Поучительные слова к египетским монахам
Поучение I
(По славянскому переводу, часть I. Слово 2)
Слава Тебе Боже, слава Тебе! И ещё скажу: Слава Тебе, Боже препетый и превозносимый во веки! Непрестанно, возлюбленные, должны мы благодарить Бога, Который нас сподобил принять на себя благое иго Его и избавил от временного и тленного.
Хочу послужить сведениями, каким благодать просветила ум мой. Но говорить намерен не ухищренными словами, так как сам я человек неученый и незначительный. Притом ухищренно сказанное не для всех вразумительно, особенно же для незнакомых с мирским любомудрием. А потому надобно предлагать слово ясное, которое могли бы разуметь читающие, по сказанному блаженным апостолом: Аще убо не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник: и глаголющий, мне иноязычник (1 Кор. 14:11). Но духовное слово может убедить послушных вере даже без пособий грамматики и риторики. Благословен Бог, Который всем и все подает, и каждого просвещает на полезное!
Что это свыше меры сил моих, то небезызвестно мне. Но написано: время молчати, и время глаголати (Еккл. 3:7). Поэтому какое будем иметь оправдание в день Суда, не оказав посильной помощи страждущим неопытностью, особенно в то время, когда они обуреваются вредным учением и беззаконными советами?
Кровожадный лев и враг истины не перестает обольщать не довольно внимательных; но не плоти человеческие пожирать хочет, — он жаждет души их увлечь в геенну. Сколь многих, думаете вы, в их отшельничестве снова покорил он бесчестным страстям? Сколь многих по включении их в братство сделал он отступниками и чуждыми монашеского образа? Потому не должно уклоняться от труда. Напротив того, если брат вспомоществует брату, то они не уловимы сетями диавольскими. Мы же скажем словами апостола: Не яко доволни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но доволство наше от Бога. Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету при всем нашем недостоинстве (2 Кор. 3:5–6).
А вам, как доброй земле, да подаст Господь, прияв слово, принести в правде совершенный и обильный плод Христу Спасителю нашему. Ему слава во веки! Аминь.
Поучение 2
(По славянскому переводу, часть I. Слово 3)
Увещание к богочестию
Христианин, ты — возлюбленный по благодати Божией! Соблюдай заповеди Господа нашего Иисуса Христа и спасешься. Ибо написано: поистинне разумеваю, яко не на лица зрит Бог, но во всяком языце бойся Его и делаяй правду, приятен Ему есть (Деян. 10:34–35).
Если же хочешь приступить к строгому житию монашескому, чтобы достигнуть большого совершенства, то пока не положишь в уме своем, что ты преставился уже от жизни сей, и не будешь на мир сей и на славу его взирать, как на разоренную кущу (временное жилище), до тех пор не сможешь преодолеть земные страсти и мирские похоти, яже погружают человеки во всегубительство плоти и погибель (1 Тим. 6:9). Ибо не лжив Сказавший: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою обрести, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою (Мф. 16:24–26)? Нет труда положить основание, трудно же совершить здание. Ибо чем выше возводится здание, тем больше представляет оно трудов строителю до самого окончания дела. Послушаем спасительного гласа, который говорит: Кто бо от вас, хотяй столп создати, не прежде ли сед разчтет имение, аще имать, еже есть на совершение; да не, когда положит основание, и не возможет совершити, вси видящии начнут ругатися ему. Глаголюще: яко сей человек начат здати: и не може совершити (Лк. 14:28–30).
У воинов брань кратковременна, а у монаха продолжается до отшестия его ко Господу. Потому надобно приступать к делу со всем тщанием, трезвенностью и терпением. Если, возлюбленный, вознамеришься убить льва, то берись за это с твердостью, чтобы не сокрушил он костей твоих, как сосуд скудельный. Если ввергнешься в море, не теряй бодрости, пока не выйдешь на сушу, чтобы тебе, как камню, не погрузиться в глубину. Если вступаешь, брат, в борьбу, будь трезвен, чтобы противник не порадовался, победив тебя, и чтобы тебе вместо венца не получить противного тому.
