Влияние негритянского госпела
Пресли слушал не только гоеспел-квартеты. Он часто посещал баптистскую церковь в Ист Тригг, куда на проповеди преподобного Херберта Брюстера – образованного, радикально настроенного священника – приходили величайшие исполнители негритянских госпелов. Брюстер (род. В 1901 г.) и сам писал песни. Именно его перу принадлежат такие композиции Махалия Джексон (Mahalia Jackson), как «Там за горой» («Just over the Hill»), «Как мне удалось» («How I Got Over»), «Подняться чуть выше» («Move on up a Little Higher»). Они разошлись миллионными тиражами, и собственно благодаря им в 40-х годах Джексон завоевала титул королевы госпела.
Когда в 1982 г. я говорил с Брюстером, он тут же расставил точки над «i»: баптистская церковь в Ист Тригг вовсе не была «воскресным дурдомом», в который стекались черные невежды-бедняки, чтобы корчиться там в экстазе. «Церковь – это образовательное учреждение, – заявил он. – У нас есть богословская семинария. Мы не из тех, кто любит просто поприхлопывать и попритопывать. Это баптистская церковь, которая уходит корнями в старую южную баптистскую традицию. Наша церковь – не пятидесятническая. Наша церковь живет по Библии и равняется на Христа».
У Брюстера была своя радиопрограмма, в которой исполнялись как старые спиричуэлы, так и современные песни. «В нашей церкви каждый находил для себя что-то интересное. К нам стекалась молодежь. В том числе и Элвис. И был еще один черный паренек по имени Би Би Кинг (В.В. King). Те дни можно назвать Золотым веком госпела». В церкви Элвис услышал известнейших певиц того времени – Квин Андерсон (Queen С. Anderson), Марион Уильямс (Marion Williams), Махалию Джексон (Mahalia Jackson). Годы спустя Элвис рассказывал о том, что его первой любовью была «духовная музыка»: «Я говорю о старых негритянских спиричуэлах. Я знаю практически все духовные песни».
Несомненно: рок-н-ролл многое взял от стиля госпела. Эмоциональная композиция выступлений Элвиса, фразировка его вокала, манера подводить слушателей к кульминационным моментам наивысшего духовного напряжения – все это указывает на его любовь к духовной музыке. Он даже заявлял, что перенял свои знаменитые «вихляния бедрами» у заезжих благовестников. На евангелизационных собраниях было много музыки. «Мы все время ходили слушать духовную музыку, вспоминал Пресли. – Там часто бывали прекрасные певцы, но слушатели оставались равнодушными. А бывали проповедники, которые просто скакали по сцене, запрыгивали на пианино, держались абсолютно свободно. Слушателям они нравились. Думаю, именно у них я многому научился».
Брюстер незамедлительно согласился, что в музыке Элвиса прослеживается сильное влияние негритянского госпела. «Это видно по ритму. Кроме того, есть жалобные, чуть ли не молитвенные музыкальные интонации, отдельные переходы, свойственные раннему госпелу. Его интерпретация «Мира в долине» – лучший госпел, который мне доводилось слышать. Кроме того, он пел песни с тем же подъемом, с каким исполняла госпелы молодежь в нашей церкви».
Синтез госпела и рока
В конечном итоге рок-н-ролл, зародившийся на американском юге, дал миру прочувствовать ощущения «искупленного человека», но вести о спасении в мир не принес. Запутавшиеся, измученные, не уверенные в собственном спасении. музыканты не знали, что и делать: то ли каяться в страхе Божьем, то ли пускаться в разгул, принимать наркотики, буянить. Их музыка то становилась чисто светской, то снова духовной. И Пресли, и Льюис записывали альбомы в стиле госпел, но полностью отрицали возможность союза между рок-н-роллом и религией. Для них это было нечто вроде блудодеяния на алтаре.
Элвис пел христианские гимны во время своих выступлений в Лас-Вегасе, даже зачитывал слушателям отрывки из Библии в перерывах между песнями. Но исполнить госпел в роковой манере для него было немыслимым. Самнер (Sumner) вспоминает: однажды Элвис получил от группы Империалз (Imperials) их альбом. Раньше они были у Элвиса на подпевках, но потом начали самостоятельную карьеру и стали записывать «современную христианскую музыку» – перекладывали лирику госпелов на битовые ритмы. «Элвис прослушал пару песен, – рассказывает Самнер, – а потом сломал пластинку о колено и сказал: «Хотят петь рок – пусть поют рок. Хотят петь госпел – почему не поют госпел?». Он очень любил песни со смыслом».
