Феномен абстрактной религиозности
Социологические опросы однозначно свидетельствуют о преобладании в молодежной среде религиозного мировоззрения, названного голландскими учеными словом «итсизм». Итсизм — это интуитивная вера в существование некой абстрактной Высшей Силы. Таким образом, Бог-Творец, в соответствии с учением авраамических религий, создавший человека по Своему образу и подобию, подменяется в итсизме на нечто неопределенное и аморфное. На первый взгляд безобидная подмена неизбежно приводит к социально опасным последствиям: через отвержение Бога как Высшей Личности отвергаются говорящие о Нем религии; через отвержение традиционных религий, отвергаются содержащиеся в них моральные предписания; через отвержение морали, отвергаются духовные ценности; через отвержение духовности отвергается нравственность.
В итоге безнравственные поступки если не совершаются большинством молодежи, то одобряются им или рассматриваются равнодушно. Поскольку современная молодежь проецирует наше общество в недалеком будущем [Иванов А.В. Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века // ALMA MATER (Вестник высшей школы). 2010. № 6. С. 37-46.], следует признать неизбежность возрастания антагонизма между традиционными моральными ценностями и ценностными ориентациями большинства населения. Неимеющее четких убеждений большинство — это та неопределившаяся масса, на которую легко повлиять и которую легко склонить в свою сторону, и если Церковь не обратит на него внимание, то инертностью масс воспользуются чужеродные для российской религиозной системы элементы. Своими расплывчатами определениями Божества итсизм размывает границы религиозной системы, делая их открытыми для проникновения извне как западного религиозного неолиберализма, сектантства и эзотерики, так и восточных культов, одинаково чуждых традиционному мировосприятию россиян и их представлению о морали.
Яркий пример влияния итсистского мировоззрения на проникновение в Россию новых религий из-за рубежа — создание в 2013 г. в Москве филиала образованной в 2005 г. в США Пастафарианской (Макаронной) церкви. Эта организация рассчитана специально на итсистов и привлекает к себе их внимание через высмеивание христианства и других традиционных религий. Амирджан, епископ Домодедовский Российской пастафарианской церкви (РПЦ), повторяя придуманные американцами «заповеди», особо подчеркивает запрет Летающего макаронного монстра (напоминающего итсистское абстрактное божество) на строительство храмов и дважды упоминает установление, согласно которому «каждый верит, во что хочет». Пастафарианский бог-монстр не видит ничего страшного в том, если кто-то не верит в него или в Бога, и эта идея отнюдь не способствует преодолению сложившейся в обществе духовной безграмотности. Кроме того, в пастафарианском «евангелии» написано: «Мы за все хорошее, мы против всего плохого». Амирджан, имея в виду неопределившихся итсистов, признается: «Думаю, именно это может привлечь на нашу сторону новых верующих» [Комментарий: епископ Пастафарианской церкви о своей религии [Электронный ресурс] // The Village. — URL: http://www.the-village.ru/village/situation/situation/128929-pasta]. Очевидно, абстрактность морального принципа и отсутствие хоть какого-то критерия, указывающего на то, что можно отнести к хорошему, и на то, что можно отнести к плохому, действительно способны привлечь к пастафарианству многих итсистов и релятивистов, особенно молодежь.
Итсизм породила духовная безграмотность, которую вызвал к жизни духовный вакуум, образовавшийся в России и христианских странах Европы в результате физических и словесных гонений на Церковь в XVIII-XX вв. Столетиями общество убеждали, что традиционные религии — это пережиток мрачного прошлого, и стоит их отвергнуть — наступит светлое будущее, в котором религию заменит наука. В Европе распространение итсизма шло плавно, по мере отступления Католической и Протестантских церквей от роли, определяющей духовные потребности общества. Поэтому до 1990-х гг. итсизм был малозаметен, и его трудно было отличить от христианского теизма и постепенно вытесняющего старую веру атеизма. Ведь и христианин, и атеист во что-то верят: один в то, что Бог есть, а второй — в то, что Бога нет, — по крайней мере, в том виде, как Его преподносит Христианство. И лишь когда социологи начали понимать, что нельзя примитивно делить всех людей на верующих и неверующих, стало ясно, что очень многие европейцы, даже называя себя христианами или атеистами, на деле не являются ни теми, ни другими, а чем-то третьим, а именно верящими в Нечто свыше итсистами.
