Определение численности итсистов

Отличить реальных верующих от неверующих позволяет шкалирование ответов респондентов, произведенное социологами ИПССО в 2011 г. для выявления интенсивности мнения респондентов касательно их собственного религиозного чувства [Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозной веры современной московской молодежи // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 112-120.]. Социологи попросили всех опрошенных указать степень своей религиозности по 10-балльной шкале, где 1 балл означал полное безверие, а 10 баллов — безукоснительное признание веры в Бога. Самым популярным стал ответ «5 баллов», то есть середина между верой и безверием (16 %). Можно было бы подумать, что речь идет об агностицизме московской молодежи, то есть о ее сомнениях в существовании Бога. Однако ясно,что в данном случае следует говорить об итсизме — аморфной вере «во что-то», поскольку абсолютное большинство — 76 % опрошенных — все же признали, что, пусть и сомневаясь в традиционном представлении о Боге, они во что-то верят. Это те респонденты, которые оценили свои религиозные чувства от 2 до 9 баллов. Точно так же агностиками не являются те 40 %, которые в ходе вышеупомянутого опроса 2012 г. заявили о своих религиозных сомнениях, так как сомневаются они не в существовании Бога вообще, а в точке зрения Церкви по этому вопросу, о которой они, по сути, ничего определенного не знают.

Сравнивая данные ИПССО с данными других социологических центров, можно увидеть схожую картину. Фонд «Общественное мнение» оценивает количество атеистов среди взрослого населения России в 17 %, а православных по самоидентификации — в более чем 60 % [Отношение к атеизму и атеистам / [Электронный ресурс] // Религия / База данных ФОМ. – URL: http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/d072323]. Левада-центр насчитывает в России 22 % атеистов и 69 % православных по самоидетификации [Религиозная вера в России [Электронный ресурс] // Пресс-выпуски Левада-центра. — URL: http://www.levada.ru/26-09-2011/religioznaya-vera-v-rossii]. ВЦИОМ определяет число атеистов в 16 %, а назвавшихся православными — в 63 % [В России можно только верить? [Электронный ресурс] // Аналитика / Тематический каталог ВЦИОМ. — URL:http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=3769]. Более свежие данные приводит Институт социологии РАН, согласно которому в России 6 % атеистов и до 80 % православных [1: с.3].

Ошибкой всех этих центров является преувеличение численности православных, которая проистекает из наивного убеждения, будто сказать, что ты православный, и быть православным — это одно и то же. Отсюда же возникают и противоречия, которые невозможно объяснить, не зная об итсизме. Например, ВЦИОМ установил, что 11% неверующих время от времени посещают храмы [Зачем россияне приходят в храм? [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1963 / Тематический каталог ВЦИОМ. — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112543], в то время как очевидно, что речь идет не о неверующих, а о внеконфессионально верующих, каковыми и являются итсисты. Центр «Религия в современом обществе» при Институте социологии РАН делает странный вывод о том, что «число атеистов и людей, которые, хотя и верят в Бога, но ни к какой конфессии не принадлежат, сократилось». Этот вывод нелогичен, так как, судя по приведенным этим центром данным, происходящее в последние годы сокращение числа атеистов до 6 % при росте числа православных до 80 %, из которых лишь 14 % — воцерковленные, естественным образом наводит на мысль, что абсолютное большинство россиян, т.е. как минимум 66 %, — это и есть те лица, которые «ни к какой конфессии не принадлежат», иными словами — итсисты.

Принадлежность большинства молодежи к итсистам особенно хорошо показывают ответы респондентов на вопрос об их представлении о Боге. Этот вопрос социологи ИПССО задавали молодым москвичам в 2012 году. Не вызывает удивления самый распространенный ответ (60 %): «Есть что-то свыше, от чего мы все зависим», а между тем, данный ответ абсолютно типичен для итсистов, но не для реальных православных, мусульман, иудеев, католиков или протестантов. Для последних характерен ответ «Есть Бог, Который создал человека по Своему образу и подобию», но такой ответ дали всего 29 % опрошенных. Наконец атеистический ответ «Ничего сверхъестественного не бывает» был получен от 11 % респондентов, что в точности соответствует определенному ИПССО в 2011 году числу реальных атеистов.