Итак, всякому, кто хочет быть монахом, надобно быть готовым к мужественному терпению, чтобы по вступлении в монашество не сказать: «Не знал я, что будет это со мной». Вот, наперед стало тебе это известно, чтобы ты привел в порядок свой помысел, зная, что в этом выкажется твое искусство. Разумей сказанное, возлюбленный, чтобы тебе не только сегодня, когда стоишь при дверях и спрашивают тебя, говорить: «Все буду терпеть», — а наутро отказываться от того и словом, и делом. — Ангелы Божии предстоят и слышат все, что исходит из уст твоих! Смотри, возлюбленный, никто не принуждает тебя, и если истинно вступаешь в завет, смотри, не солги, потому что Господь погубит вся глаголющыя лжу (Пс. 5:7).
Итак, вот что бывает с приступающим к Богу: сперва искушение, потом скорби, затем труд, уныние, нагота, страсти, теснота, уничижение. Ибо в сем обнаруживается терпение и искусство верных. Во всем этом побеждает тот, кто всем сердцем предает себя управлению Божию и пребывает в воле Божией. Бог требует от нас только совершенной решимости, а Сам подает нам силы и дарует победу, как написано: Защититель есть всех уповающих на Него (Пс. 17:31). И ещё говорит: Близ Господь всем призывающим Его… во истине. Волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я (Пс. 144:18).
Помолитесь же, прошу, и о нас, да даст Господь нам неукоризненно делать то же, что будем говорить. Ибо не как достигшие в сию меру подаем вам совет, но, приступая к слову, призываем Господа Иисуса Христа, подателя и снабдителя словес, чтобы вместе и получить, и принести пользу. Если так называемые зелейники (лекари травами) тщательно разыскивали корни и виды трав и предали то письменно, в чем ясно обнаруживается великое Божие смотрение об утешении болящих плотью, — то не тем ли паче обязаны мы открывать сокровище благодати, на что и даровано оно? Не избег казни лукавый раб, скрывший по лености талант господина своего. Кто же не вздохнет обо мне, притворно носящем имя монаха? Кто не будет плакать о мне, утратившем благоговение и терпение? И что буду делать, когда посетит меня Владыка мой Христос? Потому прошу Вас, возлюбленные, помолитесь о мне, непотребном рабе, да избавлюсь от настоящего лукавого века, и благодать Христова да отверзет уста мои к славословию Святой и Единосущной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. В руке Божией и мы, и слова наши: Бог есть учай человека разуму (Пс. 93:10). Ему слава во веки. Аминь.
Поучение 3
(По славянскому переводу, часть IV. Слово 4)
К новоначальным подвижникам
Если, отрекшись от мира, придешь, возлюбленный, к братьям, остановишься в обители у братьев, захочешь вместе с ними жить и работать Господу нашему Иисусу Христу, но увидишь, что некоторые из братьев бесчинно ходят и говорят неугодное Богу, то не обращай внимания на них и на речи их, предоставив им говорить между собой. Кто говорит неугодное Богу, тот не боится Господа, живя сам в нерадении. Уста таковых во всякое время глаголют всегда тяжкое. Но ты имей всегда перед очами своими Бога, ибо написано в псалме: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15:8). И да не научит тебя страшный змий говорить: «Если старцы поступают худо, что делать мне, ещё юному?» Но слушай Господа, Который говорит: мнози бо суть званы, мало же избранных (Мф. 20:16). Возлюби свое спасение, чтобы тебе быть в числе избранных. Делающие лукавое, в обители или в ином каком месте, суть сыны лукавого, уподобившиеся плевелам среди пшеницы. Итак, будь пшеницей, которую соберут в житницы Господни, а не плевелами, которые сожгут в огне неугасимом.
Не будем осуждать кого-либо, ибо не знаем, как он ведет себя в кельи своей или как трудится перед Богом; не будем осуждать, если увидим, что он смеется или разговаривает, ибо не знаем, каково расположение его в келье или как трудится он перед Богом. Каждому из нас надобно быть внимательным к себе, потому что каждый из нас за себя даст ответ Богу.
Всем сердцем своим внимай псалмопению и чтению Божественных Писаний, и тук (пользу) их впивай душой своей, как младенец, питающийся сосцами. Из Писаний узнаешь награды за добродетели, и будут радость и веселье сердцу твоему.
