И тот, кто притязает на знание сокровенного; (81)

малейшего её звука, и вечно пребудут среди того, что возжелали их души»1. В другом же аяте Всевышний сказал: «Они сказали: «Наши божества лучше или он?»»2, то есть ‘Иса, мир ему и благословения Аллаха. Потом Он сказал: «Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися! Он – всего лишь раб, которого Мы облагодетельствовали и сделали примером для сынов Исраиля»3. Он раб Аллаха и он не доволен тем, чтобы ему поклонялись помимо Аллаха, напротив, Всевышний Аллах послал его, чтобы запрещать это: «Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”»4. Поэтому тот, кому поклоняются, но он не доволен этим, он не попадает под эту угрозу и не является тогутом, так как он отвергающий это. И потому что тогут – это тот, кто доволен тем, что ему поклоняются вместо Всевышенго Аллаха.

(80) Третий из глав тогутов – это тот, кто призывает людей совершать поклонение ему. Наподобие глав многобожников, которые призывают людей к поклонению себе, как это делал фараон. Он сказал: «Я ваш высочайший господь»5. И наподобие Намруда и крайних суфиев, которые призывают людей, чтобы они поклонялись им. Они даже завещают людям, чтобы они поклонялись им после их смерти. Сказал один из них: «Когда вы не сможете решить ваши проблемы, то придите к моей могиле, и песок не будет препятствием между мной и вами». Они завещают людям, чтобы они приходили к их могилам, и обещают им, что они выполнят их потребности. И тот, кто призывает людей к поклонению самому себе, будь он живым или мёртвым, он является главой тогутов. Также те люди, которые призывают людей к поклонению кому-либо кроме Аллаха, являются тогутами и призывающими к Ширку. Также ими являются те, кто приукрашивает людям Ширк, и называют его другими именами, и говорят, что это из разряда ат-Таууасуля или из разряда разновидностей заступничества. И таких людей очень много. Такие люди являются тогутами, потому что они призывают к Ширку. Они призывают к поклонению не Аллаху и называют это не своим именем. Они украшают это для людей различными сомнениями и красивыми словами.

Каждый, кому поклоняются вместо Аллаха и он доволен этим, или кто призывает людей к поклонению себе или к кому-либо другому помимо Аллаха, они входят в число тогутов, более того, они являются предводителями тогутов, просим у Аллаха прощения.

(81) Четвёртый из глав тогутов – это тот, кто притязает на знание сокровенного. В этот вид входят колдуны, астрологи, предсказатели и гадальщики. То есть любой, кто заявляет о том, что он знает сокровенное и говорит людям: «С вами произойдёт то-то и то-то. Для тебя будет счастье» или: «Тебя постигнет усталость», или: «Ты преуспеешь в женитьбе», или: «Не преуспеешь». Они притязают на знание сокровенного, но сокровенное

Пророки 101-102.

Украшения 58.

Украшения 58-59.

Трапеза 117.

Вырывающие 24. 147

И тот, кто судит (правит) не на основании того, что ниспослал Аллах.(82)

Знает только Всевышний Аллах. Сказал Всевышний: «Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха»1, а также Он сказал: «Он – Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен»2, а также: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании»3. Слова Всевышнего: «Не знает никто кроме Него». В этом предложение содержится ограничение того, что никто не знает сокровенное, кроме Аллаха или того из посланников, кого Он осведомил о чём-либо из сокровенного. Он осведомил их об этом для людской пользы или в качестве чудес для посланников. Однако, тот, кому Он сообщил что-либо из сокровенного, знал это не сам по себе, а узнал это только посредством обучения от Аллаха. Не знает сокровенного никто, кроме Аллаха, а тот, кто претендует на знание сокровенного, то он претендует быть соучастником Аллаха в том, что принадлежит только Ему Всевышнему. Тем самым такой человек становится многобожником, тогутом и неверным. И это один из самых сильных видов вероотступничества от Ислама.