Ответы респондентов на этот важный вопрос представлены в Таблице 3:

Т а б л и ц а 3. Итсистское восприятие Бога московской молодежью

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ТО, ЧТО: Соотношение ответов (%)
Есть что-то свыше, от чего мы все зависим
Есть Бог, который создал человека по Своему образу и подобию
Ничего сверхъестественного не бывает
ИТОГО

Отношение итсистов к Церкви

На заданный в 2012 г. вопрос об их доверии духовенству юноши и девушки дали наполненные самомнения, расплывчатости и скепсиса в отношении других ответы. Духовенству доверяют 15 %, не доверяют 41 %, а кому-то доверяют, а кому-то нет — 44 %.

Полученные ответы демонстрирует Таблица 4:

Т а б л и ц а 4. Избирательное доверие московской молодежи духовенству

ДОВЕРЯЕТЕ ЛИ ВЫ ДУХОВЕНСТВУ? Соотношение ответов (%)
Кому-то доверяю, а кому-то — нет
Нет
Да
ИТОГО

15% доверяющих духовенству немногим превышают общее число глубоко верующих (10 балл по шкале религиозности). Среди 41 % недоверяющих атеисты не могут составлять даже половины, так как их всего около 15 %. Следовательно, более половины недоверяющих духовенству — это люди верующие, но верующие не в традиционном понимании этого слова, то есть скептически относящиеся к Церкви итсисты. А ответ 44 % «Кому-то доверяю, а кому-то нет» — типичная позиция итсизма с его расплывчатостью, релятивизмом и свободомыслием. Итсист считает себя свободным как в выборе собственной линии поведения, так и в оценке поведения других, особенно, если эти другие намерены, подобно священнику, говорить неприятные для него истины.

В 2011 г. духовенству не доверяли 58 % опрошенных ИПССО молодых москвичей [Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 97-107.], но надо учитывать, что в том году в анкету не был включен третий вариант ответа — «Кому-то доверяю, а кому-то нет». Для сравнения, по данным Левада-центра, Церкви не доверяют 46 % взрослого населения [В какой мере заслуживает доверие церковь? [Электронный ресурс] // Религия / Архив Левада-центра. — URL: http://www.levada.ru/archive/religiya/v-kakoi-mere-zasluzhivaet-doverie-tserkov], по сведениям Фонда «Общественное мнение» — 33 % [Доверие Русской православной церкви / [Электронный ресурс] // Религия / База данных ФОМ. — URL: http://bd.fom.ru/pdf/d01rpts.pdf], а по опросам Института социологии РАН — около 30 % [Мчедлова М.М. «У нас доверяют только Президенту, Церкви и армии» // Наука и религия. 2013. № 7. С. 2-7.]. Большинство недоверяющих и колеблющихся — ставящие себя вне существующих традиционных конфессий итсисты. По словам М.М. Мчедловой, «человек хочет видеть в Церкви идеал, Бога. А Церковь — это институт прежде всего социально-политический, и священники — они не святые... Если бы люди были искренне верующими, они бы и на скандалы иначе смотрели» [Мчедлова М.М. «У нас доверяют только Президенту, Церкви и армии» // Наука и религия. 2013. № 7. С. 2-7.]. Следовательно, самые высокие претензии к Церкви исходят со стороны людей неглубоко верующих, т.е. итсистов.

В этом плане характерен самый популярный ответ на вопрос ИПССО, заданный в 2012 г.: «Поддерживаете ли Вы точку зрения традиционных религий о том, что женщина должна отличаться от мужчины своим внешним видом и поведением?» 56 % респондентов не приминули откреститься от традиционных религий: «Поддерживаю, но совершенно не по религиозным соображениям» (против 28 % безоговорочно поддерживающих это утверждение и 16 % категорически возражающих). Не приходится удивляться синхронности распространения итсизма и однополых браков в западных странах, ведь следующий шаг после отрицания традиционного объяснения полового различия между мужчиной и женщиной — признание данного различия несущественным, а затем и несуществующим. Именно так и происходит в тех обществах, в которых итсизм пустил глубокие корни.

Впрочем, пока что, при общем неприятии мнения Церкви, большинство юношей и девушек Москвы не готовы признать однополые браки. Их отношение к гендерной политике Церкви зафиксировано в Таблице 5:

Т а б л и ц а 5. Итсистское отношение московской молодежи

Наши рекомендации