Будь кроток, послушен и благоразумен. Кроток до того, что если потребует от тебя отрок, иди за ним, сделай дело и молча возвратись в свою келью, замкнув уста, но молясь сердцем. Будь послушен, чтобы сохранить тебе о Господе чистоту тела своего, как драгоценную жемчужину. Не щеголяй одеждами и не хвались богатыми родителями, ибо хваляйся, о Господе да хвалится (1 Кор. 1:31). Всяка плоть сено, и всяка слава человека яко цвет травный. Изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки (Исх. 40:6–8). Взор обращай долу, а душу горе. С юношей не доходи до вольного обращения, а с женщиной и говорить — лишнее дело. С отроком не дли беседы, не входи в сообщество с упившимися, или непокорными, или смехотворными; но весь день пребывай в страхе Божием, как говорит апостол: ходите в премудрости, искупующе время, яко дние лукавы суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия. И не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф. 5:15–18). И ещё: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит. 2:8).
Поучение 4
(По славянскому переводу, часть I. Слово 5)
Вот, вверяю тебе, возлюбленный, другой залог о Господе. Если сохранишь его, то впоследствии воздаст Он тебе весельем.
Если, отрекшись от суетной жизни, вступишь в обитель многочисленного братства, желая стать монахом, то да не обольстит тебя враг выйти из обители до принятия тобой святого монашеского одеяния, иначе будешь сильно раскаиваться при конце, после того как положено тобой доброе начало со всяким смиренномудрием.
Не бойся насылаемых на тебя врагом искушений, но терпи, чтобы достигнуть блаженства. Ибо написано: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящым Его (Иак. 1:12).
Хочешь ли, чтобы не преодолело тебя искушение? Отсеки всякую свою волю. Если дело кажется тебе и хорошим, но настоятель о Господе не признает его хорошим, то покорись ему о Господе. Входить в споры, следовать собственному своему намерению есть уже признак совращения. Новоначальный, если он непокорен, сам на себя навлекает укоризненное имя. Ибо в псалме говорится: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибните от пути праведнаго (Пс. 2:11–12). Потому, кто любит правду, тот не погибнет, а кто ненавидит наказание, тот делает себе вред. Как в сосуде не могут смешаться вино и уксус, так добродетель монашеской жизни не может обитать вместе с ненаказанностью. В том да убедит тебя апостол, который говорит: Или кое общение свету ко тме; кое же согласие Христови с велиаром (2 Кор. 6:14–15)? Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий.
Но даже когда сподобишься одеяния монашеской жизни, и тогда не соглашайся на помыслы, если хотят они разлучить тебя с братством, чтобы тебе от юности своей не научиться скитанию и непостоянству. Смотри же, не утрать благоговения, какое имел при вступлении в обитель, но сохрани его до конца. А злословие и клятва да не именуются устами твоими, якоже подобает святым (Еф. 5:3). Но имей смирение и во всяком ответе своем говори: «Прости меня», — чтобы истребить в себе бесполезные обычаи мира и, пожив благоугодно Господу, иметь похвалу от Него.
Поступив же в монашество, не ищи себе ни золота, ни серебра, ни одеяний, но, предпослав все на небо, по заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа, приобрети себе следующее: веру, воздержание, терпение, смиренномудрие и прочее, чем по благодати Своей снабдит тебя Бог. Ему слава во веки веков! Аминь.
Поучение 5
К новоначальным подвижникам
Если кто вступит в монашество из пользовавшихся великим уважением в мире, то да блюдет себя от беса высокоумия, чтобы не впасть ему в дух гордыни и неподчинения и не причинить себе вреда. Нет тебе стыда, возлюбленный, если пребываешь в подчинении о Господе и своими руками делаешь доброе. Небольшая печаль и скорбь, претерпеваемые тобой ради Господа, доставят тебе вечную жизнь. И что ещё скажу? Представь, что кто-нибудь на драхму выменивает многие тысячи талантов золота; то же значит и всякая печаль монашеской жизни в сравнении с будущей скорбью, какая сретит делающих худое. Итак, уступаешь ты малое, а тебе дается великое. Потому трезвись, возлюбленный, как добрый воин. Не неради о своем даровании живущем в тебе (1 Тим. 4:14), чтобы не постигло тебя и то, и другое, а именно: чтобы тебе и людей не опечалить, то есть родителей по плоти, и не остаться не угодившим Богу. Но подвизайся, чтобы видящие тебя прославляли Бога за доброе твое житие. Ибо написано: Боящиися Тебе узрят Мя и возвеселятся (Пс. 118:74). И ещё: Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118:165). Остерегайся высокоумия и часть твоя будет с Господом! Ему слава во веки! Аминь.