Когда В. Дж. Кэш опубликовал свой классический труд «Менталитет американского юга», Элвису было всего шесть лет. Кэш описывает мужчину-южанина как романтика-гедониста, который «любит пестовать свое «я», свои чувства и эмоции; принимает то, что ему нравится, и отвергает то, что ему не нравится. В целом же предпочитает все экстравагантное, броское и яркое». Можно подумать, что это сказано именно об Элвисе. Не могу не привести описание мальчика-мужчины, который, несмотря на свойственную ему жажду удовольствий, добровольно подчиняется строгим церковным правилам:
«Его пуританизм был не просто маской, которую надевают на себя, следуя холодному расчету. Он был такой же составляющей частью его естества, как и врожденный гедонизм. Эти две крайности сливались в нем совершенно бессознательно. Можно сказать, что происходило это ценой глубокого надлома в психике, порождавшего своеобразную социальную шизофрению. Или, говоря проще: подобная ситуация стала возможной лишь благодаря врожденной способности южан отрываться от реального мира».
«Квартет миллионеров» – так называли Элвиса, Джерри Ли Льюиса, Джонни Кэша и Карла Перкинса. Кэш и Перкинс обратились в христианство и в 1970 г. написали свои духовные биографии. Кэш – близкий друг известного проповедника Билли Грэма – записывал кантри-госпелы, закончил биографию святого Павла.
Элвис же носил только сшитые на заказ костюмы, ездил в изготовленных по заказу машинах. Придумал он и собственную религию – смесь индуизма, иудаизма, нумерологии, теософии, медитативных техник и христианства. Эта духовная каша была столь же экстравагантна и фантастична, как его украшенные драгоценностями костюмы – те самые, которые он надевал в Лас-Вегасе. Еще ребенком в Тапело он ощутил на себе чары капитана Марвела Младшего* – «самого крутого в мире парня». Даже будучи взрослым, он видел себя в той же роли: он выполняет на земле специальное задание, он может разгонять тучи и исцелять больных. Проявившийся в последние годы жизни интерес ко Христу свидетельствует скорее о переосмыслении Элвисом его собственной личности: он казался себе христоподобной фигурой.
«Сказать, что южанин прост, – значит обвинить его в неспособности к сложным умопостроениям, в отсутствии знаний и самокритичности, без которой невозможно объективно воспринимать мир, – отмечает В. Дж. Кэш. – Это значит сказать, что он неизменно живет в собственном воображении, что его представления о мире – плод его собственной фантазии, что его легковерие ограничено лишь его же собственной способностью выдумывать невероятное».
Но от церкви Элвис, Джерри Ли, Литтл Ричард и Карл Перкинс взяли ощущение запредельного, пронизывавшее собрания верующих и всенощные песенные бдения. В их ранних страстных песнях было что-то, что стало «плевком в каменистые почвы», как позже пел Брюс Спрингстин. В них еще чувствовалась сила и вера в то, что они смогут найти лучшие для жизни места. Подростки, которых мутило от безысходности, общества, школы, родителей, да и всех взрослых вместе взятых, черпали силы и уверенность в песнях той поры, как верующие – силы и вдохновение в музыке госпел.
Грейл Маркус так писал о Пресли в книге «Таинственный поезд» – очень интересном труде о развитии рока в Америке:
«Церковная музыка позволяла останавливать мгновения фантастического покоя, показывала жажду неземного. Сила религии была в ее эмоциональном накале. Вера помогала выжить в мрачном мире, который и вызвал ее к жизни. Феномен субботнего вечера, полет мечты, потребность «оторваться», любовь, социальные конфликты юга – все это являлось источником энергии, создавало накал страстей, придавало силы. Элвис вобрал в себя всю напряженность, все противоречия своего времени, но выразил их по-своему».
Глава 2.
Аллилуйя! Я от нее без ума!
«Допустить рок-н-ролл в церковь было бы надругательством над святыней. Когда я прихожу в храм, я убийственно серьезен. В Судный день каждому придется отвечать только за себя».
Рэй Чарльз (Ray Charles)
«Не думаю, что звук тамлы появился бы без музыки в стиле госпел. Они знали, как передать свойственные госпелу интонации и ощущения и, несколько изменив гармонию, внесли характерную для поп-музыки стилистику».