(82) Пятый вид глав тогутов – это тот, кто судит (правит) не на основании того, что ниспослал Аллах. Доказательство на это слова Всевышнего Аллаха: «Они желают обращаться на суд к тогуту»4. Тот человек, который судит (правит) не на основании того, что ниспослал Аллах, считая это дозволенным, является тогутом. Также тогутом является тот, кто говорит: «Разрешается обращаться на суд (править) к выдуманным законам или к обычаям джахилии, или к обычаям племён бедуинов и оставлять Шариат». Или говорит: «Это дозволено» или: «Это равняется тому, что ниспослал Аллах». Если человек говорит: «Такой-то закон лучше чем то, что ниспослал Аллах» или: «Такой-то закон равен тому, что ниспослал Аллах». Или он только говорит, что судить (править) каким-либо законом дозволено и даже не говорит, что какой-либо закон лучше или равен Шариату, такой человек считается тогутом5. На всё это пришли ясные тексты Курана. Сказал Всевышний Аллах: «Они желают обращаться на суд к тогуту». Он был назван тогутом, потому что он преступил установленные Аллахом границы. А что касается человека, который судит (правит) не на основании того, что ниспослал Аллах и он подтверждает что то, что ниспослал Аллах является обязательным к следованию и что это Истина, а всё другое является ложным, и то, что он судит (правит) ложным, то такой человек считается неверным малым неверием, которое не выводит из религии6. Однако, этот человек в большой опасности. Он находится на пути, который приведёт его к неверию, выводящему из религии, если он будет проявлять послабления в этом деле.

Муравьи 65.

Джинны 26-27.

Скот 59.

Женщины 60.

5 Именно в эту категорию попадают современные правители, которые управляют не законом Аллаха. Или кто-то скажет, что они считают запретным управлять выдуманным законом, но их толкает на это вынужденность? Приведите тогда ваши доводы! Слова кого-либо из современных правителей, где он заявляет такое (от переводчика).

6 Заблудшие люди заявляют, что современные правители, которые правят выдуманными законами, попадают именно в эту категорию, и поэтому они остаются мусульманами. Нам же только остаётся сказать словами Аллаха: «Приведите ваше доказательство!» (Рассказ 75). 148

И доказательство на это слова Всевышнего: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий»1. (83)

А что касается человека, который вынес постановление не на основании того, что ниспослал Аллах, не намеренно, а вследствие своего иджтихада, и он является муджтахидом и факихом, он проявил иджтихад, но ошибся и не смог вынести правильное решение, такому человеку прощается его ошибка. Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Если судья проявил иджтихад и вынес правильное решение, то ему две награды. А если судья проявил иджтихад, вынес решение и ошибся, то ему одна награда»2. Потому что он не намеревался совершить ошибку, но желал Истины и соответствия закону Аллаха Всевышнего, но его постановление не совпало с законом Аллаха. Такой человек считается оправданным и он вознаграждается. Однако, не дозволяется следовать за ним в его ошибке. Из этого раздела иджтихады факихов, которые ошиблись в них, а также иджтихады судей, когда они проявляли иджтихад и расходовали свои силы в желании достичь Истины, но это у них не получилось. Ошибки таких людей прощаются.

(83) Сказал Всевышний Аллах: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тогута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий». «Нет принуждения в религии» смысл этого, что ни один человек не принуждается входить в Ислам. Так как вхождение в Ислам обязательно должно основываться на удовлетворённости и на убеждении сердца. Не дозволено принуждать кого-либо к этому. Потому что сердцами распоряжается только Всевышний Аллах. Мы не принуждаем никого входить в Ислам, потому что мы не владеем сердцами, но ими владеет и распоряжается только всевышний Аллах. Однако мы призываем к Исламу и желаем, чтобы люди входили в него. И мы сражаемся на Пути Аллаха с неверными для распространения Ислама, и для предоставления возможности тому, кто хочет принять Ислам, и для подавления врагов Аллаха. А что касается наставления на верный путь, то оно в руках Всевышнего Аллаха и никто не принуждается к Иману и Исламу, но это зависит только от самого человека.

Потом сказал Всевышний: «Уже отличился прямой путь от заблуждения». В Исламе, и хвала Аллаху, нет ничего ненавистного человеку, напротив, в Исламе всё любимо и желанно. А неверие и Ширк являются злом и ненавистными вещами, и уже отличилось одно от другого. Отличился прямой путь, а это Истина, от заблуждения, а это ложное. У человека есть ум и мышление, он может сопоставить Истину и ложное. Если мышление человека было правильным и здоровым от страстей, то оно приведёт его к принятию Истины без какого-либо принуждения. Это одно из толкований этого аята.

Второе толкование этого аята: этот аят был ниспослан по поводу людей писания. Они не принуждаются к вхождению в Ислам. Напротив, если они хотят оставаться на своей религии, то им дозволяют это, при условии, что они будут выплачивать мусульманам джизью, находясь в униженном состоянии. А что касается других неверных, которые не являются людьми писания, то они или принимают Ислам или убиваются. Потому что у них нет религии, а язычество не является религией.

Бакара 256.

2 Аль-Бухари 7352, Муслим 1716 со слов ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах. 149

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Наши рекомендации