Крещение господне. великое водоосвящение
ОСВЯЩЕНИЕ ЦЕРКОВЬЮ ВОДНОГО ЕСТЕСТВА
Для чего же вновь и вновь освящаются воды, когда они освящены уже так торжественно крещением Самого Сына Божия? «Для того, — отвечает на этот вопрос свт. Димитрий Херсонский, — что падший, хотя и обновляемый благодатию Божией, человек всегда, до смерти, носит в себе семя древней нечистоты греховной, и потому всегда может грешить, а тем
самым снова вносит в окружающий его мир нечистоту и тление. Посему-то Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и животворящее слово, даровал верующим право — силою веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа Истины, Который пребывает в Церкви Христовой вовеки, чтобы Церковь, вопреки пребывающему в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела у себя неоскудеваемый источник освящения и жизни.
Храня эту заповедь Господню, Св. Церковь словом Божиим, молитвою и тайнодействиями освящает всегда не только самого человека, но и все, чем пользуется человек в мире, чтобы преизбытком всеосвящающей благодати Духа Святого положить предел распространению нечистот греховных и предотвратить умножение гибельных следствий грехов человеческих.
Отсюда уже само собой объясняется, что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью. Это значит — возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее, силою молитв и слова Божия, благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных».
МАЛОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ
Малое водоосвящение подобно великому. Малая агиасма — вода, освящаемая троекратным погружением в нее Честного Креста при совершении чинопосле-дования водосвятного молебна. Великая агиасма —
крещенская вода — освящается кроме троекратного погружения в нее Честного Креста, еще крестным знамением, благословением, совершаемым в ней — внутри нее, и более сильными и сложными молитвами и песнопениями.
Малое водоосвящение совершается многократно в течение всего года на молебнах. Молебен — это краткое богослужение, в котором священник от имени молящихся обращается с молитвой к Господу Богу, Божией Матери или святым, прося о ниспослании милости или благодарит за получение благ. Молебны совершаются как в храме, так и в любое время вне храма, например в частных домах, на полях и т. д. В храме молебны обычно служатся утром, по окончании Божественной литургии.
Молебен, который соединяется с малым освящением воды, называется «водосвятным». Водосвятный молебен обычно заказывают христиане, имеющие болящих близких или сами страдающие от недугов, для того чтобы, после прочтения священником молитв о их здравии и освящения воды, взять эту святую воду домой и пить ее с молитвой и верой, прося у Господа прощения грехов и избавления от недугов. По вере просящих Господь дарует Свою благодатную помощь посредством святой воды.
В конце молебна священник обычно совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.
Обычай освящения воды для благочестивого употребления верующими Православная Церковь усвоила себе с давних пор. По преданию, совершать малое освящение первым установил святой апостол и евангелист Матфей. «Освященною водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны», — писал в своих сочинениях Римский епископ Александр,
пострадавший при императоре Адриане (II в.)- А отцами Шестого Вселенского Собора было определено совершать водосвятие в начале каждого месяца. В нынешнем своем виде чин малого водосвятия сформировался в IX веке, при Константинопольском патриархе Фотии.
Хотя Церковь не ограничивает ни места, ни времени молебнов, вместе с тем существует ряд церковных праздников, в дни которых Устав Православной Церкви предполагает обязательное совершение малого водоосвящения. Один из таких праздников — пятница Светлой седмицы, день чествования иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Водосвятие совершается здесь в память о древнем обычае освящать воду в храме Богородицы, именуемой «Радостью всех скорбящих». И поныне в песнопениях этого чина Церковь взывает: «Храм Твой, Богородице, показася, врачевство недугов безмездное и оскорбляемых душ утешение...» Также положено малое освящение воды в день Преполовения Пятидесятницы (т.е. на 25-й день по Святой Пасхе), когда воспоминаются исполненные глубочайшего таинственного смысла слова Спасителя, обращенные к Самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Полагается совершать малое водосвятие и 1/14 августа, в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. По преданию, это день крещения Руси. Тогда же принято освящать воду в реках, источниках и других водоемах. Кроме того, существует обычай совершать малое освящение воды и в дни храмовых праздников, и затем, окропляя ею весь храм, «обновлять» его.
ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ СВЯТОЙ ВОДЫ
«Освященная вода, — писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.
Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой крещенской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.
А известный подвижник XX столетия преподобный Кукша Одесский, как повествует его житие, советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келию (комнату). Утром, выходя из келий, он всегда окроплял себя святой водой.