Поучение 6
Если положишь доброе начало, возлюбленный, то и старость свою проведешь также благоугодно, и будешь подобен светилу, озаряющему многих на пути Господнем. Потому положи крепкое основание, чтобы дело твое восходило в высоту. Паче всего бойся, брат, Бога и Его прославляй всем сердцем своим, чтобы и Он прославил тебя со святыми Своими. От юности своей возьмись за самую кроткую мудрость и не оставляй её до последнего дыхания. Она введет тебя на стези правды, и от юности своей будешь сосудом избранным, и старость свою сделаешь почтенной, и примешь похвалы от Бога, и люди возвеличат о тебе Господа.
Итак, если настоятель отдаст тебя под начало брату, не подумай сказать в уме: «Я — сын важных и знатных родителей, а он — сын незнатных и нищих или, быть может, и из рабского состояния. Как же могу подчиниться ему? Обидно мне, если сделаю это». Не рассуждай так, возлюбленный, ибо не разумно так рассуждать. Кто так рассуждает, тот не совлекся ещё ветхаго человека тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4:22).
А мы, возлюбленные, как самим Богом отданные в рабство единодушным с нами братьям, будем терпеливы, чтобы сподобиться нам свободы праведных, представляя в уме Владыку всяческих, Который нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8:9). Подклони, возлюбленный, выю под иго Его, чтобы обрести упокоение душе своей, потому что написано: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16:5). Господу слава во веки веков! Аминь.
Поучение 7
(По славянскому переводу, часть I. Слово 6)
К новоначальным
Не будь ленив и к рукоделию. Часто помысел внушает тебе, говоря так: «Не выучишься рукоделию, потому что ты худосилен и не вникателен, не в состоянии вынести до конца трудность этой работы. Вот и члены твои начали страдать от изнеможения, потому что не привык ты трудиться. Лучше оставь обитель и иди, откуда пришел. И там, говорят, спасешься, если захочешь бояться Бога». Но ты, как верный, не ослабевай от таких посылов. Потерпи Господа, призвавшего тебя в Свое Царство и радость. Ибо Он сказал: аминь, аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду… и прейдет: и ничтоже не возможно будет вам (Мф. 17:20). И мы, возлюбленные, будем терпеть, потому что возложили упование не на человека, который не может спасти, но на Бога, спасающего надеющихся на Него, как написано: Надеющийся на Господа, яко гора Сион (Пс. 124:1). И Дух Святой ублажает уповающих на Господа, говоря: Господи, Боже Сил, блажен человек уповаяй на Тя (Пс. 83:13). Итак, терпи, возлюбленный Господом.
Не терпел ли бы ты утомления, если бы стал учиться грамоте? Не терпел ли бы изнурения, если бы стал учиться мирскому искусству? Не тем ли паче обязаны мы терпеть все ради Господа? Ибо написано: труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет (Пс. 127:2). И апостол заповедует, говоря: своима рукама делайте благое, чтобы не только самим вам питаться своей работой, но и имеющему нужду подавать от трудов своих (Еф. 4:28). Потому да будет общим нашим старанием избавиться от грехов своих, ибо избавимся, если захотим, потому что Сам Господь сказал: просите, и дастся вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7:7–8); и Сам даровал миру неоскудевающее сокровище покаяния. Ему слава во веки! Аминь.
Поучение 8
(По славянскому переводу, часть I. Слово 8)
О бывающих же соблазнах знаем, Кто сказал: Не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7:1–2), — и так далее. Но чтобы тебе было, чем пособить своему помыслу, рассуди, что праведный Лот жил среди содомлян, но не увлекся их гордыней и непотребством, а потому и спасся, как написано: Видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше (2 Пет.2:8). Что же присовокупляет апостол? Весть Господь благочестивый от напасти избавляти, неправедники же на день Судный мучимы блюсти (2 Пет.2:9) и так далее.
