

Рассказывает протоиерей Василий Изюмский: «Чудо многолетнего сохранения святой воды говорит само за себя. Как служитель церкви, я лично подтверждаю это чудо. 23 года тому назад мною была освящена вода, которая до сей поры стоит чиста, имея вкус свежей родниковой воды. Мы ищем знамения и чудес от Бога, а того, что рядом с нами чудо происходит, — не заме­чаем. Маловерный может сегодня у себя поставить две бутылочки воды — простой из-под крана и освящен­ной в церкви — на два-три месяца и убедиться воочию чуду Божию.

В наше время, когда забыты все святые обычаи и традиции наших предков, очень важно напоминать людям о чуде святой воды».

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ВЕЛИКОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ

Великий праздник Крещения Господня называется также Богоявлением и Просвещением. Просвещением потому, что Бог — это вечный Свет, просвещающий мир.

В древние времена в Церкви было принято, чтобы оглашенные, то есть наученные истинам христиан­ства, принимали Крещение — Таинство, через которое душа человека становится светлой и ангельски пре­красной, — на Пасху и в день Богоявления.

Просвещением этот праздник называется также и оттого, что в древности был обычай в ночь под Креще­ние зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, петь дивные песни Богу всю ночь, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем.

Богоявлением же этот праздник называется пото­му, что Господь после Крещения выступил на Еван­гельскую проповедь, показал Себя миру как Спаси­тель и Мессия.

Кроме того, во время Крещения Святая Троица явила Себя: Отец — через голос с неба, свидетельство­вавший о том, что Иисус Христос есть Сын Божий; Дух Святый — в виде белоснежного, лучезарного голу­бя, сходящего на главу Иисуса Христа.

Ночью, когда около Иоанна Крестителя остава­лось лишь несколько его учеников, Иисус Христос пришел из Галилеи к берегам Иордана и велел Предте­че крестить Его. Господь сказал: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Что значат эти слова «исполнить правду»? Во-первых, совершить сначала делом то, о чем Он будет учить и проповедо­вать. Все заповеди Иисус Христос исполнил Сам, затем учил им народ. Во-вторых, Господь показал при­мер смирения: будучи Сыном Божиим, крестился от сына человеческого.

Иисус Христос вместе с Иоанном Крестителем вступил в воды Иордана. Во время крещения люди исповедовали великому пророку свои грехи, но Иисус Христос был безгрешным, поэтому Он вступил в воды реки ночью.

Иоанн Креститель крестил людей со словами: «Крещу тебя во имя грядущего Мессии!» — но пред ним стоял Сам Мессия, поэтому Иоанн Креститель не проронил ни слова. Он только лишь коснулся рукой главы Иисуса Христа и, как пишут святые отцы, этим прикосновением сам Иоанн принял крещение от Сына Божия. Затем они вышли на берег.

Святые отцы говорят, что во время Крещения Гос­подь освятил воды мира, превратив их в стихию для совершения этого Таинства.

крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru Начало обычая освящать воду в навечерие празд­ника современно началу самого праздника. Об этом упоминают уже христианские авторы II—III веков. В апостольских постановлениях содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Св. Василий Великий, спрашивая, «по какому писанию благосло­вляем мы воду крещения», отвечает: «от апостольско­го предания по преемству в тайне». Св. Иоанн Зла­тоуст упоминает об особом свойстве освященной в этот день воды, замеченном уже в древней церкви, — не портиться и сохраняться совершенно свежей, чистой и приятной в продолжение целого года и даже более, как будто бы сию только минуту была почерп­нута из живого источника.

К освященной крещенской воде христиане с древ­них времен имели великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великой аги-асмой (святыней). Эту святыню Церковь использует для окропления храмов и жилищ, назначает пить ее тем, кто не может быть допущен к св. Причастию.

Для тех членов Церкви, на кого по соделанным грехам накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, в Требнике, со ссылкой на церковные законы, сказано: «Чадо... да не причастишися Божественных Тайн, точию (только) да пиеши агиасму великую». Это постановление также происходит из глубокой древности, а именно с тех пор, как были составлены правила, отлучающие грешников от причастия на продолжительное время.

Также издревле у благочестивых христиан сложил­ся обычай в навечерие или в самый день праздника крещения набирать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить ее при св. иконах.

Итак, обряд великого водоосвящения возник из обычая крестить накануне Богоявления оглашенных.

