Муслим «аль-Иман» 8, ат-Тирмизи «аль-Иман» 2610, ан-Насаи «аль-Иман и его положения» 4990, Абу Дауд «ас-Сунна» 4695, Ибн Маджа «аль-Мукоддима» 63, Ахмад 1/52.
2 Аль-Байхаки в разделе «Ответвления Имана» 4/334 (5313) (5314) со слов ‘Аиши, да будет доволен ей Аллах.
Муслим 8. 110
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Это, чтобы ты засвидетельствовал «Что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха», мир ему и благословения Аллаха. И чтобы ты совершал молитву, выплачивал закят, постился в месяц Рамадан и совершил хадж к дому, если у тебя будет на это возможность». На что мужчина сказал: «Ты правдив», и мы удивились этому. Сначала он задаёт вопросы, а потом подтверждает их правильность. (50)
Так откуда же взялся этот человек?! Это и удивило сподвижников. Слова ‘Умара: «И он сел, напортив пророка, да благословит его Аллах и да приветствует», то есть перед ним, как садится ученик перед учителем. «И прислонил свои колени к коленям пророка, мир ему и благословения Аллаха», то есть сел очень близко к нему. «Положил свои руки ему на бёдра», то есть на бёдра пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. «И сказал: «О, Мухаммад»», то есть обратился к нему по его имени, а не сказал: «О, посланник Аллаха». Возможно, он сделал это, мир ему, для того, чтобы сподвижники подумали, что он из числа бедуинов. Потому что бедуины обычно обращались к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, по имени. Так как природой и обыкновением бедуинов было невежество и несдержанность, по причине которых они его не знали.
Джибриль сказал: «О, Мухаммад, поведай мне об Исламе», то есть растолкуй мне смысл Ислама.
(50) Слова автора «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Ислам – это, чтобы ты засвидетельствовал «что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха», совершал молитву, выплачивал закят, постился в месяц Рамадан и совершал хадж к Дому, если у тебя будет на то возможность». Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, перечислил ему столпы Ислама, которые обязательно должны присутствовать. И, если они будут присутствовать, и будут исполнены, то будет исполнен Ислам. А то, что сверх них из других дел, то это дополнения к ним. И посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, ограничился тем, что разъяснил столпы Ислама. Потому что, чем короче будет ответ, тем он будет легче для спрашивающего и обучающегося. И ему будет легче запомнить его и сконцентрироваться на нём. Тогда как, если ответ будет длинным, то он станет запутанным для слушающих и может быть многие из них полностью не усвоят его. Это доказательство на то, что спрашиваемый должен стараться быть кратким, по мере возможности и ограничиваться на важном. А если спрашиваемый не будет поступать таким образом, и будет удлинять ответ, то ведь Ислам намного обширней, и он не сможет полностью охватить его. Это были столпы Ислама, на которых он основывается.
«На что мужчина сказал: «Ты правдив»» - это вторая удивительная вещь. Сказал ‘Умар: «И мы удивились этому. Сначала задаёт вопросы, а потом подтверждает их правильность». Это указало на то, что он является знающим и что это не было вопросом невежды. Но он спросил, будучи знающим, доказательством чему служит то, что он сказал: «Ты правдив».
И так как, всё это указало на то, что он является знающим, то почему же он спрашивал?
Мужчина сказал: «Поведай мне об Имане» - на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: Это, чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в последний день, а также, чтобы ты уверовал в предопределённость как хорошего, так и плохого». На что мужчина сказал: «Ты правдив». (51)
Мужчина сказал: «Поведай мне об Ихсане» - на что пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Это, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, но даже если ты не видишь Его, то поистине, Он видит тебя». Мужчина сказал: «Поведай мне о Часе», на что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Спрашиваемый о них, знает не больше спрашивающего». (52)
(51)Мужчина сказал: «Поведай мне об Имане» - на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Это, чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в последний день, а также, чтобы ты уверовал в предопределённость как хорошего, так и плохого». Пророк, мир ему и благословения Аллаха, после того как перечислил столпы Ислама, перечислил ему шесть столпов Имана. И если слова Ислам и Иман придут вместе1, то смысл слова Ислам – это внешние дела, а смысл слова Иман – это внутренние дела, то есть дела сердца. И то, на чём он основывается – это подтверждение, знание и твёрдая убеждённость. И обязательно должны присутствовать у человека Ислам и Иман. Ислам – это внешние дела, а Иман – это внутренние дела. Это вытекает из слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ислам – это то, что явно, а Иман – это то, что в сердце»2. Если эти два слова пришли вместе, то для каждого из них становится свой смысл, а если же пришло только одно из них, то их значения входят друг в друга. Если был упомянут один только Иман, то Ислам входит в него. А если был упомянут один только Ислам, то Иман входит в него. Потому что не будет достоверным Ислам без Имана, так же, как не будет достоверным Иман без Ислама. Обязательно должны присутствовать оба, они являются неразлучными. Поэтому сказали учёные: «Воистину, Ислам и Иман из таких названий, которые когда объединяются, разделяются, а когда разделяются, объединяются». То есть входят друг в друга, так как они неразлучны и не отделяются друг от друга.