Потому не так будем вести себя, чтобы сегодня были у нас воздержание и кротость, а наутро невоздержание и гордость; сегодня — безмолвие, бдение, смирение, а наутро — развлечения, ненасытный сон, неподчинение и тому подобное; сегодня у нас отречение от мира, отречение от всего земного, отречение от отечества, друзей, плотских родителей по упованию на Господа, а наутро станем отыскивать страну, отечество и наследство, чтобы погрузиться во множество зол. И жена Лотова, обратившись вспять, стала соляным столпом. Потому и Господь учит, говоря: никтоже возложь руку свою на рало, и обратившись вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9:62). Итак, имей всегда в уме тот день, в который, совлекшись всего, оставил ты мир для Господа, когда воспламенен ты был страхом Божиим, горел духом к Господу. И этого намерения держись до конца, ибо претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10:22), держись, чтобы вместе с вечной жизнью получить тебе награду за свое делание, потому что приступил ты к истинному Богу и пренебрег всем, да приобрящешь Христа. Ему слава во веки! Аминь!
Поучение 9
(По славянскому переводу, часть I. Слово 9)
О послушании
С течением времени не предавайся нерадению, потому что враг в иных влагает похоть по прошествии долгого времени от принятия ими монашеского образа, чтобы брат, не устояв против приятности удовольствия, бежал со своего поприща. А ты, возлюбленный, как старающийся угодить Богу, будь долготерпелив, ибо апостол говорит: аще и можеши свободен быти, больше поработи себе (1 Кор. 7:21). Посмотри на древние роды и увидишь, что все святые достигли обетований постоянным и долгим терпением. Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтобы и нам с ними наследовать Царство Небесное. Патриарх Иаков не четырнадцать ли лет работал за Рахиль Лавану Сирианину в Месопотамии — и в зной дневной, и в ночной мраз? Подобно и возлюбленный Иосиф не многие ли годы был рабом в земле чужой? Ибо написано: Иосиф же бяше седминадесяти лет, пасый овцы отца своего со братиею своею (Быт. 37:2). И ещё говорится: Иосиф же бяше лет тридесяти, егда предста Фараону (Быт. 41:46). Подобно и раб Господень Моисей сорок лет жил в земле Мадиамской. И сыны Израилевы через сорок лет взошли в землю обетования. Подобно и доблестный муж Даниил с тремя отроками, которые верой и пламень пещный обратили в росу, терпел рабство, скорби и укоризны в земле чужой, но тем они и спаслись. А мы не терпим и малого злострадания; по неверию нашему удаляется от нас терпение. Так предался ты печали, как будто, утратив чужой залог, отводишься в плен. Придай себя ревности о Господе и мужайся, как верный, чтобы от великой печали не утратить тебе душевных сил и при конце не каяться.
Представь себе, возлюбленный, тех, которые подвергаются истязаниям в изгнании, в рудокопнях и в горьком рабстве, но подчинились настоятелю своему о Господе. Если даже и по-человечески судить о том рабстве, какое терпишь ради Господа, то подвергшийся бесчестию за царя и самую обиду не вменяет ли тебе в похвалу?! Но, может быть, скажешь, что дело это трудно? Увы мне, грешному и непотребному рабу! Если не соглашаешься терпеть труда ради Господа, то для чего же оставили мы мир? Кто, возлюбленный, столь достоин и блажен, чтобы пострадать за Пострадавшего ради него? Не многое даешь ты от себя, возлюбленный, но получишь многое. Терпения бо имати потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование Его (Евр. 10:36), ибо претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10:22).
Поучение 10
(По славянскому переводу, часть I. Слово 10)
Не расслабевай, брат, от приходящих к тебе помыслов, ибо это — начало борения. Бери себе урок с дождевого водоема. Вскоре после дождя, когда благословение дождевное только что собрано в водоем, вода бывает сначала мутна, но чем более проходит времени, тем чище она делается. Впредь, возлюбленный, не расслабевай, ибо написано: потоцы беззакония смятоша мя (Пс. 17:5). И в другом псалме говорится: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися (Пс. 87:4). Почему и говорит ещё: Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек (Пс. 117:6). Итак, когда придет тебе на мысль лукавый помысел, воззови к Господу со слезами, говоря: «Господи, будь милостив ко мне, грешному, и прости меня, Человеколюбец! Отгони от нас лукавого, Господи!» Бог — Сердцеведец и знает помышления, происходящие от злонравия; но знает также и помышления, бывающие у нас по злобе бесов.
