Брайан Ино и Дэвид Бёрн (Brian Eno and David Byrne)
Брайан Ино рассказывает: «Я был воспитан в католической вере, но не думаю, что я настоящий католик». Церковь выпала из его жизни. Брешь закрыл рок-н-ролл. «Рок-н-ролл был для меня единственной духовностью. В то время я не был религиозным. Вместо религии была музыка».
В 70-х годах стало появляться меньше рок-музыки, которая удовлетворяла бы духовную жажду. Ино стал искать «на стороне» экстатическую музыку, такую, которая напоминала бы людям, что они духовные существа, а не ничтожества. И он открыл для себя... церковный стиль исполнения. Стал посещать Табернаклскую баптистскую церковь Христа в Бруклине. Находил госпелы в высшей степени трогательными. После каждого посещения впечатлений хватало на несколько дней. Он также начал слушать пластинки с госпелами, собрав большую коллекцию в своей нью-йоркской квартире. «Музыка госпел так будоражит меня, как уже давно не будоражил рок-н-ролл».
Одновременно Ино слушал христианских радиопроповедников. В них его поражала «некая страсть к духовной жизни». Эти люди так верили в свою правоту, что от этого менялся их голос, превращаясь в особый музыкальный инструмент. Это были голоса людей, взывающих к небу. Вместе с Дэвидом Бёрном (David Byrne), работы которого продюсировал во времена Токинг Хэдз (Talking Heads), они решили превратить звучание голосов проповедников в саундтрек.
Замысел был приведен в исполнение на их совместном альбоме 1981 г. «Моя жизнь среди призраков» («Му life in the Bush of Ghosts»). Голоса радиопроповедников, экзорсистов, исполнителей госпелов, алжирских мусульман, поющих Коран, были смикшированы вместе с партиями гитары, баса, ударных и синтезаторов. Получился причудливый коллаж из возбужденных, томящихся голосов и знакомого рокового бита.
Объясняя замысел проекта, Ино сказал:
«Нас с Дэвидом заинтересовала так называемая «экстатическая духовность». Я разочаровался в обычном роке, который, как правило, исследует отношения между людьми и нацелен на подростков. Мне стали интересны музыкальные формы, которые вскрывали суть ваших отношений либо с миром природы, либо с духовным миром. Иными словами, меня стала интересовать связь между физическим и духовным мирами».
Бёрн и Ино снискали себе уважение за то, что всегда оставались в авангарде рока, тонко предчувствуя все его новые направления. Токинг Хэдз (Talking Heads) была одной из самых неординарных американских рок-групп. Она воспользовалась открытиями панка и принесла современные идеи в ночные клубы по дорожке, проторенной Рамонс (Ramones) и Ричардом Хэллом (Richard Hell). Ино уважали в музыкальном мире еще со времен его работы клавишником в группе Рокси Мьюзик (Roxy Music). Альбом «Моя жизнь среди призраков» стал одной из вех в развитии новых направлений в рок-н-ролле.
В 1983 г. я взял интервью у Ино. Это было еще до его встречи с Ю-Ty (U2) – позднее он выпустит с ними альбомы «Незабываемый огонь» («The Unforgettable Fire»), «Дерево Джошуа» («The Joshua Tree»), «Ахтунг Бэйби» («Achtung Baby») и «Зуропа» («Zooropa»). Но уже тогда его размышления о духовности в основном сходились с концепцией Ю-Ту.
«Я порядком устал от всех этих разговоров, что кто-то пережил мистический опыт, употребляя наркотики, – сказал он мне. – Этот опыт на них никак не повлиял. Я знаю тех, кто принимает наркотики уже долгие годы, – эти люди не стати духовнее, на их поведении это не сказывается.
Я полагаю, что духовный опыт потому и духовен, что не остается чисто духовным. Он должен менять личность человека, его образ жизни. Пока же я хочу от музыки одного умалиться в собственных глазах. Ощущения, которые я называю духовными, изменяют мое отношение к миру. При этом мне всегда приходится отдаляться от самого себя. Это отдаление от самого себя для меня очень важно».
В 1988 г. Бёрн (Byrne) выпустил документальный фильм «Дом жизни», посвященный племени, живущему в бразильском районе Байя. Его члены исповедуют религию кандомбл, имеющую африканские корни. Бёрна больше всего заинтересовали ритуальные барабаны и пение. Последователи культа верили, что в момент исполнения музыки в них вселяется то божество, которому посвящена церемония. «Наша популярная музыка во многом вышла из таких ритуалов, – говорил Бёрн об этой форме «трансовой» музыки. – Рок-н-ролл вырос из подобной традиции. Я полагаю, что причина его силы и влияния лежит в энергетике, унаследованной им от ритуала. Это лишь малая частичка энергии, но я считаю, что именно благодаря ей рок-н-ролл не похож на песни Перри Комо (Perry Como) и Фрэнка Синатры (Frank Sinatra)».