В России итсизм проявился все в те же 1990-е гг., хотя зафиксирован был в 2000-е и до сих пор не подвергался изучению никем, кроме сотрудников ИПССО МГПУ. Беспрецедентные гонения на Православную Церковь в советский период отечественной истории [Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы) [Электронный ресурс] // Golden Time. — URL: http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm] с последующим кризисом коммунистической идеологии, на которую в XX веке пытались заменить религию, к началу 1990-х гг. привели к тому же духовному вакууму, что породил итсизм на Западе [Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозной веры современной московской молодежи // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 112-120.]. Однако для российского общества итсизм гораздо опаснее, чем для европейского, потому что его распространение совпало с распадом прежней политической системы, дезинтеграцией, глубоким социально-экономическим кризисом, а не с наступлением сытого благополучия, характерного для Европейской цивилизации инерционной фазы ее развития. Неизменный спутник итсизма — моральный релятивизм — наложился в российском обществе на антисистемные процессы, в то время как в Европе наоборот, шел процесс межгосударственной итеграции. Но последствия итсизма везде одинаковы: подмена Бога абстракцией и конкретной морали выборочной по своему усмотрению.
Абстрактная религиозность внеконфессиональна и враждебна традиционным религиям, которым итсисты не доверяют. Итсисты не знают об истории религий и их догматике, не читают Священное Писание, редко ходят в храмы и имеют поверхностные, некомпетентные суждения о вере и о всем, что с ней связано. Поэтому бороться с итсизмом можно через распространение знаний, пробелы в которых московская молодежь имеет по объективной причине: социализация родителей, дедушек и бабушек современных молодых москвичей пришлась на годы господства атеистической пропаганды, из-за чего страшие поколения попросту не могли передать современной молодежи информацию о смысле церковного вероучения и религиозных обрядов.
Источники такой информации не просто умалчивались, а сознательно уничтожались на протяжении нескольких десятилетий. Это немалый срок для того, чтобы забыть о национальных корнях, но недостаточный для того, чтобы забыть о Боге. В результате, когда были сняты запреты на профессиональную деятельность духовенства и по всей стране начали восстанавливаться храмы, оказалось, что основная религия россиян — Православие — сохранилась в сознании граждан в ущербном виде, нередко сводящемся к признанию существования некого Высшего Существа или даже некой Сущности, от которой весь мир находится в неясной степени зависимости. Духовное невежество — лучшее условие для возникновения итсизма, а преодоление этого невежества у молодежи — лучший способ возвращения народа к своим нравственным истокам.
Духовное просвещение молодежи возможно, потому что с возраста 13-14 лет начинается 10-летний период социализации, в котором «доминирующее значение приобретает познавательная мотивация», и «значимость развития индивида уступает первенство развитию личности» [Рыжов Б.Н.Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 5-24.]. А это, в свою очередь, означает, что в юношеском возрасте человек открыт для получения новой информации, посредством которой можно сформировать нравственные ценностные ориентации. Родитель и педагог, священник и философ, историк и культуролог, психолог и социолог, писатель и публицист — все они могут внести свой вклад в развитие личности юноши и подростка. Например, «основной упор в профессиональной деятельности психолога делается на превентивной, просветительской, развивающей работе, предполагающей... становление жизненных целей, продуктивных жизненных стратегий» студента и школьника и, таким образом, способствующей формированию определенной модели поведения человека на всю оставшуюся жизнь [Романова Е.С., Бершедова Л.И., Макшанцева Л.В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 26-34.]. Распространение итсизма остановить нельзя, так как это общая для христианских стран тенденция. Однако бороться с ним с помощью просвещения можно и нужно, иначе на фоне всеобщего равнодушия исчезнут и те немногие духовные традиции, которые еще до конца не забыты российским обществом.