И) Зачем Генри разговаривает, когда все равно знает, что один в Квартире? Что это означает?

Ответ: мы часто слышим как Таунсенд разговаривает сам с собой ("Oh, man... What a dream..."). Особенно в начале игры. Спрашивается - зачем? Никто его уже не услышит... Никто не услышит ни его крики о помощи, ни крики отчаянья... Теперь Таунсенд остался в абсолютном одиночестве, в абсолютной тишине, в Квартире абсолютного уединения и умиротворения... Квартире абсолютного "не-бытия"...

Вот именно из-за одиночества Генри и разговаривает сам с собой. В отсутствие настоящих людей, Таунсенд пытается общаться с мысленным собеседником, чтобы создать хотя бы тень жизни... Оказавшись в абсолютной тишине, Таунсенд пытается ее нарушить, заполнить пустоту. Но можно ли в одиночестве заполнить пустоту своей души? Что можно противопоставить всесокрушающему желанию умиротворения Уолтера Салливана?

Ответ на этот вопрос мы сможем найти лишь в конце.

--------------------------------------------------------

Генри все больше начинал ощущать чувства Уолтера, его желания, мечты, переживания, его мир... И в один серый, ничем не примечательный день Генри попал в мрачный мир Уолтера (в тот день он в первый раз увидел кошмар).

Пять дней назад Генри осознал, что время в его жизни остановилось (на 10:06) - на улице жизнь течет как прежде, но для Таунсенда жизнь остановилась, он оказался полностью отрезан от внешнего мира - телевизор, телефон... Все не работает. Даже окна не открываются и их нельзя никак выбить... И никто не знает, что весь мир человека перевернулся, никто не узнает даже если Генри не станет - даже если он просто навсегда исчезнет. И что самое странное - дверь оказалась наглухо запертой изнутри.

Неужели Генри запер кто-то, находящийся прямо в его квартире?

Таунсенд замечает, что "Five days ago...My whole world has suddenly turned insane..." Но правда ли, что мир Таунсенда перевернулся только 5 дней назад? Нет. Генри сам запер себя в Квартире еще 2 года назад, он сам отстранился от людей...

Вся комната это лишь метафора "счастливой" жизни Генри в последние 2 года - и лишь увидев свою "жизнь" в таком свете, наш протагонист начинает понемногу осознавать, что весь его мир перевернулся с ног на голову.

В образе Таунсенда заключен глубокий смысл - все 2 года Генри знал, что может просто открыть дверь и оказаться на свободе - и поэтому он от этой свободы отказывался, запираясь в Квартире и погружаясь в "не-бытие". И лишь поняв, что эту свободу он может навсегда потерять, Генри приходит к осознанию того, что он все же хочет "быть". Уж так устроен человек: мы осознаем истинную ценность какой-либо вещи (блага), лишь навсегда потеряв её (Вот так и Джеймс в SH2: была Мэри здорова - и по стрип-барам шлялся, и особого внимания ее здоровью не уделял. Как умерла - усё, на любимой жене свет клином сошелся!)

И, как уже говорилось ранее, когда Генри осознает, что хочет "быть" - только тогда он начинает тянуться к людям, начинает искать выход на свободу. Но уже поздно... Скоро Таунсенд даже потеряет возможность смотреть на мир людей через запертое окно , окончательно растворившись в темном и безжизненном "Раю" Салливана. Генри слишком поздно разобрался в потемках своей души - сделай он это раньше и ему удалось бы избежать влияния Уолтера... "But now it's over... It's over..."

Дверь в мир людей уже навсегда заперта...

В SH4 мы встречаем Генри Таунсенда на том моменте самоосознания, когда он начинает понимать, что не может жить в одиноком герметичном, изолированном мире - он желает снова услышать человеческий голос (сцена с телефоном), желает увидеть человеческое лицо (сцена, где Генри смотрит на Айлин за дверью), желает выбраться из Квартиры обратно в мир людей... И эта жажда "свободы" становится главным желанием бывшего затворника, именно это желание движет им, и именно ради осуществления этого желания Генри теперь пойдет на все на свете...

-----------------------------

К) Сцена с телефоном

5 Дней кошмаров и осознания собственного одиночества... Как бы Генри хотелось снова услышать человеческий голос - и... о чудо! Телефон звонит! Но, по иронии Судьбы, не Генри просит у дозвонившегося позвонить в полицию, освободить его... Все происходит наоборот, как во сне. Генри лишь произносит "Hello...?" в надежде, что звонок не привиделся ему, в надежде, что услышит голос человека в трубке, в надежде, что кто-то освободит его, поможет... Насколько же странно слышать, что самого Таунсенда просят о помощи. Причем, телефонный шнур перерезан... Как 34 года назад в этой Квартире оборвалась пуповина, разлучив Уолтера с Матерью, также сегодня обрывается и телефонный шнур, отрезая Таунсенда от внешнего мира... После таких событий Генри стоило бы усомниться в собственной "нормальности". Быть может, он так хотел услышать человеческий голос, что сам выдумал загадочный звонок? Ответ мы найдем в мире Уолтера Салливана...