Даже сама молитва богоявленского водоосвящения взята из чина Крещения и только позже переработана. Согласно древнейшим сведениям, обряд Бого­явленского водоосвящения совершался вечером и ночью накануне праздника, а не в сам день Богоявле­ния. Такой обычай однократного освящения воды накануне Богоявления просуществовал до XI—XII вв., а затем уступил место двукратному водоосвящению, когда освящение воды стало совершаться и накануне, и в самый день праздника. Этот обычай, постепенно усиливаясь, со временем приобрел положительное значение в греческих уставах и богослужебных книгах. Прп. Максим Грек, живший на Афоне, свидетельство­вал, что в его время на Востоке и, в частности, на Афоне был обычай двукратного водоосвящения, и даже написал особое письмо в защиту этого обычая. В славянских уставах говорилось то о двукратном, то об однократном водоосвящении, пока в 1666—1667 г. Большой Московский Собор окончательно не поста­новил: «Повелеваем же и благословляем творити по древнему обычаю Святыя Восточныя Церкви и по преданию святых и Богоносных отцев: в навечерии действовати освящение святых вод в церквах, а по утрени — на реке, яко же повелевают и вси церковные уставы, те же молитвы глаголати и действо творити».

ЧИН ВЕЛИКОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ

Великим водоосвящение называется из-за особой торжественности обряда, проникнутого воспомина­нием Крещения Господня, которое было не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru Великое водоосвящение совершается в навечерие Богоявления (5/18 января) и в самый день праздника (6/19 января). В самый день Богоявления бывает тор­жественный крестный ход — обычно на реку или дру­гой водоем для совершения там великого водоосвяще­ния, — называемый «ходом на Иордан».

В самый день праздника Богоявления водоосвя­щение совершается в конце литургии, после заамвон-ной молитвы, а в навечерие — в зависимости от дня недели: в субботу или воскресенье оно происходит в конце вечерни, после ектений «Исполним вечернюю молитву», если же навечерие приходится на прочие дни недели — то сразу после литургии.

Как в навечерие Богоявления, так и в сам день праздника священнослужители при пении «Глас Гос­подень на водах...» выходят для водоосвящения через Царские врата. Настоятель в полном облачении несет на голове крест в предшествии свещеносцев и диакона с кадилом, один из священников — святое Евангелие. У больших сосудов с водой, установленных на середи­не храма, настоятель снимает крест с головы и осеняет им на четыре стороны, после этого полагает его на украшенном аналое и, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около аналоя, образа, клир и народ.

Хор в это время поет тропари: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явль-шагося Христа» (трижды), «Днесь вод освящается естество...» (дважды), «Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю...» (дважды), «Слава, и ныне», «Ко гласу вопиющаго в пустыни...».

После этого читаются три паримии из книги про­рока Исайи (35, 1 — 10; 55, 1—13; 12, 3—6). Великий вет­хозаветный пророк трижды предсказывает Крещение

Господне. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жажду­щие! идите все к водам... Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он поми­лует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55, 1; 6—7).

- Затем читается послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1—4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. Наконец, читается Евангелие от Марка (1,9—11), где апостол повествует о самом Крещении Господа. Затем следует ектения: «Миром Господу помолимся...», в которой возносятся торжественные прошения об освящении воды:

«О еже освятитися водам сим силою, и действием, и наитием Святаго Духа Господу помолимся.

О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя Троицы действу...

О еже дароватися им благодати избавления, благо­словению Иорданову силою, и действом, и наитием Святаго Духа...

О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово, и освятити воды сия...

О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всякую пользу изрядную...

О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную...

О еже явитися сей отгнанию всякаго навета види­мых и невидимых враг...

О черплющих и емлющих во освящение домов...

О еже быти сей во очищение душ и телес всем верою и черплющим же и причащающимся от нея...

И

крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru крещение господне. великое водоосвящение - student2.ru О еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся».

Священник читает сначала молитву тайную, а потом велегласную, в которой просит Господа наитием Святого Духа освятить воду. Как поразителен и высок голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земные воды наши:

«Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! (Трижды)

Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, и Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир... Тебе трепещут умныя вся Силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе тре­пещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангель-стии лицы Тебе кланяются... Ты бо Бог Сый Неописан­ный, Безначальный же и Неизглаголанный...».

Одновременно бывает каждение над водой. Освя­щение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукою пастыря при произнесении слов:

«Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию (трижды).

И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освяще­ния дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную, да вси почерпающий и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко

освящению домов и ко всякой пользе изрядну... Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Свя­тым. Даждь же всем прикасающимся ей, и причащаю­щимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очи­щение и благословение».

По окончании чтения всех молитв священник три­жды погружает Честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявле­ния: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троиче-ское явися поклонение: Родителев бо глас свидетель-ствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Священник, взяв сосуд с освященной водой и кро­пило, кропит крестовидно на все стороны. Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого под­ходящего священник кропит освященной водой. Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество...» иерей окропля­ет весь храм. Затем поется: «Буди имя Господне благо-словено от ныне и до века», и бывает совершенный отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна...». На практике целование Креста и окропле­ние освященной водой совершается по отпусте.

Наши рекомендации