Но знай и то, в какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой будет очищаться и ум твой, и помышления твои. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: Всяку розгу о Мне не творящую плода, отсеку, да множайший плод принесет (Ин. 15:2). Желай только спастись, ибо Господь любит усиленно желающих получить спасение и содействует им.
Но выслушай и притчу о скверных помыслах. Когда виноградные ягоды собраны с лоз, вложены в точило, выжаты, дали из себя вино, и оно влито в сосуды, тогда вино сначала кипит, как бы разгорячаемое самым сильным жаром, так что и отличные сосуды, не вынося стремительности, разрываются от напряжения. Так бывает и с помышлениями человеческими, когда от суетного века сего и от забот его переходят к небесному. Бесы, не терпя ревности в человеке, разными способами смущают ум его с намерением примешать к нему развращение мутно (Авв. 2:15). И если найдут сосуд не без недостатка, то есть душу неверную и сомневающуюся, то разрывают его, потому что бесы подобны хищным волкам и ходят по кельям монахов, ища отворенную для них дверь, чтобы, ворвавшись внутрь, растлить покорную им душу. Если же найдут дверь запертой (а разумею под ней душу, утвержденную в вере), то уходят назад с поникшим лицом.
Итак, не приходи в робость и не бойся их злости, они не могут повредить тебе, у которого помощником Христос. Ибо апостол говорит: Не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия (2 Тим. 1:7). И ещё Сам Господь сказал ученикам Своим: видех сатану яко молнию с небесе спадша. Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк. 10:18–19). Потому, возлюбленный, мужайся и возмогай о Боге своем, потому что милость Его во век.
Если же враги приводят нам на память родителей по плоти, то скажем им: «С нами неразлучен Отец наш Бог». И если приводят на память земное богатство, то скажем, что писано: сокровиществует, и не весть, кому соберет я (Пс. 38:7)! И ещё: вкупе безумен и несмыслен погибнут и оставят чуждым богатство свое (Пс. 48:11), так что вина будет на мне, имение достанется другому, что непривлекательно для меня, это — великое лукавство. Потому не учились мы собирать сокровища на земле, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут… Идеже бо, сказано, есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6:19, 21). Но благословен Бог, давший нам крепость на невидимых врагов! Ему слава во веки веков! Аминь.
Поучение 11
(По славянскому переводу, часть I. Слово 11)
Пока есть ещё у тебя время, брат, подвизайся как добрый воин Христов, зная, что подвизаешься не о тленном венце, но об очищении грехов и о жизни вечной. Потому во всех делах своих приобрети себе смиренномудрие, которое есть матерь послушания. Сбрось с себя двоедушие и во всем облекись верой, чтобы Господь, видя ревность души твоей, укрепил тебя в деле. Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти, так как для Господа оставил ты плотских родителей, друзей и имение. Ибо если вначале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление, и ущерб. Итак, если когда случится нам для Господа и изнемочь несколько или даже и сверх сил, не будем роптать. Ибо кто ропщет, то явно о себе дает знать, что трудится не по собственному изволению. Ты как мудрый не состязайся с нерадивейшими братьями и не ревнуй проводящим жизнь не богобоязненно, твердо зная, что падающий разбивается, а побеждающий венчается.
По крайней мере, не ссорься с братом своим, ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен. О таком человеке надобно нам более сострадать и утешать его, а не оскорблять по своей несострадательности.
Ты же подвизайся подвигом добрым, зная, зачем пришел. Вот теперь у тебя благоприятное время собирать неистощимое богатство служением братии и плодоношением. Потому, возлюбленный, если на дворе не даешь накопляться нечистотам, то не давай и внутри себя усиливаться плотским пожеланиям. Но когда выметаешь золу из поварни, с великим смиренномудрием делай это, помня, что говорит пророк: пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях (Пс. 101:10). Размышляй, возлюбленный, о тленном огне, а вместе возводи ум к вечному пламени, который пожрет грешников, и плачь о своих грехах, а также о мне, грешном, чтобы отпущение грехов даровал нам Господь. Ему слава во веки! Аминь.
