Техно встречается с язычеством
«Язычество» и техно соединились благодаря движению «Новая Эра», созданному теми, кто перерос эпоху панка и попытался вернуться к музыке хиппи. Речь идет о «крастиз».
«Крастиз» – с косичками, в грязных «битых» джинсах*, в мартинсах* и с собаками злобного вида – тусовались в заброшенных домах, принимали участие в движении «Новая Эра», наведывались в Стоунхэндж и на ежегодный фестиваль в Гластонбэри.
Субкультура «крастиз» резко отличалась от одержимых модой танцоров-рэйверов. Однако, когда речь шла о нарушениях закона, обеим группам не было равных. «Путешественники» (travellers), устраивавшие настоящие битвы с полицией за право собираться в Стоунхэндже, нашли союзников в лице рэйверов: тех тоже немало беспокоила полиция. Когда в 1994 г. британское правительство опубликовало закон об общественном порядке, две молодежные группировки объединились в протесте. «Путешественники», более политизированные и вооруженные идеалами хиппи, обрели новый источник вдохновения в транс- и техно-музыке, – комментирует Элике Шарки в газете «Гардиан». – Молодые гедонисты-рэйверы увлеклись психоделическими наркотиками и мистицизмом, стали активно участвовать в пропагандистских политкампаниях и агитировать за контркультуру. Создавшаяся ситуация уже дала свои результаты – в социальной структуре появляются трещины».
В Америке, особенно в районе Сан-Франциско, наблюдалась похожая ситуация. Не без влияния гостей из Британии находящийся в центре района Хайт-Ашбери магазин «Твикин Рекордз» заполнен музыкой хаус. Миссия Гайя Мантры известна широким выбором самых «хипповых» дисков в стиле техно и эмбиента. «Дэдхеды» (поклонники Грэйтфул Дэд) очень тонко почувствовали родственную связь между языческим техно и музыкой, которую эта группа играла в 60-е годы. Перед концертами поклонников Грейтфул Дэд для разогрева фанатов часто включают рэйв.
Стив Силберман, соавтор книги «Ключ скелета: словарь дэдхедов» («Skeleton Key: A Dictionary for Deadheads») открыл в Интернете дискуссию о связи между музыкой «дэд» и хаусом. Он пишет:
«И хаус, и «дэд» предполагают, что самые разные люди собираются вместе, чтобы получить кайф от глубокой музыки, которая стимулирует состояние транса и медитации. Собирается много народа, и «я» каждого отдельного человека растворяется в групповом разуме, рождается «групповое тело». Энтеогены и эмфатогены создают чувство коллективного самосознания, рождается ощущение настоящего момента. Хаус и «дэд» сексуальны, религиозны, обещают вечную молодость. Оба направления распахивают двери для всех и одновременно отделяют вошедших от мира. В них есть нечто беззаконное, шаманское, живое. Они скептически относятся друг к другу, но оба согласны каждый по-своему, – что самое главное в музыке – кайф».
«Мегатриполис»
Этот новый гибрид восхитил Фрейзера Кларка (Fraser Clark), чья «Энциклопедия психоделики» уже давно предсказала очередной «срыв крыши», который произойдет в молодежной культуре еще до конца века. Ветеран «срыва крыши» 60-х годов, Кларк имел достаточный опыт, чтобы выступать в качестве теоретика. После получения степени почетного доктора психологии в 1965 г. он отправился в путешествие по миру в поисках великой мечты хиппи. В 1993 г. он открыл «Мегатриполис» – клуб, созданный на основе идей языческого техно.
В «Соборе», на главной танцплощадке клуба, крутят хардкор-техно, сверкает светомузыка и дымится углекислота. На лотках в коридоре продают техно-записи, украшения, фенечки, коктейли и краску для лица. Наверх ведет лестница. На стенах вдоль нее развешаны разные объявления – о кампаниях в защиту окружающей среды, реклама целителей. Наверху – Виртуальный зал. В нем крутят эмбиент* и показывают слайд-шоу. Далее зал «техно-тишины» (там проводят лекции на политические и духовные темы). Выходит, клуб просвещает своих посетителей-танцоров по вопросам эзотерических учений.
Кларк считает, что языческое техно помогает создать альтернативную культуру, которая призвана прийти на смену «римско-христианско-монотеистическому сознанию». «Мы быстро становимся господствующей религией, – говорил он в интервью журналу «Мондо 2000». – Единственная опасность – монотеисты, которые считают, что мир катится ко всем чертям и стараются «спасти» нас, заблудших».
«Архаическое пробуждение» и группа Шамен (Shamen)
Ведущий техно-гуру Америки – умерший в апреле 2000 г. от рака мозга этнофармаколог Теренс Маккена, автор «Архаического пробуждения» – посвятил свою жизнь крайне неортодоксальным исследованиям. Он изучал воздействие галлюциногенов на эволюцию человеческого сознания. Подобно Кларку, он рассматривал христианство как негативную религию, которая мешает человеку исследовать высшие уровни сознания. В его понимании «архаическое пробуждение» – это возвращение к духовному опыту, стимулированному принятием наркотиков. Маккена (МсКеnа) считал, что подобное практиковали еще люди эпохи неолита.