Об использовании святой воды говорят и преподобные старцы Варсонуфий Великий и Иоанн. Когда один из поселян жаловался им на то, что саранча портила его нивы, то они дали такой ответ: «Возьми святую воду и покропи ею нивы свои» (Отв. 691).
В чудодейственности святой воды убеждает нас и наш личный опыт верующих. Нисходящая на воду по
молитвам священника Божия благодать дарует силу исцелять болезни — будь то головная боль или бессонница, раздражение или просто то, что принято ныне называть «стрессом», угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения. Посредством святой воды освящается любая вещь в обиходе православного христианина — будь то средство передвижения, одежда, жилище или что бы то ни было иное. Поэтому многие верующие имеют весьма полезное обыкновение часто окроплять ею свои дома. Подают ее для питья страждущим, смачивают ею пораженные участки тела.
Святую воду (крещенскую или св. воду малого освящения), как и просфору, принято употреблять натощак, после утреннего молитвенного правила, с особым благоговением как святыню. Есть особая молитва, читаемая при вкушении просфоры и святой воды:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами ПречистыяТвоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать святую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время дня и ночи.
Как уже говорилось, крещенская вода имеет свойство не зацветать плесенью и не загнивать долгие годы. (И тем более удивительно, что подобные же свойства имеет «обычная» чистая вода, взятая в полночь на Богоявление из любого источника.) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в
отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (в затемненном прохладном месте, но никак не в холодильнике!).
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой святыни, влитые в рот бессознательному больному, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.
Следует помнить, что целебные свойства св. воды целиком вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.
Чудеса и исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитв Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный, — говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему». Чтобы святая вода принесла пользу, необходимо заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.
«Вся благодать, идущая от Бога через св. Крест, св. иконы, св. воду, мощи, освященный хлеб (артос, анти-дор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — пишет святитель Феофан Затворник, — имеет силу лишь для тех, кто достоин
этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Господь наделил целительной силой и некоторые естественные водные источники. «Благодушествуйте же! Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцеления, хорошо, — наставляет свт. Феофан Затворник. — Но не по своему гаданию, а когда будет какое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться... но если вера есть теплая».
Голос к умирающей
Яродилась в 1918 году, и, хотя моя мать была верующая, религия была мне чужда. Я была уже замужем, когда захворала тяжелой формой плеврита и была при смерти. Слышала, как врач говорил моей матери: «Оставьте ее, она безнадежна».
В состоянии смертельной агонии, в полузабытьи, у меня промелькнула мысль: «Господи, что мне сделать, чтобы выздороветь?» И тогда я ясно услышала голос, отвечающий мне: «Выпей святой воды, съешь артоса и веруй в Меня». До тех пор я не знала слова «артос», но, очнувшись, хорошо запомнила его. Я позвала маму и
попросила дать мне святой воды и артоса. Мать, удивленная моей просьбой, сказала: «Видно, ты умираешь, если просишь святой воды и артоса».
Она исполнила тотчас же мою просьбу, и я с большим усилием проглотила глоток воды и кусочек артоса. После этого я тотчас заснула и долго спала, а проснулась совсем здоровой. С тех пор моя жизнь изменилась. Я живу верою и в вере в Господа воспитываю своих детей.
Наговоренная вода
Вдень праздника Богоявления один священник стоял в храме и наливал в сосуды богомольцев только что освященную воду. Подходит женщина и протягивает ему бутылку. Лишь только начал священник наливать в нее воду, как бутылка в его руках лопнула и разлетелась вдребезги на мелкие осколки.
Изумленный священник спрашивает женщину: «Что это за бутылка? Не было ли в ней чего-либо?»
Смущенная женщина отвечает: «Батюшка, я хотела, чтобы один парень женился на моей дочери. Чтобы приворожить его, я достала у одной старушки наговоренной воды. Но боялась дать ее дочери. Для верности я хотела, чтобы к этой воде вы добавили крещенской».
Не могла смешаться в одном сосуде бесовская наговоренная вода и священная Богоявленская.
Из рассказа профессораN
При освящении воды произносится дивная молитва, в которой испрашивается исцеление от болезней для пользующихся этой водой. Вообще в освященных предметах есть духовные свойства, не присущие обычному веществу.
К многочисленным проявлениям особых целебных свойств святой воды можно добавить еще один
вполне достоверный случай, имевший место в конце зимы 1961 года.
Престарелая учительница-пенсионерка А. И., больная глазами (темная вода) и лечащаяся в глазном диспансере, совершенно ослепла. Однако, будучи верующим человеком, она несколько дней подряд с молитвой прикладывала к глазам ватку, смоченную святой крещенской водой. Вдруг, к удивлению врачей, в одно (действительно прекрасное) утро, учительница стала хорошо видеть.