Поучение 12
(По славянскому переводу, часть I. Слово 12)
О некичливости
Если, отрекшись от суетной жизни, вступил ты, брат, в обитель великого числа братий и игуменом передан на руки другому монаху, который бы учил тебя добродетельным подвигам, то не думай говорить (что) или делать вопреки своему старшему, помышляя в себе что-нибудь неприличное и говоря: «Оставил я богатство, дома, поля, рабов и все вменил в тщету, чтобы обрести Христа (Флп. 3:8), — а этот не имел у себя никакой собственности и, что всего вернее, пошел сюда от нужды; ужели же перед ним буду смиряться и дойду до такого уничижения? Разве от голода я здесь?» Не держи в себе таких мыслей, возлюбленный, слова эти исполнены гордыни. Напротив того, представляй в уме, что общий наш Владыка Христос для нас смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:8). Разумей, яже глаголю: да даст убо тебе Господь разум о всем (2 Тим. 2:7). Два борца пришли вместе для борьбы, и один был одет в светлую одежду, а другой — в убогую. Светлую ли одежду употребит в дело борец во время подвига, или скорее противоборник в деле с противником воспользуется пособием мужества и искусства, соединенного с силой? Или как осмелимся просить у Бога отпущения прежних своих грехопадений, не забыв ещё прежнего образа жизни? Или как облечемся в новаго человека, созданного по Богу, не совлекшись ветхого человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4:24, 22)? Невозможно ветхого совокупить с новым, как сказал Спаситель наш: Никтоже бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: отторгнет бо приставление его от ризы, и горша дира будет (Мф. 9:16); и ещё: Ниже вливают вина нова в мехи ветхи… но вино ново должно влить в мехи новы, и обое соблюдется (Мф. 9:17). Не умудряйся по ветхому человеку, ибо написано, кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть (1 Кор. 3:18–19). Итак, возьмись за смиренномудрие, потому что написано: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16:15), — чтобы, исправив все хорошо и искусно, иметь тебе похвалу у Бога и наследовать венец жизни, который обещал Он любящим Его. Ему слава во веки веков! Аминь.
Поучение 13
(По славянскому переводу, часть I. Конец Слова 12)
О смиренномудрии
Тем, которые от бедственной и многотрудной жизни переходят к жизни монашеской, должно не высокомудрствовать, не превозноситься, но показывать в себе всякую кротость и смиренномудрие, памятуя и рассуждая вместе с братьями о благодеяниях Господних, — о том, из каких затруднений века сего извлек их Господь, а иначе, рассеявшись умом, как неблагодарные услышат от Благодетеля сказанное в псалме: И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48:13). Итак, возлюбленные, все дни жизни своей со многим смиренномудрием поработаем Господу, воздвигающему от земли нища и от гноища возвышающему убога (Пс. 112:7), чтобы и по кончине сподобил Он нас славы с кроткими и смиренными. Ибо написано: Господь, и воздает излише творящим гордыню (Пс. 30:24). И ещё: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6). Ему слава во веки! Аминь.
Поучение 14
(По славянскому переводу, часть I. Слово 13)
О настоятелях
Тебе, брат, вверена душа? Препоясуй чресла свои как муж, потому что немалый совершается подвиг: ты принял на себя дело душ совершенных (спасающихся)! Потому весьма трезвись, великого внимания требует дело, не пренебрегай им. Напротив того, взаимное ваше обращение да будет во всякой святости, чтобы по невнимательности нашей враг не посеял чего-либо своего, воспользовавшись послушанием подчиненного. Кто преступает пределы чистоты и целомудрия и требует послушания по прихоти, тот не остается без наказания: От виноградов бо содомских виноград их, и розга их от Гоморры (Втор. 32:32). И апостол говорит: отметаяй, не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в нас (1 Фес. 4:8).
Но и повинующийся в подобном деле не имеет похвалы от Бога, потому что подражает не Иосифу, и соревнует не блаженной Сусанне. Иосиф, в рабство проданный египтянке, не увлекся её ласкательствами, и угрозы смерти не устрашили боголюбца. Обольщая юношу, обещала она сделать ему множество подарков; когда же не соглашался он, неоднократно грозила смертью и мучениями. Но он ничего не предпочел целомудрию и, послушный во всем ином, отказывался исполнить одно это, положив тем знамение нашего жития (став примером для нас). Подобно и блаженная Сусанна пожелала лучше умереть, нежели согрешить перед Богом.