Л) Наблюдение за Айлин

Что же заставляет Генри наблюдать за своей соседкой? С нетерпением ждать момента, чтобы лишь взглянуть на нее? Ведь раньше (до осознания своего безнадежного одиночества и отстраненности от внешнего мира) Таунсенд мог запросто выйти из Квартиры, подойти к соседке, пялиться на нее сколько угодно, общаться, подарить цветы и назначить свидание.. Но раньше затворнику такое даже и в голову не приходило (или приходило, но Таунсенд не находил в себе сил выйти из тихого и спокойного мира Квартиры?). И лишь теперь Генри осознает как много теряет, ему хочется еще хоть раз (может, последний раз в жизни...) увидеть живого человека. Естессно, подобное созерцание доставляет аж двойное наслаждение, т.к. вид человека всегда сопровождается надеждами на спасение (да и вообще - приятное это дело. Кто ж откажется за дээвушкой в щель подглядывать? Эротика, причем, абсолютно халявная, паанимаешшшь)

Но тут есть и другой, гораздо более важный подтекст. Генри начинает понимать, что он не живет и не может жить - но, тем не менее хочет. И по этой причине он пытается скомпенсировать собственную безжизненность наблюдением жизней других людей. Т.е., наблюдая за Айлин, он чувствует, что все же живет - живет ЕЁ жизнью. И отчасти поэтому ЕЁ жизнью он впоследствии начнет дорожить больше, чем собственной (вспомните концовку "Eileen's Death" - пожалуй, самую грустную и мучительную концовку SH4, где мы вместе с протагонистом чувствуем боль и безысходность). Так, Генри медленно начинает жить лишь жизнями других людей, подменять свою "жизнь" наблюдением за чужими жизнями. Да уж, совсем как заправский поклонник различных реалити-шоу и мексиканских телесериалов. Довольно грустная картина - но это все, что осталось Таунсенду, скоро у него, возможно, уже не будет и этого.

------------------------------------

Как бы Генри хотелось выбраться из своей клетки-Квартиры... И в ванной комнате вскоре появляется ДЫРА. Необъяснимо, этого не может быть... Ведь этой ДЫРЫ не может быть, просто не бывает такого в мире - в мире людей... Но наконец-то в герметичном мире Таунсенда появилась ДЫРА, наконец-то у него появилась Надежда выбраться из заточения.

Обратите внимание: увидев ДЫРУ, Генри сначала не может поверить своим глазам - в шоке от увиденного он спрашивает "What the hell?!" - может, в этот момент он начинает сомневаться в ясности рассудка? Но в тот же время Таунсенд спрашивает (скорее, себя) "S-Somebody in there?" - в голосе чувствуются неуверенность, страх и ... надежда. И впрямь, Генри так бы хотелось увидеть человека в ДЫРЕ, но внутри мы видим лишь тьму, тьму и пустоту человеческой души (да-да, сразу же приходит на ум "From the Darkness and Void, bring forth Gloom").

Дыра необъяснима, само ее существование невозможно, она противоречит всем представлениям о мироустройстве, противоречит устоявшемуся человеческому рациональному сознанию. Но ДЫРА - это последняя Надежда Таунсенда, если не поверить в эту Надежду - остается лишь отдаться Отчаянью и умереть в безысходности и безнаге, подобно Джозефу Шрайберу... Так что же делать? Что предпочесть - рациональность и Отчаянье или безумие и Надежду на Спасение? Генри делает свой выбор - "I wonder if I can get out this way...?", желание свободы заставляет его испробовать последний шанс. Генри погружается в ДЫРУ...

--------------------------

М) Сцена с ДЫРОЙ

Эта сцена является одним из наиболее символичных моментов в SH4 и у нее есть как минимум 3 скрытых значения - в полной мере мы разберем ее в анализе SH4, а сейчас давайте рассмотрим ее значение как бы со стороны Генри Таунсенда.

В слабой Надежде на освобождение из плена Квартиры, Генри пролезает в ДЫРУ - верит ли он, что она куда-то его выведет? Хочет верить, но рациональный человеческий разум отчасти сопротивляется подобной безумной Надежде.

И что же видит Генри в ДЫРЕ? Слабый свет в конце туннеля - свет Надежды, сначала он слаб, но, чем дальше Таунсенд следует по пути своей последней Надежды - тем ярче становится свет. Т.е. мы понимаем, что свет олицетворяет не только определенную заветную цель, но и силу Надежды Таунсенда на освобождение.

Куда же выведет протагониста эта слепая Надежда?

-------------------------

И куда же выводит Генри желание выбраться из Квартиры? Во внешний мир, страшный внешний мир... Уолтера Салливана. Из одной клетки, Генри попадает в другую - в одну клетку вечного сна с жертвами и подсознательными страхами кровавого маньяка-убийцы. Может, стоило все же последовать рекомендациям Уолли и оставаться в Квартире? Впрочем, нет - Квартира становится невыносима (особенно ее "невыносимость" становится очевидна к концу игры) - и остается лишь противостоять страхам Уолтера, противопоставить Салливановскому желанию "не-бытия" свое желание снова жить, желание свободы, желание вернуть то, что было у Таунсенда когда-то в прошлом...

-------------------------

Наши рекомендации