Известно, что у больных глаукомой такие резкие улучшения при обычном лечении невозможны, и избавление А. И. от слепоты можно рассматривать как одно из проявлений целебных свойств святой воды, как одно из чудес, происходивших и происходящих в настоящее время.
К сожалению, далеко не все чудеса фиксируются и оглашаются, и о многом каждый из нас просто не знает. Даже и это чудо, о котором я рассказал, очевидно, будет известно лишь узкому кругу людей, но и мы, сподобившиеся, по милости Божией, быть в числе их, воздадим благодарение и славу Богу.
Чудо сохранения святой воды
Рассказывает протоиерей Василий Изюмский: «Чудо многолетнего сохранения святой воды говорит само за себя. Как служитель церкви, я лично подтверждаю это чудо. 23 года тому назад мною была освящена вода, которая до сей поры стоит чиста, имея вкус свежей родниковой воды. Мы ищем знамения и чудес от Бога, а того, что рядом с нами чудо происходит, — не замечаем. Маловерный может сегодня у себя поставить две бутылочки воды — простой из-под крана и освященной в церкви — на два-три месяца и убедиться воочию чуду Божию.
В наше время, когда забыты все святые обычаи и традиции наших предков, очень важно напоминать людям о чуде святой воды».
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ВЕЛИКОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ
Великий праздник Крещения Господня называется также Богоявлением и Просвещением. Просвещением потому, что Бог — это вечный Свет, просвещающий мир.
В древние времена в Церкви было принято, чтобы оглашенные, то есть наученные истинам христианства, принимали Крещение — Таинство, через которое душа человека становится светлой и ангельски прекрасной, — на Пасху и в день Богоявления.
Просвещением этот праздник называется также и оттого, что в древности был обычай в ночь под Крещение зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, петь дивные песни Богу всю ночь, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем.
Богоявлением же этот праздник называется потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия.
Кроме того, во время Крещения Святая Троица явила Себя: Отец — через голос с неба, свидетельствовавший о том, что Иисус Христос есть Сын Божий; Дух Святый — в виде белоснежного, лучезарного голубя, сходящего на главу Иисуса Христа.
Ночью, когда около Иоанна Крестителя оставалось лишь несколько его учеников, Иисус Христос пришел из Галилеи к берегам Иордана и велел Предтече крестить Его. Господь сказал: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Что значат эти слова «исполнить правду»? Во-первых, совершить сначала делом то, о чем Он будет учить и проповедовать. Все заповеди Иисус Христос исполнил Сам, затем учил им народ. Во-вторых, Господь показал пример смирения: будучи Сыном Божиим, крестился от сына человеческого.
Иисус Христос вместе с Иоанном Крестителем вступил в воды Иордана. Во время крещения люди исповедовали великому пророку свои грехи, но Иисус Христос был безгрешным, поэтому Он вступил в воды реки ночью.
Иоанн Креститель крестил людей со словами: «Крещу тебя во имя грядущего Мессии!» — но пред ним стоял Сам Мессия, поэтому Иоанн Креститель не проронил ни слова. Он только лишь коснулся рукой главы Иисуса Христа и, как пишут святые отцы, этим прикосновением сам Иоанн принял крещение от Сына Божия. Затем они вышли на берег.
Святые отцы говорят, что во время Крещения Господь освятил воды мира, превратив их в стихию для совершения этого Таинства.
Начало обычая освящать воду в навечерие праздника современно началу самого праздника. Об этом упоминают уже христианские авторы II—III веков. В апостольских постановлениях содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Св. Василий Великий, спрашивая, «по какому писанию благословляем мы воду крещения», отвечает: «от апостольского предания по преемству в тайне». Св. Иоанн Златоуст упоминает об особом свойстве освященной в этот день воды, замеченном уже в древней церкви, — не портиться и сохраняться совершенно свежей, чистой и приятной в продолжение целого года и даже более, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника.
К освященной крещенской воде христиане с древних времен имели великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великой аги-асмой (святыней). Эту святыню Церковь использует для окропления храмов и жилищ, назначает пить ее тем, кто не может быть допущен к св. Причастию.
Для тех членов Церкви, на кого по соделанным грехам накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, в Требнике, со ссылкой на церковные законы, сказано: «Чадо... да не причастишися Божественных Тайн, точию (только) да пиеши агиасму великую». Это постановление также происходит из глубокой древности, а именно с тех пор, как были составлены правила, отлучающие грешников от причастия на продолжительное время.