Великое же наказание готовит себе тот, кто клевещет на праведного, потому и апостол говорит: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Флп. 2:12). Враг сильно противится преуспевающим в добродетелях, но верные попирают его.
А старшие должны быть для младших образцом всякой добродетели, чтобы отсечь своим примером вину хотящим вины (2 Кор. 11:12). Ибо если сами непокорны, то как младших научим послушанию? Если сами чревоугодники, или преданы пьянству, или сребролюбцы, то как младших себя научим воздержанию и терпению? Если сами не предусмотрительны, или многоречивы, или непостоянны, то как младших себя научим степенности и постоянству? Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5:19). И ещё говорит через апостола: образ буди верным (1 Тим. 4:12).
Скажешь ты мне: «Если не делаю (чего-либо в пример), то ужели мне и не говорить брату полезного?» Отвечу на это: что пользы, возлюбленный, если, увещевая других, сами делаем противное? Господь говорит через пророка Иезекииля: комуждо по пути его сужду вам… глаголет Адонаи Господь (Иез. 18:30).
Прежде не делали мы? — Так не поленимся теперь делать. Прежде были мы побеждены? — Так теперь не уступим над собой победы. Прежде мы не радели? — Теперь не будем нерадивыми, обратимся, наконец, к Господу. О том же, чтобы учить и увещевать одному другого, имеем заповедь Святого Духа, ибо сказано: обративший грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов (Иак. 5:20).
Таким образом, возлюбленные, и нам не должно осуждать старших себя, ибо написано: Не судите, да не судими будете (Мф. 7:1). Имеете, братья, пример смиренномудрия в пророке Самуиле. Не вознесся он сердцем перед священником Илием, хотя и слышал о нем от Бога. И апостол Петр заповедует, говоря: Раби, повинуйтеся… не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите; но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом. На сие бо и звани быстре. Зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его: иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: Иже укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же Судящему праведно (1 Пет.2:18–23).
Итак, позаботимся о своем спасении, возлюбленные, будучи готовы к покаянию по всякому слову, какое услышим особливо от настоятеля своего о Господе. Ибо как вода угашает огонь, так чистое покаяние угашает ярость и отвращает гнев. Да убедит тебя в этом пятьдесятник, который, смиренномудрием умилостивив пророка Илию, спасся от гнева.
Итак, возлюбленный, имей послушание во всем о Господе, чтобы Господь, видя негорделивость и смирение сердца твоего, возвысил тебя. Храни же слово Его, с нами да будет Сказавший: Идеже бо еста два, или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20). Ему слава во веки! Аминь.
Поучение 15
(По славянскому переводу, часть I. Слово 14)
По частям созидается город, и со управлением бывает брань (Притч. 24:6). Неопытный не может владеть луком, как опытный, и отроку невозможно бежать наравне с мужем. Если на отрока возложишь бремя не по силам его, то сделаешь ему вред; и если не будешь радеть об его учении, то ни к чему не будет он годен. Так и новоначальным должно управлять с рассуждением, не налагать на него бремени по тщеславию и не пренебрегать (не подавлять) души его. Но как мудрый рассуди: каким образом сам ты подчинялся старшему себя? И таким же образом понемногу давай ему уроки подвижничества. Но не принуждай брата к делу по страсти сребролюбия, потому что Господь — Сердцеведец. Учи его подвигам добродетели и степенному житию как уповающий получить воздаяние от Бога. Если по совершении бдения и обычного правила сам ты намерен бодрствовать, а подчиненный хотел бы немного уснуть, дай ему отдых. Ибо, по сказанному выше, невозможно отроку бежать наравне с совершеннолетним. Если немощен он телом, не отвергай его, но потрудись с ним, и будь к нему долготерпелив, как умный земледелец, посадивший доброе растение у себя на поле. Приложи же все старание, представите тело его жертву живу, благоугодну Богови (Рим. 12:1), чтобы и нам не быть осужденными с теми, которых обвиняет апостол, говоря: Имущий образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. 3:5).
Итак, учи подчиненного всякому доброму делу, потому что написано: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши (Иер. 15:19).