«Добро пожаловать в архаическое пробуждение, – пишет он во введении к своей книге. – Двадцать пять лет назад я пришел к выводу, что понятие «иное измерение» относится к шаманизму. Исследования показали: использование галлюциногенов растительного происхождения дает возможность проникнуть в мистические глубины этой древнейшей человеческой религии. Шаманы использовали разные средства, чтобы достичь экстаза и отделения духа от тела: пост, ритмичный бой бубна, задержку дыхания, шоковые эффекты. Но галлюциногенные растения – самое действенное, как я теперь понимаю, надежное и сильное средство».
Возможно, было неизбежным то, что Маккена оказался в центре внимания субкультуры языческого техно. В ней налицо аудитория и электронные шаманы. Маккена же мог подвести теоретическую основу под происходящее, высказать точку зрения антрополога. В свое время Тимоти Лири (Timothy Leary) объяснял наркотический опыт «путешественников» ЛСД на языке тибетского буддизма. Сегодня Маккена рассказывает об ощущениях рэйверов, используя термины шаманизма: он говорит об экстазе и отделении души от тела.
Его интерес к техно-танцевальной музыке начался в 1991 г., когда после лекции в Лондонском институте современного искусства он повстречался с музыкантами группы Шамэн (Shamen). Основали ее медбратья психиатрической лечебницы Уилл Син (Will Sin) и Колин Ангус (Colin Angus). Само название группы указывает на то, что своей музыкой они «помогали людям переходить на высшие уровни сознания». Разочаровавшись в традиционной рок-сцене, они создали свой «клуб на колесах» под названием «Синергия». Они приглашали любимых диджеев, на своих выступлениях использовали лазеры. Организовав «подходящую окружающую среду», они взялись за усовершенствование танцевальной музыки. Им хотелось, чтобы она изменяла сознание людей.
«В прошлом мы оба интересовались психоделикой, психиатрией, – говорил Син в интервью «Нью Мьюзикал Экспресс» в 1990 г. – Мы не считаем, что можно воссоздать «приход» музыкальными средствами, но вполне можно добиться сходного эффекта». (Син утонул в 1991 г., после окончания работы над видеоклипом сингла «Сдвинь любую гору» («Move Any Mountain»)).
Интерес группы к шаманизму естественно привел ребят к работам Маккены. Они услышали его выступление, попросили об интервью, задали интересующие их вопросы, ответы смикшировали и наложили звуковой дорожкой на свой новый альбом «Бубен» («Boss Drum»). Весь альбом был проникнут идеями Маккены. Да и сам бубен как инструмент является, по словам Ангуса, главным элементом в духовных поисках шамана.
Альбом стал манифестом языческого техно. Песня «Бубен» призывала активизировать «вечную пульсацию», которая объединит слушателей в одно племя и «воссоединит с богиней разума». Революция сознания описана в песне следующим образом:
Исцеляющая синергия ритма,
Первобытно-примитивное языческое техно,
Архаическое пробуждение шаманизма.
Другая композиция – «Эбенизер Гуд» («Ebeneezere Goode») представляла собой искусно замаскированный гимн экстази. В Британии она вышла синглом, а экстази стала «Белым кроликом» рэйв-поколения. Все знали, о чем песня, но слова ее были настолько туманными, что не было оснований запретить ее.
Песня «Эволюция» («Re: Evolution») была, по существу, сольной работой самого Маккены. Шамэн лишь создает электронный фон, а Маккена на протяжении восьми минут говорит о шаманизме, психоделических наркотиках, о том, что рэйв-культура – это предвестник грядущего архаического пробуждения. Стоит целиком привести его цитату о рэйв-музыке:
«Хаус и рэйв делают ставку на ритмы, свойственные человеческому организму. Это не что иное, как возврат к искусству естественной магии звука. Верно воспринятый звук, особенно звуки ударных, могут менять нервное состояние человека. Когда подобную музыку слушают большие группы людей, между отдельными индивидуумами возникает телепатическая связь, которая может оказаться достаточно прочной, чтобы донести наше видение до всего общества. Я полагаю, что молодежная культура 90-х годов представляет собой итог тысячелетней культуры – апофеоз западной цивилизации. Она указывает нам новое направление развития. В третье тысячелетие мы войдем на гребне архаического пробуждения, которое несет с собой пробуждение психологически обусловленных музыкальных слоев сознания, появление нового искусства, нового социального видения, нового отношения к феминизму, к природе и к эго человека. Все это уже происходит на наших глазах. Закончится же этот процесс, когда наступит полнота времени».