Также издревле у благочестивых христиан сложился обычай в навечерие или в самый день праздника крещения набирать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить ее при св. иконах.
Итак, обряд великого водоосвящения возник из обычая крестить накануне Богоявления оглашенных.
Даже сама молитва богоявленского водоосвящения взята из чина Крещения и только позже переработана. Согласно древнейшим сведениям, обряд Богоявленского водоосвящения совершался вечером и ночью накануне праздника, а не в сам день Богоявления. Такой обычай однократного освящения воды накануне Богоявления просуществовал до XI—XII вв., а затем уступил место двукратному водоосвящению, когда освящение воды стало совершаться и накануне, и в самый день праздника. Этот обычай, постепенно усиливаясь, со временем приобрел положительное значение в греческих уставах и богослужебных книгах. Прп. Максим Грек, живший на Афоне, свидетельствовал, что в его время на Востоке и, в частности, на Афоне был обычай двукратного водоосвящения, и даже написал особое письмо в защиту этого обычая. В славянских уставах говорилось то о двукратном, то об однократном водоосвящении, пока в 1666—1667 г. Большой Московский Собор окончательно не постановил: «Повелеваем же и благословляем творити по древнему обычаю Святыя Восточныя Церкви и по преданию святых и Богоносных отцев: в навечерии действовати освящение святых вод в церквах, а по утрени — на реке, яко же повелевают и вси церковные уставы, те же молитвы глаголати и действо творити».
ЧИН ВЕЛИКОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ
Великим водоосвящение называется из-за особой торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое было не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается в навечерие Богоявления (5/18 января) и в самый день праздника (6/19 января). В самый день Богоявления бывает торжественный крестный ход — обычно на реку или другой водоем для совершения там великого водоосвящения, — называемый «ходом на Иордан».
В самый день праздника Богоявления водоосвящение совершается в конце литургии, после заамвон-ной молитвы, а в навечерие — в зависимости от дня недели: в субботу или воскресенье оно происходит в конце вечерни, после ектений «Исполним вечернюю молитву», если же навечерие приходится на прочие дни недели — то сразу после литургии.
Как в навечерие Богоявления, так и в сам день праздника священнослужители при пении «Глас Господень на водах...» выходят для водоосвящения через Царские врата. Настоятель в полном облачении несет на голове крест в предшествии свещеносцев и диакона с кадилом, один из священников — святое Евангелие. У больших сосудов с водой, установленных на середине храма, настоятель снимает крест с головы и осеняет им на четыре стороны, после этого полагает его на украшенном аналое и, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около аналоя, образа, клир и народ.
Хор в это время поет тропари: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явль-шагося Христа» (трижды), «Днесь вод освящается естество...» (дважды), «Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю...» (дважды), «Слава, и ныне», «Ко гласу вопиющаго в пустыни...».
После этого читаются три паримии из книги пророка Исайи (35, 1 — 10; 55, 1—13; 12, 3—6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение
Господне. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водам... Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55, 1; 6—7).
- Затем читается послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1—4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. Наконец, читается Евангелие от Марка (1,9—11), где апостол повествует о самом Крещении Господа. Затем следует ектения: «Миром Господу помолимся...», в которой возносятся торжественные прошения об освящении воды:
«О еже освятитися водам сим силою, и действием, и наитием Святаго Духа Господу помолимся.
О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя Троицы действу...
О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою, и действом, и наитием Святаго Духа...
О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово, и освятити воды сия...
О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всякую пользу изрядную...
О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную...
О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг...
О черплющих и емлющих во освящение домов...
О еже быти сей во очищение душ и телес всем верою и черплющим же и причащающимся от нея...
И
О еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся».
Священник читает сначала молитву тайную, а потом велегласную, в которой просит Господа наитием Святого Духа освятить воду. Как поразителен и высок голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земные воды наши:
«Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! (Трижды)
Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, и Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир... Тебе трепещут умныя вся Силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангель-стии лицы Тебе кланяются... Ты бо Бог Сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный...».
Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукою пастыря при произнесении слов:
«Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию (трижды).
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную, да вси почерпающий и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко
освящению домов и ко всякой пользе изрядну... Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение».
По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает Честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троиче-ское явися поклонение: Родителев бо глас свидетель-ствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны. Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой. Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество...» иерей окропляет весь храм. Затем поется: «Буди имя Господне благо-словено от ныне и до века», и бывает совершенный отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна...». На практике целование Креста и окропление освященной водой совершается по отпусте.